1998 г. Упасть, чтобы подняться...
События, происходящие с нами и вокруг нас, легче оцени­вать, когда они становятся про­шлым. Когда определяется круг сопутствующих им процессов в рамках не только отдельно взя­того предприятия, но республи­ки, страны в целом, и картина до­полняется фактами, которые были ранее неизвестны и не мог­ли служить факторами объектив­ного анализа.
Именно тогда, охватив общую ситуацию одним взглядом, при­ходишь мыслью к простым исти­нам, еще раз подтвержденным жизнью. Такой истиной, в целом характеризующей картину 1998 года, стало, на мой взгляд, выражение: «Чтобы достичь цели, нужно 7 раз упасть и 8 раз подняться». Неважно, сколько было падений: семь или одно, главное, что подняться нужно на один раз больше. Только поднявшись можно продолжить движение вперед - к цели!
Простые истины - вещь сложная. Исполнение их - движение, жизнь.
1998 год был сложным для всей страны. Бюджет Российской Фе­дерации на 1998 год был подписан в марте, почти в одно время с отставкой правительства В. С. Черномырдина. Реальность показала, что Правительство С. Кириенко так же не смогло найти выхода из кризиса.
17 августа 1998 г. - день дефолта, резкого падения платежеспо­собности рубля. Практически после скачка курса с 6 до 16 рублей за доллар банковская система страны была неспособна обеспечить пла­тежи по обязательствам государства и в последующие 2 месяца не функционировала. В Российской Федерации начался ускоряющий­ся спад производства. Произошло массовое обнищание населения, увеличился слой людей, получающих доходы ниже прожиточного ми­нимума.
В сентябре правительство Российской Федерации возглавил Е. Примаков. Здоровье Президента России Б. Н. Ельцина стало уже не просто предметом обсуждения, но фактом политики, определяющим отношение к партнерству со стороны западных инвесторов. Неизбежно и объективно ослабление центральной власти требовало укрепления ее в регионах и республиках. Для Татарстана определяющим факто­ром развития в течение уже четырех лет был «Договор о разграниче­нии прав и взаимном делегировании полномочий между органами
125
государственной власти Российской Федерации и Республики Татар­стан», позволявший решать многие политические и экономические проблемы. Несмотря на то, что пополнение бюджета Татарстана в ос­новном происходило за счет сырьевых ресурсов (нефти, газа), рес­публике удалось сохранить положительные темпы роста в химичес­кой, топливной, деревообрабатывающей промышленности. Даже в год дефолта республика избежала обвального падения производства.
Для Набережных Челнов год начался с традиционной новогодней елки и лазерного шоу на площади возле мэрии и с нетрадиционного визита в город Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева. Ос­новным итогом визита в Набережные Челны стало снижение налога на имущество для КамАЗа и предоставление налогового кредита, который должен был улучшить экономическое положение на автогиганте.
Ситуация на КамАЗе в 1998 году определялась процессами, начав­шимися в 1997-ом и связанными с состоянием уставного капитала ак­ционерного общества. Кредиты, взятые для восстановления заво­да двигателей в 1994-95 гг. для улучшения финансового положе­ния КамАЗа и выхода его из кри­зиса в 1996-ом,требовали возвра­та. Теперь КамАЗом очень серьез­но занималась республика: новый председатель Совета директоров Р. Ф. Муратов совместно с Гене­ральным директором КамАЗа И. М. Костиным проводили переговоры
126
с зарубежными кредиторами, но реструктуризация задолженности КамАЗа требовала времени. Выход КамАЗа на безубыточность оставал­ся основной целью.
В апреле конвейер КамАЗа с рывками и остановками пошел, вы­пуская чуть более сотни грузовиков в месяц, в августе и сентябре вновь засбоил, в октябре начал наращивать выпуск и в декабре вы­шел на сборку тысячи автомобилей в месяц.
В декабре состоялось внеочередное собрание акционеров КамАЗа, на котором определялись итоги года. Завод не смог выйти на уровень безубыточности и продолжал терять свои позиции на ав­томобильном рынке страны.
Для ОАО «Завод микролитражных автомобилей» итог года был с одной стороны - хороший: легковых автомобилей в 1998 году было выпущено даже больше, чем в предыдущем (19100 штук). С другой стороны - неоднозначный: завод находился в тисках бартера. Но все же, если вдуматься, в конце 1998 года мы уже находились на подъеме. Мы готовились к тому, чтобы отказаться от бартерных под­порок и продолжить движение вперед.
Завод начал 1998 год без снижения темпов сборки автомобилей (январь 97-го - 1306, январь 98-го - 1407). В январе на заводе при­нимали делегацию из Китая. Гости из Харбина могли стать перспек­тивными партнерами для «Оки», так как их предприятие выпускало двигатели для микролитражек по лицензии японской фирмы «Суд-зуки». Поиск альтернативного силового агрегата в 1998 году шел фор­сированными темпами, так как экономическая ситуация, сложивша­яся в России, заставляла даже такой автогигант, как АвтоВАЗ, сни­жать производство автомобилей и даже перейти на сокращенную рабочую неделю. Отношение к силовому агрегату для «Оки» как к продукту второстепенному на АвтоВАЗе сохранялось, порождая сбои поставок, периодические требования поднять цены на силовой аг­регат, которые реализовывались через решения Совета директоров ВК ФПГ. Передача линии сборки силового агрегата для «Оки» на КамАЗ, о которой говорили наши инженеры и конструкторы, была признана нецелесообразной, и ЗМА прилагал немало усилий для по­иска альтернативного силового агрегата, который позволил бы уве­личить выпуск микролитражек.                  В России пока такого вариан­та не нашли, зато отыскали его в Европе. Югославская фирма «Застава» установила два своих двигателя на серийные автомобили «Ока». Силовые агрегаты выпускались по лицензии ФИАТа, они в отличие от вазовских были че-тырехцилиндровыми и обладали мощностью 45 лошадиных сил. В первой половине года ожидалось поступление еще десяти та­ких силовых агрегатов для установки их на автомобили «Ока».
127
Еще одним преимуществом югославских движков было то, что их сто­имость повышала стоимость «Оки» только на 600 долларов, что ос­тавляло автомобиль в ценовых рамках самого недорогого в России и за рубежом автомобиля.
По плану шло и освоение линии сборки и сварки кузовов, обору­дование которой было изготовлено на станкостроительном заводе КамАЗа, аналогичное действующему на ПРЗ. Отличало эту линию только одно: вместо 10 в ней планировалось 100 точек контактной сварки, что значительно повышало производительность труда.
Цех сварки должен был войти в действие параллельно с цехом окраски, оборудование для которого должно было поступить из Гер­мании. Линия «Durr» к 1998 году была проплачена полностью, оста­лось оплатить ее транспортировку. Проплату контролировал Совет директоров ЗМА, 0. Д. Белоненко, все еще продолжавший быть чле­ном Совета директоров ОАО «ЗМА», заместителем председателя Со­вета директоров.

В начале 1998 года Олег Дмитриевич был назначен первым заместителем генерального ди­ректора холдинговой компании ОАО «Уральские машиностроительные заводы», но в свои редкие приезды обязательно заезжал на завод, проходил по цехам, разговаривал с рабочими, инженерами, руководителями. Но, к сожалению, вре­мени для «Оки» у него оставалось все меньше.

В январе и феврале 1998-го по страницам газет прокатилась волна статей, в которых го­ворилось о том, что 52% акций ЗМА переданы в Москву, что Татарстан потерял право собствен­ности на ОАО «ЗМА». Имя Олега Дмитриевича стало восприниматься неоднозначно из-за об­винений в заключении договора на трастовые услуги с компанией «Застава Ильича» и в связи с выходом его книги «КамАЗ: кризис управления».
Не думаю, что 0. Белоненко нуждается в защите. Он был прав и до последнего дня мог открыто смотреть в глаза людям. Это мы нуж­даемся в понимании тех процессов, которые происходили на КамА­Зе, как и во всей стране, в девяностых годах 20-го столетия. Это нам нужно уметь, оценивать происходящее, чтобы сформировать то бу­дущее, в котором нам хотелось бы жить. Поэтому несколько слов о трастовом договоре с «Заставой Ильича». Он был заключен еще в декабре 1996 года и оформлен с соблюдением всех юридических требований. Разумеется, Олег Дмитриевич не мог заключать такие соглашения единолично, поэтому договор был согласован с первым вице-премьером правительства Республики Татарстан Р. Муратовым, подписан генеральным директором ОАО «ЗМА» Ю. Поздняковым, а залоговое поручение по передаче акций - генеральным директором КамАЗа И. Костиным. Акции ОАО «ЗМА» не продавались, а передава­лись в залог банку как гарантия последующих платежей.
На основе этого договора в декабре 1996 года было подписано соглашение о передаче 15% акций ЗМА Республике Татарстан для
128
использования целевым образом на завершение проплат за окра­сочное оборудование фирмы «Durr».
Велись наработки по привлечению инвестиций со стороны Кам-ГЭСэнергостроя, Татгазинвест, которые позволили бы форсировать развитие производства на ЗМА. Таким образом Олег Дмитриевич пы­тался осуществить то, о чем он писал в своей книге «КамАЗ: кризис управления».
19 февраля 1998 года Совет директоров ОАО «ЗМА» принял реше­ние о расторжении трастового договора на управление пакетом ак­ций ОАО «ЗМА» с инвестиционной компанией «Застава Ильича».
В 2000 году Республика Татарстан стала владельцем пакета ак­ций ОАО «ЗМА», полученных в счет платежей за оборудование фир­мы «Durr». Процесс, приостановленный шумихой вокруг «Заставы Ильича», завершился на 2 года позже. Строительство корпуса ок­раски в 1998 году было приостановлено из-за отсутствия финанси­рования. Монтаж оборудования начался только в 2002 году. Опять задержка как минимум на 2 года.
Несмотря на то, что реализация автомобилей производилась по взаимозачету и бартерным схемам, завод продолжал жить в рабо­чем ритме. Большую помощь в сохранении объемов производства оказывала заводчанам Волжско-Камская финансово-промышленная группа, в которой работали высококлассные специалисты, коллеги и соратники Виктора Николаевича Полякова. Чего стоил один толь­ко Н. И. Летчфорд!
Николай Иосифович приезжал на ЗМА за день-два до совещания, которое раз в две недели проводил В. Н. Поляков на нашем заводе и заводах КамАЗа, поставляющих комплектующие изделия для микро­литражки. Он был всегда в хорошем настроении, общителен, наце­лен на результат. Несмотря на возраст, а был Николай Иосифович всего на несколько лет моложе В. Н. Полякова, он обходил все отде­лы ЗМА и ПРЗ, успевал «сгонять» на кузнечный и литейный заводы и к приезду «шефа» владел самой полной и объективной информаци­ей. Благодаря Н. И. Летчфорду и В. В. Королевскому были составле­ны разделительные ведомости на комплектующие, металл, материа­лы, поставляемые в машкомплект «Оки» заводами КамАЗа, опреде­лена не только номенклатура, но и стоимость деталей. Когда его спра­шивали: «Как вы смогли сделать такую гору работы?», он отвечал: «Да ничего тут особенного нет, нужно просто привести все в поря­док». И приводил.
Светлый это был и чистый человек. Настоящий человек советс­кой эпохи, который всю жизнь прожил не для себя, а для людей. К Виктору Николаевичу он относился с уважением и трепетом, со­хранившимся, наверное, с тех первых лет совместной работы, ког­да еще строился АвтоВАЗ, а В. Н. Поляков был первым генераль­ным директором АвтоВАЗа и затем министром автомобильной про­мышленности СССР.
Николай Иосифович, неугомонный по своему характеру, после выхода на пенсию в перестроечные годы попробовал себя в роли кооператора. Организовал свое хозяйство, ферму, пока нанятый им на период страды работник все то хозяйство не спалил. Потом по
129
приглашению В. Н. Полякова вернулся к совместной с ним работе уже в ВК ФПГ и работал до последнего дня, пока не свалила болезнь в 2000 году. Светлая ему память...
Помощь ВК ФПГ была ощутимой и действенной не только пото­му, что они помогали в организации производства в условиях не­работающего КамАЗа. Ведь, когда КамАЗа останавливал заводы, от­ключал электроэнергию, телефоны, тепло, нужно было оставить обеспечение отдельных участков, работающих на «Оку». Очень большое значение имели инициативы по работе с поставщиками: АвтоВАЗом, металлургами, поставщиками стекла, электрооборудо­вания. Поставки металла было решено осуществлять на основе да-вальческого сырья. Заказ для «Оки» шел вне рамок камазовского, оплачивался ЗМА и СеАЗом на долевом участии и поступал на ПРЗ. Поставки и проплаты за них утверждались на совещаниях ВК ФПГ и жестко контролировались.
Своей непреклонностью, даже своими регулярными приездами из Москвы раз в две недели Виктор Николаевич давал нам уроки настойчивости, результативности, выживаемости. Он поднимался в АБК на третий этаж всегда быстро и без остановки, проходил в кабинет директора, где его ждала чашка чая, которую он выпивал, слушая доклад директора. Потом начинались совещания на заво­дах, встречи в генеральной дирекции. Время было расписано до самого отъезда, и никто даже не догадывался, что у Виктора Нико­лаевича сильно болят ноги. Он всегда ставил на первое место дело, поэтому его приезд в начале марта на юбилей Юрия Петровича
130
Позднякова был свидетельством его уважения к личности генераль­ного директора ЗМА.
Да. Мы не только работали в 1998-ом. Мы умели и веселиться! В марте, к Международному женскому дню, в зале была проведе­на первая программа «От всей души», подготовленная новым началь­ником бюро культуры Надеждой Ткаченко. Программа была посвя­щена мамам, но не просто мамам, а тем, у кого деток немножко боль­ше, чем положено. У С. В. Ряжиной их шестеро, у И. М. Самсоновой -четверо, да еще две из четверых - двойняшки, Ф. X. Салахова и Т. В. Кирова воспитывают по трое и работают так, что впору позавидо­вать любому. Все они такие разные, но одинаково любимые!
Май 1998 года - начало июня на заводе были переломными, опре­деляющими дальнейшее развитие ЗМА в рамках общих камазовских пе­ремен: решением Совета директоров КамАЗа были рекомендованы, а Советом директоров ЗМА утверждены перестановки в руководстве за­вода. Генеральным директором ОАО «ЗМА» был назначен Васил Кады-мович Каюмов, который с марта 1998 работал на заводе заместителем генерального директора по маркетингу и продажам. Главным инжене­ром был назначен Константин Викторович Лаптев, заместителем гене­рального директора по обеспечению Фанис Акдасович Хасанов - оба, работавшие ранее в объединении «Камдизель». Вскоре на должность главного бухгалтера был принят Сергей Анатольевич Григорьев. Они по­ложили начало новой, молодой команде руководителей, которым пред­стояло вывести завод из бартера, добиться его безубыточности.
Из воспоминаний Сергея Анатольевича Григорьева - главного бух­галтера завода в 1998 году:
«Последние 15 лет в жизни нашей страны были самими интерес­ными. И для нас тоже. На РИЗе, где я работал раньше, было не так интересно, а когда мы попали на завод, уже все на месте было. В 1998 году, в отличие от 1991-го, уже что-то можно было планировать.
Мы пришли на завод очень хитро - нас было много. Если бы каж­дый по одному, это было бы не то. Пришли, сели за стол - никого из нас раньше тут не было. Ну, давайте чистый лист бумаги, начинаем делать с нуля. Практически ничего нам не мешало и не тянуло. Все эти долги, которые мы условно прозвали «царскими», они на нас не висели. В этом отношении было легко. И с точки зрения закупок. Мы же поставщикам ничего не обещали. Эти долги - туда, а теперь - это наши долги. То есть, что было раньше, нас не касалось. И на этой волне отношение к нам было хорошее. Мы даже успели что-то со­здать: та же самая вексельная схема и отход от бартерных дел, разделение на продавцов и покупателей».
Юрий Петрович Поздняков, несмотря на его выход на пенсию и уход с должности генераль­ного директора, оставался в составе Совета ди­ректоров ОАО «ЗМА». Ему было предложено сделать совместный доклад с новым генераль­ным директором на общем годовом собрании акционеров и выполнять роль советника по вопросам развития ЗМА.
131
Мы учились достойно провожать руководителей, внес­ших свой вклад в развитие завода, учились и исправлять ошибки. На этом собрании акционеров в Устав Общества был внесен пункт о коллегиальном органе управления ис­полнительным органом - правлении. Члены правления, по представлению генерального директора, теперь должны были утверждаться Советом директоров ОАО «ЗМА». Заме­стителем председателя правления был назначен Сергей Анатольевич Ильиных. Вскоре на должность заместителя генерального директора по экономике и финансам вер­нулся Алексей Марксович Левашов, который начинал свою работу на ЗМА еще в 1990 году в качеаве молодого специалиаа и ушел с завода в 1997-ом, не завершив своих начинаний по внедрению век­сельной программы, созданию финансово-расчетного центра. Теперь эти работы возобновились. На заводе была разработана форма «Плана движения денежных средав», (ПДДС) позволяющая планировать пла­тежи, отслеживать финансовые потоки.
Из воспоминаний Николая Александровича Костина - замести­теля начальника планово-бюджетного отдела в 1998 году:
«Приехали к нам с КамАЗа экономисты. Интересовались нашей системой планирования, отчетностью. Мы им показали свою новую форму планирования - ПДДС, рассказали, насколько она удобна. Они заинтересовались, попросили снять копии. Прошло немного време­ни и в директивных документах КамАЗа эту форму ввели в действие, заложив туда ЗМА отдельной строкой. Теперь она стала частью сис­темы КамАЗа. Вот так!»
132
Наверное, было немного обидно, что многие формы на КамАЗе внедрялись с подачи ЗМА, но и радостно, что этот опыт принимался материнской компанией. Так же общими усилиями отрабатывались и формы бизнес-плана, с каждым годом приобретающего все более общие строй­ные черты.
В 1998 году на ЗМА появилось много новаций: был заключен договор с фирмой «Форт-Диалог» о внедрении автоматичес­кой системы управления производством BAAN, позволяющей наладить учет комп­лектующих и запасных частей, объединить их учет и движение в под­разделениях и на складах завода.
В мае 1998 года был заключен договор с фирмой «Диалог-инвест-менс», которая приступила к исследованию системы маркетинга, действующей на заводе и к разработке программы выхода завода из бартера, перехода на денежные расчеты.
Мартовская предупредительная забастовка рабочих на главном конвейере ЗМА тоже не прошла бесследно. Рабочие требовали по­гашения долгов по зарплате, задолженность по которой в тот пери­од составляла почти полгода: шли выплаты за ноябрь 1997 года. После дефолта на заводе появился график погашения задолженно­сти по заработной плате, который контролировался профсоюзным комитетом и лично генеральным директором.
Смутное время августовского дефолта завод перенес, сумев удер­жать уровень производства и продаж автомобилей. В начале сен­тября стоимость «Оки» на пару дней взлетела до 30 тыс. рублей, на­ходились желающие приобрести автомобиль и за такую цену. Но уже через неделю цена стабилизировалась и опустилась до 21 тыс. рублей. Повышение цен было вынужденным, так как сразу после де­фолта взлетели цены на основные комплектующие и материалы: бор-ское стекло, поставки металла с «Северстали» и другие. Однако при помощи ВК ФПГ удалось найти компромиссные решения по ценам со всеми поставщиками, что и позволило заводу удержаться на плаву и выровнять цены на свою продукцию.
ЗМА продолжал работать и выпускать автомобили, участвовать в городских мероприятиях и выставках.
В августе традиционно «Ока» выставлялась на Московском ав­тосалоне «MIMC-98» в составе экспозиции КамАЗа. На этот раз на автосалоне выставлялся новый вариант «Оки» - «Динара». Офор­мленный фирмой «РИАТ» автомобиль отличался изящным тюнин­гом и привлекал к себе внимание на фоне мощных специализиро­ванных «КамАЗов».
В 1998 году женщины, наверное, не раз обращали свои взгляды к «Оке». Во всяком случае на первом, проводившимся по инициативе ГИБДД конкурсе «Мисс-автоледи» не заметить «Оку» было невоз­можно: автомобиль был призом для победительницы этого конкур­са, в котором 5 очаровательных участниц соревновались в знании
133
правил дорожного движения, устранении технических неполадок в автомобиле, в оформлении и рекламе своих автомобилей.
Завод работал. Продолжая развиваться. В сентябре в механос­борочном производстве была освоена обработка регулятора давле­ния и на новом станке с числовым программным управлением, полу­ченном из Ижевска.
Завод неспешно, но последовательно продолжал строиться: в сен­тябре было принято завершенным механосборочное производство, в октябре принят в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс, заключительное крыло административного корпуса.
На заводе по-прежнему умели не только работать, но и отдыхать. Умели сказать «спасибо» за достигнутый результат. В День машино­строителя грамоты и денежные премии получили более 50 человек, а на сцену заводского зала были приглашены бригады из цеха сбор­ки автомобилей, механосборочного производства. Андрей Поро-шин - бригадир молодежной бригады № 211 тепло и трогательно говорил о своем наставнике Зануфе Крючковой, а 231 бригада МСП -о династии Сергея Михайловича Трифонова, рядом с которым в бри­гаде трудятся его сыновья Евгений и Александр. А вот добрые слова в адрес инженера СПФ Тамары Григорьевны Мальчиковой говорили не только ее коллеги, но и руководители завода, генеральный ди­ректор В. Каюмов. Дело в том что в предверии Дня машиностроителя Тамара Георгиевна отме­чала свой юбилей. Ветеран завода, она начина­ла с реконструкции сдаточного корпуса произ­водства легковых автомобилей, а потом куриро­вала строительство нового корпуса ЗМА.

В декабре на заводе был еще один праздник. Он соединил в себе две даты, не отметить кото­рые было просто невозможно. Положение на КамАЗе было непраздничным: долги, неплатежи, падение производства. Поэтому руководство ЗМА долго размышляло: стоит ли праздновать 11-ю годовщину завода? Не юбилей все-таки... К ре­шению подтолкнула очередная достигнутая вы­сота: 4 декабря с конвейера завода сошла 75-тысячная «Ока». А через день, в концертном зале мэрии заводчане отмечали свой очередной об­щий «день рождения».

Праздник объединял. Он был частью жизни за­вода и сюда приходили как в гости к родному че­ловеку: с женами, детьми - семьями. Нас поздрав­ляли руководители КамАЗа - первый заместитель генерального директора В. Н. Беляев, представи­тели городской администрации - вице-мэр горо­да, член Совета директоров ОАО «ЗМА» Р. И. Гафа-ров, который, не удержавшись, назвал завод «лу­чом света в темном царстве». Поздравительную те­леграмму направил Олег Дмитриевич Белоненко. Подарки заводу вручили приехавшие на праздник

134
дилеры и поставщики, а подарки для заводчан (бытовая техника) были разыграны в лотерею. На сцене концертного зала были вручены пре­мии передовикам производства, Книга Почета завода пополнилась новыми именами...
Праздники хороши тем, что в них согревается душа, живут тради­ции, формируемые годами. Они запоминаются порой на всю жизнь и помогают подниматься после падений, брать новую высоту.
17 декабря состоялся последний в 1998 году Совет директоров ОАО «ЗМА», на котором был заслушан доклад генерального директо­ра В. К. Каюмова «О стратегии развития и переходе завода на де­нежные продажи». Фактически это была программа, обеспечиваю­щая выход на безубыточность, которую предстояло реализовать в следующем 1999 году.
Завод продолжал жить, самим свои существованием подтверж­дая еще одну простую истину: «Для того, чтобы чего-то добиться, нужно просто по-настоящему очень сильно этого захотеть».
Каждая позиция конвейера - еще один шаг к готовому автомобилю. Сборочный конвейер завода микро­литражных автомобилей. 1998 год
zma_1998-1.jpg
135

На следующую страницу                                    На страницу  ЗМА 15 ЛЕТ                                  На главную страницу

Hosted by uCoz