1997 г. Сохранили свое лицо
Соответствие наших представлений о той реальности, в которой мы пребываем, зависит от того, насколько мы склонны идеализиро­вать окружающий нас мир или насколько разочарованы в нем. Так или иначе, живя рядом друг с другом и общаясь каждый день, мы живем, в сущности, каждый в своем мире.
1997 год - год 80-летия Великой Октябрьской социалистической революции - Указом Президента России Б. Ельцина был объявлен годом согласия и примирения. Такова была сентенция власти, еще живо помнящей президентские выборы лета 1996 и понимавшей, что социальная напряженность в стране вряд ли стала меньше.
В 1997 году Татарстан позиционировался в составе Российской Федерации в качестве независимой суверенной Республики с устой­чивыми положительными экономическими показателями. От урага­на российских реформ он пострадал меньше соседей, а августовс­кие события (деноминация) стали дополнительным экзаменом на прочность, который в целом был выдержан.
Набережные Челны, как и вся Россия, поддержали инициативу Президента РФ: 1997-ой был объявлен годом согласия и примире­ния и, как везде, он был разным, нелишенным противоречий между объявленными приоритетами и реалиями повседневности бытия.
С одной стороны, Челны стали участником всероссийского кон­курса на звание «Самый благоустроенный город в России» и стре­мились к завоеванию первого призового места. Подтверждая свою способность добиться победы, город утопал в новогодней иллю­минации и, несмотря на морозную ночь, площадь была полна горо­жан, благодарных за подаренное им ощущение праздника. В то же время - митинги в парке «Гренада» в защиту прав трудящихся,
113
организованные профсоюзами, заявление мэра города Р. Алтынба-ева: «Предприятия-должники либо рассчитаются с долгами по на­логам в городской бюджет, либо будут представлены к банкротству». Самым крупным должником (346 млн. рублей или 65% от суммы об­щей задолженности в городской бюджет) был КамАЗ. Все это - реа­лии 1997 года, грани между идеальной картинкой, которую хотелось бы нарисовать, и действительностью, в которой мы жили.
История с объявлением КамАЗа банкротом в конце 1996 года по­лучила свое продолжение в 1997 году. Смена Председателя Совета директоров ОАО «КАМАЗ»: отстранение Н. И. Беха и избрание на этот пост 1-го заместителя премьер-министра РТ Равиля Фатыховича Му­ратова оказалась очень своевременной мерой для того, чтобы пре­дотвратить переход КамАЗа в руки западных корпораций.
В октябре из-за дефицита оборотных средств на КамАЗе были объявлены «осенние каникулы», вначале с 15 по 22 октября, затем до 1 ноября... Главный сборочный конвейер вновь был запущен толь­ко 4 декабря 1997 года.
В отличие от КамАЗа завод микролитражных автомобилей не стра­дал от отсутствия работы. Переход из 1996-го в 1997-ой был отме­чен только календарными праздниками: несмотря на «новогодние каникулы» АвтоВАЗа, традиционно завершающиеся после 7 января, конвейер ЗМА не сбавил ритм, и в первом месяце наступившего года было собрано более 1300 автомобилей.
Форсированными темпами продолжался и перевод механосбороч­ного производства на новые площади. Темп перевода оборудования был задан еще в ноябре - декабре и продолжал оставаться высо­ким. Обосновываться на новом месте было трудно: в корпусе было холодно, бытовки не оборудованы, а рождественские морозы еще усугубили положение: в цехе полопались трубы,и вода сосульками замерзла на радиаторах батарей. Люди, и до того работавшие в ва­ленках и фуфайках, были на пределе терпения.
Вспоминая эти отчаянные дни, Мидихат Шарафутдинович Сала-хов - ныне заместитель начальника механосборочного производ­ства, а тогда мастер смены, рассказывает:
«Прихожу на участок, в бытовку, а на столе 30 заявлений об уходе. По одному, может, и не написали бы, а тут у всех терпение
116
кончилось. «Не можем больше так», - говорят. Я растерялся сна­чала. Сам понимаю, насколько тяжело. Не война ведь. Война? Ну, тут меня будто ударило: «Поднимите руку, у кого родные когда-то на войне были?» Сам руку поднял. Жду. Смотрю один, второй руки поднимают. Почти у всех, оказалось, кто-нибудь из родни вое­вал. «Что же, - говорю, - разве мы слабее них? Неужели мы сво­им детям этот завод не оставим, чтобы они после нас здесь рабо­тали?» Кто-то рукой махнул, кто-то свое заявление со стола по­тянул и по одному, тихонько пошли работать».
«Недавно, - продолжает Мидихат Салахов, - жену на завод при­водил. А то она удивляется, что я дома только о цехе и говорю. По­смотрела, как у нас чисто, тепло, станки работают. Люди, - говорит, - у вас такие приветливые. А ведь это с тех пор закладывалось. До сего дня - мы как одна семья».
Это, действительно, так. Механосборочное произ­водство сегодня - это рабочая интеллигенция. В про­изводстве существуют свои династии, здесь работа­ют опытные операторы станков с ЧПУ и наладчики: Мокеев Александр Иванович, Салаватов Радик Рияно-вич, Черепашков Виктор Федорович. Производство от­личается стабильностью и легко принимает новое.
Общими усилиями механосборочного производ­ства, ЦРиОО, инженерно-технических служб перевод оборудования механосборочного производства из сдаточного корпуса автомобильного завода на пло­щади ЗМА был закончен в марте 1997 года. «В марте мы уже монтировали те станки, которые в сдаточном корпусе у нас никогда не работали», - вспоминает Мударис Габделхаевич Вахитов. -«Это были станки-дублеры, которые позволяли увеличить объемы производства». Из месяца в месяц продолжалось наращивание про­изводства автомобилей на главном конвейере ЗМА, и оценки в ад­рес завода, звучавшие со стороны руководства КамАЗа и Совета ди­ректоров, были самыми лестными.
117
 
Вспоминая этот период с заводчанами на «Круг­лом столе», посвященном 1997 году, мы задавали себе вопрос: можно ли объяснить оперативность перевода механосборочного производства на но­вые площади только жёсткостью и непреклоннос­тью генерального директора, который был вели­колепным образцом руководителя авторитарного типа?
В какой-то степени - да, но тем не менее реа­лизация всех задач, была подготовлена предыду­щей работой коллектива ЗМА и, как подчеркнул Вячеслав Иванович Зубов, выполнялась теми людь­ми, которые работали здесь намного раньше. Это им принадлежит основная заслуга в достижении результата.
В мае 1997 года ушел с КамАЗа Олег Дмитриевич Белоненко. Последние полгода он работал в одном из помещений 1/06, где размещается сейчас Внеше-торговая компания КамАЗа. Помещение арендовал ЗМА для своего Совета директоров. Две комнаты, одна из которых пустовала, а во второй был «обжит» только стол, за кото­рым работал Олег Дмитриевич, и телефон с автоответчиком.
Здесь в течение нескольких месяцев была написана книга «КАМАЗ - кризис управления». Книга подводила черту под двад­цатипятилетней работой на КамАЗе и определяла направление для тех, кто придет следом. Стратегия действий по выводу КамАЗа из кризиса актуальна и сегодня, но невостребована. Она существует. Значит, это кому-нибудь обязательно нужно.
В течение года Олег Дмитриевич активно занимается вопросами микролитражки, внимательно анализирует финансовые документы, предоставленные ему как председателю Совета директоров. В янва­ре Совет директоров ОАО «ЗМА» рассматривает предложение о со­здании сборочного производства на Украине и отклоняет как неце­лесообразное. В январе же принимается решение о создании 000 ПКФ «Ока», а в феврале предпринимается попытка с помощью ВК ФПГ принять согласованное решение по изготовлению на ЗМА авто­мобилей в инвалидном исполнении. Изначально изготовление ин­валидных автомобилей было предусмотрено только на СеАЗе, кото­рый являлся владельцем конструкторской документации на ручное управление. Сегодня, благодаря решениям 1997 года, ЗМА также вы­пускает инвалидные автомобили, имеющие гарантированный заказ государства через органы социальной защиты населения.
Заседания Совета директоров ОАО «ЗМА» в 1997 году были регу­лярными и проводились почти ежемесячно. На заседаниях было обя­зательно присутствие генерального директора и его заместителей, которые готовили вопросы согласно повестке дня заседания и были подотчетны в их выполнении.
Олег Дмитриевич брал на себя решение стратегических задач на уровне города и республики. Благодаря этому в первом полуго­дии были завершены платежи за окрасочное оборудование, а в ап­реле 1997-го оформлен договор залога между ЗМА и Республикой
118
Татарстан об оплате ^кредита на поставку линии «Durr», полностью завершено формирование Уставного капитала ОАО «ЗМА», частич­но обеспечена оплата за транспортировку. На завод были приве­зены первые ящики с окрасочным оборудованием.
Доставка оборудования из Гамбурга производилась через Санкт-Петербург судами типа «река-море», а дальше - по Волге и Каме, согласно поступивших проплат. Было начало октября, приходилось торопиться, так как навигация подходила к концу, недалеко было до ледостава. Об особенностях этой транспортировки до сих пор вспо­минают специалисты из инженерных служб - Юрий Евгеньевич Сач­ков, Александр Викторович Сорокин и главный инженер завода Вла­димир Васильевич Саботарь. «Капитан судна, хорошо зная, как не любят платить русские, от порта к порту «шел» только после получения платежа. А платежи поступали на счет порциями, которых хватало только на определенное расстояние. Никакие уговоры, кроме оп­лат, не помогали».
Деньги и автомобили в счет проплат выделялись по настойчивым просьбам Белоненко. Он умел требовать, добиваться, но зато и бла­годарить людей не забывал. В одном из протоколов заседания Сове­та директоров есть, например, такая запись: «Решением Совета ди­ректоров ОАО «ЗМА» выразить благодарность члену Совета директо­ров Красникову Евгению Викторовичу за передачу автомобилей «Ока» сверх утвержденного лимита в счет оплаты транспортных рас­ходов по доставке оборудования линии «Durr». Уже нет в живых Ев­гения Викторовича, а память о его причастности к развитию микро­литражки останется навсегда в неравнодушных строках протокола.
Советом директоров рассматривались так же инициативы по при­обретению альтернативного силового агрегата. Два силовых агрегата были приобретены в Югославии, а в Объединенных Арабских Эми­ратах планировалось создать совместное производство микролит­ражных автомобилей с установкой силового агрегата, предлага­емого арабской стороной. В случае согласия на сотрудничество ЗМА давал разрешение выпускать автомобили под самостоя­тельным арабским названием. После поездки в Абу-Даби главного инженера завода Владимира Васильевича Саботаря протокол намерений был подписан, но развития этот проект так и не получил. В октябре Олег Дмитриевич вносит на рассмотрение Совета директоров вопрос о передаче Республике Татарстан пакета акций ОАО «ЗМА» размером в 20 млн. рублей (40% Уставного капитала). Требования становятся
119
 
zma_1997-1.jpg
В добрый путь юбилейная «Ока». Митинг, посвященный сходу с конвейера 50-тысячного автомобиля. 21.08.1997 г.
все настойчивее, потому что он понимает, не являясь собственни­ком и более того - представителем менеджмента КамАЗа, он скоро не сможет провести ни одного из своих решений.
Дело в том, что хотя собранием акционеров ОАО «ЗМА» Олег Дмит­риевич и был избран в Совет директоров, но в выдвижении его и в избрании был определенный компромисс: поскольку Белоненкоуже не являлся работником КамАЗа, его выдвижение было инициирова­но Республикой Татарстан. В этом году впервые председателем Со­вета директоров ОАО «ЗМА» был избран Ильдар Шафкатович Хали-ков - заместитель генерального директора КамАЗа по экономике и финансам.
Аналитические записки октября и декабря, направленные Олегом Дмитриевичем в Совет директоров ОАО «ЗМА», напечатаны только заг­лавными буквами и излагают его позиции по ключевым вопросам кон­кретно, с предельной откровенностью, чуждой политических реверан­сов. Записки дают общий экономический обзор положения ЗМА, ко­торый звучит полным диссонансом официальной оценке деятельнос­ти завода со стороны руководства КамАЗа. В обзоре говорится о том, что количество собранных автомобилей не единственный показатель, по которому можно судить о стабилизации экономики завода. Все остальные показатели говорят о том, что положение завода ухудши­лось: выросли убытки, увеличилась дебиторская задолженность, дол­ги по налогам, увеличился бартер, уменьшилось поступление денеж­ных средств. Экономика завода больна вследствие некомпетентного руководства. Записка не ограничивалась критикой. Верный своему стилю, Белоненко предлагал пути выхода из сложившейся ситуации, давал направление развития завода.
Чтобы была «Окушка», как игрушка
zma_1997-2.jpg
120
Очередное обращение к Совету директоров ОАО «ЗМА» касалось взаимоотношений завода с ВК ФПГ. Позиция Олега Дмитриевича по отношению к финансово-промышленной группе была критичной: он считал, что взаимоотношения требуют конкретизации договора меж­ду ЗМА и ВК ФПГ, постановки перед компанией задач поставки сило­вых агрегатов с АвтоВАЗа, оказания помощи в оформлении права собственности на конструкторскую документацию «ВАЗ-1111», в установлении единой ценовой политики с СеАЗом.
Последнее обращение Олега Дмитриевича к Совету директоров ОАО «ЗМА» датировано декабрем 1997 и касается договора на транс­портировку окрасочного оборудования, поступавшего из Германии. Оно было и последней попыткой достучаться до руководства КамАЗа. Попыткой не услышанной.
Противостояние между Советом директоров и исполнительным органом, как противостояние двух лидеров, 0. Д. Белоненко и Ю. П. Позднякова, внешне, казалось, не сказывалось на жизнедея­тельности коллектива.
Производство уверенно наращивало темпы, и теперь почти каж­дый месяц с конвейера сходило более полутора тысяч автомобилей. 21 августа завод отметил выпуск 50-тысячного автомобиля. На глав­ном сборочном конвейере состоялся торжественный митинг, на ко­тором присутствовали члены Совета директоров ОАО «ЗМА» И. Ш. Халиков, Е. В. Красников, В. И. Сердюк, генеральный директор КамАЗа И. М. Костин, из Москвы прилетел Виктор Николаевич Поля­ков, и все ждали его выступления, которое для всех имело особую значимость.
Потом здесь же, на конвейере, состоялся концерт Салавата Фатхутдинова. Праздник засверкал переливами татарских песен, зазве­нел голосами художественной самодеятельности заводчан.
На следующий день 50-тысячная «Ока» в сопровождении разно­цветных «подруг», пробежала автопробегом по проспектам родного города. Была задумка поместить юбилейную «Оку» в заводской музей, но она так и не осуществилась. «Ока» еще раз парадно присут­ствовала на Дне завода в начале декабря 1997 года и была передана на реализацию. В 1997 году ОАО «ЗМА» было названо победителем конкурса инвестиционных проектов, орга­низованного Министерством экономики России и имело воз­можность получения льготного кредита в 84 млрд. рублей.                 Демонстрация автомобилей на престижных автосалонах и выставках к 1997 году стала обычной работой и уже нико­го не удивляла. Служба маркетинга и продаж, созданная три года назад и после ухода Р. X. Калимуллина возглавляемая
121
Виктором Арсентьевичем Бурасовым, обеспечивала стабильную реализацию автомобилей.
В январе, как всегда, прошло совещание дилеров. В первом полу­годии была запущена, по оценкам самих маркетологов, самая удач­ная реклама за весь период существования ЗМА. «По этой рекламе никто нам не помогал, - вспоминает Марсель Галимович Сафин, - ее «пробил» Борис Корунов. Он самостоятельно вышел на программу РТР «Сам себе режиссер», договорился, что наша «Ока» будет яв­ляться очередным призом за самый удачный видеосюжет. Благода­ря этому договору на рекламу, наша «Ока» в течение месяца была в «кадре» на передаче и не сходила с уст журналистов и зрителей. В общем, мы сумели привлечь внимание максимального количества по­тенциальных покупателей». Летом на «Казанском автосалоне», а затем на ежегодном Московском автосалоне «МИМС-97» демонстрировались автомобили «Ока-Леди», ярко-желтого цвета, с ярким необычным тюнингом, и «Ока-11113» с инжекторным двигателем и катализатором дожита топлива, соответствующая стандарту Евро-2.

На «Казанском автосалоне», в экспозиции которого также участво­вали автомобили «Ока», была проведена лотерея, главным призом которой был наш микролитражный автомобиль. Владельцем счастли­вого лотерейного билета был житель Казани - Сергей Крайнов. Когда организаторы огласили номер билета, оказалось, что выиграл «Оку» инвалид, с больной ногой, передвигавшийся с помощью костылей. Чтобы выигрыш принес ему не только радость, но и пользу, работники экспозиции переоформили документы и передали ему в качестве вы­игрыша выставочную автомашину с ручным управлением.
Маленькая «Ока» умела приносить радость в дом. Ведь для того, чтобы принести радость нужно совсем немного: добавить к делу не­множечко душевного тепла.
Такое тепло по-прежнему жило на заводе. Коллектив, сформиро­ванный изначально по принципу работы «командой» как одной боль­шой и дружной семьей, продолжал сохранять традиции, а отдел по работе с персоналом, который теперь возглавлял Зуфар Васыхович
122
Миргалимов, продолжал кропотливое формирование внутризаводс­кой корпоративной культуры. Там сложился дружный, профессио­нальный коллектив, в который тогда входили: Екатерина Яковлевна Шестакова, Анатолий Михайлович Остапенко, Рустем Раисович Ни-замиев, Елена Александровна Шаповал, Владислав Владимирович Хопта, Анися Габдулловна Извекова, Галина Николаевна Подолян, но основным моторчиком, раскручивавшим неравнодушные дела, че­ловеком, цементировавшим службу, была Галина Александровна Ма­карова. Любое самое формальное мероприятие, благодаря любви и фантазии, вложенной в них, превращалось в маленький шедевр. По­сещение дома престарелых было не просто мероприятием, когда к старикам несут продукты, но актом милосердия, демонстрацией доб­роты, потому что ягоды и овощи со своего огорода, выращенные сво­ими руками, передавались старикам с особой человеческой тепло­той. 23 февраля был не просто данью патриотической дате календа­ря, а шоу, в котором молодежь могла показать себя и в мастерстве рассказать ядреный солдатский анекдот, и в способности написать письмо любимой и в умении продемонстрировать ловкость и сме­калку, управляясь с солдатской амуницией.
И так во всем! Открытие зимнего сезона на базе отдыха «Лазур­ная» превращалось в «демонстрацию человеческих возможностей», мероприятия к началу учебного года - в поход на цирковое пред­ставление детей-ровесников завода.
В 1997 году на ЗМА начала выпускаться «Наша газета». Инициа­торами ее выхода был отдел по работе с персоналом, исполнителя­ми - Галина Александровна Макарова и я. Первый номер многоти­ражки мы «пронесли на своих руках» - от создания всех коррес­понденции и компьютерной верстки до выхода из типографии све­жеотпечатанного номера. Наверное, мы не сумели избежать про­тивостояния, назвав многотиражку: «Наша газета». Она была -наша, тех, кто привык чувствовать себя частью этого завода, этого коллектива и настойчиво старался сохранить его лицо. Но хотели мы того или нет, лицо завода неуловимо менялось. Завод «принимал в себя» новые кадры, они начинали работать, приживались (не прижившиеся - уходили) и формировали новый облик завода с чертами 1997 года. Это была жизнь.
1997 год, как впрочем и любой другой, пополнил коллектив но­выми людьми, без которых теперь немыслим завод. Они работают у нас и сегодня, выполняя задачи важные и необходимые для всех. Это и Александр Михайлович Серебряков - главный энергетик заво­да, Ирина Николаевна Белякова - начальник бюро ОРП, Петр Ми­хайлович Семкин - начальник ОМТО, Рамзия Саматовна Варзаносова - начальник ОСР, Александр Алексеевич Чернов - заместитель генерального директора по производству, начинавший в 1997 году директором Центра гарантийного обслуживания, Файл Хаматгалимович Нигматуллин - мастер СГЭ, Вальтер Анатольевич Молочков - за­меститель начальника инструментального отдела.
В декабре было десятилетие завода. Отмечали его в ДК КамАЗа, как всегда, заняв его полностью почти на целый день. Праздник был шумным и ярким. Концерт художественной самодеятельности,
123
в котором принимали участие и городские творческие коллекти­вы, удался на славу. В концерте впервые выступал «Хор русской песни ЗМА», созданный на основе хора, выступавшего на инстру­ментальном заводе. Инициативу инструментальщиков Ольги Ана­тольевны Простатовой, Натальи Николаевны Черновой, Алексея Ивановича Тимонкина, Николая Павловича Севрюкова, Алексан­дры Федоровны Дадимовой, перешедших на работу на ЗМА вслед за Юрием Петровичем Поздняковым, приняли и поддержали за-водчане Екатерина Яковлевна Шестакова, Анатолий Михайлович Остапенко, Гулия Жакупова, Танзиля Тинигина. Хор, финансиро­вание которого обеспечивала администрация, запел, зазвучал, все больше покоряя сердца заводчан. Ко дню завода хор принаря­дился: были сшиты новые костюмы, по стилю напоминавшие зна­менитый ансамбль «Березка».
Праздник завершал год. Юбилейный вечер проводился 20 декаб­ря^ у всех присутствовавших было ощущение не только юбилея за­вода, но и завершения года. Итогом 1997 года было увеличение про­изводства автомобилей «Ока» в 2 раза по сравнению с предыдущим. Заводчане собрали 18014 автомобилей. Именно те, кто работал на заводе с первого дня: Ильсояр Магсумова, Шамиль Булатов, Сергей Замащиков, Васил Тухватуллин, Зануфа Крючкова, Виктор Черепаш-ков, Сергей Юдин, Николай Григорян, Виктор Чуриков, Фарида Бад-риева, Александр Мокеев, Евгений Дерябин, Альфия Ахмерова, Ра-фис Бакиров, Мидхат Батыров, Таскира Вагизова, Хамит Галеев, и те, кто пришли вслед за ними. Пишу по памяти, назвать здесь всех не­возможно, хотя хотелось бы написать все полторы тысячи имен и фамилий рабочих, инженеров, экономистов, составляющих, как мо­заика, лицо завода 1997 года.
Спасибо Вам, люди, что смогли сохранить лицо завода. Спасибо за терпение, за труд, за общую причастность к одной судьбе. Судьбе завода микролитражных автомобилей.
 
124

На следующую страницу                                  На страницу  ЗМА 15 ЛЕТ                                   На главную страницу

Hosted by uCoz