1999 г. «Команда молодости нашей...»
|
||
Правд много, истина - одна. Год 1999-й завершал цифровой ряд целого тысячелетия и, вначале ученые, затем - газеты и телевидение, заговорили о нем как о последнем годе тысячелетия. А оказалось, что он предпоследний. Отмеченный высокой энергетикой трех выстроившихся в ряд девяток, обозначивший поворот к позитиву в рамках государства, общества, личности.
Мы были не первыми, кто ошибался в определении конца века. В России до нас такую же ошибку допустил Петр I, объявивший встречу нового столетия и праздничные фейерверки в ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 г. На новом витке спирали, закрученной куда как более туго, мы гадали о том же в 1999 году,
преодолевая каждый по-своему период «смутного времени» в России. С 1 января в России было прекращено
хождение старых денег, хотя, памятуя об ошибках «павловской реформы»,
возможность обмена старых купюр в сбербанках страны сохранили до 1 января 2002 года.
В феврале 1999-го года Президентом России Б. Н. Ельциным было объявлено об отставке генерального прокурора России Б. Скуратова. Государственная дума отставку генпрокурора не приняла, выдвинув встречное требование - отстранение от должности Президента России - импичмент, который мог стартовать 13 мая.
Против процедуры импичмента выступили тогда лидеры 17 республик и регионов России, в числе которых был и Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев, занимавший в этом вопросе самую активную позицию. «Сегодня как никогда важно сохранить установившийся конституционный баланс сил в общей системе разделения властей», - говорилось в заявлении.
Импичмент в мае не состоялся. Правительство Евгения Примакова ушло в отставку, на смену ему пришло правительство Сергея Степашина до этого бывшего руководителем одной из силовых структур - МВД России.
В этих условиях естественной и закономерной становилась политика дальнейшего развития самостоятельности регионов. Для Республики Татарстан в этот период «Декларация о Суверенитете» и «Договор о разграничении Полномочий» становились документами, позволявшими определять развитие и выживание республики. «Мы стали взрослыми. Но при этом должны стать
|
||
136 |
мудрыми», - говорил Президент РТ в своем интервью газете «Труд» 27.04.1999 г., - «Я не согласен с тем, что наши беды от того, что регионы становятся сильнее, а Центр слабее. И регионы еще слабы. Если бы они были сильными, то и Россия была бы сильной».
В начале сентября ушло в отставку правительство С. Степашина. Новым Председателем правительства Российской Федерации был назначен В. В. Путин - лицо новое и неизвестное тогда большинству россиян.
16 сентября в Москве состоялась официальная встреча М. Шаймиева и В. Путина, на которой определялись позиции сотрудничества, политика взаимодействия Центра и регионов не только в отношении Республики Татарстан. В преддверии выборов, которые развернутся в конце 1999 года на уровне городских советов, а в грядущем, двухтысячном, на уровне страны, эта встреча была значимой уже потому, что Президент Татарстана был одним из ведущих лидеров политического круга России.
«Трудно попасть в точку. Но если думать о главном..., - говорил Минтимер Шарипович в том же интервью газете «Труд», отвечая на вопрос о национальной идее в России, - независимо от национальности у россиян есть, если хотите, свое «я». Если это «я» заговорит в каждом человеке, оно может стать такой национальной идеей. Мы слышим вечные рассуждения: выделить России деньги или прислать гуманитарную помощь - словно речь идет о слаборазвитой стране. Мы не хуже их! Около этого чувства - протеста, горечи и гордости -и лежит сегодня национальная идея. Да-да, гордости. Это гордость высокообразованных людей: ученых, политиков и простых граждан».
Правд много, истина - одна. Когда через мелкие уколы самолюбия, зависти, соблазны богатства и власти мы пробьемся к своему «я», может быть, тогда мы будем счастливы общим счастьем?
Январь в Набережных Челнах начался с необыкновенных морозов, которые однако не сделали менее посещаемой новогоднюю елку у мэрии города, и лазерное шоу на главной городской площади продолжало оставаться предметом гордости горожан.
КамАЗ в декабре 1998-го уже собрал на главном конвейере около тысячи автомобилей, и производство его в 1999 продолжало действовать, набирая темп. Поэтому горожане встречали Новый 1999-ый с надеждами на лучшее.
В
1999 году Республика Татарстан уделяет КамАЗу и городу
большое внимание. В мае с рабочим визитом в Набережные
Челны и на КамАЗ приезжает
премьер-министр РТ Рустам Минниханов. В июне, на общем годовом собрании акционеров присутствует Президент Республики.
За внешней стороной этих визитов скрывается серьезный, кропотливый труд, направленный на
|
||
137
|
решение экономических проблем КамАЗа. КамАЗ «уходил под республику» и, наконец, приводил в порядок своим дела. Начинал работать.
О пользе такого «ухода» 0. Д. Белоненко говорил в своей книге «КамАЗ: кризис управления» еще в 1998 году: «Я настаивал на том, что нужно уходить «под республику». Что было в качестве основных аргументов? Для российского правительства в текущей обстановке положение «на КамАЗе» непринципиально. Мы не «нефть» и не «газ». Там государственные интересы очевидны. Мы не шахтеры и не атомная станция, где взрывоопасно в прямом и переносном смысле. А с грузовым транспортом пока можно подождать».
Олег Дмитриевич в это время уже работал заместителем директора холдинга «Уралмашзаводы», но по-прежнему не терял связи с городом, где продолжала жить его семья, часто приезжал в Челны, заезжал на ЗМА.
17 декабря 1999 года в ДК КамАЗа прошел торжественный вечер, посвященный 30-летию КамАЗа. По итогам 1999 года на главном конвейере автомобильного завода КамАЗа было собрано 14438 грузовых автомобилей - в 4,5 раза больше чем, в предыдущем! КамАЗ медленно и настойчиво выходил из кризиса.
Перемены на КамАЗе, напряженный ритм его работы и требовательность в исполнении обязательств, предъявляемая собственником, не могли не сказываться на заводе микролитражных автомобилей. Поставленные Советом директоров ОАО «ЗМА» задачи по переходу на денежные расчеты, уходу от бартера должны были быть реализованы в течение 1999 года. Кроме того, производственный план выпуска автомобилей на 1999 год был увеличен почти на 10 тысяч автомобилей. Это требовало увеличения темпов в полтора раз по сравнению с прошлогодним.
И все же Новый 1999-й на ЗМА встречали весело, с выдумкой. Накануне новогодних праздников прошел конкурс на лучшую стенгазету. Наступал год Кролика по японскому гороскопу и с газет, вывешенных в холле административного корпуса, смотрели кролики, зайцы и зайчата. Была еще одна особенность: в рисунках и в поздравлениях говорилось не только о празднике, но - обязательно! - и об «Оке». Из всех представленных газет лучшей оказалась
|
||
138
|
газета ремонтников. Приз за идею и ее осуществление получила Сирень Якупова (ЦРиОО), второе и третье место поделили Наталья Кректун (цех сборки автомобилей) и Валентина Тишина (служба контроля качества).
Скажете, мелочь! Но с таких мелочей начинается объединение коллектива. Начало года. Концерт заводской самодеятельности, который уже трудно себе представить без Анатолия Остапенко с его неподражаемой артистичностью и умением войти в образ персонажа, взятого обязательно из нашей с вами жизни. Наташа Чернова, поющая, кажется, не голосом - не только голосом, но самой своею душой, полной нежности и чувственности. Так формируется душа завода, словно ласточкино гнездо, лепится по глиняному зернышку, принесенному неутомимой птицей-судьбой. Формируется заводская команда.
1999 год был характерен тем, что на заводе делалась ставка на коллективную работу и творчество. Команда молодых единомышленников сформировалась в руководстве, дополняя друг друга, объединяясь под руководством генерального директора, не боявшегося отдавать право решения своим заместителям, требовавшего только одного - работы на результат.
«Это сплоченная команда грамотных специалистов», - писала в 1999 году газета «Вести КамАЗа» о руководстве ОАО «Завод микролитражных автомобилей». - «Они напряженно трудятся, забывая о выходных, и уходят с работы, сожалея, что в сутках только 24 часа... Впрочем, зная 11-летнюю историю предприятия, можно было предположить: Васил Кадымович, наверняка скажет, что новая команда не совершила ничего сверхестественного. В основе всего лежит продолжение традиций» (ВК № 3 от 23.01.1999).
Решение одной из важнейших задач, поставленных Советом директоров ОАО «ЗМА», было поручено Рашиту Хазинуровичу Калимул-лину, который заступил на должность заместителя генерального директора ОАО «ЗМА» по маркетингу и продажам в январе 1999 года. Если в 1998 году реализацию автомобилей за денежные средства удалось довести до 28%, то в 1999-ом величина денежной составляющей в объеме продаж была доведена до 57% - в апреле, до 80% - в июле,
|
||
139
|
а к ноябрю - до 90% реализуемых автомобилей продавалось за «живые деньги». В службе маркетинга и продаж сформировался деятельный профессиональный коллектив единомышленников: Р. Г. Нурут-динов, М. И. Селеменев, М. Г. Сафин, Р. Ф. Фаизов - каждый из них вел свое направление и формировал под собой коллективы специалистов, работающих на результат.
В течение 1998-99 годов заводом практически была восстановлена дилерская сеть, формирование которой начиналось еще в 1994-1995 году и из-за ухода в бартер была частично утеряна. В 1995 году у завода было около 60 дилеров, к июню 1998-го их оставалось всего четыре. А в течение 1999-го года завод заключил дилерские соглашения и провел сертификацию более 40 дилерских точек, которые обеспечивали реализацию более 2,5 тысячи автомобилей в месяц, то есть весь объем производимой продукции. В 1999 году возобновилось проведение дилерских конференций, на которых тяжелее всего было присутствовать производственникам. Самый строгий спрос за качество автомобилей бывал именно на этих конференциях, ведь дилеры не понаслышке знали дефекты и недостатки «Оки». Еще лучше знали их представители станций техобслуживания, с которыми так же были заключены договоры.
Заместителем генерального директора по производству в марте 1999 был назначен Александр Алексеевич Чернов. Человек организованный и целеустремленный, имеющий за плечами большой опыт производственной деятельности камазовской школы, Александр Алексеевич умел тонко чувствовать ритм производства и своевременно организовать работу всех его звеньев. Это ему приходилось выслушивать все претензии по качеству и в условиях наращивания производства принимать меры к устранению недостатков. Это было возможно, пока касалось сборочных дефектов, но, когда дефекты касались силовых агрегатов или других комплектующих, качества кузова или материалов, приходилось использовать другие рычаги.
В 1999 году у ЗМА отношения с ВК ФПГ, возглавляемой по-прежнему Виктором Николаевичем Поляковым, были не просто хорошие: они перешли в разряд рабочих. Доклад Виктору Николаевичу производился ежедневно, в 8 часов утра заместителем по производству или генеральным директором завода. Вопросы, сдерживающие производство, немедленно ставились им на контроль и там, где не срабатывали усилия завода, срабатывали авторитет и воля В. Н. Полякова.
Качество было одним из вопросов, подвергавшихся постоянному контролю. «Скромная «Ока» заслуживает такого же отношения, что и красавица «десятка», - эта фраза прозвучала 21 июля на совещании по качеству силовых агрегатов, проводившемся на АвтоВАЗе, созванном по инициативе и при участии ВК ФПГ. Причиной совещания послужил срыв поставок приводов и силовых агрегатов с АвтоВАЗа. В июле с конвейера СеАЗа сошло 450, а с конвейера ЗМА - около тысячи некомплектных автомобилей. Это требовало срочных согласованных мер по устранению причин некомплектности от всех заводов, но прежде всего от АвтоВАЗа. Такие меры были приняты, поставки возобновились, на ЗМА и СеАЗе в результате совещания было решено создать участки по ремонту силовых агрегатов, имеющих
|
||
140
|
незначительные дефекты, скомплектовать обменный фонд силовых агрегатов. АвтоВАЗ при формировании бюджета на 2000 год планировал предусмотреть капитальные вложения, требующиеся на улучшение качества двигателей для «Оки» по замечаниям, которые представляет ЗМА и СеАЗ.
Что заставляло огромный АвтоВАЗ поворачиваться к проблемам маленького автомобиля «Ока»? Одной из причин стало то, что финансовый кризис 1998 года вернул «Оке» потребителя и вновь сделал ее действительно народным автомобилем. По данным московской ГИБДД, за 8 месяцев 1999 года количество автомобилей «Ока» в Москве выросло на 60%, тогда как самая ходовая модель АвтоВАЗ «шестерка» увеличила свое присутствие в столице только на 40%. Рост цен на «Оку» был небольшим: если в 1998 она стоила 36 тыс. рублей, то в 1999 - 40 тыс. рублей. «Ока» продолжала оставаться самым недорогим и доступным автомобилем в стране.
Кроме того, «Ока» продолжала совершенствоваться. Инженерную службу завода возглавлял в 1999-ом Константин Викторович Лаптев. Его неуемная энергия и постоянная готовность воспринимать новые идеи, идти вперед приносили большую пользу заводу. Он был одним из моторчиков, помогавших генеральному директору организовать работу команды. Начал он нестандартно: дело в том, что с 1995 года ЗМА упорно, но безуспешно строил здание КПП-317. Здание планировалось трехэтажным и должно было разместить штаты «КамАЗ-Режим-Охраны», проходную, службы маркетинга и кадров. Но денег постоянно не хватало. Строительство то возобновлялось, то приостанавливалось, а работники завода продолжали ходить на завод через временную проходную, расположенную в вагончике, правее строящегося здания.
Новый главный инженер сказал себе: «Нет. Дальше так продолжаться не может». И начал борьбу за завершение стройки. Как все,
|
||
141
|
|
|||
Зимой в теплом салоне «Оки» особенно уютно...
|
за что брался, он делал это с азартом, напористо. Умел убедить оппонента так, что на него просто нельзя было обижаться. И строительство двинулось, пошло. КПП было сдано в 1999 году, но кажется теперь, что со дня основания завода мы ходили именно через эту проходную.
Конечно, проходная - не главное. Главное - это новые разработки, которые велись в инженерных службах. Поиск вариантов альтернативного силового агрегата был инициативным и настойчивым. В этот период велись переговоры с
фирмой Orbital (Австралия), которая предлагала для адаптации к «Оке» двухцилиндровый мотоциклетный двигатель. Разрабатывались перспективы сотрудничества с американской фирмой «Venture». Совместно с Департаментом развития КамАЗа активизировались работы по «Оке» с правым рулем, а рулевое колесо в 1999 году было изготовлено уже в Казани. Тогда же был изготовлен опытный образец под условным названием «Винни». В нем была изменена система отопления и вентиляции салона, форма капота, бамперов, фар, установлена новая панель приборов и облицовка радиатора.
На выставках и автосалонах 1999 года были представлены тю-нинговые модели «Динара-2»,
«Винни»(подробнее здесь) ,
автомобиль «Ока» с дизельным
двигателем (подробнее см. здесь), «Окафургон».
В мае 1999 года на заводе началась серьезная проработка перспективы создания совместного предприятия по производству «Оки» в Пакистане. Этому способствовали соглашения между правительствами Пакистана и Республики Татарстан о развитии сотрудничества. Делегация, возглавляемая полномочным послом Исламской Республики Пакистан в Российской Федерации Мансуром
Аланом, побывала на ЗМА в мае 1999 года. Пакистанцев всерьез заинтересовала
|
||
Иногда для привлекательности автомобиля решающим является тюнинг. Тюнинг «Оки» 1999 года
|
|||
|
|||
|
|||
142
|
«Ока» - маленькая, юркая, экономичная. Имеющаяся в стране возможность установки на нашу микролитражку двигателя с рабочим объемом 750 куб. см позволяла в течение пяти месяцев поставить производство на поток. Кроме того, пакистанская сторона заверила, что инвестиции в этом случае будут обеспечены за счет собственных источников. В июне два автомобиля «Ока» были отправлены в Пакистан для опытной эксплуатации. В течение июня и июля там проводилась подготовительная работа и маркетинговые исследования потребности в микролитражных автомобилях, которая была определена в объеме 15 тысяч штук в год. 18 сентября в составе камазовской делегации для заключения соглашений в Пакистан вылетел генеральный директор ЗМА В. К. Каюмов. К сожалению, этому проекту не суждено было состояться. Прошедшая в сентябре смена правительства в Пакистане перечеркнула достигнутые договоренности.
А вот инициативы по поставкам «Оки» в Сирию реализовались успешно. В мае 1999 года завод начал отгрузку на экспорт первой партии автомобилей. Кстати, у Сирии мы учились красивой, оригинальной, действенной рекламе своих автомобилей. Прежде, чем начать их реализацию, представители фирмы «SakkaL and sans» провели рекламную кампанию в средствах массовой информации, с помощью полиграфических изданий: рекламных плакатов, буклетов, календарей. Наши маркетологи Марсель Сафин, Андрей Крашенинников быстро
|
|
||
«Ока-Фургон» привлекательна для
предпринимателей, умеющих
считать деньги
Еще одна версия тюнинга, преобразившая внешний вид автомобиля. «Ока-тюнинг». 1999
|
|||
|
|||
|
|||
143
|
взяли их опыт на вооружение. В 1999 году обсуждение рекламной продукции ЗМА занимало много времени на вечерних совещаниях у генерального директора, а квартальные календари ЗМА стали пользоваться особой популярностью у генералитета КамАЗа, потому что воспринимались как самый желанный сувенир.
Если до 1999 года мы активно осваивали рекламу продукта на выставках, в выставочных павильонах, то теперь «Ока» все больше выходила на страницы печати, на рекламные буклеты, на показательные выступления. В конце августа десять спортивных автомобилей «Ока» приняли участие в гонках на автодроме «Высокая Гора», под Казанью. Эти соревнования на приз_Президента Республики Татарстан были посвящены девятой годовщине принятия «Декларации о суверенитете РТ» и проводились в четвертый раз, но автомобили «Ока» участвовали в такой гонке впервые. За рулем каждого автомобиля были известные гонщики: Салават Фатхутдинов, Ильхат Рах-матуллин, Николай Жаворонков, Сергей Первухин, Алексей Куликов.
Маленькие автомобили, промчавшиеся пять первых в своей жизни кругов спортивной трассы, заставили поволноваться трибуны не меньше, чем предыдущие заезды. Лидером в этой гонке сразу стал Салават Фатхутдинов, с первого круга не уступивший никому своего первенства. Он и стал призером заезда, получив свою призовую «Оку», которую решил подарить челнинскому Дому ребенка.
Команда. Обо всех не расскажешь в коротком очерке, всех не назовешь. А хотелось бы. Уже потому что на каждом направлении деятельности были позитивные перемены, движение вперед. В экономике была задействована вексельная программа расчетов, начал работу финкомитет завода, коллегиально определявший расходование средств, задолженность по зарплате удалось сократить до 2,5 месяцев. В обеспечении была отработана схема поставок на прессово-рамный завод металла на основе давальческого сырья. В договорном отделе отрабатывались схемы заключения договоров на основе тендера. В службе персонала и социального развития продолжалась кропотливая работа по реализации программы «Персонал», выполнению условий коллективного договора, поиску взаимодействия с профсоюзом.
|
||
144
|
Двигатель фирмы Орбитал (двухтактный !), предназначенный для установки на автомобиль В сентябре 1999 года на ЗМА состоялась пятая отчетно-выборная конференция профкома. В трудные перестроечные годы было как-то не до отчетов и выборов, и эта конференция была первой за прошедшие 5 лет. Наверное, поэтому Ирек Нургаязович Хайруллин волновался больше обычного. Он работал на ЗМА с 1987 года. Начинал оператором в механосборочном цехе, а в 1990 был избран председателем профкома ЗМА, да так и остался до сих пор. Людей в цехах и отделах знает не только по именам, но по характерам, по судьбам. Завод для него - место работы, часть личной судьбы, смысл жизни. При всем том он не любит выставлять себя напоказ, кричать и выступать с трибуны. Свое мнение может сказать в любой аудитории, невзирая на погоны. Спокойно и рассудительно. Наверное, этому его научило общение с людьми, каждый из которых несет к нему свою боль и радость с надеждой на поддержку. На отчетную конференцию приехал тогда Гумер Хасанзянович Нурутдинов, председатель профкома КамАЗа. Он готов был оказать поддержку коллеге с ЗМА, но вряд ли предполагал, что собрание пройдет так ровно, по-доброму, по-деловому.
Профкому было о чем говорить: на заводе сохранились те формы социальной поддержки, которые на КамАЗе были прекращены. Производились безналичные перечисления за детские сады и школьные обеды, за обеды в заводской столовой, покупку продуктов и товаров в заводском магазине, в магазинах «Ак барс» и «Океан», сохранялась безналичная оплата за коммунальные услуги. По карточкам «Золотая корона» можно было приобретать медикаменты, лечить зубы.
Профсоюзный комитет на заводе был и остается частью коллектива. Его председатель - членом заводской команды. Выборы Ире-ка Нургаязовича на новый срок только подтвердили доверие людей. В состав профкома в ходе конференции были избраны Т. И. Ширяева, Р. М. Хамитов, В. В. Саботарь, 0. А. Енькова, А. Е. Брик, Н. Г. Попова, А. М. Остапенко, Т. В. Белоуслова.
Незаметно проходил год. Отшумел День машиностроителя. На этот раз заводчан поздравил с праздником камерный оркестр под управлением Игоря Лермана, а именинников сентября поздравили здесь же в зале, вручив им на сцене именинные торты со свечами. Прошел традиционный День бригадира на базе отдыха «Лазурная». Менялся состав руководства ЗМА: перешел на работу в «Сибирский алюминий» Константин Лаптев, последовавший за своим наставником, руководителем высшего менеджмента КамАЗа В. Н. Беляевым. На должность главного инженера был назначен Рашит Калимуллин. Незаметно подкралась осень и юбилей первого директора завода, который продолжал оставаться членом нашей команды. Олегу Дмитриевичу исполнялось 50 лет. Мы ждали его к себе, в Набережные
|
||
145
|
Челны, но, созвонившись, узнали, что он приехать не сможет: на Урал-маше ему готовят юбилей, не отпускают ни праздничные хлопоты, ни работа.
В октябре 1999 0. Д. Белоненко уже был назначен на должность исполняющего обязанности генерального директора «Уралмаша» и, по своему характеру, ставя перед собой максимально трудные задачи, он с головой ушел в изучение «блюмингов и слябингов», технологии металлопрокатного производства, о которой будет нам увлеченно рассказывать, показывая завод и производство.
Да, мы все-таки поздравили его с юбилеем. Сегодня с трудом верится, что это могло состояться, потому что решение пришло буквально в течение нескольких минут после разговора с Екатеринбургом. Состав группы определился сразу. Это были те, кто работал с Олегом Дмитриевичем с начала истории микролитражки: Ирина Михайловна Самсонова, Юрий Петрович Коваленко, Рустем Шагитович Сабиров, Владимир Иванович Петров, Рашит Хазинурович Калимуллин и я.
День был слякотный, асфальт мокрый от дождя, когда мы выезжали. О подарке долго не думали, он возник будто сам собой: это были картина с пейзажем Челнов и большая необыкновенная игрушка. В магазине «Ак Барс», на площадке посреди торгового зала, сидел великолепный плюшевый бычок, символ года Быка, к которому относился по гороскопу Олег Дмитриевич. Величиной эта игрушка была в половину человеческого роста и, когда мы водрузили ее на заднее сиденье автомобиля, она заняла место одного пассажира.
Ехали двумя «десятками». Выезжали в ночь, чтобы успеть к утру в субботу, а в воскресенье вернуться. В понедельник всем нужно быть на работе. От дороги осталось впечатление сказочное. Из челнинской осени мы неожиданно попали в белое ночное безмолвие зимы, в ельники, осыпанные снегом на перевалах уральских гор, а в Екатеринбурге - снова осень, только сухая, светлая, золотая и холодная.
О встрече с Олегом Дмитриевичем до сих пор живет память. И уверенность: так было нужно. Мы поздравили его с юбилеем не от себя, от завода, который он создал. От всех тех 25 лет, которые отдал КамАЗу и городу Набережные Челны. Жаль, что
|
||
146
|
не подарили ему автомобиль. Но ведь рядовой автомобиль ему не подаришь, а стотысячная «Ока» припоздала. Она вышла немного позже - 3 ноября 1999 года.
Выход стотысячной «Оки» был отмечен митингом на главном конвейере завода. Он проходил менее, чем через год после выпуска 75-тысячного автомобиля. Алые ленты на груди передовиков, взволнованное лицо Виктора Логачева - водителя цеха комплектации и сдачи автомобилей, которому посчастливилось первому сесть за руль юбилейного автомобиля и, может быть, впервые за все годы, ощущение уверенности в том, что это не последний митинг. Будут еще впереди и двухсоттысячный и миллионный. Так запомнился этот митинг, ставший первым этапом в предвыборном марафоне, в который мы вступили командой. Снова - командой, только теперь уже всего завода.
Дело в том, что 19 декабря 1999 года должны были состояться выборы депутатов городского совета. Кандидатом в депутаты по 28 избирательному округу был выдвинут генеральный директор ОАО «ЗМА» В. К. Каюмов. Решение это пришло к нему непросто. Должность генерального директора, которую Васил Кадымович занимал уже более года, требовала не только знаний, но и выхода на городские структуры, на республику в поиске путей решения, стоящих перед заводом. Звание депутата, доверие избирателей давали моральное право говорить не только от имени завод-чан, но и от имени всех жителей города. Для того, чтобы получить новые знания, было принято решение Совета директоров ОАО «ЗМА» направить В. К. Каюмова на обучение в Академию Народного Хозяйства, на отделение «Финансовый менеджмент». Для того, чтобы стать депутатом, нужно было пройти предвыборный марафон, а это было невозможно без поддержки команды.
|
100-тысячный автомобиль «Ока» -
новый рубеж в движении вперед
3 ноября 1999 г.
|
||
|
|||
|
|||
Окончательно к решению выдвинуть свою кандидатуру в депутаты горсовета Васила Ка-дымовича подтолкнул разговор на вечернем итоговом совещании: «Это ведь не Вам нужно, а заводу», - с бесхитростной прямотой сказал кто-то из заместителей. Подразумевалось, поддержим. И генеральный директор подал заявление на регистрацию. Выдвижение состоялось, но в 28 избирательном округе, охватывавшем 42-43-й комплексы Нового города выдвинулись еще четыре кандидата: студентка Эльмира Валинурова, директор фирмы «Элиф» Олег Гайсин, комиссар благотворительного фонда «Эгида» - Григорий Ежков, Галия Кашапова. На заводе начал работу штаб по выборам. В него вошли заместители генерального директора Р.
Нурутдинов, А. Чернов, А. Левашов, гл.
инженер - Р. Калимуллин, председатель профкома И. Хайруллин. Доверенными лицами были генеральный директор ПРЗ Д. Каримуллин, начальник отдела по работе с персоналом 3. Миргалимов, помощник генерального директора 0. Тронина. В результате голосования в первом туре выборов из пяти кандидатов осталось два: В. Каюмов и Г. Ежков, и именно в это время пришло сообщение о том, что завод микролитражных автомобилей стал победителем в общероссийском конкурсе «Лучшее российское предприятие» в номинации «За наиболее динамичное развитие». Помогла ли судьба? Нет. Снова сработала команда: этот кубок был результатом труда коллектива целого завода. 29 декабря во втором туре голосования наш генеральный директор был избран депутатом городского совета, а завод завершил год выпустив и реализовав 28002 автомобилей - рекордное количество за все прошедшие годы.
|
||
148
|
На следующую страницу - 2000 год На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу