2001 г. Оранжевый поток

 

Еду домой и, когда уже поворачиваю на внутрикомплексный про­езд, укрытый по сторонам и сверху лиственным шатром, просвечивающим в небо ветвями еще зеленых деревьев, вижу, как навстречу выезжает апельсиново-оранжевая «Окушка» с желтым квадратом в правом нижнем углу лобового стекла. Желтый квадрат с черным силуэтом на нем: инвалидный вариант.
Ощущение от «Оки» остается солнечное. Оно ассоциируется все­гда с 2001 годом, с оранжевым цветом микролитражных автомоби­лей, которые вручались тогда ветеранам войны давней, прошедшей и ветеранам уже недавних - афганских и чеченских - событий, инвалидам войны и труда.
2001 год будет памятен в мировой истории 11-ым сентября, днем крупнейшего террористического акта в США, когда был разрушен Нью-Йоркский Всемирный торговый центр и, впервые за десятки лет благополучная, процветающая Америка почувствовала свою неза­щищенность от бессмысленной, агрессивной злобы.
Россия соболезновала первой. Когда мир, неоправившийся от шока, еще приходил в себя, Президент России В. Путин говорил с Белым домом. Мы не понаслышке знали жестокость и бессмыслен­ность террора, который уносил жизни мирных людей.
2001 год - год выборов Президента Татарстана, проходивших 25 марта и завершившихся убедительной победой Минтимера Шари-повича Шаймиева, выдвинувшегося в ряд бесспорных политических лидеров России. 21 апреля проходит первая в Республике Татарстан инаугурация Президента.
Значение Набережных Челнов как промышленного центра Татар­стана в 2001 году подчеркивается тем вниманием, которое уделяет городу власть. 21 марта с визитом в Набережные Челны приезжает С. В. Кириенко - полномочный представитель Президента Российс­кой Федерации в Приволжском федеральном округе. 20 марта про­ходит сессия горсовета с участием Президента Республики Татар­стан М. Ш. Шаймиева и Совет директоров ОАО «КамАЗ» под предсе­дательством Ильи Клебанова, вице-премьера правительства России и при участии М. Ш. Шаймиева.
В машиностроительной отрасли Республики Татарстан КамАЗ име­ет приоритетное значение. Автомобильный парк России к 2001 году достаточно изношен и требует замены грузовиков. Учитывая это, пра­вительство Татарстана ставит задачу перед Камским автогигантом увеличить выпуск автомобилей до 26 тысяч в год (в 2000 году их было выпущено 22153 автомобилей). Выпуск легковых автомоби­лей так же должен увеличиться с 33600 автомобилей (факт 2000 года) до 36 тысяч в 2001 году.
В течение года КамАЗ будет работать над решением постав­ленных задач.
160
К бесспорным его достижениям по итогам года можно уже сегодня отнести полную рест­руктуризацию задолженности прошлых лет, в результате которой определилась структура Ус­тавного капитала акционерного общества, на­чало выплат должникам по реструктурирован­ному долгу: в июле КамАЗ осуществил первый платеж Европейскому банку реконструкции и развития в размере 1 млн. долларов. Все вып­латы задолженности в размере 75 млн. долла­ров должны быть проведены в течение 12 лет. В январе 2001 года первым на КамАЗе сер­тифицировал систему качества предприятия на соответствие требованиям стандартов ИСО-9001 ОАО «Камский литейный завод», а в июле была сертифицирована система качества ОАО «КамАЗ» в це­лом. По итогам мая 2001 года КамАЗ впервые за минувшие 7 лет вы­шел на полную безубыточность.
К сожалению, дотянуться до рекордной планки удалось не во всем. Фактический выпуск «КамАЗов» по итогам 2001 года составил 22426 автомобилей при плане 26 тысяч, а доля продаж автомобилей клас­са «КамАЗ» на российском рынке снизилась с 51,6% до 46,8%. Уве­личение этих показателей становилось делом следующих лет.
Для завода микролитражных автомобилей итогом 2001 года стал выпуск 37837 автомобилей «Ока», что составило 5,64% от объема производства легковых автомобилей в России. План 2001 года был выполнен на 105%, доля рынка для микролитражек увеличилась на 0,72% по сравнению с 2000 годом.
Это итоги года. А память упорно возвращается к февралю, поче­му-то к февралю, минуя январь.
В январе завод работал стабильно, несмотря на новогодние празд­ники. Основное воспоминание января - тоже оранжевый, ярко-апельсиновый цвет: в этом месяце из 2317 автомобилей, собранных на конвейере, более тысячи были автомобили с ручным управлени­ем, изготовленные по заказу министерства социальной защиты Та­тарстана для вручения их инвалидам Великой Отечественной войны и афганцам. В феврале завод продолжал выполнять заказ Прези­дента и отгружать их во все районы Республики Татарстан - в Ка­зань, Агрыз, Альметьевск, Нижнекамск, Бавлы...
16 февраля - дата, памятная для каждого камазовца. 25 лет на­зад в этот день с главного конвейера автомобильного завода КамА­За сошел первый грузовой автомобиль. Дата, которая дорога для всех нас. Все мы - камазовцы. Микролитражка только часть этого боль­шого камазовского мира. Поэтому особенно памятно, что 92 первые оранжевые «малышки» были вручены ветеранам войны и воинам аф­ганцам именно 16-го февраля, в день рождения первого «КамАЗа». Вручение автомобилей проводилось на площади перед ДК КамАЗа. Белая, заснеженная площадь вдруг стала яркой и празд­ничной, засветилась солнечным оранжевым светом. Здесь же в фойе Дворца культуры было организовано оформление документов -
162
навстречу нам пошло ГИБДД города, чтобы ветераны сразу получили машины с госномерами и постановкой на учет.
Говорят, идея окрасить все автомобили, закупаемые Республи­кой Татарстан по социальному заказу 2001 года, в ярко-оранже­вый цвет принадлежит Президенту. С одной стороны, каждый во­дитель, встречающий такой автомобиль на дороге будет знать: за рулем - ветеран. Это будет требованием дополнительного внима­ния, уважения и корректности к маленькому автомобилю и его во­дителю. С другой стороны - оранжевый автомобиль обязательно поднимет настроение своим цветом и в январское белоснежье и в хмурый осенний день.
Об авторстве идеи - не знаю. Бывает, что идеи просто витают в воздухе и тут - не главное - озвучить. Главное - осуществить. А осу­ществление, бесспорно, принадлежало М. Ш. Шаймиеву. На вруче­ние этих автомобилей, как и на празднование 25-летия со дня выхо­да первого автомобиля КамАЗ, он приехал лично. Так что для многих ветеранов день получения «Оки» стал и днем встречи с Президен­том Татарстана. Два этих добрых и памятных события слились в один праздник. В этот день в числе многих звание «Заслуженный камазо-вец» получили слесарь по ремонту автомобилей цеха комплектации и сдачи ОАО «ЗМА» Хамит Закиевич Галеев, начальник отдела анали­за эффективности средств производства ОАО «ЗМА» Александр Вик­торович Сорокин, Почетными грамотами КамАЗа были награждены В. А. Аравин, Ю. П. Земсков, В. В. Чуриков, Т. С. Дьячкова, А. Е. Нем-цева, В. Е. Алексеев, Т. А. Тинигина, Т. И. Ширяева, Р. X. Фатхуллин; Почетной грамотой главы администрации города - Пилюгин Нико­лай Васильевич - газоэлектросварщик цеха ремонта и обслужива­ния ОАО «ЗМА».
Пример Татарстана был подхвачен в других республиках. Благо­даря инициативе Республики Татарстан «оранжевая волна» прока­тилась по всей России: мы поставили инвалидные автомобили в Че­лябинскую, Пермскую, Тюменскую, Новосибирскую, Кемеровскую, Самарскую области, Краснодарский край, в города Салехард, Пензу, Хабаровск, Ангарск, Благовещенск, Курган, в ближнее зарубежье.
Жизнь на заводе всегда богата событиями, и так не хочется упус­тить из памяти ни одного из них. 15 февраля исполнилось 12 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Теперь в календаре завода этот день от­мечался как День Памяти. Вои­ны-афганцы, их на заводе 17 че­ловек, после общегородского ми­тинга собрались на встречу с ад­министрацией завода и со сво­им председателем Совета В. А. Бурасовым. Недавно он перешел на работу в ТЗК КамАЗа, но свя­зи с ребятами не потерял. Для Виктора Арсентьевича навсегда
163
Еще одна - юбилейная. Юбилейные митинги - это тоже традиция. 25.04.2001 г.
останется родным коллектив, в котором он проработал на раз­ных должностях в маркетинге, в службе обеспечения в течение трех лет (с 1997 по 2000 год) и сформировался как сильный профессиональный руководи­тель. Встречи с афганцами для него не только возвращение к прошлому, но и реализация внут­ренней потребности помочь тем ребятам, которые, как и он, про­шли Афган.
23 февраля мы поздравляли мужчин с Днем Защитника Оте­чества. И тех, кто работал рядом с нами, и тех ребят, которых завод проводил в армию: им были от­правлены посылки со специальными открытками, с которых служи­вым подмигивала глазастая «Ока» в армейской пилотке. С декабря 2000 года на заводе была возрождена традиция: провожать ново­бранцев в армию, напутствуя их коллективом завода «на проводах», в конференцзале. Потом завод поддерживает их во время службы письмами и посылкой к Дню защитников Отечества, а по возвраще­нию со службы каждый из этих ребят имеет приоритетное право тру­доустройства на ЗМА.
8 Марта женщин ЗМА поздравляли цветами и конфетами - это тоже уже стало хорошей традицией: такой подарок, по решению ад­министрации и профсоюзного комитета завода, вручался каждой ра­ботнице ОАО «ЗМА», даже если она была в декретном отпуске.
А для Зануфы Крючковой - бригадира-мастера АСП 8 Марта 2001 года стало самым памятным днем потому, что она в составе городс­кой делегации была участницей традиционной встречи Президента Татарстана М. Шаймиева с женщинами Республики.
Праздники и будни, будни как праздники. В марте на заводе реа­лизовали 3300 автомобилей. 25 апреля был еще один праздник, который невозможно разделить с работой и рабочим ритмом заво­да. В этот день с конвейера сошел 150-тысячный автомобиль «Ока». Право первым сесть за руль этого автомобиля было предоставлено одному из лучших водителей-испытателей завода - Владимиру Ана­тольевичу Галанкину. Все признаки праздника: цветы, музыка, гости -почти все руководители КамАЗа, представители городской админи­страции, Автоградбанка, грамоты, врученные 25 лучшим работникам завода и, впервые, 10 работникам с других предприятий КамАЗа, ко­торые изготавливают детали и узлы для «Оки». Это была идея гене­рального директора, поначалу доставившая множество хлопот ООТиЗу, которому нужно было еще придумать, как провести премии, выданные работникам других заводов, через наш заводской фонд оплаты труда.
Генеральный приносил на завод множество идей. Он «бросал их в пространство», вроде бы и не особенно конкретизируя
zma_2001-1.jpg
 
164
ответственного за исполнение и единственное, чего требовал: чтобы идея была реализована. И как-то само собой ответственный находился. Это был руководитель, к функциям которого погра­нично примыкала предложенная идея. На него вроде не показывали пальцем, от него просто ждали исполнения... Потом, когда задача реа-лизовывалась, уже было удивительно, что она казалось абсолютно невозможной.
Ведь смогли же мы в три дня реализовать такие «неподъемные мероприятия», требовавшие каж­дое, кажется, как минимум недельной подготовки, как: конференция Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и наркоманией - 24 апреля; митинг и пресс-конференция, посвящен­ные сходу с конвейера 150-тысячного автомобиля - 25 апреля; пресс-конференция и презентация кредитной карточки «Золотая корона», внедренной Автоградбанком - 26 апреля 2001 года.
На исходе апрель, в течение которого реализовано 3500 автомо­билей «Ока», на 50 больше плана, а впереди - май, опять начинаю­щийся чередой праздников: 1 Мая, 9 Мая...
На нашем заводе немного ветеранов. Строго говоря, ветеран Ве­ликой Отечественной войны у нас был только один: Александр Ни­колаевич Шилов. Он приехал в Набережные Челны в 1978 году, ра­ботал плотником на стройбазе Управления «Металлургстрой», а по­том, с 1984 года перешел плотником на базу отдыха «Лазурная». После передачи базы Производству легковых автомобилей в 1989-ом, Александр Николаевич так и остался там работать, снача­ла дворником, потом - сторожем. Ведь в 1989-ом ему было уже 65 лет. За плечами война. Пехота, 1-ый Белорусский фронт, на кото­рый он попал 17-летним мальчишкой. Про войну он рассказывать не любил, не смотрел и фильмов про войну, считая их смешной па­родией на жизнь, но государственные награды, которые надевал в День Победы, говорили сами за себя. Было их пять: Орден Красной
165
Звезды, Орден Отечественной войны II степени, медали: «За отва­гу», «За Победу над Германией», «40 лет Победы». Жили они вдво­ем с женой, Анной Константиновной и были счастливы оттого, что нужны друг другу и, наверное, нашему заводу.
Милосердие. Человек остается Человеком, пока он способен про­тянуть руку помощи. И необязательно родным или близким, это само собой разумеющееся, и не в самые благопо­лучные свои дни: в дни благополучия легко давать «милостыньку», не особенно себя ущемляя. Милосердие - это когда отдаешь свое, кровное тому, кого не знаешь и от кого не ждешь благодарности. Сделать благо, не бо­ясь отказать себе в самом необходимом и за­ботясь только об одном: «Успеть бы, не опоз­дать». Ведь ты богат тем, что у тебя есть здо­ровье и силы, а у тех, кто прошел самую страш­ную Великую Отечественную войну - осталось жизни - последние капли...
Должность сторожа на базе отдыха «Ла­зурная» была сокращена в начале 1997 года. Александру Николае­вичу было уже 73 года, он хворал. Заводчане, работники отдела по работе с персоналом, навещали его до самых последних дней - не забывали.
Он умер 11 сентября 1997 года, и его уход из жизни стал малень­кой трагедией. Нет, не для всего мира, а только для одного чело­века - его жены. Заводчане (Ю. П. Коваленко, И. И. Бахарев, Г. А. Макарова, Е. Н. Советкин, В. А. Ананьин) помогли с похоронами, с отправкой тела на Родину - в деревню Чудиново Пермской области, где схоронили его, где осталась жить теперь его вдова.
Редеют ряды ветеранов. В 2001 их осталось на заводе только четверо. Ветераны труда, люди, которые помогали стране ковать Победу в тылу. Мы поздравляем их ежегодно: Веру Константинов­ну Кулакову, Хурмата Рахматовича Сибагатуллина, Юрия Викторо­вича Кузьмина, Григория Петровича Филиппова. В 2003 году будем поздравлять только троих: летом 2002 года Григория Петровича не стало. Светлая ему память. И святая забота нам: помнить и обере­гать тех, кому еще можем мы поклониться в благодарность за ту далекую уже Победу.
В 2001 году темпы роста производства микролитражных автомо­билей на ЗМА уже серьезно сдерживает недостаточное количество силовых агрегатов, поставляемых АвтоВАЗом. Вазовская линия уже почти достигла своего «потолка» в поставках. В 2000 году это 33566 -для ЗМА и 16541 - для Серпуховского автомобильного завода. Всего 50107 двигателей за год. Увеличение производства автомобиля «Ока» в 2001 «подтягивало» необходимость поставок силовых агрегатов под критическую отметку 60 тысяч единиц, за которой дальнейшее увеличение поставок силовых агрегатов с АвтоВАЗа, без серьезной модернизации линии сборки, становилось проблематичным.
В феврале 2001 года на ЗМА была проведена сессия страте­гического планирования, в которой участвовала вся команда
166
топ-менеджеров завода, представители всех производственных подразделений предприятия и конструкторы отдела легкового автомобиля из Департамента развития КамАЗа. Сессия прохо­дила в форме деловой игры. Игротехниками руководил дирек­тор аналитического центра Б. М. Морозов. Человек, умеющий широко и перспективно мыслить, обладающий незаурядным да­ром выделить в проблеме главное и кратко, предельно четко сформулировать вывод. Борис Михайлович оказал большую по­мощь заводу.
В итоге все идеи и предложения, высказанные на сессии страте­гического развития, были обобщены и положены в основу «Страте­гической программы развития ОАО «ЗМА» на период 2001-2006 года». В марте программа прошла защиту на Совете директоров ОАО «КамАЗ». Согласно этому документу до 2006 года заводу предстоя­ло: увеличить выпуск автомобилей на «ЗМА» до 100 тыс. штук в год, что позволит поднять рентабельность производства до 10%. Необ­ходимо расширение модельного ряда «Оки», решение проблемы аль­тернативного силового агрегата, увеличение доли продаж на экс­порт (до 20% от общего объема выпускаемых автомобилей) и, в свя­зи с этим, повышение качества.
В 2001 году качество автомобиля для заводчан стало задачей но­мер один, соответствие качества автомобилей «Ока» требованиям Международных стандартов ГОСТ Р ИСО-9002-96 требовалось для сохранения доли рынка продаж, занимаемых микролитражкой в Рос­сии и за рубежом.
Работа по оценке системы качества ОАО «ЗМА» началась в январе 2001 года, а завершилась в июне. Выполняла ее экспертная группа Межотраслевого сертификационного органа «САТР-фонда», под ру­ководством главного эксперта фонда Дмитрия Александровича Ко-лотилина.
Подготовка к аудиторской проверке на заводе началась задолго до приезда экспертов, и началась она с подготовки кадров. Обуче­ние руководителей производства велось на основе рекомендаций Татарстанского центра Академии проблем качества, с выездом обу­чающихся на семинары в Казань, Санкт-Петербург, в Москву.
Мы готовились к этим испытаниям всерьез, без скидки на то, что наши кузова штампуются и красятся на производстве, ориентирован­ном на изготовление грузовиков, к которым предъявляются другие, не такие жесткие требования. Для дополнительной гарантии качества кузовов на заводе было внедрено испытание на герметичность кузо­вов всех автомашин в дождевальной камере. Для выявления скрытых дефектов внедрены дорожные испытания микролитражек на треке автомобильного завода. Для повышения качества деталей и узлов, изготовляемых в собственном механосборочном производстве была проведена модернизация стендов для их испытания.
За каждым из этих дел: люди. Прежде всего работники службы качества: заместитель генерального директора завода по качеству Фатых Зинятуллович Бадамшин, имеющий за плечами более 20 лет камазовской биографии, Провкова Любовь Александровна - брига­дир-мастер службы качества ОТК, Езопова Оксана Александровна -
167
контролер ОТК, Гимадеев Марсель Дамирович - начальник бюро ана­лиза системы качества.
Каждый их них вложил в общее дело долю своего труда. Поэтому результата был закономерен и завершился новой победой.
16 июля на сдаточной площадке сборочного производства завода микролитражных автомобилей состоялся торжественный митинг, по­священный вручению ОАО «ЗМА» сертификата соответствия системы качества завода требованиям ГОСТ Р ИСО-9ОО2-96. Под звуки духового оркестра генеральному директору завода В. К. Каюмову был вручен своеобразный «аттестат зрелости», подтверждающий, что мы достигли стабильного качества, удовлетворяющего потребностям рынка.
Но жизнь не стоит на месте. И сразу же после достижения ре­зультата в качественных показателях на заводе приходилось думать о «расшивке узких мест» при увеличении количества выпускаемых автомобилей. Таким «узким местом» к середине 2001 года явно стал участок сдачи автомобилей с конвейера - через цех комплектации и сдачи автомобилей - в сбыт завода. При существующем ритме с конвейера каждые б минут должен был сходить 1 автомобиль, но ему порой приходилось долго добираться до сбыта. Цех комплекта­ции и сдачи стал сдерживающим звеном.
Ах, сколько копий было сломано за 2001 год при переходе на по­точный метод! В структуре завода исчезло сразу 2 цеха: цех сборки автомобилей и цех комплектации и сдачи автомобилей, а появилось одно автосборочное производство. В сборочном производстве ис­чезла профессия водителя-испытателя, его заменили на поточной линии слесари механосборочных работ, электрики, слесари-сдатчи­ки, мотористы - каждый занят на своей определенной позиции. Та­кая «узкая специализация» не только оттачивает квалифика­цию, но и повышает ответствен­ность за результат на своей по­зиции.           Первое время не верилось, что метод пойдет. Заместитель главного инженера В. Н. Кова­лев, специалисты инженерных служб: А. Н. Зинкин, А. В. Соро­кин, Д. С. Максимов, А. А. Акимов, Ф. Н. Ахтямова, 0. Н. Талдыкина и производственники И. В.Торопов, М. В. Петров, А. В. Черных с волнением ждали результата работы производства 9 июля, в  первый день, когда производство перешло на работу по поточному методу. Психологическая ломка, связанная не только с перестройкой рабочего режима производства (он в результате только
168
улучшался - шел переход с трехсменного режима на двухсменный), но с потерей статуса водителя-испытателя - профессии авторитет­ной и высокооплачиваемой, не могла пройти безболезненно.
В первый день работы смены по-новому было сдано 68 автомо­билей, вместо обычных 140. Второй, третий день - тоже сбой. Толь­ко на четвертые сутки появился ожидаемый результат: 148 автомо­билей за 2 смены, тогда как по прежнему методу работы в среднем сдавали 130 автомобилей за 3 смены, включая ночную!
Прошло время. К концу 2001 года поточный метод стал привыч­ным и понятным, в заработке люди не потеряли, зато выиграли в темпе сдачи автомобилей с конвейера в сбыт. Может быть, в 2001-ом при сборке 37 тысяч автомобилей сдерживание темпа сдачи автомоби­лей с конвейера еще не было критичным, но в 2002 и в последующие годы, при наращивании объемов производства до 75-100 тысяч ав­томобилей в год, мы будем готовы к этому ритму благодаря своевре­менному освоению поточного метода.
События наслаиваются одно на другое, занимая какой-то проме­жуток времени от начала до завершения. Когда завершается рас­сказ об одном событии, мысленно ставишь вешку: надо вернуться. Ведь пока мы работали над системой качества, в мае было еще вот это... Это важно, а в июне - поточный метод - не забыть! Вернуться.
Не выстраиваются события в цепочку. Они шли параллельно друг другу одним стремительным потоком, объединявшим работу почти 2,5 тысяч людей, составляющих коллектив ЗМА. И, кстати, объединя­ющим не только их.
169
Звание депутата городского совета при­бавило работы нашему генеральному ди­ректору: два раза в месяц он проводил за­седания депутатской комиссии горсовета по вопросам промышленности и архитектуры города. Часто они были достаточно злобод­невными, как, например, строительство тор­говых рядов на площади возле ДК «Энерге­тик», вызвавшее большое недовольство го­рожан. Один раз в месяц Васил Кадымович проводил депутатский прием в средней школе № 46 для избирателей 42-43-го комплексов Нового города. За тот период 2000 и 2001 года он утвердился, стал узнаваем «в коридорах власти», уважаем за умение бескомпромиссно высказать свое мнение по самым острым вопросам, за высокую работоспособ­ность.
К Василу Кадымовичу тянулись люди, и он старался помогать им, открывая не только сердце, но и свой личный кошелек. В тех случа­ях, когда люди обращались к нему как к депутату, он не считал воз­можным расходовать заводские средства. Это была его помощь. Так было, например, с поездкой Рамиля Зарипова - 11-летнего мальчи­ка из вокальной студии «Айгуль» молодежного центра «Шатлык», ко­торого пригласили принять участие в третьем Тюрко-татарском фес­тивале детского творчества «Наследники Сююмбике. Крым - 2001», проходившего в Ялте в июне. Мама мальчика, пройдя все кабинеты в поисках денег, с последней надеждой на чудо позвонила депутату горсовета В. Каюмову. Ехать нужно было через несколько дней, а денег на билеты не хватало, несмотря на то, что часть суммы выде­лил известный в Челнах исполнитель татарских песен и тоже депу­тат Виталий Агапов.
Выслушав по телефону сбивчивый рассказ матери, Васил Кады­мович просто попросил принести ему чистый конверт. Вложил в него сумму, достаточную для приобретения билета для мальчика, и ска­зал: «Передайте». Возражать было бессмысленно, генерального жда­ли дела, а как сделать это, не менее важное дело, с наименьшими затратами времени, он уже решил.
Закономерным итогом его депутатской деятельности и работы за­вода в социальной сфере стало присвоение генеральному директо­ру ОАО «Завод микролитражных автомобилей» звания «Человек -золотое сердце», завоеванное по итогам 2000 года и оформившееся в постановлении главы администрации г. Набережные Челны.
Благодаря общим усилиям команды, работающей на осуществле­ние программы «Персонал-2001», на заводе стали выплачивать до­полнительную пенсию через страховую компанию «Берсил», сумели сохранить единовременные выплаты на рождение ребенка, в случае бракосочетания, в связи со смертью родственников; производить дотации на питание в размере 30% от их стоимости; работники за­вода получали возможность приобретения автомобилей и улучше­ния жилищных условий, получая кредиты под гарантии завода.
170
Сложно перечислить все льготы и формы помощи, оказываемые работникам завода в 2001 году. Ясно одно: все они свидетельству­ют о неравнодушном внимании к людям, о том, что «золотое серд­це», как сказал, получая это почетное звание, Васил Кадымович, не только у него, а у всего завода микролитражных автомобилей.
Депутатство генерального директора принесло заводчанам и но­вые встречи, новых друзей. Новой формой неформального общения стали для работников ЗМА проводимые не менее двух раз в год со­ревнования «Веселые старты». Они проводились для б команд: ОАО «ЗМА», ОАО «Автоградбанк», фирма «Ренавтоцентр», фирма «Транс­техсервис» и двух средних общеобразовательных школ № 46 и № 70. Руководителей этих организаций В. К. Каюмова, В. Б. Иванову, М. А. Гайнуллова, В. В. Зубарева, Л. В. Золотареву объединила пред­выборная кампания 1999 года, последующая депутатская деятель­ность и чисто человеческие симпатии друг к другу. Команды, соста­вившиеся в каждой из организаций, были одинаково азартны в же­лании победить и продемонстрировать свои спортивные способно­сти. В 2001 году «Веселые старты» организовывались Автоградбан-ком и соперничали по накалу страстей с традиционным заводским «Сабантуем-2001», проводившемся как всегда на базе отдыха «Ла­зурная». Это уже июль.
А мне опять хочется вернуться на месяц назад, к 14 июня, когда на завод приезжал Виктор Николаевич Поляков, который в силу раз­личных обстоятельств, но прежде всего из-за появившихся проблем со здоровьем, в 2001 году не приезжал на постоянно действующие совещания ВК ФПГ на КамАЗе. Совещания проходили теперь под ру­ководством Евгения Станиславовича Банецкого - директора депар­тамента ВК ФПГ по производству легковых автомобилей и члена Со­вета директоров ОАО «ЗМА».
Приезд Виктора Николаевича был вызван его желанием лично оценить ход работ на строительстве окрасочного корпуса, состоя­ние дел на ЗМА и перспективы его дельнейшего развития.
Дело в том, что в декабре 2000 года из республиканского фонда НИОКР был выделен кредит в размере 20,4 млн. рублей, позволив­ший возобновить форсированными темпами строительство окрасоч­ного корпуса на ЗМА. В январе было получено еще 15 млн. руб­лей из городского фонда НИОКР.  Выезжая в апреле 2001 года на очередное заседание Совета директоров ВК ФПГ в Москву, представители руководства завода продемонстрировали Виктору Николаевичу и всем, присутствовавшим на заседании, видеокассету, на которую засняли завод и работы, возобновившиеся на окраске. Фильм, конечно, не давал полного представления о состоянии дел.
171
Специализированный автомобиль «Ока-Милиция» - участник московско­го автосалона «МИМС-2001»
zma_2001-2.jpg
Естественное желание Виктора Николаевича изучить существо вопроса стало причиной его приезда в июне на КамАЗ и прежде всего на ЗМА. Визит, как стало ясно после обхода производства, не разочаровал. Теплые нотки, звучавшие в голосе В. Н. Полякова на заключительном сове­щании с руководством завода, говорили о том, что он остается на­шим союзником. Сдержанная, как всегда, почти лишенная эмоций оценка, что команда менеджеров завода смогла добиться позитив­ных результатов на всех направлениях развития производства, зву­чала для нас высшей похвалой.
Единственное, в чем критиковал нас Виктор Николаевич, в нео­боснованном желании перевести на КамАЗ линию сборки силовых агрегатов, которую, кажется, уже готов был отдать и АвтоВАЗ, заин­тересованный в освобождении площадей под освоение своей но­вой модели «Калина».
Проблема силового агрегата становилась для ЗМА все более ост­рой. Мощности завода уже в 2001 году позволяли выйти на 45 тысяч автомобилей в год. Поэтому в 2001 было собрано 10 автомобилей «Ока» с мелитопольским двигателем МеМЗ-2110 и получено разрешение на изготовление опытно-промышленной партии 150 автомо­билей. Право на их изготовление и реализацию будет передано в сентябре фирме «Астро-Кар», руководителем которой является Идеал Фазуллин, сотрудничающий с ОАО «ЗМА» с 1998 года в освоении пер­спективных разработок по модернизации автомобилей «Ока» и ее модификаций.
В 2001 году решение по альтернативному силовому агрегату для «Оки» так и не будет найдено. Московский автосалон «МИМС-2001» подтвердит, что «Ока» привлечет внимание правительства и журна­листов не своей конкурентоспособностью, а своей необычной пода­чей. На выставке, наряду с «Окой» с мелитопольским двигателем, нашим заводом была экспонирована «Ока-милиция», оборудован­ная сиреной, проблесковыми огнями и отделением багажной части, оборудованным сиденьями и ре­шетчатыми стеклами, под пере­возку нарушителей.

«Ока-милиция» вызвала фу­рор на выставке. Редкий журна­лист проходил мимо, а правитель­ственная делегация, в состав ко­торой входил Председатель Гос­думы В. Селезнев, вице-премьер Правительства РФ, председатель Совета директоров КамАЗа И. Клебанов и другие официаль­ные лица, была привлечена к ос­мотру «Оки» именно голосистой сиреной «Оки-милиции». Решение по силовому агрегату оставалось задачей будущего. А вот строительство корпуса ок­раски было делом настоящего.

172
Дело в том, что, кроме финансирования строительства из фонда НИОКР, в 2001 году за­вод получил долгожданный кредит из средств бюджета Республики Татарстан. По решению, принятому Правительством Республики, завод должен был получить 85 млн. рублей беспроцентного кредита, из них 52 млн. рублей уже в этом 2001 году. В марте после поступления де­нег из республиканского бюджета строитель­ство корпуса окраски пошло форсированными темпами. Экономили каждую копейку, рассчи­тывая на то, что нас поймет и поддержит Кам-ГЭСавтозаводстрой - наш старый партнер по строительству завода, по-прежнему возглавляемый А. С. Евдокимовым. К маю уже был полностью закрыт корпус, сданы черновые полы, шла заливка фундаментов под оборудование, параллельно велась подготовка отопительной системы корпуса.
В июне начались переговоры с фирмой «Ромикс» о выполнении работ по устройству чистых полимерных полов. Для того, чтобы оце­нить качество покрытия, представители завода Р. Ш. Сабиров, Р. В. Шамсудинов, В. Н. Ляхов ездили в Ижевск на оборонный завод, где такие полы уже были выполнены. Челнинское представитель­ство фирмы «Ромикс» - «Стройтехком» гарантировало качество вы­полнения работ и было готово участвовать в тендере, которому при­давалось большое значение.
Дело в том, что 95% окрасочного оборудования должно размещать­ся на втором этаже. Технология окраски автомобилей на оборудова­нии фирмы «Durr» требует высокой степени чистоты, отсутствия пыли, которая губительна для качества покрытия автомобиля в период ок­раски, но, кроме того, покрытие должно не только легко подвергаться мытью, чистке, но еще должно быть устойчивым при попадании на его поверхность химсоставов, используемых на окраске.
В конце июля второй этаж был почти готов для начала работ по устройству чистовых полимерных полов...
Почти. Оставалось: начать, да кончить. На втором этаже нужно было убрать строительный мусор: остатки раствора и керамзита, об­резки металла, использованных электродов и прочий хлам, который остается после выполнения большой работы. Площадь второго эта­жа окрасочного корпуса составляет без малого 12 тысяч кв. м, и строители, как люди грамотные, готовы были выполнить работу по уборке корпуса при условии оформления допработ за дополнительную оплату. Отдавать деньги за неквалифицированный труд было обид­но. На заводе не было лишних денег. Даже для того, чтобы платить месяц в месяц зарплату своим работникам, приходилось «чесать за­тылок», а здесь...
Так родилась идея проведения субботников на окрасочном кор­пусе ОАО «ЗМА». Начать решили с себя, то есть с руководства. Пер­вый субботник, в котором участвовали все руководители завода, состоялся 18 августа. В этот день площади второго этажа были вы­чищены «под метелочку» и подготовлены к настилу покрытия. Этот
zma_2001-3.jpg
Обмен мнениями и поиск решений по
развитию производства автомобилей
«Ока». В. Каюмов - генеральный
директор ОАО «ЗМА», И. Клебанов -
председатель Совета директоров ОАО
«КамАЗ». Июнь 2001 года
Корпус закрыт. Идет подготовка к монтажу
zma_2001-4.jpg
Окрасочный корпус. Строительство продолжается
173
первый субботник положил начало другим. Инициатива руководства была подхвачена молодежью, инженерно-техническим персо­налом цехов и отделов.
Работа была сделана. А завод сэкономил средства, которые были так нужны на продол­жение строительства... Если,конечно, не счи­тать расходов на чай и эчпочмаки, которыми завершался каждый проводимый субботник. Для работников заводской столовой это тоже была ударная вахта: термосы с чаем и лотки с выпечкой они доставляли на «окраску» сво­ими слабыми женскими силами. И вкуснее не было, чем эти эчпочмаки, дороже благодарности не придумаешь, чем их улыбки, кружка воды из фляги, чтобы каждый мог сполос­нуть руки, белый рушник и доброе «Кушайте на здоровье!» из уст Веры Ивановны Бабкиной.
Было и еще одно, что возвращает и возвращает назад, но вспо­минается сейчас по ассоциации с воспоминанием о лице Рустема Шагитовича Сабирова. Главный наш строитель - директор строи­тельно-проектной фирмы ОАО «ЗМА» - он, кажется, строитель не только по профессии, но и по призванию. Потому что все в нем -отумения созидать, отлюбви к самому процессу гармоничного стро­ительства нового. Кроме того, что он строит на заводе, на базе от­дыха «Лазурная», на производстве пластмасс вместе со своими коллегами-строителями В. Н. Ляховым, И. В. Леликовым, А. М. Халиковым, Рустем Шагитович сумел гармонично и грамотно пост­роить свою семью: он, его жена и три сына - всегда активные уча­стники заводских мероприятий и неоднократные победители со­ревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселых стар­тов» и конкурсов Сабантуя.
Лицо нашего Главного строителя, обычно с независимым внима­нием обращенное к собеседнику (приподнятый подбородок, спокой­ный взгляд, готовность аргументировать), это лицо умело мгновенно каменеть. Так бывало довольно часто на финкомитетах, когда при­ходилось отстаивать необходимость платежей на строительство. Раз­говор здесь был достаточно жесткий: не хватает аргументов, не про­работаны варианты - дорабатывайте, доказывайте, что предлагае­мый вариант лучший.
Сабиров каменел лицом, уходил и на следующий день опять на­чинал разговор о необходимости платежей, их обоснованности.
                                                                                              174
Вот так же теперь каменело его лицо, когда мы вспоминали об Олеге Дмитриевиче Белоненко. Эта память возвращает и возвраща­ет нас назад. И этой памяти отдавая дань, я не могу не возвратиться к 10 июля, уже 2001 года, когда на базе отдыха «Лазурная» мы вспо­минали нашего первого директора, собравшись под открытым не­бом. Те, кто работал с ним на ПЛА, кто преобразовывал производ­ство в 000 «ЗМА», потом в ОАО «ЗМА» и был свидетелем всех после­дующих событий. В этот день положили начало еще одной традиции завода - Дню памяти.
Нашим частым гостем на заводских мероприятиях была теперь Ва­лерия Игоревна Белоненко, его вдова. Она приезжала с дочерьми Ве­рой и Викторией, с внуком Димой, сохранившим фамилию деда. Вале­рия Игоревна была нашей гостьей и 23 октября, в день рождения Оле­га Дмитриевича, когда в конференц-зале завода проводился концерт бардовской песни, посвященный памяти первого директора. На этом концерте родилась идея о проведении фестиваля бардовской песни, посвященного памяти 0. Д. Белоненко, и Валерия Игоревна обещала: «В таком случае я обязательно подарю Вам хорошую гитару».
Да! Хорошая гитара была мечтой наших самодеятельных артис­тов, особенно Игоря Сокольникова, и на Дне Завода, проводившем­ся 15 декабря в ДК КамАЗа, он принял этот подарок из рук Валерии Игоревны и не удержался, запел. «Изгиб гитары желтой...» - по­плыла над залом любимая песня Олега Дмитриевича.
В 2001 году к Дню Завода, проводившемуся 15 декабря в ДК КамАЗа, мы подошли, уже почти выполнив контрольную цифру годо­вого плана: 36 тысяч автомобилей «Ока» были собраны заводом к девятнадцатому числу. Все остальные автомашины - были сверх­плановыми.
Строительство окрасочного корпуса. Инженерными службами за­вода, службой главного энергетика, которую возглавляет А. М. Сереб­ряков, была введена в действие собственная котельная, которая дол­жна была обеспечить окрасочный корпус перегретой водой, темпе­ратура которой по технологическому процессу окраски в тепловых сетях завода должна поддерживаться на уровне не ниже 115 граду­сов. Кроме реализации этой задачи, ввод собственной котельной на ЗМА, обеспечил автономное теплоснабжение всего завода и эконо­мию заводских средств. На реализацию этой задачи грамотно и про­фессионально сработали наши энергетики: В. В. Алимов, В. Н. Горо­хов, И. П. Колобов и многие другие.
Так заканчивался четырнадцатый год завода микролитражных автомобилей. «День Завода» звенел и искрился радостью. По всем
                                                                                                 175
телеканалам телевизора, установленного на сцене ДК «Энергетик», показывали только ЗМА! По задумке авторов программы празднич­ная программа была выстроена как просмотр разных телепередач, сменяющих друг друга на экране телевизора. Телевизором стала сцена Дворца культуры, сюжеты телевизионных программ исполня­ли самодеятельные артисты «ЗМА», городские артисты, артисты са­модеятельности литейного и прессово-рамного заводов. Участника­ми действа автоматически становились все выходившие на сцену: руководители, работники завода, гости праздника.
В этот день в Книгу Почета Завода были внесены новые имена: Евгения Николаевича Советкина - начальника ЦРиОО, Александра Вольфовича Коринблита - заместителя начальника отдела сбыта, Раиса Аркадьевна Дейчак - слесаря механо-сборочных работ авто­сборочного производства. Победителям конкурса профессиональ­ного мастерства «Лучший по профессии» Р. Бадретдинову, В. Стень-шину, С. Лесникову, Н. Головину, А. Мейсару и А. Демину были вру­чены грамоты и подарки, а руководителям «новорожденных цехов» -сварки (А. Н. Позднякову) и окраски (Р. В. Шамсудинову) пока что вручили... соски-пустышки и добрые наставления.
Так закончился 14-ый год завода микролитражных автомобилей. А 2001 год закончился для ОАО «ЗМА» сборкой и реализацией 37837 автомобилей «Ока» и завершением аудиторской проверки оборудования цеха окраски, которое провели специалисты фирмы «Durr» во главе с Р. Раделем, приехавшие из Германии накануне нового 2002-го года.
Несмотря на то, что оборудование хранилось в ящиках на тамо­женных складах и на территории завода (первая партия его посту­пила еще в 1997 году, а оставшаяся - летом 1998 года), состояние оборудования было признано «почти отличным».
Немцы, известные своей педантичностью, проверили не только состояние самого оборудования, но наметили и согласовали план организации работ по монтажу его в корпусе окраски ЗМА. Начало монтажа планировалось на 14 января 2002 года. Состояние корпуса окраски, в котором было полностью завершено строительство, и подготовительные работы, так же было признано отличным. С 14 января к работам в окрасочном корпусе должны были приступить работники предприятия «КамАЗмонтаж» и специалисты фирмы «Durr» по монтажу обо­рудования. Новый год обещал новое движение вперед.
176

На следующую страницу - 2002 год                       На страницу  ЗМА 15 ЛЕТ                           На главную страницу

Hosted by uCoz