2002 г. Портрет на фоне «Оки»
|
|||
2002 год еще не воспринимается как прошлое. Он воспринимается как настоящее. Настоящее вытекает из прошлого и формирует будущее.
0 прошлом сказано много. 0 настоящем - здесь, в этой главе.
Какие мы сегодня и как сказать обо всех, не забыть никого?
«Мы - производственники, работающие на результат», - говорит заместитель генерального директора по производству А. А. Чернов.
На автосборочном производстве успешно внедрен поточный метод, с конвейера завода сходит ежедневно более 170 автомобилей «Ока». 13 августа на заводе собран 200-тысячный автомобиль. Если на сборку первых 100 тысяч автомобилей «Ока» заводу понадобилось 12 лет, то следующие 100 тысяч - собраны за последние 3 года. Сегодня завод всерьез ставит перед собой задачу сборки и реализации 100 тысяч автомобилей ежегодно. Наращивание производства будет идти постепенно. Первый рубеж: 40 тысяч автомобилей «Ока» -план производства 2002 года. Далее: 60 тысяч, 75 и, наконец, 100 тысяч автомобилей в год.
24 сентября в цехе сварки кузовов изготовлен 10-тысячный кузов собственного производства. Коллектив этого цеха - самый молодой на заводе, и 2002 год - это период становления не только сварочного производства, но и формирования ядра коллектива. Производству кузовов так же предстоит развиваться, так как мощности прессово-рамного завода недостаточны для того увеличения выпуска автомобилей «Ока», которое планируется заводом.
Отдельно нужно сказать о производстве пластмасс, которое в этом году проводит активную модернизацию оборудования.
«За 13 лет по нашей причине конвейер ни разу не стоял. Хотя мы работали на 3 конвейера - СеАЗ, КамАЗ и ЗМА. Бех в свое время подписывал приказ о создании нашего производства на 55 тысяч машинокомплектов. А мы уже делаем 60 тысяч», - говорит
|
|
||
Заводчане встречают 200-тысячную «Оку». 13.08.2002 г.
|
|||
Юбилейный митинг. Победители
соревнования за право принять
участие в сборке
200-тысячной «Оки»
|
|||
|
|||
|
|||
177
|
|||
Гамир Ахметович Халимов
- начальник технологического отдела пластмассовых изделий.
«Те мощности, которыми мы сейчас располагаем и тот план, в который нам утверждают - в некоторых вещах мы работаем даже выше плана, выше возможностей», - продолжает Александр Николаевич Сайко - инженер цеха пластмассовых изделий. - «Оборудование уникальнейшее, разноплановое. Мы производим и полиэтиленовую пленку. Месяц назад получили из Германии два суперсовременных термопласто-вых автомата. Последнее слово техники. Об освоении новой номенклатуры говорить не приходится, мы исчерпали свои возможности под автомобиль «Ока», а план каждый месяц повышается. И второе -мы задыхаемся от нехватки производственных площадей. Наша беда в том, что мы находимся на отшибе и являемся даже не цехом, а маленьким производством со своими службами. Мы сами производим отгрузку, сами получаем материалы. Вопрос развития для нас самый острый, наиважнейший вопрос!»
В каждом из этих высказываний неравнодушная боль за будущее своего производства, ставшего частью завода микролитражных автомобилей, живущего его судьбой.
Владимир Александрович Бура, возглавляющий этот цех с момента его основания, сумел в тяжелейшее время сохранить костяк коллектива специалистов и сегодня делает все для того, чтобы цех продолжал развиваться.
Крепкий коллектив с технически грамотными рабочими кадрами сложился и в механосборочном производстве, в 2002 году выпускающем деталей и узлов на сумму 26 млн. рублей в месяц. Здесь продолжают работать асы механообработки: В. Ф. Черепашков, Е. И. Дерябин, В. А. Сироткин, В. Н. Фетилин, Е. В. Гусаров, А. И. Мокеев и многие другие.
Увеличение темпов производства неразрывно связано с качеством производимой продукции. Казалось бы, сертификат соответствия качества ИСО-9000, полученный в 2001 году, доказал, что завод способен производить качественную продукцию, и теперь можно не беспокоиться о конкурентной способности «Оки». Но время ставит новые задачи, и прежде всего требования рынка, потребителя определяют дальнейшую работу по повышению качества автомобилей.
Увеличение производительности труда, повышение ритма производства, вызванные внедрением поточного метода, потребовали развития форм работы от службы качества - ее руководителя Фатыха Зиннатуловича Бадамшина, его ближайших помощников Л. С. Никифоровой, А. С. Хоруша, М. Д. Гимадеева и многих других.
В этом году завод прошел инспекционный контроль по ИСО-9000, готовится к ресертификации на соответствие новой версии ИСО-9002. Но главное, что произошел перелом в сознании людей:
|
||
178
|
они прониклись большей ответственностью, пониманием соответствия качества требованиям потребителя. Это позволит в ближайшем будущем осуществить переход на самоконтроль.
Такое понимание не приходит само по себе. Это - результат обучения каждого: от первого руководителя до сборщика главного конвейера. Обучение вопросам повышения качества автомобилей проводится в течение всего года. В первом квартале на заводе проводилось соревнование, в котором индивидуальные показатели качества работы каждого оценивались в заводском соревновании. Премия победителю была необычной: по итогам конкурса 14 работников завода были премированы путевками на Черное море, в пансионат «Утес». Путевки эти были подарком одного из дилеров завода -генерального директора фирмы «Кнесид» Л. С. Катренко. Июньское море, песчаные пляжи, загорелые и отдохнувшие от городской суеты победители были лучшей рекламой за качество. А главный результат общего качественного труда - снижение уровня рекламаций на автомобили на 30% к уровню 2001 года.
«Если о нас не говорят, значит мы хорошо работаем», - сказал как-то после совещания Ришат Нафикович Кавиев, заместитель генерального директора по обеспечению. Действительно, не шутя, он не любит, когда о них говорят. На совещаниях предельно кратки и он и его подчиненные (М. Р. Базардинов, назначенный начальником ОВК в этом году и П. М. Семкин - начальник ОМТО с 1996 года). «Вопрос на контроле, работаем». Все они, так же как и служба ПДО, возглавляемая Сергеем Евгеньевичем Вороновым, непосредственно отвечают за то, чтобы не оборвалась производственная цепочка работы главного конвейера. Более 600 наименований комплектующих у них на постоянном контроле.
Четкое соответствие цен, сроков, поставок обеспечивает система заключения договоров с поставщиками, действующая на основе тендера. Приходится только удивляться, что договорные схемы не дают сбоев, хотя юридический договорной отдел не так уж велик. Более 30% входящей почты проходит через руки его руководителя - главного юрисконсульта завода Татьяны Андреевны Пироговой и ее сотрудников А. Ф. Ягудина, Г. Г. Ахтямовой, Н. С. Сергеевой и др. Мы учимся работать «на рынок». Мы учимся уважать потребителя. И достаточно символично, что 2002 год начался с проведения розыгрыша лотерейных билетов среди владельцев автомобилей «Ока», оформивших покупку в кредит в четвертом квартале прошедшего года. Ни одного «несчастливого» билета в этой лотерее не было: утешительные призы достались каждому - автошампуни, «автокосметика», хорошее моторное масло... А главным
|
||
179
|
выигрышем, доставшимся наладчику ОАО «КамАЗ-Дизель» Алексею Кузовову, был цветной телевизор.
В службе маркетинга к 2002 году сложился молодой, энергичный коллектив со здоровыми амбициями и высоким стремлением к освоению новых форм работы. Проведение конференции дилеров в апреле 2002 года позволило сделать полный анализ плюсов и минусов системы продаж, опробовать новые финансовые схемы, закрепить достигнутое. На этот раз региональным партнерам завода было предложено опробовать факторинг (финансирование поставок автомобилей с отсрочкой платежа) и продажи автомобилей в локальный кредит.
Лучшие по результатам совместной работы были награждены дипломами и фирменными часами с силуэтом «Оки». Победителями в шести номинациях стали: за объемы продаж - МТД «Ока», г. Москва, С. Н. Харченко, за увеличение объема продаж - Западно-Сибирский альянс, г. Омск, Н. Кочеткова, за максимальный объем продажи запчастей - «Ока-Интерсервис», г. Набережные Челны, В. Павлов, за наибольший объем продаж в СНГ - «Ишим-Лада», г. Петропавловск, Б. Стрижак и за лучшую рекламу - «Таттранском», г. Набережные Челны, И. Зиганшин.
«Хочу пожелать нашей службе научиться предвидеть ситуацию», - так завершил круглый стол по истории завода руководитель службы -заместитель генерального директора по маркетингу и продажам Равиль Гумерович Нурутди-нов. Это было не просто «хочу», а глубоко скрытая тревога, вызванная спадом реализации автомобилей в самый, казалось бы, разгар сезона. Конкуренция на рынке усилилась с появлением ижевского «Москвича» «с оцинковкой». Ситуация требовала действий.
Семинар-тренинг по стратегии маркетинга и продаж был предложен экономистами, «заказан» службой по персоналу и подхвачен маркетингом. К деловой игре, организованной профессиональными игротехниками Бориса Мамина (фирма «Мамин и К»), были привлечены дилеры и специалисты разных служб. Теоретическая часть, деловая игра, заключительный семинар - все это позволило разработать программу, которая включает в себя стройную концепцию развития производства, ориентированного на запросы потребителя. В чем-то она уже реализуется, в чем-то - задача будущего. Но уже сегодня можно сказать, что на ЗМА формируется свой фирменный стиль, своя концепция рекламы, свой коллектив профессионалов-маркетологов среди которых: А. И. Рамазанов, М. Г. Сафин, И. Н. Гусманов, Л. Р. Каримов, Д. Р. Гареев, А. Н. Крашенинников, Н. Ш. Халимов, Е. А. Мятлева и многие другие.
Об экономических службах на заводе говорят редко. Часто говорят об отделе труда и зарплаты: каждый месяц, когда получают расчетные листки. Но ООТиЗ или, по-новому, ОТОиОР в заводской структуре относится к службе персонала. А вот о бухгалтерии и финансовых
|
||
180
|
службах почти не говорят. Да и сами они, экономисты, немногословны. Больше общаются с цифрами, чем с людьми. Точные расчеты, необходимая сосредоточенность, приучают к сдержанности.
«Да что говорить?» - вздыхает Марина Валентиновна Селезнева, заместитель главного бухгалтера. - «Мы за этими цифрами ничего не успеваем увидеть. Даже на концерт в наш зал не ходим: то баланс, то отчет».
Сергей Анатольевич Григорьев - главный бухгалтер завода, на эту тираду только понимающе кивнул. У него со своим чисто женским коллективом полное взаимопонимание.
И как-то естественно и замечательно говорит об экономике и о себе Жамиль Гадилович Тагиров - заместитель генерального директора по экономике и финансам. Чувствуется, что «Ока» для него не просто место работы, а, может быть, судьба:
«Предпосылки, чтобы перейти на завод, у меня появились уже в 1995 году. Когда на КамАЗе разразился кризис, была создана группа анализа стратегических направлений, которая рассматривала различные варианты развития КамАЗа. Мне попался автомобиль «Ока». Я выступал на уровне руководителей КамАЗа, впервые там увидел Олега Дмитриевича Белоненко. Помню, после выступления на меня с критикой «наехал» Борисов. Мол, что вы рассказываете про этот автомобиль, его брать никто не будет. Я думал, что Белоненко что-то возразит, но он ничего не сказал.
У меня был вариант, предлагающий рассматривать «Оку» как «Мой первый автомобиль». Это должно стать девизом, который зазвучит всюду. Потому что, если уже поездил на другой машине, на «Оку» пересаживаться тяжело. Не тот комфорт, не те размеры. Все преимущества машины теряются. «Ока» нужна как трамплин для автолюбителя.
После этого совещания нас оставили в постоянно действующей структуре при службе стратегического планирования для реализации проекта реорганизации ОАО «КамАЗ».
В марте 2000 года меня пригласил на ЗМА Васил Кадымович, настойчиво рекомендовал принять это предложение И. Ш. Хали-ков - заместитель Генерального директора ОАО «КамАЗ» по экономике и финансам. Когда я пришел на ЗМА, первым ощущением была неуютность, будто не в своей тарелке оказался. Постепенно я понял, что здесь не все так просто, как казалось. Ситуация тяжелая, предприятие убыточное, долгов полно, денег практически нет. Есть над чем работать. И заметил, что здесь люди работают не только за то, чтобы прийти и зарплату получить. Завод для многих был вторым домом.
|
181 | ||
Все эти годы в центре внимания у «Оки» было производство. Поэтому бухгалтеров и экономистов заметно не было. Финансовые результаты были на втором месте. Если делали план производства, то все были молодцами. Это - основа механизма, но далеко не вся. И хорошо, что у руководителей завода в последние 2 года меняется подход к экономике. Люди работают уже не только на производство, а на конечный результат - на экономические показатели. Теперь и к экономистам отношение другое будет. Ведь переход от убыточного предприятия к прибыльному - это успех не только производственников, но и экономистов.
О людях. За два года не могу сказать, что хорошо всех знаю. Да и не хотел бы никого отдельно выделять, просто хочу отметить тех, кто давно работает на ЗМА, лет 10. Мы можем систему работы поменять, что-то еще. Но дух заводской передается от этих людей. И хорошо, что помимо своей профессиональной работы, они еще являются хранителями каких-то неформальных традиций.
Та школа советская, которая была создана, сломалась слишком резко. И плохо было, что она не послужила основой для дальнейшего совершенствования. Ушли все методики, все наработки. У нас этот опыт сохранился благодаря тем специалистам, которые проработали на заводе 10-15 лет. Они есть везде: в бухгалтерии, в экономических службах, в АСУ. И в то же время завод «подпитывается» молодыми кадрами. И это, на мой взгляд, очень важно: там, где есть молодость, есть будущее. Например, АСУ, в моем понимании, это моло
дежь. Внедрение новых информационных технологий, это всегда
противоречие, потому что несет в себе новое. У каждого свои взгляды. Нет традиций. Поэтому, наверное, если во главе других подразделений стоят опытные люди в возрасте, то, я думаю, правильно, что во главе АСУ стоит молодой руководитель. Там нужны новые информационные технологии, новое видение. Это наша перспектива, наше будущее. Конечно, опыт нужен и здесь. Но молодежи должно быть больше, чем где бы то ни было.
Моя мечта заключается в том, чтобы на столе у руководителя каждый день формировался баланс. Баланс - моментальная фотография предприятия. Я думаю, что мы к этому будем идти поступательно. Были калькуляторы - появились компьютеры. Были разрозненные программы, теперь их надо объединить в одну стройную систему, единую сеть. Пройдет еще несколько лет и всем нам трудно будет представить, что может быть по-другому».
Это, действительно, так. Компьютеры прочно вошли в заводскую жизнь и стали непременным дополнением рабочего стола руководителей и специалистов. Самая консервативная служба делопроизводства и распорядительной документации предприятия - канцелярия - переживает настоящую научно-техническую революцию благодаря внедрению системы электронного документооборота. И неизвестно еще, кто быстрее осваивает новые информационные технологии: Наталья
|
||
182
|
Николаевна Чепигина^роработавшая на ЗМА 12 лет, или ее молоденькие помощницы: Галина Думакова, Римма Скрябина, все секретари, работающие в приемных руководителей завода.
В 2002 году ОАО «ЗМА» заметно «помолодело». На сборочном конвейере, в производственных цехах удержаться достаточно сложно. Там текучесть кадров несколько выше, чем в целом по заводу. Но, отсеивая «слабаков», не выдерживающих темпа автосборочного производства, напряженного ритма основных цехов, завод пополняется молодыми рабочими кадрами, включает их в свою большую семью. В автосборочном производстве это слесарь механосборочных работ Буганич Алексей, швея-мотористка Климова Мария, маляр участка доводки Нуруллин Юрий, в механо-сборочном операторы станков с ЧПУ: Максим Шестаков, Рыков Олег, Сабиров Раиль, Гимадиева Гуль-чачак, Борознов Дмитрий, Хайруллин Марат, Реут Алексей, слесарь механо-сборочных работ Мифтахов Ильмир, в цехе ремонта и обслуживания оборудования: слесари-ремонтники Биктимиров Рамиль и Головин Николай, всех, пожалуй, не перечислишь. Осилив первые трудности, ребята и девчата включаются в общий ритм, находят себя не только в работе, но и в совместных выездах, субботниках, соревнованиях, в художественной самодеятельности: к 15-летию завода службы по работе с персоналом реализуют целый комплекс мероприятий - от конкурса художественной самодеятельности до всеобщей спартакиады, в которой может испытать себя каждый.
Рабочая специальность - ступенька, трамплин. Движение вперед - непременно, учеба. Самостоятельная или с помощью завода, каждый решает сам. Инженер по обучению отдела по работе с персоналом Андрей Ведерников, социолог Елена Гобузова помогут определиться в выборе пути, в реализации задуманного.
2001-2002 гг. - годы системного набора заводом микролитражных автомобилей молодых специалистов. В 2001-ом пришли первые девятнадцать человек и, казалось, растворились в общей массе завода, не вызвав больших перемен. В 2002 году набор продолжился: на производство, в цеха, в отделы, в инженерные службы пришли еще более 30 молодых ребят и девушек, закончивших обучение в вузах.
Для всех них поступление на завод было еще одним экзаменом, который прошли далеко не все соискатели. Первое условие: хорошие и отличные оценки в дипломе, второй результат давало тестирование; третий - собеседования, которые проводили отдел по работе с персоналом, заместитель генерального директора по персоналу В. В. Саботарь и генеральный директор завода.
В 2002 году количественные изменения в составе коллектива ЗМА начали давать качественный результат. В целом, около восьмисот человек, работающих на заводе, входят по своему возрасту в категорию «молодых».
Может быть поэтому, даже наверное поэтому, год начался для нас с новогодней поездки в Казань. 5 января экскурсионный автобус с работниками завода начал свой путь с обзорной экскурсии по памятным местам столицы Татарстана: казанский Кремль, строящаяся на его территории белокаменная мечеть «Кул-шариф»,
|
||
183
|
реставрируемый Благовещенский собор, затем - посещение старейшей мечети города - Апа-наевской и Петропавловского собора, пешеходные прогулки по обновленной, преобразившейся за последние годы улице Баумана, вечерний концерт симфонической музыки в государственном концертном зале им. Салиха Сайдашева, коллективное фото - на память. Все это объединяет заводчан общими воспоминаниями, помогает соединить разные личности, разные интересы в единую заводскую команду.
В 2002 году на заводе формализовался Союз Молодежи. Инициатором выступила молодежь механосборочного производства, инженерных служб, отдел по работе с персоналом. Устав и Положение о работе Союза были первым шагом, сделанным в апреле. Председателем ребята избрали Александра Мейсара - наладчика станков с ЧПУ механосборочного производства.
Сегодня в активе у Союза Молодежи проведение субботников по благоустройству базы отдыха «Лазурная», на строительстве окрасочного корпуса, проведение КВН на ЗМА и участие молодежной команды в камазовском конкурсе команд КВН, посадка деревьев на территории завода.
Логическим продолжением молодежных инициатив стало создание Союза молодых специалистов, в который вошли выпускники вузов. При поддержке администрации было разработало «Положение о Совете молодых специалистов». 14 июня оно было утверждено на организационном собрании Совета, председателем которого избрали Андрея Беляева - инженера лаборатории промэлектроники.
Преодоление инерции, порою самая трудная победа, потому что эта победа прежде всего над самим собой. Каждый из нас отдает энергию работе. Молодежь помогает заводскому коллективу и самим себе реализоваться в чем-то совсем не обязательном, но - как потом понимаешь - просто необходимом.
|
||
184
|
Казалось, что фестиваль бардовской песни провести невозможно. Целый пласт работы, которую не брал на себя никто ни в городе, ни на КамАЗе, ни на заводе вот уже без малого 10 лет. «Просто удивительно, что она еще живет!» - думалось многим. Но объявленный на Дне завода в 2001 году конкурс бардовской песни на ЗМА состоялся. На участие в нем подали заявки не только камазовцы, но и городские исполнители авторской песни: 22 июня во время конкурсного концерта мы познакомились с организаторами клуба авторской песни имени Владимира Высоцкого - Р. Мамедовым, Н. Кореневой. Победителями конкурса стали школьная учительница Ольга Куз-мичева, Андрей Лобанов - формовщик литейного завода, Евгений Прохоров - свободный художник и исполнитель собственных песен. Зал и жюри отдали
предпочтение им, хотя самые щедрые аплодисменты дарили все же своим исполнителям: Игорю Сокольникову, Алексею Мулюкину, Ане Монаковой - маленькому открытию конкурса. Дочь наладчика ЦЛПЭ В. А. Монакова, она была самой молодой участницей конкурса и завоевала приз заводских симпатий.
Наградой победителям стала поездка в составе заводского автопробега автомобилей «Ока» на XXIX Грушинский фестиваль, проходивший с 5 по 8 июля на Мещеряковских озерах в Самарской области.
Так возродилась еще одна заводская традиция: участники автопробега, в котором участвовали 5 автомобилей «Ока», повторили путь, впервые пройденный «Окушками» с деревянными номерами в 1988 году. Путевой дневник автопробега, который вели все, содержит не только впечатления, но и советы тем, кто захочет пройти этот путь еще раз.
Заводские традиции - это символ стабильности завода. Одна из таких традиций - чистота. ОАО «Завод микролитражных автомобилей» традиционно, в течение нескольких лет, занимает первое место среди заводов КамАЗа по культуре производства. Нынешний год - не исключение. Зеленые газоны и цветники привычно радуют глаз, когда подходишь к заводу, заводские дороги оберегают пешеходов, благодаря своевременно обновленной разметке, внутрицеховые проезды отличаются четкой расстановкой тары, оборудование и административный корпус - чистотой. Это привычно, этого не замечаешь, пока все в порядке. Но, кажется, любое другое состояние нашего завода изменило бы нас самих; сделало небрежнее, равнодушнее, необязательнее. Потому что культура производства - наша общая культура, создаваемая трудом работников отдела социального развития (ОСР), таких как Зоя Тагировна Тютюгина, Хуршида Юсуповна Камалова, Татьяна Владимировна Лаптева, Расима Магсумовна Кагарманова, Алевтина Емельяновна Немцева, Тамара Николаевна Думакова, Елизавета
|
||
185
|
Петровна Верещагина, Раиса Авхадеевна Хабибуллина, Лидия Ивановна Седова и многих других. Кстати, в те годы, когда прием на ЗМА был ограничен, ОСР служил первой ступенькой «вхождения в завод». Молодые девчата и женщины «за 30» устраивались сюда для того, чтобы потом перейти в другие службы и продолжить работу по специальности. Это было для них временной работой, а для завода - возможностью присмотреться к новым людям, прежде чем будет предложено пополнить коллектив цеха или отдела. Предложение о переводе - было и есть лучшей оценкой соискателю.
А лучшая оценка заводу - формирование семейных династий. Только всерьез связав с заводом свою судьбу, люди приводят сюда своих детей. Только поверив в стабильность и перспективу, начитают считать предприятие своим домом.
Сейчас на ЗМА более 50 заводских династий. Девять из них основаны работниками, стаж которых на ЗМА превышает 10 лет: это династии Л. Н. Деминой, В. К. Ковалева, Л. И. Дитятьевой, В. С. Филатовой, X. Ю. Камаловой, И. М. Самсоновой, В. К. Жере-бова, 0. С. Езоповой, Ю. П. Коваленко, 3. В. Севастьяновой, Т. В. Головкиной, Т. И. Ширяевой, А. И. Дмитриенко, Г. Ф. Горбуновой, Т. Л. Кирилловой.
Пусть будет так и впредь. Чтобы пополнялся коллектив молодыми, энергичными людьми, пришедшими продолжить дело, начатое родителями.
Дел еще много. Хватит на всех. Так же, как в детстве, хочется дойти до горизонта, так же и сегодня, уже взрослым, хочется потрогать рукой то, о чем мечталось. В отличие от воображаемой линии горизонта, наши мечты могут стать осязаемыми, реальными.
В 2002 году такой реальностью стала 200-тысячная «Ока», в декабре станет реальностью завершенный окрасочный корпус, крас-ко-приготовительное отделение (КПО), над строительством которых работают ОАО «КамГЭСавтозаводстрой» и 000 «Подряд». Уже сегодня трудно себе представить, что на месте КПО в январе 2002 года абсолютно ничего не было: лишь бетонная площадка, заводской забор и часть газона.
Основная задача инженерных служб - осуществление мечты целого десятилетия: завершение монтажа и запуск в действие в пуско-наладочном режиме окрасочного оборудования фирмы «Durr». С начала года придирчивые шеф-монтажники из Германии Михаэль и Рейнхард Рад-дель, Иван Шимански контролировали процесс монтажа, определяли сроки выполнения работ, порой спорили и добивались приема у генерального директора, чтобы помочь заводчанам реализовать задуманное в намеченный срок. К ним уже привыкли,хотя присутствие шеф-монтажников на ЗМА - явление для КамАЗа уникальное, так как после завершения строительства автогиганта в
|
||
186
|
70-е годы иностранные специалисты приехали на дочернее предприятие КамАЗа, ЗМА, впервые после долгого перерыва. Общаться с ними легко уже потому, что они говорят не только на немецком, но и на
английском, испанском, а теперь уже, проработав на заводе более полугода, почти все говорят по-русски. Кро метого, когда обращение друг к другу, сопровождается дружеским расположением и улыбкой, то понятными становятся фразы на любом языке.
Пуск линии «Durr», благодаря которой кузова для микролитражных автомобилей можно будет окрашивать одновременно в шесть разных цветов, позволит уже в 2003 году добиться первоклассного качества покрытия. Это ближайшая перспектива. В проекте - строительство крытой галереи для транспортировки на ЗМА кузовов, сваренных на прессово-рамном заводе. В перспективе - осуществление совместного с ВК ФПГ проекта модернизации интерьера и экстерьера «Оки».
Мы мечтаем. Но мечта должна быть деятельной, и здесь за инженерными службами завода - главная инициатива. Первый шаг уже сделан: создана группа стратегического развития, которую возглавил заместитель главного инженера Нафис Альфатович Фархут-динов. Группа немногочисленна, но молодые специалисты Сергей Сусанин, Сергей Сорвин полны уверенности, что у завода будет новая «Ока», которая покорит ежегодную автомобильную выставку «Международный Московский автосалон». В каком году - покажет время. Невозможно рассказать обо всех. Невозможно рассказать обо всем. Для этого нужно просто каждодневно находиться на заводе, окунаться в его проблемы, жить его радостями. Необходимо только отметить главное: мы стали узнаваемы в автомобильном мире и интересны в качестве развивающегося предприятия. Совет директоров ОАО «ЗМА», неоднократно рассматривавший вопрос об эмиссии акций и неоднократно откладывавший ее, в 2002 году всерьез заговорил о возможности инвестиций в производство микролитражных автомобилей. Выделение
|
||
187
|
республиканского кредита, позволяющего ввести в действие окрасочное оборудование, привлекло к заводу пока еще не инвесторов, а солидных визитеров. В этом году на заводе побывали представители российских и республиканских банков, члены правительства Республики Татарстан, делегации из стран ближнего зарубежья, из Германии. В ходе структурной перестройки в материнской компании новый статус получил генеральный директор завода. Решением генерального директора ОАО «КамАЗ» С. А. Когогина Васил Кадымович Каюмов назначен заместителем генерального директора ОАО «КамАЗ» по легковому автомобилю. Новая должность не только открывает новые возможности, она подтверждает, что камазовское руководство очень серьезно относится к развитию завода микролитражных автомобилей.
27 сентября перед административным корпусом завода появилась еще одна аллея: пятнадцать тоненьких березок бережными руками были посажены в заранее подготовленный плодородный грунт. День был серый и пасмурный. Дождь сеялся сквозь мокрое сито осенних туч, а золотистые, словно солнечные блики, листья берез трепетали от неуловимого дыхания ветра. 15 берез, как 15 лет. И у каждой службы завода - свое дерево.
Говорят, чтобы жизнь была прожита не зря, каждый человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Если правда это, то одно дело мы уже сделали, заложив юбилейную аллею. Осталось - достроить наш общий дом - наш завод, чтобы когда-нибудь вместе с нами, или вместо нас, в этих цехах и корпусах работали наши сыновья.
|
||
188
|
Заключительная часть На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу