1997 г. Сохранили свое лицо
|
||
Соответствие наших представлений о той реальности, в которой мы пребываем, зависит от того, насколько мы склонны идеализировать окружающий нас мир или насколько разочарованы в нем. Так или иначе, живя рядом друг с другом и общаясь каждый день, мы живем, в сущности, каждый в своем мире.
1997 год - год 80-летия Великой Октябрьской социалистической революции - Указом Президента России Б. Ельцина был объявлен годом согласия и примирения. Такова была сентенция власти, еще живо помнящей президентские выборы лета 1996 и понимавшей, что социальная напряженность в стране вряд ли стала меньше.
В 1997 году Татарстан позиционировался в составе Российской Федерации в качестве независимой суверенной Республики с устойчивыми положительными экономическими показателями. От урагана российских реформ он пострадал меньше соседей, а августовские события (деноминация) стали дополнительным экзаменом на прочность, который в целом был выдержан.
Набережные Челны, как и вся Россия, поддержали инициативу Президента РФ: 1997-ой был объявлен годом согласия и примирения и, как везде, он был разным, нелишенным противоречий между объявленными приоритетами и реалиями повседневности бытия.
С одной стороны, Челны стали участником всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город в России» и стремились к завоеванию первого призового места. Подтверждая свою способность добиться победы, город утопал в новогодней иллюминации и, несмотря на морозную ночь, площадь была полна горожан, благодарных за подаренное им ощущение праздника. В то же время - митинги в парке «Гренада» в защиту прав трудящихся,
|
||
113
|
организованные профсоюзами, заявление мэра города Р. Алтынба-ева: «Предприятия-должники либо рассчитаются с долгами по налогам в городской бюджет, либо будут представлены к банкротству». Самым крупным должником (346 млн. рублей или 65% от суммы общей задолженности в городской бюджет) был КамАЗ. Все это - реалии 1997 года, грани между идеальной картинкой, которую хотелось бы нарисовать, и действительностью, в которой мы жили.
История с объявлением КамАЗа банкротом в конце 1996 года получила свое продолжение в 1997 году. Смена Председателя Совета директоров ОАО «КАМАЗ»: отстранение Н. И. Беха и избрание на этот пост 1-го заместителя премьер-министра РТ Равиля Фатыховича Муратова оказалась очень своевременной мерой для того, чтобы предотвратить переход КамАЗа в руки западных корпораций.
В октябре из-за дефицита оборотных средств на КамАЗе были объявлены «осенние каникулы», вначале с 15 по 22 октября, затем до 1 ноября... Главный сборочный конвейер вновь был запущен только 4 декабря 1997 года.
В отличие от КамАЗа завод микролитражных автомобилей не страдал от отсутствия работы. Переход из 1996-го в 1997-ой был отмечен только календарными праздниками: несмотря на «новогодние каникулы» АвтоВАЗа, традиционно завершающиеся после 7 января, конвейер ЗМА не сбавил ритм, и в первом месяце наступившего года было собрано более 1300 автомобилей.
Форсированными темпами продолжался и перевод механосборочного производства на новые площади. Темп перевода оборудования был задан еще в ноябре - декабре и продолжал оставаться высоким. Обосновываться на новом месте было трудно: в корпусе было холодно, бытовки не оборудованы, а рождественские морозы еще усугубили положение: в цехе полопались трубы,и вода сосульками замерзла на радиаторах батарей. Люди, и до того работавшие в валенках и фуфайках, были на пределе терпения.
Вспоминая эти отчаянные дни, Мидихат Шарафутдинович Сала-хов - ныне заместитель начальника механосборочного производства, а тогда мастер смены, рассказывает:
«Прихожу на участок, в бытовку, а на столе 30 заявлений об уходе. По одному, может, и не написали бы, а тут у всех терпение
|
||
116
|
кончилось. «Не можем больше так», - говорят. Я растерялся сначала. Сам понимаю, насколько тяжело. Не война ведь. Война? Ну, тут меня будто ударило: «Поднимите руку, у кого родные когда-то на войне были?» Сам руку поднял. Жду. Смотрю один, второй руки поднимают. Почти у всех, оказалось, кто-нибудь из родни воевал. «Что же, - говорю, - разве мы слабее них? Неужели мы своим детям этот завод не оставим, чтобы они после нас здесь работали?» Кто-то рукой махнул, кто-то свое заявление со стола потянул и по одному, тихонько пошли работать».
«Недавно, - продолжает Мидихат Салахов, - жену на завод приводил. А то она удивляется, что я дома только о цехе и говорю. Посмотрела, как у нас чисто, тепло, станки работают. Люди, - говорит, - у вас такие приветливые. А ведь это с тех пор закладывалось. До сего дня - мы как одна семья».
Это, действительно, так. Механосборочное производство сегодня - это рабочая интеллигенция. В производстве существуют свои династии, здесь работают опытные операторы станков с ЧПУ и наладчики: Мокеев Александр Иванович, Салаватов Радик Рияно-вич, Черепашков Виктор Федорович. Производство отличается стабильностью и легко принимает новое.
Общими усилиями механосборочного производства, ЦРиОО, инженерно-технических служб перевод оборудования механосборочного производства из сдаточного корпуса автомобильного завода на площади ЗМА был закончен в марте 1997 года. «В марте мы уже монтировали те станки, которые в сдаточном корпусе у нас никогда не работали», - вспоминает Мударис Габделхаевич Вахитов. -«Это были станки-дублеры, которые позволяли увеличить объемы производства». Из месяца в месяц продолжалось наращивание производства автомобилей на главном конвейере ЗМА, и оценки в адрес завода, звучавшие со стороны руководства КамАЗа и Совета директоров, были самыми лестными.
|
||
117
|
Вспоминая этот период с заводчанами на «Круглом столе», посвященном 1997 году, мы задавали себе вопрос: можно ли объяснить оперативность перевода механосборочного производства на новые площади только жёсткостью и непреклонностью генерального директора, который был великолепным образцом руководителя авторитарного типа?
В какой-то степени - да, но тем не менее реализация всех задач, была подготовлена предыдущей работой коллектива ЗМА и, как подчеркнул Вячеслав Иванович Зубов, выполнялась теми людьми, которые работали здесь намного раньше. Это им принадлежит основная заслуга в достижении результата.
В мае 1997 года ушел с КамАЗа Олег Дмитриевич Белоненко. Последние полгода он работал в одном из помещений 1/06, где размещается сейчас Внеше-торговая компания КамАЗа. Помещение арендовал ЗМА для своего Совета директоров. Две комнаты, одна из которых пустовала, а во второй был «обжит» только стол, за которым работал Олег Дмитриевич, и телефон с автоответчиком.
Здесь в течение нескольких месяцев была написана книга «КАМАЗ - кризис управления». Книга подводила черту под двадцатипятилетней работой на КамАЗе и определяла направление для тех, кто придет следом. Стратегия действий по выводу КамАЗа из кризиса актуальна и сегодня, но невостребована. Она существует. Значит, это кому-нибудь обязательно нужно.
В течение года Олег Дмитриевич активно занимается вопросами микролитражки, внимательно анализирует финансовые документы, предоставленные ему как председателю Совета директоров. В январе Совет директоров ОАО «ЗМА» рассматривает предложение о создании сборочного производства на Украине и отклоняет как нецелесообразное. В январе же принимается решение о создании 000 ПКФ «Ока», а в феврале предпринимается попытка с помощью ВК ФПГ принять согласованное решение по изготовлению на ЗМА автомобилей в инвалидном исполнении. Изначально изготовление инвалидных автомобилей было предусмотрено только на СеАЗе, который являлся владельцем конструкторской документации на ручное управление. Сегодня, благодаря решениям 1997 года, ЗМА также выпускает инвалидные автомобили, имеющие гарантированный заказ государства через органы социальной защиты населения.
Заседания Совета директоров ОАО «ЗМА» в 1997 году были регулярными и проводились почти ежемесячно. На заседаниях было обязательно присутствие генерального директора и его заместителей, которые готовили вопросы согласно повестке дня заседания и были подотчетны в их выполнении.
Олег Дмитриевич брал на себя решение стратегических задач на уровне города и республики. Благодаря этому в первом полугодии были завершены платежи за окрасочное оборудование, а в апреле 1997-го оформлен договор залога между ЗМА и Республикой
|
|||
118
|
|||
Татарстан об оплате ^кредита на поставку линии «Durr», полностью завершено формирование Уставного капитала ОАО «ЗМА», частично обеспечена оплата за транспортировку. На завод были привезены первые ящики с окрасочным оборудованием.
Доставка оборудования из Гамбурга производилась через Санкт-Петербург судами типа «река-море», а дальше - по Волге и Каме, согласно поступивших проплат. Было начало октября, приходилось торопиться, так как навигация подходила к концу, недалеко было до ледостава. Об особенностях этой транспортировки до сих пор вспоминают специалисты из инженерных служб - Юрий Евгеньевич Сачков, Александр Викторович Сорокин и главный инженер завода Владимир Васильевич Саботарь. «Капитан судна, хорошо зная, как не любят платить русские, от порта к порту «шел» только после получения платежа. А платежи поступали на счет порциями, которых хватало только на определенное расстояние. Никакие уговоры, кроме оплат, не помогали».
Деньги и автомобили в счет проплат выделялись по настойчивым просьбам Белоненко. Он умел требовать, добиваться, но зато и благодарить людей не забывал. В одном из протоколов заседания Совета директоров есть, например, такая запись: «Решением Совета директоров ОАО «ЗМА» выразить благодарность члену Совета директоров Красникову Евгению Викторовичу за передачу автомобилей «Ока» сверх утвержденного лимита в счет оплаты транспортных расходов по доставке оборудования линии «Durr». Уже нет в живых Евгения Викторовича, а память о его причастности к развитию микролитражки останется навсегда в неравнодушных строках протокола.
Советом директоров рассматривались так же инициативы по приобретению
альтернативного силового агрегата. Два силовых агрегата были приобретены в Югославии, а в Объединенных Арабских Эмиратах планировалось создать совместное производство микролитражных автомобилей с установкой силового агрегата, предлагаемого арабской стороной. В случае согласия на сотрудничество ЗМА давал разрешение выпускать автомобили под самостоятельным арабским названием. После поездки в Абу-Даби главного инженера завода Владимира Васильевича Саботаря протокол намерений был подписан, но развития этот проект так и не получил. В октябре Олег Дмитриевич вносит на рассмотрение Совета директоров вопрос о передаче Республике Татарстан пакета акций ОАО «ЗМА» размером в 20 млн. рублей (40% Уставного капитала). Требования становятся
|
||
119
|
|
|||
|
|||
В добрый путь юбилейная «Ока». Митинг, посвященный сходу с конвейера 50-тысячного автомобиля. 21.08.1997 г.
|
все настойчивее, потому что он понимает, не являясь собственником и более того - представителем менеджмента КамАЗа, он скоро не сможет провести ни одного из своих решений.
Дело в том, что хотя собранием акционеров ОАО «ЗМА» Олег Дмитриевич и был избран в Совет директоров, но в выдвижении его и в избрании был определенный компромисс: поскольку Белоненкоуже не являлся работником КамАЗа, его выдвижение было инициировано Республикой Татарстан. В этом году впервые председателем Совета директоров ОАО «ЗМА» был избран Ильдар Шафкатович Хали-ков - заместитель генерального директора КамАЗа по экономике и финансам.
Аналитические записки октября и декабря, направленные Олегом Дмитриевичем в Совет директоров ОАО «ЗМА», напечатаны только заглавными буквами и излагают его позиции по ключевым вопросам конкретно, с предельной откровенностью, чуждой политических реверансов. Записки дают общий экономический обзор положения ЗМА, который звучит полным диссонансом официальной оценке деятельности завода со стороны руководства КамАЗа. В обзоре говорится о том, что количество собранных автомобилей не единственный показатель, по которому можно судить о стабилизации экономики завода. Все остальные показатели говорят о том, что положение завода ухудшилось: выросли убытки, увеличилась дебиторская задолженность, долги по налогам, увеличился бартер, уменьшилось поступление денежных средств. Экономика завода больна вследствие некомпетентного руководства. Записка не ограничивалась критикой. Верный своему стилю, Белоненко предлагал пути выхода из сложившейся ситуации, давал направление развития завода.
|
||
Чтобы была «Окушка», как игрушка
|
|||
|
|||
120
|
|||
Очередное обращение к Совету директоров ОАО «ЗМА» касалось взаимоотношений завода с ВК ФПГ. Позиция Олега Дмитриевича по отношению к финансово-промышленной группе была критичной: он считал, что взаимоотношения требуют конкретизации договора между ЗМА и ВК ФПГ, постановки перед компанией задач поставки силовых агрегатов с АвтоВАЗа, оказания помощи в оформлении права собственности на конструкторскую документацию «ВАЗ-1111», в установлении единой ценовой политики с СеАЗом.
Последнее обращение Олега Дмитриевича к Совету директоров ОАО «ЗМА» датировано декабрем 1997 и касается договора на транспортировку окрасочного оборудования, поступавшего из Германии. Оно было и последней попыткой достучаться до руководства КамАЗа. Попыткой не услышанной.
Противостояние между Советом директоров и исполнительным органом, как противостояние двух лидеров, 0. Д. Белоненко и Ю. П. Позднякова, внешне, казалось, не сказывалось на жизнедеятельности коллектива.
Производство уверенно наращивало темпы, и теперь почти каждый месяц с конвейера сходило более полутора тысяч автомобилей. 21 августа завод отметил выпуск 50-тысячного автомобиля. На главном сборочном конвейере состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали члены Совета директоров ОАО «ЗМА» И. Ш. Халиков, Е. В. Красников, В. И. Сердюк, генеральный директор КамАЗа И. М. Костин, из Москвы прилетел Виктор Николаевич Поляков, и все ждали его выступления, которое для всех имело особую значимость.
Потом здесь же, на конвейере, состоялся концерт Салавата Фатхутдинова. Праздник засверкал переливами татарских песен, зазвенел голосами художественной самодеятельности заводчан.
На следующий день 50-тысячная «Ока» в сопровождении разноцветных «подруг», пробежала автопробегом по проспектам родного города. Была задумка поместить юбилейную «Оку» в заводской музей, но она так и не осуществилась. «Ока» еще раз парадно присутствовала на Дне завода в начале декабря 1997 года и была передана на реализацию.
В 1997 году ОАО «ЗМА» было
названо победителем конкурса
инвестиционных проектов, организованного Министерством
экономики России и имело возможность получения льготного
кредита в 84 млрд. рублей.
Демонстрация автомобилей на престижных автосалонах и выставках к 1997 году стала обычной работой и уже никого не удивляла. Служба маркетинга и продаж, созданная три года назад и после ухода Р. X. Калимуллина возглавляемая
|
||
121
|
Виктором Арсентьевичем Бурасовым, обеспечивала стабильную реализацию автомобилей.
В январе, как всегда, прошло совещание дилеров. В первом полугодии была запущена, по оценкам самих маркетологов, самая удачная реклама за весь период существования ЗМА. «По этой рекламе никто нам не помогал, - вспоминает Марсель Галимович Сафин, - ее «пробил» Борис Корунов. Он самостоятельно вышел на программу РТР «Сам себе режиссер», договорился, что наша «Ока» будет являться очередным призом за самый удачный видеосюжет. Благодаря этому договору на рекламу, наша «Ока» в течение месяца была в «кадре» на передаче и не сходила с уст журналистов и зрителей. В общем, мы сумели привлечь внимание максимального количества потенциальных покупателей». Летом на «Казанском автосалоне», а затем на ежегодном Московском автосалоне «МИМС-97» демонстрировались автомобили «Ока-Леди», ярко-желтого цвета, с ярким необычным тюнингом, и «Ока-11113» с инжекторным двигателем и катализатором дожита топлива, соответствующая стандарту Евро-2.
На «Казанском автосалоне», в экспозиции которого также участвовали автомобили «Ока», была проведена лотерея, главным призом которой был наш микролитражный автомобиль. Владельцем счастливого лотерейного билета был житель Казани - Сергей Крайнов. Когда организаторы огласили номер билета, оказалось, что выиграл «Оку» инвалид, с больной ногой, передвигавшийся с помощью костылей. Чтобы выигрыш принес ему не только радость, но и пользу, работники экспозиции переоформили документы и передали ему в качестве выигрыша выставочную автомашину с ручным управлением.
Маленькая «Ока» умела приносить радость в дом. Ведь для того, чтобы принести радость нужно совсем немного: добавить к делу немножечко душевного тепла.
Такое тепло по-прежнему жило на заводе. Коллектив, сформированный изначально по принципу работы «командой» как одной большой и дружной семьей, продолжал сохранять традиции, а отдел по работе с персоналом, который теперь возглавлял Зуфар Васыхович
|
||
122
|
Миргалимов, продолжал кропотливое формирование внутризаводской корпоративной культуры. Там сложился дружный, профессиональный коллектив, в который тогда входили: Екатерина Яковлевна Шестакова, Анатолий Михайлович Остапенко, Рустем Раисович Ни-замиев, Елена Александровна Шаповал, Владислав Владимирович Хопта, Анися Габдулловна Извекова, Галина Николаевна Подолян, но основным моторчиком, раскручивавшим неравнодушные дела, человеком, цементировавшим службу, была Галина Александровна Макарова. Любое самое формальное мероприятие, благодаря любви и фантазии, вложенной в них, превращалось в маленький шедевр. Посещение дома престарелых было не просто мероприятием, когда к старикам несут продукты, но актом милосердия, демонстрацией доброты, потому что ягоды и овощи со своего огорода, выращенные своими руками, передавались старикам с особой человеческой теплотой. 23 февраля был не просто данью патриотической дате календаря, а шоу, в котором молодежь могла показать себя и в мастерстве рассказать ядреный солдатский анекдот, и в способности написать письмо любимой и в умении продемонстрировать ловкость и смекалку, управляясь с солдатской амуницией.
И так во всем! Открытие зимнего сезона на базе отдыха «Лазурная» превращалось в «демонстрацию человеческих возможностей», мероприятия к началу учебного года - в поход на цирковое представление детей-ровесников завода.
В 1997 году на ЗМА начала выпускаться «Наша газета». Инициаторами ее выхода был отдел по работе с персоналом, исполнителями - Галина Александровна Макарова и я. Первый номер многотиражки мы «пронесли на своих руках» - от создания всех корреспонденции и компьютерной верстки до выхода из типографии свежеотпечатанного номера. Наверное, мы не сумели избежать противостояния, назвав многотиражку: «Наша газета». Она была -наша, тех, кто привык чувствовать себя частью этого завода, этого коллектива и настойчиво старался сохранить его лицо. Но хотели мы того или нет, лицо завода неуловимо менялось. Завод «принимал в себя» новые кадры, они начинали работать, приживались (не прижившиеся - уходили) и формировали новый облик завода с чертами 1997 года. Это была жизнь.
1997 год, как впрочем и любой другой, пополнил коллектив новыми людьми, без которых теперь немыслим завод. Они работают у нас и сегодня, выполняя задачи важные и необходимые для всех. Это и Александр Михайлович Серебряков - главный энергетик завода, Ирина Николаевна Белякова - начальник бюро ОРП, Петр Михайлович Семкин - начальник ОМТО, Рамзия Саматовна Варзаносова - начальник ОСР, Александр Алексеевич Чернов - заместитель генерального директора по производству, начинавший в 1997 году директором Центра гарантийного обслуживания, Файл
Хаматгалимович Нигматуллин - мастер СГЭ, Вальтер Анатольевич Молочков - заместитель начальника инструментального отдела.
В декабре было десятилетие завода. Отмечали его в ДК КамАЗа, как всегда, заняв его полностью почти на целый день. Праздник был шумным и ярким. Концерт художественной самодеятельности,
|
||
123
|
в котором принимали участие и городские творческие коллективы, удался на славу. В концерте впервые выступал «Хор русской песни ЗМА», созданный на основе хора, выступавшего на инструментальном заводе. Инициативу инструментальщиков Ольги Анатольевны Простатовой, Натальи Николаевны Черновой, Алексея Ивановича Тимонкина, Николая Павловича Севрюкова, Александры Федоровны Дадимовой, перешедших на работу на ЗМА вслед за Юрием Петровичем Поздняковым, приняли и поддержали за-водчане Екатерина Яковлевна Шестакова, Анатолий Михайлович Остапенко, Гулия Жакупова, Танзиля Тинигина. Хор, финансирование которого обеспечивала администрация, запел, зазвучал, все больше покоряя сердца заводчан. Ко дню завода хор принарядился: были сшиты новые костюмы, по стилю напоминавшие знаменитый ансамбль «Березка».
Праздник завершал год. Юбилейный вечер проводился 20 декабря^ у всех присутствовавших было ощущение не только юбилея завода, но и завершения года. Итогом 1997 года было увеличение производства автомобилей «Ока» в 2 раза по сравнению с предыдущим. Заводчане собрали 18014 автомобилей. Именно те, кто работал на заводе с первого дня: Ильсояр Магсумова, Шамиль Булатов, Сергей Замащиков, Васил Тухватуллин, Зануфа Крючкова, Виктор Черепаш-ков, Сергей Юдин, Николай Григорян, Виктор Чуриков, Фарида Бад-риева, Александр Мокеев, Евгений Дерябин, Альфия Ахмерова, Ра-фис Бакиров, Мидхат Батыров, Таскира Вагизова, Хамит Галеев, и те, кто пришли вслед за ними. Пишу по памяти, назвать здесь всех невозможно, хотя хотелось бы написать все полторы тысячи имен и фамилий рабочих, инженеров, экономистов, составляющих, как мозаика, лицо завода 1997 года.
Спасибо Вам, люди, что смогли сохранить лицо завода. Спасибо за терпение, за труд, за общую причастность к одной судьбе. Судьбе завода микролитражных автомобилей.
|
||
124
|
На следующую страницу На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу