2000 г. Нулевой отсчет
|
Судьбой ли, богом, физическими законами Вселенной, кем-то всевластным так мудро определено: человеку не дано знать своего будущего. Так же как не дано никому определить будущего стран, государств и народов. Есть только уверенность или надежда, что история идет по восходящей спирали: от простого - к сложному, от примитивного - к совершенному, а движение всегда ведет к победе жизни, созидания. Только это понимание, эта убежденность дает силы жить.
Год закончился для всех россиян в ночь с 31 декабря 1999-го на 1 января 2000-го обращением Б. Н. Ельцина и его заявлением об уходе с поста Президента Российской Федерации. До выборов нового Президента России оставалось чуть меньше трех месяцев, и в этот период исполнять обязанности Главы государства было поручено премьер-министру России В. В. Путину.
Так начался нулевой отсчет нулевого года, незримой чертой отделившего прошедшее столетие от наступившего, ушедшее тысячелетие - от грядущего. Нулевой год. Нулевой отсчет.
Для России самым памятным событием для каждого из нас останутся выборы Президента Российской Федерации, проходившие 26 марта 2000 года, в которых уверенно лидировал и победил В. В. Путин. Инаугурация Президента, прошедшая б мая 2000 года, была первой для России XX века. Последовавшее за ней «Обращение Президента к россиянам» говорило о предстоящем укреплении властной вертикали необходимой, чтобы максимально сконцентрировать
|
||
149
|
силы для выхода из кризиса и не допустить дальнейшего обнищания народа, ухудшения положения социально незащищенных слоев населения.
Еще не скоро станут заметными результаты движения к лучшему. Не один день и год нужен для того, чтобы оценить, насколько желаемое соответствует достигнутому, но первые шаги уже есть, и они сделаны тоже в двухтысячном: с 1 июля минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации вырос с 83 рублей 49 копеек до 132 рублей. В 2000 году практически ушли в прошлое забастовки с требованиями выплаты зарплаты: сокращение ее задолженности и выплата работникам бюджетной сферы были взяты под контроль Президента.
Реформы, предложенные В. Путиным, создали необходимые условия для развития демократического федерализма и были восприняты в Татарстане с пониманием. В одном из своих интервью Президент Республики М. Ш. Шаймиев говорил: «В Татарстане всегда была сильная власть. Жить в условиях безвластия невозможно», а в отношении реформ: «Я, например, считаю, что политические реформы должны опережать экономические» (из интервью М. Шаймиева на канале РТР 14.06.2000 г.). Для Татарстана это утверждение было проверено практикой: в 2000 году «Декларации о суверенитете Республики Татарстан» и «Договору о разграничении полномочий» исполнялось 10 лет.
К сожалению, в 2000 году этот праздник был омрачен трагедией на атомной подводной лодке «Курск», произошедшей 21 августа. В числе военнослужащих, вышедших в море в этот день были и ребята из Татарстана...
Нулевой год, нулевой отсчет. Все в нем перемешано: и радость, и горе. Так же как и в стране, в республике, в нашем городе были и праздники, и будни; и радости и неприятности.
9 Мая город отметил торжественным парадом у Вечного огня 55-летие Победы в Великой Отечественной войне. А в августе и октябре из города уезжали отряды добровольцев из числа работников милиции в столицу Осетии обеспечивать правопорядок и безопасность Владикавказа.
Открывались новые магазины и заправки. Проводился традиционный Праздник цветов на бульваре Энтузиастов, пела Алсу на го-родском майдане - любимица Татарстана,
проводил концерт Александр Колигер - виртуоз саксофона и гордость города. Это светлая сторона.
А на темной, из газеты в газету переходящая тревожная тема - о росте
наркомании в городе. В 2000 году
в городе проходила акция «Молодежь против наркотиков».
И все же, по большому счету,
благополучие города зависело от КамАЗа. Положение на автогиганте определяло судьбу и благополучие
каждого из горожан.
|
||
150
|
На рубеже годов КамАЗ отметил свое 30-летие. То есть празднование юбилея было в конце декабря 1999 года, а юбилейные репортажи и сообщения о наградах и поздравлениях прокатились по страницам периодической печати в начале нового двухтысячного года.
Для КамАЗа 2000 год был переломным, направленным на подъем. Производство сохраняло и наращивало темп, искало возможности выпуска новых модификаций, востребованных рынком. Но основные позитивные изменения: в экономике КамАЗа, в реструктуризации его задолженности как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Татарстана. КамАЗ очистился от долгов, окончательно определилась структура уставного капитала, сформировалась сеть продаж, позволившая заводу занять 48% рынка грузовых автомобилей своего класса в России.
Годовое собрание акционеров, традиционно проведенное в Челнах в конце июня, констатировало: «КАМАЗ выжил. Теперь - развитие и рост». Председателем Совета директоров в августе 2000 был избран вице-премьер России Илья Клебанов. Это подтверждало значимость КамАЗа для российской экономики.
Для нашего завода год тоже начинался с праздников и побед. На торжественном собрании, посвященном 30-летию КамАЗа, самой первой из рук Президента Татарстана М. Ш. Шаймиева получила почетную грамоту Республики Татарстан инженер-технолог ОАО «ЗМА» Фания Нагимовна Ахтямова, а одним из завершающих этот почетный ряд был тоже работник нашего завода Виктор Федорович Черепашков. Так что список камазовских лидеров начинали и завершали наши заводчане. Кроме того, почетными грамотами главы администрации города были награждены Юрий Александрович Востриков -наладчик механосборочного производства, Айслу Харисовна Князева - слесарь механосборочных работ главного конвейера.
Выпуск автомобилей в январе был стабильным, и в течение года мы сумели поднять его с 2,5 тысяч до 3 тысяч автомобилей в месяц, не испытывая особенных трудностей со сбытом своей продукции.
|
||
151
|
Дилерская сеть завода насчитывала теперь 33 предприятия и 45 станций техобслуживания, охватывающих Урал, Центральный, Северный, Юго-Западный и Восточный регионы России. В 2000 году 70% произведенных автомобилей реализовывалось через дилерскую сеть. Пока что реализация шла традиционными методами: «продавец- покупатель», но ЗМА уже пробовал применение различных схем, например, реализация автомобилей в кредит. Эта акция была опробована в начале года, когда КамАЗом был выпущен приказ, разрешавший работникам акционерного общества приобретение автомобилей «Ока» в кредит в счет долгов по зарплате. В ноябре-декабре 2000 года, в начале сезонного спада сбыта автомобилей,
условия рассрочки по выплатам были еще более смягчены. Объявление о сезонном снижении
процентной ставки было опубликовано в «Вестях КамАЗа», и автомобили брали охотно: только в ноябре их было реализовано в кредит более 40 штук.
Служба маркетинга продолжала совершенствоваться, расти профессионально. В начале года, закончив обучение по Президентской программе, выехал на стажировку в Голландию один из наших молодых маркетологов Марсель Сафин. Отбор кандидатов на эту поездку был очень строгий: после собеседования из сорока претендентов осталось 24. Стажировка включала в себя трехнедельное теоретическое обучение и выполнение практической работы - разработки программы маркетинга для конкретной фирмы. «Казалось бы, ничего нового. Они просто ставят интересы клиента на первое место в своей работе», - вспоминал Марсель Галимович после поездки. -«Их предприятия преследуют лишь одну конкретную цель: получение наибольшей прибыли и укрепление своих позиций на рынке. А этого можно достигнуть, лишь хорошо изучив потребности клиентов». «Изучать потребности клиентов» маркетологам ЗМА в 2000 году приходилось не только в России. Завод сделал серьезную ставку на экспорт своих автомобилей. В августе партия микролитражек была отправлена в Иорданию, в сентябре были начаты отгрузки автомобилей в Египет и Сирию: в ноябре в ходе общих с КамАЗом переговоров на выставку автомобилей в Стамбул (Турция) выехал
начальник отдела продаж ЗМА Ильяс Назипович Гусманов. Были проведены переговоры с фирмой «Нета» о поставках автомобилей в 2000-2001 годах. 23 июня 2000 года прошло Общее годовое собрание акционеров ОАО «ЗМА».
|
||
152
|
Совет директоров акционерного общества не мог не отметить положительных тенденций работы завода: рост производства в 1,5 раза, увеличение денежных продаж до 70%, почти полную ликвидацию задолженности по зарплате, увеличение объема выручки в 2,4 раза. Но заключение ревизионной комиссии отмечало так же рост дебиторской задолженности и долгов по налогам. Председателем нового состава Совета директоров был избран генеральный директор КамАЗа И. М. Костин.
Казалось бы, все хорошо. Но с нарастающим ощущением беды вспоминается сегодня июль двухтысячного. Всякая беда, как болезнь, приходит с ощущения легкого недомогания и уходит после кризиса тяжело и долго, продолжаясь мелкими неприятностями. Так и здесь. Кажется беда начиналась еще раньше, не в июле, давала о себе знать. Просто мы не придали этому значения.
Для всех заводчан 2000 год отмечен черным. Как черной чертой перечеркнут печальной траурной лентой. 10 июля в Екатеринбурге при выходе из заводского общежития, в котором он жил и в котором встречал нас в свой юбилей, был убит первый директор завода микролитражных автомобилей Олег Дмитриевич Белоненко.
Для каждого из нас это было потрясением. Последним из заводчан видел Олега Дмитриевича В. Н. Горохов - заместитель главного энергетика завода. Он ездил в Екатеринбург по вопросу согласования приобретения котельной. Позвонил на «Урал-маш». Соединили сразу. Виктору Николаевичу было неловко, что отрывает время у генерального директора завода, но Белоненко и слушать не стал - прислал машину, пригласил к себе в кабинет. «Часа полтора проговорили, - вспоминал В. Н. Горохов, -Олег Дмитриевич, как всегда, расспрашивал обо всем, много рассказывал о том, как думал организовать работу на «Уралмаше». Он был уже увлечен новым делом, новыми горизонтами», - говорил Виктор Николаевич. - «В ближайшее время в Екатеринбург должен был приехать В. В. Путин, и Олег Дмитриевич планировал изложить Президенту свои соображения по крупному заказу на прокат, который предполагалось заключить с западными партнерами. На этот счет у него были свои соображения: «Делать самим, с Запада брать только технологии, остальное -сможем сами».
Дочь Олега Дмитриевича, Вика, тоже подтвердила: «Да, папа тогда готовился к встрече. Даже к нам не приехал, хотя мы звали и ждали на день рождения».
Не сбылось. Завод осиротел в этот день. Мы еще не верили, не хотели верить в случившееся. Первое сообщение по телевидению еще оставляло слабую надежду: несмотря на то, что пуля попала в голову,
|
||
153
|
Олег Дмитриевич был жив, боролся со смертью. Потом, когда все кончилось, делегация заводчан выехала в Екатеринбург и Москву.
Похороны были в Москве, на Троекуровском
кладбище. Тягостное ощущение осталось от высокого здания, в котором
проходило прощание. Множество печальных лиц, друзей, камазовцев. Наша маленькая группа: Васил Кадымович Каюмов, Виктор Черепашков, Зуфар Миргалимов, Ирек
Хайруллин сбилась в тесную стайку, позволявшую удержаться от внешних проявлений душевной боли. Кто-то подходил, говорил что-то ненужное, а там, в глубине зала, лежал не он. Не Белоненко. Его уже не было.
Потом уже, после возвращения на завод, где в этот день тоже прощались с первым директором, где была объявлена минута молчания: дань памяти, совпадавшая по времени с прощанием в Москве, мы пытались для себя объяснить - что изменилось?
И понимали: теперь мы одни. До смерти Олега Дмитриевича, несмотря на то, что он был далеко, на «Уралмаше», каждый из нас, начинавших этот завод вместе с ним, знал: в самую трудную минуту, когда нужна помощь, мы могли бы обратиться к нему. Теперь - не к кому. Теперь можно рассчитывать только на себя. В этот год мы осиротели. В этот год - «стали взрослыми». Нулевой год. Незримая черта. Нулевой отсчет.
Было много тревог и трагедий и в личных судьбах у каждого из нас. У кого-то уходили в небытие родные, у кого-то не складывалась учеба, работа. Но только уход Олега Дмитриевича был для нас одной общей болью.
Вторая половина года принесла свои перемены, события. Многие из них были из разряда долгожданных. Летом 2000-го на ЗМА продолжилось строительство окрасочного корпуса. Поскольку кредитов и инвестиций на окраску завод не получил, строительство возобновляли за счет собственных средств. Генподрядчиком, как и при строительстве основного корпуса, оставался «Автозаводстрой». Кроме того, 1380 железобетонных плит сняли с «замороженного» корпуса «Татэлектромаш». Право на выполнение работ по демонтажу тоже разыграли в тендере. Работа двинулась. Появилась надежда к концу года закрыть корпус, подать в него тепло и начать работы по монтажу линии «Durr».
В 2000 году «Ока», как всегда, активно участвует в выставках. На Казанском автосалоне, проходившем с 14 по 17 июня, затем на выставке «Автосервис-2000», проводившейся в Набережных
155 |
Челнах 20 июля и, наконец, в августе на Московском автосалоне «МИМС-2000» внимание посетителей привлекали две новые модели автомобиля «Ока». Это -
«Ока-Алсу» с удлиненным комфортабельным салоном, которая была оснащена новым четырехцилинд-ровым двигателем Мелитопольского моторного завода, мощностью 49 лошадиных сил, и
«Ока-Гном», представляющая собой грузовой автомобиль-фургон, оснащенный
дизельным двигателем , мощностью 25 лошадиных сил
(подробнее см. здесь), который был создан в Калуге
(??? а не во Владимире, Ольга Андреевна???
) на основе конверсионного, использовавшегося раньше в боевой технике.
Появление этих моделей во многом было обусловлено дефицитом силовых агрегатов, серьезно сдерживающим увеличение производства микролитражных автомобилей, востребованных на потребительском рынке как самых недорогих и экономичных автомобилей. На поиск решения по оснащению «Оки» был направлен готовящийся в Татарстане в 2000 году конкурс на проектирование и создание силового агрегата для микролитражки.
Одна беда - все предлагаемые силовые агрегаты существовали только в опытных образцах, поставка их на массовое производство требовала значительных инвестиций. А их пока не было.
Остроту проблемы силового агрегата понимали и на АвтоВазе и в Москве, в Вожско-Камской финансово-промышленной группе.
Именно поэтому в середине ноября по решению правительства Московской области, озабоченного положением дел на СеАЗе, было созвано совещание, рассмотревшее перспективы развития производства микролитражных автомобилей «Ока». Инициативу поддержал президент АвтоВАЗа А. Николаев. При содействии ВК ФПГ, по-прежнему возглавляемой В. Н. Поляковым, было принято решение о постепенном увеличении производства легковых агрегатов в Тольятти до 90 тысяч штук в год. (60 тысяч - на ЗМА и 30 тысяч - на СеАЗе). Это потребует дополнительных закупок оборудования для модернизации производства силовых агрегатов. Как вариант решения вопроса предлагалось закупить необходимое оборудование для механообработки и испытаний на средства ЗМА и СеАЗа с последующий передачей его в аренду АвтоВАЗу. Нерешенным оставался только один вопрос: где взять денег?
Шла обидная пробуксовка. Нулевой год. Нулевой отсчет...
Кроме ставшего уже обычным участия наших автомобилей в выставках и автосалонах, в 2000 году были опробованы новые формы прогрессивной рекламы: участие в громких спортивных событиях, привлекавших интерес общественности. В первом случае это - спонсорство ЗМА в организации Международных соревнований по художественной гимнастике «Гран-При. Москва-2000», проходившем 22-23 июля; во втором - участие заводской команды в чемпионате России по шоссейно-кольцевым гонкам в классе «Ока-юниор» в июле-сентябре 2000 года.
|
||
155
|
К сожалению, Алина Кабаева, спонсором которой выступал завод, завоевала в соревнованиях только второе место. Яркой звездочкой мелькнула она в репортажах российских телепрограмм, счастливая владелица ярко-синей «Оки», представленной ОАО «ЗМА» в качестве приза.
А вот спортивные автомобили «Ока» вошли в круг интересов заводчан не на один год. Энтузиастом и первопроходцем спортивной эпопеи «Оки» в Набережных Челнах был Дмитрий Кривола-пов, который при содействии директора «Автоцентра-Ока» В. И. Петрова начал подготовку первого опытного образца спортивного микролитражного автомобиля. Еще в 1997 году этой «Окушке», созданной в буквальном смысле конструктором НТЦ КамАЗа Сергеем Сотниковым, приходилось на равных состязаться с автомобилями «ВАЗ-2108». Первых мест в этих гонках Дмитрий не занимал, но и последним не был.
В 1999-ом, после показательного заезда автомобилей «Ока» в гонках на приз Президента на «Высокой горе», идея получила развитие. Премьер-министр Республики Татарстан Рустам Миннеха-нов оказал поддержку в организации специального заезда гоночных автомобилей «Ока», а Совет директоров ОАО «ЗМА» принял решение о создании заводской команды, для которой было решено подготовить два спортивных автомобиля. Федерацией автомобильного спорта был утвержден календарь всероссийских соревнований на кубок «Ока». Соревнования планировалось проводить в 3 этапа: в Тольятти и Нижнем Новгороде, причем участники были разделены на 2 класса: для взрослых автогонщиков и молодых спортсменов.
|
||
156
|
Команда ЗМА, руководителем которой был Дмитрий Криволапое, включала в себя 15-летнего пилота-гонщика Диму Сотникова, отец которого был создателем первой спортивной «Оки», и механика Ильмира Шакирова.
Эти соревнования были для ребят по-настоящему первыми, принесшими массу удивительных впечатлений. Первый этап, проходивший 22 июля по трассе шоссейно-кольцевых гонок «Тольятти-ринг», был проложен по городским улицам. Несмотря на то, что на время проведения гонок улицы были закрыты для движения автотранспорта и пешеходов, здесь было почти невозможно обогнать соперников. Но все же в ходе гонок Дмитрий сумел переместиться на пятое место и получил специальный приз как спортсмен, совершивший наибольшее количество обгонов.
От этапа к этапу ребята присматривались и начинали понимать «правила игры» в этих необычных гонках. Оказалось, что все их соперники - москвичи, которые участвуют в гонках не первый раз, представляя интересы Москвы и СеАЗа. Это только добавило желания победить. На втором этапе, проводившемся в Москве 2-3 сентября, наша команда заняла пятое место. А вот на третьем этапе, проводившемся в Нижнем Новгороде, нашего молодого пилота просто выбили с трассы.
Неудача? Поражение? Нет! Это была только проба сил. Начало. Нулевой отсчет. И как покажет время, наша команда, теперь уже имеющая опыт, сможет показать себя и победить в следующих соревнованиях. Она займет второе место в гонках «Ока-юниор» в 2002 году, доказав, что автоспорт, победы гоночных автомобилей любого класса являются мощным средством рекламы, создания положительного имиджа камазовского качества. Автоспорт является жестким контролером технического потенциала автомобиля. Это уже подтвердил «КамАЗ», неоднократно победивший в гонках «Париж-Дакар». Это сумеет доказать и маленький, настойчивый микролитражный автомобиль. Его первое место - впереди!
Жизнь завода, день за днем, складывалась из кропотливого, повседневного труда. Может быть, поэтому в производственной жизни у заводчан не было проблем. Как-то спокойно и буднично в мае была опробована линия сварки кузовов, а в октябре - сварен свой, заводской, первый кузов для «Оки».
На производстве пластмассовых изделий было освоено производство первых, своих полок багажника, изготовленных на термопластавтоматах, закупленных в ОАО «Москвич» в этом году. 7 октября начальник цеха пластмассовых изделий Владимир Александрович Бура был удостоен звания «Заслуженный кама-зовец». Он руководит коллективом ЦПИ все прошедшие годы, с момента основания и делает это умело и эффективно: порой позволяет себе громко сказать о плюсах и спокойно, без шума, разобраться в минусах.
|
||
157
|
Продукция ЦПИ: детали к «Оке» и КамАЗу, полиэтиленовая пленка, санки-ледянки, пластмассовая посуда всегда востребованы покупателем, а производство отличается стабильностью коллектива и имеет хорошую рентабельность. Стабильность - первый признак благополучия. Она характеризуется даже тем, что первый помощник Владимира Александровича председатель цехкома Антонина Семеновна Митрофанова - тоже работник со стажем. Ветеран КамАЗа, она работает на автогиганте с 1972 года, из них 12 лет на производстве пластмассовых изделий.
Есть события громкие, есть незаметные, но от этой своей незаметности не потерявшие своей значимости. Таким событием в 2000 году стало открытие филиала библиотеки КамАЗа на нашем заводе. Работу филиала начала в сентябре 2000 г. Ирина Николаевна Голикова, человек ответственный и по-настоящему болеющий за свое дело. В библиотеке начали проводиться информационные дни, а ко Дню машиностроителя здесь открылась первая книжная выставка, посвященная истории города, КамАЗа и нашего завода.
Теперь трудно представить себе завод без библиотеки. В ней сменилась хозяйка. Заведует книжным царством Люция Нурутдиновна Быковченко, и у каждого заводчанина есть возможность взять книги из более чем трехтысячного фонда или заказать их по абонементу в библиотеке КамАЗа.
Год медленно подходил к концу, завершая процессы, начатые порою год, несколько лет назад. 18 октября 2000 года по просьбе Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан было проведено внеочередное собрание акционеров ОАО «ЗМА», закрепившее право Республики Татарстан на участие в акционерном обществе. 27% Уставного капитала ОАО «ЗМА» принадлежит теперь республике, а ее представители С. П. Мухин и А. Н. Таркаев избраны в Совет директоров акционерного общества.
Кроме того, собрание акционеров приняло решение о проведении дополнительной эмиссии акций в размере 250 млн. рублей, что позволяло предпринять шаги к поиску инвестора. Это было тем, о чем мечтал и к чему стремился в свое время Олег Дмитриевич Белоненко.
Заводчане бережно хранили его память. В течение всего лета и осени шла работа по созданию барельефа памяти первого директора завода. Разработку художественного образа вел член Союза художников Анатолий Иванович Дербилов. Он предложил несколько эскизов, каждый из которых был по своему хорош. Во время изготовления гипсовой модели барельефа в помещение его мастерской ездили Р. Ш. Сабиров, В. В. Саботарь, Р. X. Калимуллин, наконец поехал сам генеральный директор. Каждый считал необходимым взглянуть и сверить: насколько образ соответствует нашему восприятию, нашей памяти.
|
||
158
|
В начале декабря барельеф отлили в бронзе. Отливку сделала фирма «Магнолия». Открытие наметили на 13 декабря. Журналистов не приглашали. Решили пригласить всех камазовцев, которые работали с Олегом Дмитриевичем. Но приехали не только те, кто получил приглашения. На площадке перед административным корпусом много собралось людей. Приехали и журналисты. Видимо, сработало то, что новостью люди делились друг с другом и ехали не по приглашению, а по зову сердца.
Светлый морозный день, взволнованные, сосредоточенные лица. Белая ткань, закрывающая барельеф, медленно потекла вниз, обнажая постепенно - лоб, глаза, задумчивое, с полуулыбкой лицо, обращенное к воротам, в которые выезжали автовозы, загруженные нашими автомобилями. Он смотрел им вслед, а может быть, смотрел в будущее, которого мы еще не знаем...
Уходил в прошлое тринадцатый год со дня рождения завода микролитражных автомобилей. В этом 2000 году мы собрали и реализовали 33603 автомобиля (при плане 32 тысячи), причем более 7 тысяч из них были переданы органам соцзащиты для обеспечения ветеранов и инвалидов.
Выполнение годового плана заводчане отметили 15 декабря на традиционном Дне завода. Здесь в ДК КамАЗа проходил уже не один праздник, поэтому все чувствовали себя уютно. Да и праздник был построен тепло, по-семейному. После поздравлений генерального директора завода В. К. Каюмова, гостей праздника, победителям были вручены призы за конкурс профмастерства, за звание «Лучший наставник года», занесены новые имена в Книгу Почета завода: Черепашкова Виктора Федоровича, Севастьяновой Зои Владимировны, Зубова Вячеславав Ивановича. А тринадцать свечей на именинном торте задули дети - ровесники завода.
Уходил в прошлое 2000 год, завершая счет целого тысячелетия.
|
||
159
|
На следующую страницу - 2001 год На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу