2001 г. Оранжевый поток
|
Еду домой и, когда уже поворачиваю на внутрикомплексный проезд, укрытый по сторонам и сверху лиственным шатром, просвечивающим в небо ветвями еще зеленых деревьев, вижу, как навстречу выезжает апельсиново-оранжевая «Окушка» с желтым квадратом в правом нижнем углу лобового стекла. Желтый квадрат с черным силуэтом на нем: инвалидный вариант.
Ощущение от «Оки» остается солнечное. Оно ассоциируется всегда с 2001 годом, с оранжевым цветом микролитражных автомобилей, которые вручались тогда ветеранам войны давней, прошедшей и ветеранам уже недавних - афганских и чеченских - событий, инвалидам войны и труда.
2001 год будет памятен в мировой истории 11-ым сентября, днем крупнейшего террористического акта в США, когда был разрушен Нью-Йоркский Всемирный торговый центр и, впервые за десятки лет благополучная, процветающая Америка почувствовала свою незащищенность от бессмысленной, агрессивной злобы.
Россия соболезновала первой. Когда мир, неоправившийся от шока, еще приходил в себя, Президент России В. Путин говорил с Белым домом. Мы не понаслышке знали жестокость и бессмысленность террора, который уносил жизни мирных людей.
2001 год - год выборов Президента Татарстана, проходивших 25 марта и завершившихся убедительной победой Минтимера Шари-повича Шаймиева, выдвинувшегося в ряд бесспорных политических лидеров России. 21 апреля проходит первая в Республике Татарстан инаугурация Президента.
Значение Набережных Челнов как промышленного центра Татарстана в 2001 году подчеркивается тем вниманием, которое уделяет городу власть. 21 марта с визитом в Набережные Челны приезжает С. В. Кириенко - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. 20 марта проходит сессия горсовета с участием Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева и Совет директоров ОАО «КамАЗ» под председательством Ильи Клебанова, вице-премьера правительства России и при участии М. Ш. Шаймиева.
В машиностроительной отрасли Республики Татарстан КамАЗ имеет приоритетное значение. Автомобильный парк России к 2001 году достаточно изношен и требует замены грузовиков. Учитывая это, правительство Татарстана ставит задачу перед Камским автогигантом увеличить выпуск автомобилей до 26 тысяч в год (в 2000 году их было выпущено 22153 автомобилей). Выпуск легковых автомобилей так же должен увеличиться с 33600 автомобилей (факт 2000 года) до 36 тысяч в 2001 году.
В течение года КамАЗ будет работать над решением поставленных задач.
|
||
160
|
К бесспорным его достижениям по итогам года можно уже сегодня отнести полную реструктуризацию задолженности прошлых лет, в результате которой определилась структура Уставного капитала акционерного общества, начало выплат должникам по реструктурированному долгу: в июле КамАЗ осуществил первый платеж Европейскому банку реконструкции и развития в размере 1 млн. долларов. Все выплаты задолженности в размере 75 млн. долларов должны быть проведены в течение 12 лет. В январе 2001 года первым на КамАЗе сертифицировал систему качества предприятия на соответствие требованиям стандартов ИСО-9001 ОАО «Камский литейный завод», а в июле была сертифицирована система качества ОАО «КамАЗ» в целом. По итогам мая 2001 года КамАЗ впервые за минувшие 7 лет вышел на полную безубыточность.
К сожалению, дотянуться до рекордной планки удалось не во всем. Фактический выпуск «КамАЗов» по итогам 2001 года составил 22426 автомобилей при плане 26 тысяч, а доля продаж автомобилей класса «КамАЗ» на российском рынке снизилась с 51,6% до 46,8%. Увеличение этих показателей становилось делом следующих лет.
Для завода микролитражных автомобилей итогом 2001 года стал выпуск 37837 автомобилей «Ока», что составило 5,64% от объема производства легковых автомобилей в России. План 2001 года был выполнен на 105%, доля рынка для микролитражек увеличилась на 0,72% по сравнению с 2000 годом.
Это итоги года. А память упорно возвращается к февралю, почему-то к февралю, минуя январь.
В январе завод работал стабильно, несмотря на новогодние праздники. Основное воспоминание января - тоже оранжевый, ярко-апельсиновый цвет: в этом месяце из 2317 автомобилей, собранных на конвейере, более тысячи были автомобили с ручным управлением, изготовленные по заказу министерства социальной защиты Татарстана для вручения их инвалидам Великой Отечественной войны и афганцам. В феврале завод продолжал выполнять заказ Президента и отгружать их во все районы Республики Татарстан - в Казань, Агрыз, Альметьевск, Нижнекамск, Бавлы...
16 февраля - дата, памятная для каждого камазовца. 25 лет назад в этот день с главного конвейера автомобильного завода КамАЗа сошел первый грузовой автомобиль. Дата, которая дорога для всех нас. Все мы - камазовцы. Микролитражка только часть этого большого камазовского мира. Поэтому особенно памятно, что 92 первые оранжевые «малышки» были вручены ветеранам войны и воинам афганцам именно 16-го февраля, в день рождения первого «КамАЗа». Вручение автомобилей проводилось на площади перед ДК КамАЗа. Белая, заснеженная площадь вдруг стала яркой и праздничной, засветилась солнечным оранжевым светом. Здесь же в фойе Дворца культуры было организовано оформление документов -
|
||
162
|
навстречу нам пошло ГИБДД города, чтобы ветераны сразу получили машины с госномерами и постановкой на учет.
Говорят, идея окрасить все автомобили, закупаемые Республикой Татарстан по социальному заказу 2001 года, в ярко-оранжевый цвет принадлежит Президенту. С одной стороны, каждый водитель, встречающий такой автомобиль на дороге будет знать: за рулем - ветеран. Это будет требованием дополнительного внимания, уважения и корректности к маленькому автомобилю и его водителю. С другой стороны - оранжевый автомобиль обязательно поднимет настроение своим цветом и в январское белоснежье и в хмурый осенний день.
Об авторстве идеи - не знаю. Бывает, что идеи просто витают в воздухе и тут - не главное - озвучить. Главное - осуществить. А осуществление, бесспорно, принадлежало М. Ш. Шаймиеву. На вручение этих автомобилей, как и на празднование 25-летия со дня выхода первого автомобиля КамАЗ, он приехал лично. Так что для многих ветеранов день получения «Оки» стал и днем встречи с Президентом Татарстана. Два этих добрых и памятных события слились в один праздник. В этот день в числе многих звание «Заслуженный камазо-вец» получили слесарь по ремонту автомобилей цеха комплектации и сдачи ОАО «ЗМА» Хамит Закиевич Галеев, начальник отдела анализа эффективности средств производства ОАО «ЗМА» Александр Викторович Сорокин, Почетными грамотами КамАЗа были награждены В. А. Аравин, Ю. П. Земсков, В. В. Чуриков, Т. С. Дьячкова, А. Е. Нем-цева, В. Е. Алексеев, Т. А. Тинигина, Т. И. Ширяева, Р. X. Фатхуллин; Почетной грамотой главы администрации города - Пилюгин Николай Васильевич - газоэлектросварщик цеха ремонта и обслуживания ОАО «ЗМА».
Пример Татарстана был подхвачен в других республиках. Благодаря инициативе Республики Татарстан «оранжевая волна» прокатилась по всей России: мы поставили инвалидные автомобили в Челябинскую, Пермскую, Тюменскую, Новосибирскую, Кемеровскую, Самарскую области, Краснодарский край, в города Салехард, Пензу, Хабаровск, Ангарск, Благовещенск, Курган, в ближнее зарубежье.
Жизнь на заводе всегда богата событиями, и так не хочется упустить из памяти ни одного из них. 15 февраля исполнилось 12 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Теперь в календаре завода этот день отмечался как День Памяти. Воины-афганцы, их на заводе 17 человек, после общегородского митинга собрались на встречу с администрацией завода и со своим председателем Совета В. А. Бурасовым. Недавно он перешел на работу в ТЗК КамАЗа, но связи с ребятами не потерял. Для Виктора Арсентьевича навсегда
|
||
163
|
|
|||
Еще одна - юбилейная. Юбилейные митинги - это тоже традиция. 25.04.2001 г.
|
останется родным коллектив, в котором он проработал на разных должностях в маркетинге, в службе обеспечения в течение трех лет (с 1997 по 2000 год) и сформировался как сильный профессиональный руководитель. Встречи с афганцами для него не только возвращение к прошлому, но и реализация внутренней потребности помочь тем ребятам, которые, как и он, прошли Афган.
23 февраля мы поздравляли мужчин с Днем Защитника Отечества. И тех, кто работал рядом с нами, и тех ребят, которых завод проводил в армию: им были отправлены посылки со специальными открытками, с которых служивым подмигивала глазастая «Ока» в армейской пилотке. С декабря 2000 года на заводе была возрождена традиция: провожать новобранцев в армию, напутствуя их коллективом завода «на проводах», в конференцзале. Потом завод поддерживает их во время службы письмами и посылкой к Дню защитников Отечества, а по возвращению со службы каждый из этих ребят имеет приоритетное право трудоустройства на ЗМА.
8 Марта женщин ЗМА поздравляли цветами и конфетами - это тоже уже стало хорошей традицией: такой подарок, по решению администрации и профсоюзного комитета завода, вручался каждой работнице ОАО «ЗМА», даже если она была в декретном отпуске.
А для Зануфы Крючковой - бригадира-мастера АСП 8 Марта 2001 года стало самым памятным днем потому, что она в составе городской делегации была участницей традиционной встречи Президента Татарстана М. Шаймиева с женщинами Республики.
Праздники и будни, будни как праздники. В марте на заводе реализовали 3300 автомобилей. 25 апреля был еще один праздник, который невозможно разделить с работой и рабочим ритмом завода. В этот день с конвейера сошел 150-тысячный автомобиль «Ока». Право первым сесть за руль этого автомобиля было предоставлено одному из лучших водителей-испытателей завода - Владимиру Анатольевичу Галанкину. Все признаки праздника: цветы, музыка, гости -почти все руководители КамАЗа, представители городской администрации, Автоградбанка, грамоты, врученные 25 лучшим работникам завода и, впервые, 10 работникам с других предприятий КамАЗа, которые изготавливают детали и узлы для «Оки». Это была идея генерального директора, поначалу доставившая множество хлопот ООТиЗу, которому нужно было еще придумать, как провести премии, выданные работникам других заводов, через наш заводской фонд оплаты труда.
Генеральный приносил на завод множество идей. Он «бросал их в пространство», вроде бы и не особенно конкретизируя
|
||
164
|
|||
ответственного за исполнение и единственное, чего требовал: чтобы идея была реализована. И как-то само собой ответственный находился. Это был руководитель, к функциям которого погранично примыкала предложенная идея. На него вроде не показывали пальцем, от него просто ждали исполнения... Потом, когда задача реа-лизовывалась, уже было удивительно, что она казалось абсолютно невозможной.
Ведь смогли же мы в три дня реализовать такие «неподъемные мероприятия», требовавшие каждое, кажется, как минимум недельной подготовки, как: конференция Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и наркоманией - 24 апреля; митинг и пресс-конференция, посвященные сходу с конвейера 150-тысячного автомобиля - 25 апреля; пресс-конференция и презентация кредитной карточки «Золотая корона», внедренной Автоградбанком - 26 апреля 2001 года.
На исходе апрель, в течение которого реализовано 3500 автомобилей «Ока», на 50 больше плана, а впереди - май, опять начинающийся чередой праздников: 1 Мая, 9 Мая...
На нашем заводе немного ветеранов. Строго говоря, ветеран Великой Отечественной войны у нас был только один: Александр Николаевич Шилов. Он приехал в Набережные Челны в 1978 году, работал плотником на стройбазе Управления «Металлургстрой», а потом, с 1984 года перешел плотником на базу отдыха «Лазурная». После передачи базы Производству легковых автомобилей в 1989-ом, Александр Николаевич так и остался там работать, сначала дворником, потом - сторожем. Ведь в 1989-ом ему было уже 65 лет. За плечами война. Пехота, 1-ый Белорусский фронт, на который он попал 17-летним мальчишкой. Про войну он рассказывать не любил, не смотрел и фильмов про войну, считая их смешной пародией на жизнь, но государственные награды, которые надевал в День Победы, говорили сами за себя. Было их пять: Орден Красной
|
||
165
|
Звезды, Орден Отечественной войны II степени, медали: «За отвагу», «За Победу над Германией», «40 лет Победы». Жили они вдвоем с женой, Анной Константиновной и были счастливы оттого, что нужны друг другу и, наверное, нашему заводу.
Милосердие. Человек остается Человеком, пока он способен протянуть руку помощи. И необязательно родным или близким, это само собой разумеющееся, и не в самые благополучные свои дни: в дни благополучия легко давать «милостыньку», не особенно себя ущемляя. Милосердие - это когда отдаешь свое, кровное тому, кого не знаешь и от кого не ждешь благодарности. Сделать благо, не боясь отказать себе в самом необходимом и заботясь только об одном: «Успеть бы, не опоздать». Ведь ты богат тем, что у тебя есть здоровье и силы, а у тех, кто прошел самую страшную Великую Отечественную войну - осталось жизни - последние капли...
Должность сторожа на базе отдыха «Лазурная» была сокращена в начале 1997 года. Александру Николаевичу было уже 73 года, он хворал. Заводчане, работники отдела по работе с персоналом, навещали его до самых последних дней - не забывали.
Он умер 11 сентября 1997 года, и его уход из жизни стал маленькой трагедией. Нет, не для всего мира, а только для одного человека - его жены. Заводчане (Ю. П. Коваленко, И. И. Бахарев, Г. А. Макарова, Е. Н. Советкин, В. А. Ананьин) помогли с похоронами, с отправкой тела на Родину - в деревню Чудиново Пермской области, где схоронили его, где осталась жить теперь его вдова.
Редеют ряды ветеранов. В 2001 их осталось на заводе только четверо. Ветераны труда, люди, которые помогали стране ковать Победу в тылу. Мы поздравляем их ежегодно: Веру Константиновну Кулакову, Хурмата Рахматовича Сибагатуллина, Юрия Викторовича Кузьмина, Григория Петровича Филиппова. В 2003 году будем поздравлять только троих: летом 2002 года Григория Петровича не стало. Светлая ему память. И святая забота нам: помнить и оберегать тех, кому еще можем мы поклониться в благодарность за ту далекую уже Победу.
В 2001 году темпы роста производства микролитражных автомобилей на ЗМА уже серьезно сдерживает недостаточное количество силовых агрегатов, поставляемых АвтоВАЗом. Вазовская линия уже почти достигла своего «потолка» в поставках. В 2000 году это 33566 -для ЗМА и 16541 - для Серпуховского автомобильного завода. Всего 50107 двигателей за год. Увеличение производства автомобиля «Ока» в 2001 «подтягивало» необходимость поставок силовых агрегатов под критическую отметку 60 тысяч единиц, за которой дальнейшее увеличение поставок силовых агрегатов с АвтоВАЗа, без серьезной модернизации линии сборки, становилось проблематичным.
В феврале 2001 года на ЗМА была проведена сессия стратегического планирования, в которой участвовала вся команда
|
||
166
|
топ-менеджеров завода, представители всех производственных подразделений предприятия и конструкторы отдела легкового автомобиля из Департамента развития КамАЗа. Сессия проходила в форме деловой игры. Игротехниками руководил директор аналитического центра Б. М. Морозов. Человек, умеющий широко и перспективно мыслить, обладающий незаурядным даром выделить в проблеме главное и кратко, предельно четко сформулировать вывод. Борис Михайлович оказал большую помощь заводу.
В итоге все идеи и предложения, высказанные на сессии стратегического развития, были обобщены и положены в основу «Стратегической программы развития ОАО «ЗМА» на период 2001-2006 года». В марте программа прошла защиту на Совете директоров ОАО «КамАЗ». Согласно этому документу до 2006 года заводу предстояло: увеличить выпуск автомобилей на «ЗМА» до 100 тыс. штук в год, что позволит поднять рентабельность производства до 10%. Необходимо расширение модельного ряда «Оки», решение проблемы альтернативного силового агрегата, увеличение доли продаж на экспорт (до 20% от общего объема выпускаемых автомобилей) и, в связи с этим, повышение качества.
В 2001 году качество автомобиля для заводчан стало задачей номер один, соответствие качества автомобилей «Ока» требованиям Международных стандартов ГОСТ Р ИСО-9002-96 требовалось для сохранения доли рынка продаж, занимаемых микролитражкой в России и за рубежом.
Работа по оценке системы качества ОАО «ЗМА» началась в январе 2001 года, а завершилась в июне. Выполняла ее экспертная группа Межотраслевого сертификационного органа «САТР-фонда», под руководством главного эксперта фонда Дмитрия Александровича Ко-лотилина.
Подготовка к аудиторской проверке на заводе началась задолго до приезда экспертов, и началась она с подготовки кадров. Обучение руководителей производства велось на основе рекомендаций Татарстанского центра Академии проблем качества, с выездом обучающихся на семинары в Казань, Санкт-Петербург, в Москву.
Мы готовились к этим испытаниям всерьез, без скидки на то, что наши кузова штампуются и красятся на производстве, ориентированном на изготовление грузовиков, к которым предъявляются другие, не такие жесткие требования. Для дополнительной гарантии качества кузовов на заводе было внедрено испытание на герметичность кузовов всех автомашин в дождевальной камере. Для выявления скрытых дефектов внедрены дорожные испытания микролитражек на треке автомобильного завода. Для повышения качества деталей и узлов, изготовляемых в собственном механосборочном производстве была проведена модернизация стендов для их испытания.
За каждым из этих дел: люди. Прежде всего работники службы качества: заместитель генерального директора завода по качеству Фатых Зинятуллович Бадамшин, имеющий за плечами более 20 лет камазовской биографии, Провкова Любовь Александровна - бригадир-мастер службы качества ОТК, Езопова Оксана Александровна -
|
||
167
|
контролер ОТК, Гимадеев Марсель Дамирович - начальник бюро анализа системы качества.
Каждый их них вложил в общее дело долю своего труда. Поэтому результата был закономерен и завершился новой победой.
16 июля на сдаточной площадке сборочного производства завода микролитражных автомобилей состоялся торжественный митинг, посвященный вручению ОАО «ЗМА» сертификата соответствия системы качества завода требованиям ГОСТ Р ИСО-9ОО2-96. Под звуки духового оркестра генеральному директору завода В. К. Каюмову был вручен своеобразный «аттестат зрелости», подтверждающий, что мы достигли стабильного качества, удовлетворяющего потребностям рынка.
Но жизнь не стоит на месте. И сразу же после достижения результата в качественных показателях на заводе приходилось думать о «расшивке узких мест» при увеличении количества выпускаемых автомобилей. Таким «узким местом» к середине 2001 года явно стал участок сдачи автомобилей с конвейера - через цех комплектации и сдачи автомобилей - в сбыт завода. При существующем ритме с конвейера каждые б минут должен был сходить 1 автомобиль, но ему порой приходилось долго добираться до сбыта. Цех комплектации и сдачи стал сдерживающим звеном.
Ах, сколько копий было сломано за 2001 год при переходе на поточный метод! В структуре завода исчезло сразу 2 цеха: цех сборки автомобилей и цех комплектации и сдачи автомобилей, а появилось одно автосборочное производство. В сборочном производстве исчезла профессия водителя-испытателя, его заменили на поточной линии слесари механосборочных работ, электрики, слесари-сдатчики, мотористы - каждый занят на своей определенной позиции. Такая «узкая специализация» не только оттачивает квалификацию, но и повышает ответственность за результат на своей позиции.
Первое время не верилось,
что метод пойдет. Заместитель
главного инженера В. Н. Ковалев, специалисты инженерных
служб: А. Н. Зинкин, А. В. Сорокин, Д. С. Максимов, А. А. Акимов,
Ф. Н. Ахтямова, 0. Н. Талдыкина и производственники И. В.Торопов, М. В. Петров, А. В. Черных с
волнением ждали результата работы производства 9 июля, в первый день, когда производство
перешло на работу по поточному методу.
Психологическая ломка, связанная не только с перестройкой
рабочего режима производства (он в результате только
|
||
168
|
улучшался - шел переход с трехсменного режима на двухсменный), но с потерей статуса водителя-испытателя - профессии авторитетной и высокооплачиваемой, не могла пройти безболезненно.
В первый день работы смены по-новому было сдано 68 автомобилей, вместо обычных 140. Второй, третий день - тоже сбой. Только на четвертые сутки появился ожидаемый результат: 148 автомобилей за 2 смены, тогда как по прежнему методу работы в среднем сдавали 130 автомобилей за 3 смены, включая ночную!
Прошло время. К концу 2001 года поточный метод стал привычным и понятным, в заработке люди не потеряли, зато выиграли в темпе сдачи автомобилей с конвейера в сбыт. Может быть, в 2001-ом при сборке 37 тысяч автомобилей сдерживание темпа сдачи автомобилей с конвейера еще не было критичным, но в 2002 и в последующие годы, при наращивании объемов производства до 75-100 тысяч автомобилей в год, мы будем готовы к этому ритму благодаря своевременному освоению поточного метода.
События наслаиваются одно на другое, занимая какой-то промежуток времени от начала до завершения. Когда завершается рассказ об одном событии, мысленно ставишь вешку: надо вернуться. Ведь пока мы работали над системой качества, в мае было еще вот это... Это важно, а в июне - поточный метод - не забыть! Вернуться.
Не выстраиваются события в цепочку. Они шли параллельно друг другу одним стремительным потоком, объединявшим работу почти 2,5 тысяч людей, составляющих коллектив ЗМА. И, кстати, объединяющим не только их.
|
||
169
|
Звание депутата городского совета прибавило работы нашему генеральному директору: два раза в месяц он проводил заседания депутатской комиссии горсовета по вопросам промышленности и архитектуры города. Часто они были достаточно злободневными, как, например, строительство торговых рядов на площади возле ДК «Энергетик», вызвавшее большое недовольство горожан. Один раз в месяц Васил Кадымович проводил депутатский прием в средней школе № 46 для избирателей 42-43-го комплексов Нового города. За тот период 2000 и 2001 года он утвердился, стал узнаваем «в коридорах власти», уважаем за умение бескомпромиссно высказать свое мнение по самым острым вопросам, за высокую работоспособность.
К Василу Кадымовичу тянулись люди, и он старался помогать им, открывая не только сердце, но и свой личный кошелек. В тех случаях, когда люди обращались к нему как к депутату, он не считал возможным расходовать заводские средства. Это была его помощь. Так было, например, с поездкой Рамиля Зарипова - 11-летнего мальчика из вокальной студии «Айгуль» молодежного центра «Шатлык», которого пригласили принять участие в третьем Тюрко-татарском фестивале детского творчества «Наследники Сююмбике. Крым - 2001», проходившего в Ялте в июне. Мама мальчика, пройдя все кабинеты в поисках денег, с последней надеждой на чудо позвонила депутату горсовета В. Каюмову. Ехать нужно было через несколько дней, а денег на билеты не хватало, несмотря на то, что часть суммы выделил известный в Челнах исполнитель татарских песен и тоже депутат Виталий Агапов.
Выслушав по телефону сбивчивый рассказ матери, Васил Кадымович просто попросил принести ему чистый конверт. Вложил в него сумму, достаточную для приобретения билета для мальчика, и сказал: «Передайте». Возражать было бессмысленно, генерального ждали дела, а как сделать это, не менее важное дело, с наименьшими затратами времени, он уже решил.
Закономерным итогом его депутатской деятельности и работы завода в социальной сфере стало присвоение генеральному директору ОАО «Завод микролитражных автомобилей» звания «Человек -золотое сердце», завоеванное по итогам 2000 года и оформившееся в постановлении главы администрации г. Набережные Челны.
Благодаря общим усилиям команды, работающей на осуществление программы «Персонал-2001», на заводе стали выплачивать дополнительную пенсию через страховую компанию «Берсил», сумели сохранить единовременные выплаты на рождение ребенка, в случае бракосочетания, в связи со смертью родственников; производить дотации на питание в размере 30% от их стоимости; работники завода получали возможность приобретения автомобилей и улучшения жилищных условий, получая кредиты под гарантии завода.
|
||
170
|
Сложно перечислить все льготы и формы помощи, оказываемые работникам завода в 2001 году. Ясно одно: все они свидетельствуют о неравнодушном внимании к людям, о том, что «золотое сердце», как сказал, получая это почетное звание, Васил Кадымович, не только у него, а у всего завода микролитражных автомобилей.
Депутатство генерального директора принесло заводчанам и новые встречи, новых друзей. Новой формой неформального общения стали для работников ЗМА проводимые не менее двух раз в год соревнования «Веселые старты». Они проводились для б команд: ОАО «ЗМА», ОАО «Автоградбанк», фирма «Ренавтоцентр», фирма «Транстехсервис» и двух средних общеобразовательных школ № 46 и № 70. Руководителей этих организаций В. К. Каюмова, В. Б. Иванову, М. А. Гайнуллова, В. В. Зубарева, Л. В. Золотареву объединила предвыборная кампания 1999 года, последующая депутатская деятельность и чисто человеческие симпатии друг к другу. Команды, составившиеся в каждой из организаций, были одинаково азартны в желании победить и продемонстрировать свои спортивные способности. В 2001 году «Веселые старты» организовывались Автоградбан-ком и соперничали по накалу страстей с традиционным заводским «Сабантуем-2001», проводившемся как всегда на базе отдыха «Лазурная». Это уже июль.
А мне опять хочется вернуться на месяц назад, к 14 июня, когда на завод приезжал Виктор Николаевич Поляков, который в силу различных обстоятельств, но прежде всего из-за появившихся проблем со здоровьем, в 2001 году не приезжал на постоянно действующие совещания ВК ФПГ на КамАЗе. Совещания проходили теперь под руководством Евгения Станиславовича Банецкого - директора департамента ВК ФПГ по производству легковых автомобилей и члена Совета директоров ОАО «ЗМА».
Приезд Виктора Николаевича был вызван его желанием лично оценить ход работ на строительстве окрасочного корпуса, состояние дел на ЗМА и перспективы его дельнейшего развития.
Дело в том, что в декабре 2000 года из республиканского фонда НИОКР был выделен кредит в размере 20,4 млн. рублей, позволивший возобновить форсированными темпами строительство окрасочного корпуса на ЗМА. В январе было получено еще 15 млн. рублей из городского фонда НИОКР. Выезжая в апреле 2001 года на очередное заседание Совета директоров ВК ФПГ в Москву, представители руководства завода продемонстрировали Виктору
Николаевичу и всем, присутствовавшим на заседании, видеокассету, на которую засняли завод и работы, возобновившиеся на окраске. Фильм, конечно, не давал полного представления о состоянии дел.
|
||
171
|
Специализированный автомобиль «Ока-Милиция» - участник московского автосалона «МИМС-2001»
|
Естественное желание Виктора Николаевича изучить существо вопроса стало причиной его приезда в июне на КамАЗ и прежде всего на ЗМА. Визит, как стало ясно после обхода производства, не разочаровал. Теплые нотки, звучавшие в голосе В. Н. Полякова на заключительном совещании с руководством завода, говорили о том, что он остается нашим союзником. Сдержанная, как всегда, почти лишенная эмоций оценка, что команда менеджеров завода смогла добиться позитивных результатов на всех направлениях развития производства, звучала для нас высшей похвалой.
Единственное, в чем критиковал нас Виктор Николаевич, в необоснованном желании перевести на КамАЗ линию сборки силовых агрегатов, которую, кажется, уже готов был отдать и АвтоВАЗ, заинтересованный в освобождении площадей под освоение своей новой модели «Калина».
Проблема силового агрегата становилась для ЗМА все более острой. Мощности завода уже в 2001 году позволяли выйти на 45 тысяч автомобилей в год. Поэтому в 2001 было собрано 10 автомобилей «Ока» с мелитопольским двигателем МеМЗ-2110 и получено разрешение на изготовление опытно-промышленной партии 150 автомобилей. Право на их изготовление и реализацию будет передано в сентябре фирме «Астро-Кар», руководителем которой является Идеал Фазуллин, сотрудничающий с ОАО «ЗМА» с 1998 года в освоении перспективных разработок по модернизации автомобилей «Ока» и ее модификаций.
В 2001 году решение по альтернативному силовому агрегату для «Оки» так и не будет найдено. Московский автосалон «МИМС-2001» подтвердит, что «Ока» привлечет внимание правительства и журналистов не своей конкурентоспособностью, а своей необычной подачей. На выставке, наряду с «Окой» с мелитопольским двигателем, нашим заводом была экспонирована «Ока-милиция», оборудованная сиреной, проблесковыми огнями и отделением багажной части, оборудованным сиденьями и решетчатыми стеклами, под перевозку нарушителей.
«Ока-милиция» вызвала фурор на выставке. Редкий журналист проходил мимо, а правительственная делегация, в состав которой входил Председатель Госдумы В. Селезнев, вице-премьер Правительства РФ, председатель Совета директоров КамАЗа И. Клебанов и другие официальные лица, была привлечена к осмотру «Оки» именно голосистой сиреной «Оки-милиции». Решение по силовому агрегату оставалось задачей будущего. А вот строительство корпуса окраски было делом настоящего. |
||
172
|
|||
Дело в том, что, кроме финансирования
строительства из фонда НИОКР, в 2001 году завод получил долгожданный кредит из средств бюджета Республики Татарстан. По решению, принятому Правительством Республики, завод должен был получить 85 млн. рублей беспроцентного кредита, из них 52 млн. рублей уже в этом 2001 году. В марте после поступления денег из республиканского бюджета строительство корпуса окраски пошло форсированными темпами. Экономили каждую копейку, рассчитывая на то, что нас поймет и поддержит Кам-ГЭСавтозаводстрой - наш старый партнер по строительству завода, по-прежнему возглавляемый А. С. Евдокимовым. К маю уже был полностью закрыт корпус, сданы черновые полы, шла заливка фундаментов под оборудование, параллельно велась подготовка отопительной системы корпуса.
В июне начались переговоры с фирмой «Ромикс» о выполнении работ по устройству чистых полимерных полов. Для того, чтобы оценить качество покрытия, представители завода Р. Ш. Сабиров, Р. В. Шамсудинов, В. Н. Ляхов ездили в Ижевск на оборонный завод, где такие полы уже были выполнены. Челнинское представительство фирмы «Ромикс» - «Стройтехком» гарантировало качество выполнения работ и было готово участвовать в тендере, которому придавалось большое значение.
Дело в том, что 95% окрасочного оборудования должно размещаться на втором этаже. Технология окраски автомобилей на оборудовании фирмы «Durr» требует высокой степени чистоты, отсутствия пыли, которая губительна для качества покрытия автомобиля в период окраски, но, кроме того, покрытие должно не только легко подвергаться мытью, чистке, но еще должно быть устойчивым при попадании на его поверхность химсоставов, используемых на окраске.
В конце июля второй этаж был почти готов для начала работ по устройству чистовых полимерных полов...
Почти. Оставалось: начать, да кончить. На втором этаже нужно было убрать строительный мусор: остатки раствора и керамзита, обрезки металла, использованных электродов и прочий хлам, который остается после выполнения большой работы. Площадь второго этажа окрасочного корпуса составляет без малого 12 тысяч кв. м, и строители, как люди грамотные, готовы были выполнить работу по уборке корпуса при условии оформления допработ за дополнительную оплату. Отдавать деньги за неквалифицированный труд было обидно. На заводе не было лишних денег. Даже для того, чтобы платить месяц в месяц зарплату своим работникам, приходилось «чесать затылок», а здесь...
Так родилась идея проведения субботников на окрасочном корпусе ОАО «ЗМА». Начать решили с себя, то есть с руководства. Первый субботник, в котором участвовали все руководители завода, состоялся 18 августа. В этот день площади второго этажа были вычищены «под метелочку» и подготовлены к настилу покрытия. Этот
|
Обмен мнениями и поиск решений по
развитию производства автомобилей
«Ока». В. Каюмов - генеральный
директор ОАО «ЗМА», И. Клебанов -
председатель Совета директоров ОАО
«КамАЗ». Июнь 2001 года
|
||
Корпус закрыт. Идет подготовка к монтажу
|
|||
|
|||
Окрасочный корпус. Строительство продолжается
|
|||
173
|
|||
первый субботник положил начало другим. Инициатива руководства была подхвачена молодежью, инженерно-техническим персоналом цехов и отделов.
Работа была сделана. А завод сэкономил средства, которые были так нужны на продолжение строительства... Если,конечно, не считать расходов на чай и эчпочмаки, которыми завершался каждый проводимый субботник. Для работников заводской столовой это тоже была ударная вахта: термосы с чаем и лотки с выпечкой они доставляли на «окраску» своими слабыми женскими силами. И вкуснее не было, чем эти эчпочмаки, дороже благодарности не придумаешь, чем их улыбки, кружка воды из фляги, чтобы каждый мог сполоснуть руки, белый рушник и доброе «Кушайте на здоровье!» из уст Веры Ивановны Бабкиной.
Было и еще одно, что возвращает и возвращает назад, но вспоминается сейчас по ассоциации с воспоминанием о лице Рустема Шагитовича Сабирова. Главный наш строитель - директор строительно-проектной фирмы ОАО «ЗМА» - он, кажется, строитель не только по профессии, но и по призванию. Потому что все в нем -отумения созидать, отлюбви к самому процессу гармоничного строительства нового. Кроме того, что он строит на заводе, на базе отдыха «Лазурная», на производстве пластмасс вместе со своими коллегами-строителями В. Н. Ляховым, И. В. Леликовым, А. М. Халиковым, Рустем Шагитович сумел гармонично и грамотно построить свою семью: он, его жена и три сына - всегда активные участники заводских мероприятий и неоднократные победители соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселых стартов» и конкурсов Сабантуя.
Лицо нашего Главного строителя, обычно с независимым вниманием обращенное к собеседнику (приподнятый подбородок, спокойный взгляд, готовность аргументировать), это лицо умело мгновенно каменеть. Так бывало довольно часто на финкомитетах, когда приходилось отстаивать необходимость платежей на строительство. Разговор здесь был достаточно жесткий: не хватает аргументов, не проработаны варианты - дорабатывайте, доказывайте, что предлагаемый вариант лучший.
Сабиров каменел лицом, уходил и на следующий день опять начинал разговор о необходимости платежей, их обоснованности.
|
174
|
||
Вот так же теперь каменело его лицо, когда мы вспоминали об Олеге Дмитриевиче Белоненко. Эта память возвращает и возвращает нас назад. И этой памяти отдавая дань, я не могу не возвратиться к 10 июля, уже 2001 года, когда на базе отдыха «Лазурная» мы вспоминали нашего первого директора, собравшись под открытым небом. Те, кто работал с ним на ПЛА, кто преобразовывал производство в 000 «ЗМА», потом в ОАО «ЗМА» и был свидетелем всех последующих событий. В этот день положили начало еще одной традиции завода - Дню памяти.
Нашим частым гостем на заводских мероприятиях была теперь Валерия Игоревна Белоненко, его вдова. Она приезжала с дочерьми Верой и Викторией, с внуком Димой, сохранившим фамилию деда. Валерия Игоревна была нашей гостьей и 23 октября, в день рождения Олега Дмитриевича, когда в конференц-зале завода проводился концерт бардовской песни, посвященный памяти первого директора. На этом концерте родилась идея о проведении фестиваля бардовской песни, посвященного памяти 0. Д. Белоненко, и Валерия Игоревна обещала: «В таком случае я обязательно подарю Вам хорошую гитару».
Да! Хорошая гитара была мечтой наших самодеятельных артистов, особенно Игоря Сокольникова, и на Дне Завода, проводившемся 15 декабря в ДК КамАЗа, он принял этот подарок из рук Валерии Игоревны и не удержался, запел. «Изгиб гитары желтой...» - поплыла над залом любимая песня Олега Дмитриевича.
В 2001 году к Дню Завода, проводившемуся 15 декабря в ДК КамАЗа, мы подошли, уже почти выполнив контрольную цифру годового плана: 36 тысяч автомобилей «Ока» были собраны заводом к девятнадцатому числу. Все остальные автомашины - были сверхплановыми.
Строительство окрасочного корпуса. Инженерными службами завода, службой главного энергетика, которую возглавляет А. М. Серебряков, была введена в действие собственная котельная, которая должна была обеспечить окрасочный корпус перегретой водой, температура которой по технологическому процессу окраски в тепловых сетях завода должна поддерживаться на уровне не ниже 115 градусов. Кроме реализации этой задачи, ввод собственной котельной на ЗМА, обеспечил автономное теплоснабжение всего завода и экономию заводских средств. На реализацию этой задачи грамотно и профессионально сработали наши энергетики: В. В. Алимов, В. Н. Горохов, И. П. Колобов и многие другие.
Так заканчивался четырнадцатый год завода микролитражных автомобилей. «День Завода» звенел и искрился радостью. По всем
|
175
|
||
телеканалам телевизора, установленного на сцене ДК «Энергетик», показывали только ЗМА! По задумке авторов программы праздничная программа была выстроена как просмотр разных телепередач, сменяющих друг друга на экране телевизора. Телевизором стала сцена Дворца культуры, сюжеты телевизионных программ исполняли самодеятельные артисты «ЗМА», городские артисты, артисты самодеятельности литейного и прессово-рамного заводов. Участниками действа автоматически становились все выходившие на сцену: руководители, работники завода, гости праздника.
В этот день в Книгу Почета Завода были внесены новые имена: Евгения Николаевича Советкина - начальника ЦРиОО, Александра Вольфовича Коринблита - заместителя начальника отдела сбыта, Раиса Аркадьевна Дейчак - слесаря механо-сборочных работ автосборочного производства. Победителям конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» Р. Бадретдинову, В. Стень-шину, С. Лесникову, Н. Головину, А. Мейсару и А. Демину были вручены грамоты и подарки, а руководителям «новорожденных цехов» -сварки (А. Н. Позднякову) и окраски (Р. В. Шамсудинову) пока что вручили... соски-пустышки и добрые наставления.
Так закончился 14-ый год завода микролитражных автомобилей. А 2001 год закончился для ОАО «ЗМА» сборкой и реализацией 37837 автомобилей «Ока» и завершением аудиторской проверки оборудования цеха окраски, которое провели специалисты фирмы «Durr» во главе с Р. Раделем, приехавшие из Германии накануне нового 2002-го года.
Несмотря на то, что оборудование хранилось в ящиках на таможенных складах и на территории завода (первая партия его поступила еще в 1997 году, а оставшаяся - летом 1998 года), состояние оборудования было признано «почти отличным».
Немцы, известные своей педантичностью, проверили не только состояние самого оборудования, но наметили и согласовали план организации работ по монтажу его в корпусе окраски ЗМА. Начало монтажа планировалось на 14 января 2002 года. Состояние корпуса
окраски, в котором было полностью завершено строительство, и подготовительные работы, так же
было признано отличным. С 14 января к работам в окрасочном корпусе должны были приступить работники предприятия «КамАЗмонтаж» и специалисты фирмы «Durr» по монтажу оборудования.
Новый год обещал новое
движение вперед.
|
||
176
|
На следующую страницу - 2002 год На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу