1998 г. Упасть, чтобы подняться...
|
||
События, происходящие с нами и вокруг нас, легче оценивать, когда они становятся прошлым. Когда определяется круг сопутствующих им процессов в рамках не только отдельно взятого предприятия, но республики, страны в целом, и картина дополняется фактами, которые были ранее неизвестны и не могли служить факторами объективного анализа.
Именно тогда, охватив общую ситуацию одним взглядом, приходишь мыслью к простым истинам, еще раз подтвержденным жизнью. Такой истиной, в целом характеризующей картину 1998 года, стало, на мой взгляд, выражение: «Чтобы достичь цели, нужно 7 раз упасть и 8 раз подняться». Неважно, сколько было падений: семь или одно, главное, что подняться нужно на один раз больше. Только поднявшись можно продолжить движение вперед - к цели!
Простые истины - вещь сложная. Исполнение их - движение, жизнь.
1998 год был сложным для всей страны. Бюджет Российской Федерации на 1998 год был подписан в марте, почти в одно время с отставкой правительства В. С. Черномырдина. Реальность показала, что Правительство С. Кириенко так же не смогло найти выхода из кризиса.
17 августа 1998 г. - день дефолта, резкого падения платежеспособности рубля. Практически после скачка курса с 6 до 16 рублей за доллар банковская система страны была неспособна обеспечить платежи по обязательствам государства и в последующие 2 месяца не функционировала. В Российской Федерации начался ускоряющийся спад производства. Произошло массовое обнищание населения, увеличился слой людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума.
В сентябре правительство Российской Федерации возглавил Е. Примаков. Здоровье Президента России Б. Н. Ельцина стало уже не просто предметом обсуждения, но фактом политики, определяющим отношение к партнерству со стороны западных инвесторов. Неизбежно и объективно ослабление центральной власти требовало укрепления ее в регионах и республиках. Для Татарстана определяющим фактором развития в течение уже четырех лет был «Договор о разграничении прав и взаимном делегировании полномочий между органами
|
||
125
|
государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан», позволявший решать многие политические и экономические проблемы. Несмотря на то, что пополнение бюджета Татарстана в основном происходило за счет сырьевых ресурсов (нефти, газа), республике удалось сохранить положительные темпы роста в химической, топливной, деревообрабатывающей промышленности. Даже в год дефолта республика избежала обвального падения производства.
Для Набережных Челнов год начался с традиционной новогодней елки и лазерного шоу на площади возле мэрии и с нетрадиционного визита в город Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева. Основным итогом визита в Набережные Челны стало снижение налога на имущество для КамАЗа и предоставление налогового кредита, который должен был улучшить экономическое положение на автогиганте.
Ситуация на КамАЗе в 1998 году определялась процессами, начавшимися в 1997-ом и связанными с состоянием уставного капитала акционерного общества. Кредиты, взятые для восстановления завода двигателей в 1994-95 гг. для улучшения финансового положения КамАЗа и выхода его из кризиса в 1996-ом,требовали возврата. Теперь КамАЗом очень серьезно занималась республика: новый председатель Совета директоров Р. Ф. Муратов совместно с Генеральным директором КамАЗа И. М. Костиным проводили переговоры
|
||
126
|
с зарубежными кредиторами, но реструктуризация задолженности КамАЗа требовала времени. Выход КамАЗа на безубыточность оставался основной целью.
В апреле конвейер КамАЗа с рывками и остановками пошел, выпуская чуть более сотни грузовиков в месяц, в августе и сентябре вновь засбоил, в октябре начал наращивать выпуск и в декабре вышел на сборку тысячи автомобилей в месяц.
В декабре состоялось внеочередное собрание акционеров КамАЗа, на котором определялись итоги года. Завод не смог выйти на уровень безубыточности и продолжал терять свои позиции на автомобильном рынке страны.
Для ОАО «Завод микролитражных автомобилей» итог года был с одной стороны - хороший: легковых автомобилей в 1998 году было выпущено даже больше, чем в предыдущем (19100 штук). С другой стороны - неоднозначный: завод находился в тисках бартера. Но все же, если вдуматься, в конце 1998 года мы уже находились на подъеме. Мы готовились к тому, чтобы отказаться от бартерных подпорок и продолжить движение вперед.
Завод начал 1998 год без снижения темпов сборки автомобилей (январь 97-го - 1306, январь 98-го - 1407). В январе на заводе принимали делегацию из Китая. Гости из Харбина могли стать перспективными партнерами для «Оки», так как их предприятие выпускало двигатели для микролитражек по лицензии японской фирмы «Суд-зуки». Поиск альтернативного силового агрегата в 1998 году шел форсированными темпами, так как экономическая ситуация, сложившаяся в России, заставляла даже такой автогигант, как АвтоВАЗ, снижать производство автомобилей и даже перейти на сокращенную рабочую неделю. Отношение к силовому агрегату для «Оки» как к продукту второстепенному на АвтоВАЗе сохранялось, порождая сбои поставок, периодические требования поднять цены на силовой агрегат, которые реализовывались через решения Совета директоров ВК ФПГ. Передача линии сборки силового агрегата для «Оки» на КамАЗ, о которой говорили наши инженеры и конструкторы, была признана нецелесообразной, и ЗМА прилагал немало усилий для поиска альтернативного силового агрегата, который позволил бы увеличить выпуск микролитражек.
В России пока такого варианта не нашли, зато отыскали его в
Европе. Югославская фирма «Застава» установила два своих двигателя на серийные автомобили «Ока». Силовые агрегаты выпускались по лицензии ФИАТа, они в отличие от вазовских были че-тырехцилиндровыми и обладали
мощностью 45 лошадиных сил. В
первой половине года ожидалось поступление еще десяти таких силовых агрегатов для установки их на автомобили «Ока».
|
||
127
|
Еще одним преимуществом югославских движков было то, что их стоимость повышала стоимость «Оки» только на 600 долларов, что оставляло автомобиль в ценовых рамках самого недорогого в России и за рубежом автомобиля.
По плану шло и освоение линии сборки и сварки кузовов, оборудование которой было изготовлено на станкостроительном заводе КамАЗа, аналогичное действующему на ПРЗ. Отличало эту линию только одно: вместо 10 в ней планировалось 100 точек контактной сварки, что значительно повышало производительность труда.
Цех сварки должен был войти в действие параллельно с цехом окраски, оборудование для которого должно было поступить из Германии. Линия «Durr» к 1998 году была проплачена полностью, осталось оплатить ее транспортировку. Проплату контролировал Совет директоров ЗМА, 0. Д. Белоненко, все еще продолжавший быть членом Совета директоров ОАО «ЗМА», заместителем председателя Совета директоров.
В начале 1998 года Олег Дмитриевич был назначен первым заместителем генерального директора холдинговой компании ОАО «Уральские машиностроительные заводы», но в свои редкие приезды обязательно заезжал на завод, проходил по цехам, разговаривал с рабочими, инженерами, руководителями. Но, к сожалению, времени для «Оки» у него оставалось все меньше. В январе и феврале 1998-го по страницам газет прокатилась волна статей, в которых говорилось о том, что 52% акций ЗМА переданы в Москву, что Татарстан потерял право собственности на ОАО «ЗМА». Имя Олега Дмитриевича стало восприниматься неоднозначно из-за обвинений в заключении договора на трастовые услуги с компанией «Застава Ильича» и в связи с выходом его книги «КамАЗ: кризис управления».
Не думаю, что 0. Белоненко нуждается в защите. Он был прав и до последнего дня мог открыто смотреть в глаза людям. Это мы нуждаемся в понимании тех процессов, которые происходили на КамАЗе, как и во всей стране, в девяностых годах 20-го столетия. Это нам нужно уметь, оценивать происходящее, чтобы сформировать то будущее, в котором нам хотелось бы жить. Поэтому несколько слов о трастовом договоре с «Заставой Ильича». Он был заключен еще в декабре 1996 года и оформлен с соблюдением всех юридических требований. Разумеется, Олег Дмитриевич не мог заключать такие соглашения единолично, поэтому договор был согласован с первым вице-премьером правительства Республики Татарстан Р. Муратовым, подписан генеральным директором ОАО «ЗМА» Ю. Поздняковым, а залоговое поручение по передаче акций - генеральным директором КамАЗа И. Костиным. Акции ОАО «ЗМА» не продавались, а передавались в залог банку как гарантия последующих платежей.
На основе этого договора в декабре 1996 года было подписано соглашение о передаче 15% акций ЗМА Республике Татарстан для
|
||
128
|
использования целевым образом на завершение проплат за окрасочное оборудование фирмы «Durr».
Велись наработки по привлечению инвестиций со стороны Кам-ГЭСэнергостроя, Татгазинвест, которые позволили бы форсировать развитие производства на ЗМА. Таким образом Олег Дмитриевич пытался осуществить то, о чем он писал в своей книге «КамАЗ: кризис управления».
19 февраля 1998 года Совет директоров ОАО «ЗМА» принял решение о расторжении трастового договора на управление пакетом акций ОАО «ЗМА» с инвестиционной компанией «Застава Ильича».
В 2000 году Республика Татарстан стала владельцем пакета акций ОАО «ЗМА», полученных в счет платежей за оборудование фирмы «Durr». Процесс, приостановленный шумихой вокруг «Заставы Ильича», завершился на 2 года позже. Строительство корпуса окраски в 1998 году было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Монтаж оборудования начался только в 2002 году. Опять задержка как минимум на 2 года.
Несмотря на то, что реализация автомобилей производилась по взаимозачету и бартерным схемам, завод продолжал жить в рабочем ритме. Большую помощь в сохранении объемов производства оказывала заводчанам Волжско-Камская финансово-промышленная группа, в которой работали высококлассные специалисты, коллеги и соратники Виктора Николаевича Полякова. Чего стоил один только Н. И. Летчфорд!
Николай Иосифович приезжал на ЗМА за день-два до совещания, которое раз в две недели проводил В. Н. Поляков на нашем заводе и заводах КамАЗа, поставляющих комплектующие изделия для микролитражки. Он был всегда в хорошем настроении, общителен, нацелен на результат. Несмотря на возраст, а был Николай Иосифович всего на несколько лет моложе В. Н. Полякова, он обходил все отделы ЗМА и ПРЗ, успевал «сгонять» на кузнечный и литейный заводы и к приезду «шефа» владел самой полной и объективной информацией. Благодаря Н. И. Летчфорду и В. В. Королевскому были составлены разделительные ведомости на комплектующие, металл, материалы, поставляемые в машкомплект «Оки» заводами КамАЗа, определена не только номенклатура, но и стоимость деталей. Когда его спрашивали: «Как вы смогли сделать такую гору работы?», он отвечал: «Да ничего тут особенного нет, нужно просто привести все в порядок». И приводил.
Светлый это был и чистый человек. Настоящий человек советской эпохи, который всю жизнь прожил не для себя, а для людей. К Виктору Николаевичу он относился с уважением и трепетом, сохранившимся, наверное, с тех первых лет совместной работы, когда еще строился АвтоВАЗ, а В. Н. Поляков был первым генеральным директором АвтоВАЗа и затем министром автомобильной промышленности СССР.
Николай Иосифович, неугомонный по своему характеру, после выхода на пенсию в перестроечные годы попробовал себя в роли кооператора. Организовал свое хозяйство, ферму, пока нанятый им на период страды работник все то хозяйство не спалил. Потом по
|
||
129
|
приглашению В. Н. Полякова вернулся к совместной с ним работе уже в ВК ФПГ и работал до последнего дня, пока не свалила болезнь в 2000 году. Светлая ему память...
Помощь ВК ФПГ была ощутимой и действенной не только потому, что они помогали в организации производства в условиях неработающего КамАЗа. Ведь, когда КамАЗа останавливал заводы, отключал электроэнергию, телефоны, тепло, нужно было оставить обеспечение отдельных участков, работающих на «Оку». Очень большое значение имели инициативы по работе с поставщиками: АвтоВАЗом, металлургами, поставщиками стекла, электрооборудования. Поставки металла было решено осуществлять на основе да-вальческого сырья. Заказ для «Оки» шел вне рамок камазовского, оплачивался ЗМА и СеАЗом на долевом участии и поступал на ПРЗ. Поставки и проплаты за них утверждались на совещаниях ВК ФПГ и жестко контролировались.
Своей непреклонностью, даже своими регулярными приездами из Москвы раз в две недели Виктор Николаевич давал нам уроки настойчивости, результативности, выживаемости. Он поднимался в АБК на третий этаж всегда быстро и без остановки, проходил в кабинет директора, где его ждала чашка чая, которую он выпивал, слушая доклад директора. Потом начинались совещания на заводах, встречи в генеральной дирекции. Время было расписано до самого отъезда, и никто даже не догадывался, что у Виктора Николаевича сильно болят ноги. Он всегда ставил на первое место дело, поэтому его приезд в начале марта на юбилей Юрия Петровича
|
||
130
|
Позднякова был свидетельством его уважения к личности генерального директора ЗМА.
Да. Мы не только работали в 1998-ом. Мы умели и веселиться! В марте, к Международному женскому дню, в зале была проведена первая программа «От всей души», подготовленная новым начальником бюро культуры Надеждой Ткаченко. Программа была посвящена мамам, но не просто мамам, а тем, у кого деток немножко больше, чем положено. У С. В. Ряжиной их шестеро, у И. М. Самсоновой -четверо, да еще две из четверых - двойняшки, Ф. X. Салахова и Т. В. Кирова воспитывают по трое и работают так, что впору позавидовать любому. Все они такие разные, но одинаково любимые!
Май 1998 года - начало июня на заводе были переломными, определяющими дальнейшее развитие ЗМА в рамках общих камазовских перемен: решением Совета директоров КамАЗа были рекомендованы, а Советом директоров ЗМА утверждены перестановки в руководстве завода. Генеральным директором ОАО «ЗМА» был назначен Васил Кады-мович Каюмов, который с марта 1998 работал на заводе заместителем генерального директора по маркетингу и продажам. Главным инженером был назначен Константин Викторович Лаптев, заместителем генерального директора по обеспечению Фанис Акдасович Хасанов - оба, работавшие ранее в объединении «Камдизель». Вскоре на должность главного бухгалтера был принят Сергей Анатольевич Григорьев. Они положили начало новой, молодой команде руководителей, которым предстояло вывести завод из бартера, добиться его безубыточности.
Из воспоминаний Сергея Анатольевича Григорьева - главного бухгалтера завода в 1998 году:
«Последние 15 лет в жизни нашей страны были самими интересными. И для нас тоже. На РИЗе, где я работал раньше, было не так интересно, а когда мы попали на завод, уже все на месте было. В 1998 году, в отличие от 1991-го, уже что-то можно было планировать.
Мы пришли на завод очень хитро - нас было много. Если бы каждый по одному, это было бы не то. Пришли, сели за стол - никого из нас раньше тут не было. Ну, давайте чистый лист бумаги, начинаем делать с нуля. Практически ничего нам не мешало и не тянуло. Все эти долги, которые мы условно прозвали «царскими», они на нас не висели. В этом отношении было легко. И с точки зрения закупок. Мы же поставщикам ничего не обещали. Эти долги - туда, а теперь - это наши долги. То есть, что было раньше, нас не касалось. И на этой волне отношение к нам было хорошее. Мы даже успели что-то создать: та же самая вексельная схема и отход от бартерных дел, разделение на продавцов и покупателей».
Юрий Петрович Поздняков, несмотря на его выход на пенсию и уход с должности генерального директора, оставался в составе Совета директоров ОАО «ЗМА». Ему было предложено сделать совместный доклад с новым генеральным директором на общем годовом собрании акционеров и выполнять роль советника по вопросам развития ЗМА.
|
||
131
|
Мы учились достойно провожать руководителей, внесших свой вклад в развитие завода, учились и исправлять ошибки. На этом собрании акционеров в Устав Общества был внесен пункт о коллегиальном органе управления исполнительным органом - правлении. Члены правления, по представлению генерального директора, теперь должны были утверждаться Советом директоров ОАО «ЗМА». Заместителем председателя правления был назначен Сергей Анатольевич Ильиных. Вскоре на должность заместителя генерального директора по экономике и финансам вернулся Алексей Марксович Левашов, который начинал свою работу на ЗМА еще в 1990 году в качеаве молодого специалиаа и ушел с завода в 1997-ом, не завершив своих начинаний по внедрению вексельной программы, созданию финансово-расчетного центра. Теперь эти работы возобновились. На заводе была разработана форма «Плана движения денежных средав», (ПДДС) позволяющая планировать платежи, отслеживать финансовые потоки.
Из воспоминаний Николая Александровича Костина - заместителя начальника планово-бюджетного отдела в 1998 году:
«Приехали к нам с КамАЗа экономисты. Интересовались нашей системой планирования, отчетностью. Мы им показали свою новую форму планирования - ПДДС, рассказали, насколько она удобна. Они заинтересовались, попросили снять копии. Прошло немного времени и в директивных документах КамАЗа эту форму ввели в действие, заложив туда ЗМА отдельной строкой. Теперь она стала частью системы КамАЗа. Вот так!»
|
||
132
|
Наверное, было немного обидно, что многие формы на КамАЗе внедрялись с подачи ЗМА, но и радостно, что этот опыт принимался материнской компанией. Так же общими усилиями отрабатывались и формы бизнес-плана, с каждым годом приобретающего все более общие стройные черты.
В 1998 году на ЗМА появилось много новаций: был заключен договор с фирмой «Форт-Диалог» о внедрении автоматической системы управления производством BAAN, позволяющей наладить учет комплектующих и запасных частей, объединить их учет и движение в подразделениях и на складах завода.
В мае 1998 года был заключен договор с фирмой «Диалог-инвест-менс», которая приступила к исследованию системы маркетинга, действующей на заводе и к разработке программы выхода завода из бартера, перехода на денежные расчеты.
Мартовская предупредительная забастовка рабочих на главном конвейере ЗМА тоже не прошла бесследно. Рабочие требовали погашения долгов по зарплате, задолженность по которой в тот период составляла почти полгода: шли выплаты за ноябрь 1997 года. После дефолта на заводе появился график погашения задолженности по заработной плате, который контролировался профсоюзным комитетом и лично генеральным директором.
Смутное время августовского дефолта завод перенес, сумев удержать уровень производства и продаж автомобилей. В начале сентября стоимость «Оки» на пару дней взлетела до 30 тыс. рублей, находились желающие приобрести автомобиль и за такую цену. Но уже через неделю цена стабилизировалась и опустилась до 21 тыс. рублей. Повышение цен было вынужденным, так как сразу после дефолта взлетели цены на основные комплектующие и материалы: бор-ское стекло, поставки металла с «Северстали» и другие. Однако при помощи ВК ФПГ удалось найти компромиссные решения по ценам со всеми поставщиками, что и позволило заводу удержаться на плаву и выровнять цены на свою продукцию.
ЗМА продолжал работать и выпускать автомобили, участвовать в городских мероприятиях и выставках.
В августе традиционно «Ока» выставлялась на Московском автосалоне «MIMC-98» в составе экспозиции КамАЗа. На этот раз на автосалоне выставлялся новый вариант «Оки» - «Динара». Оформленный фирмой «РИАТ» автомобиль отличался изящным тюнингом и привлекал к себе внимание на фоне мощных специализированных «КамАЗов».
В 1998 году женщины, наверное, не раз обращали свои взгляды к «Оке». Во всяком случае на первом, проводившимся по инициативе ГИБДД конкурсе «Мисс-автоледи» не заметить «Оку» было невозможно: автомобиль был призом для победительницы этого конкурса, в котором 5 очаровательных участниц соревновались в знании
|
||
133
|
правил дорожного движения, устранении технических неполадок в автомобиле, в оформлении и рекламе своих автомобилей.
Завод работал. Продолжая развиваться. В сентябре в механосборочном производстве была освоена обработка регулятора давления и на новом станке с числовым программным управлением, полученном из Ижевска.
Завод неспешно, но последовательно продолжал строиться: в сентябре было принято завершенным механосборочное производство, в октябре принят в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс, заключительное крыло административного корпуса.
На заводе по-прежнему умели не только работать, но и отдыхать. Умели сказать «спасибо» за достигнутый результат. В День машиностроителя грамоты и денежные премии получили более 50 человек, а на сцену заводского зала были приглашены бригады из цеха сборки автомобилей, механосборочного производства. Андрей Поро-шин - бригадир молодежной бригады № 211 тепло и трогательно говорил о своем наставнике Зануфе Крючковой, а 231 бригада МСП -о династии Сергея Михайловича Трифонова, рядом с которым в бригаде трудятся его сыновья Евгений и Александр. А вот добрые слова в адрес инженера СПФ Тамары Григорьевны Мальчиковой говорили не только ее коллеги, но и руководители завода, генеральный директор В. Каюмов. Дело в том что в предверии Дня машиностроителя Тамара Георгиевна отмечала свой юбилей. Ветеран завода, она начинала с реконструкции сдаточного корпуса производства легковых автомобилей, а потом курировала строительство нового корпуса ЗМА.
В декабре на заводе был еще один праздник. Он соединил в себе две даты, не отметить которые было просто невозможно. Положение на КамАЗе было непраздничным: долги, неплатежи, падение производства. Поэтому руководство ЗМА долго размышляло: стоит ли праздновать 11-ю годовщину завода? Не юбилей все-таки... К решению подтолкнула очередная достигнутая высота: 4 декабря с конвейера завода сошла 75-тысячная «Ока». А через день, в концертном зале мэрии заводчане отмечали свой очередной общий «день рождения». Праздник объединял. Он был частью жизни завода и сюда приходили как в гости к родному человеку: с женами, детьми - семьями. Нас поздравляли руководители КамАЗа - первый заместитель генерального директора В. Н. Беляев, представители городской администрации - вице-мэр города, член Совета директоров ОАО «ЗМА» Р. И. Гафа-ров, который, не удержавшись, назвал завод «лучом света в темном царстве». Поздравительную телеграмму направил Олег Дмитриевич Белоненко. Подарки заводу вручили приехавшие на праздник |
||
134
|
дилеры и поставщики, а подарки для заводчан (бытовая техника) были разыграны в лотерею. На сцене концертного зала были вручены премии передовикам производства, Книга Почета завода пополнилась новыми именами...
Праздники хороши тем, что в них согревается душа, живут традиции, формируемые годами. Они запоминаются порой на всю жизнь и помогают подниматься после падений, брать новую высоту.
17 декабря состоялся последний в 1998 году Совет директоров ОАО «ЗМА», на котором был заслушан доклад генерального директора В. К. Каюмова «О стратегии развития и переходе завода на денежные продажи». Фактически это была программа, обеспечивающая выход на безубыточность, которую предстояло реализовать в следующем 1999 году.
Завод продолжал жить, самим свои существованием подтверждая еще одну простую истину: «Для того, чтобы чего-то добиться, нужно просто по-настоящему очень сильно этого захотеть».
|
||
Каждая позиция конвейера - еще один шаг к готовому автомобилю. Сборочный конвейер завода микролитражных автомобилей. 1998 год
|
||
|
||
135
|
На следующую страницу На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу