1996 г. Время выбора
|
||
Чтобы выбрать свой путь, достаточно порой сделать только один шаг. Чтобы достичь цели, нужно определиться, куда идешь, кого возьмешь в попутчики. 1996 год запомнился как год выбора - и в прямом и в переносном
смысле.
Для России - это год выборов Президента Российской Федерации.
В первом туре голосования, 16 июня, победить не удалось. Во второй тур вышли Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов. Итоги голосования по второму туру долго подсчитывались и, наконец, подтвердили победу Ельцина. По итогам выборов Россия продолжала следовать тому пути, который она, волей судеб, выбрала.
В целом экономика 1996 года подтверждала вступление России в этап депрессивной стабилизации. Положительным было снижение инфляции, стабилизация потребительского спроса населения, приостановка, во втором полугодии, снижения объемов производства. Это чувствовалось. А вот отрицательные факторы скажутся позже - через несколько лет или через несколько десятилетий. Это сокращение инвестиционных вложений, эксплуатация промышленной базы без вложений в ремонт и восстановления основных средств, и как следствие - ослабление производственного потенциала страны. Мы не заботились о будущем, не вкладывали в него, и это обязательно отзовется.
После выборов трудно было не понять, насколько не одобряется обществом продолжение военных действий в Чечне. Митинги протеста (в Челнах это неоднократные поездки лидеров ТОЦ в Казань, пикеты у мэрии) несли много негатива, но в отношении к войне были солидарны и русские, и татары и другие национальности: нет цели, способной оправдать смерть, которую несет любая война.
В сентябре-начале октября всегда осторожный и взвешенный в оценках Минтимер Шаймиев сделал ряд политических заявлений, которые, пожалуй, можно было расценить, как обвинения Центра в отношении чеченской войны.
Может быть, и эти заявления сыграли свою роль, может быть -оценка политиков в Кремле. Но в октябре 1996-го миротворческая миссия секретаря Совета безопасности России А. Лебедя закончилась подписанием мира в Чечне. Начался вывод войск из районов боевых действий.
|
||
100
|
||
1996 год для Татарстана тоже был годом выбора. Президентские выборы Минтимера Шаймиева были подкреплены «Программой экономического и социального развития республики до 2000 года», разработанной Р. Муратовым и предполагавшей 5-7% роста промышленного производства республики в год. На самом деле объем инвестиций в 1996 году сократился на 22,6%. Нужно было делать выбор: развитие «номенклатурного капитализма», основанного на получении прибыли за счет реализации сырья, или развитие промышленной базы, преодоление финансового кризиса в сфере реальной экономики, снижение уровня безработицы, которая в 1996 году выросла на 11%, и обострила ситуацию всплеском забастовочного движения.
Та же ситуация была характерна как для Челнов в целом, так и для КамАЗа.
На 1 января 1996 года некогда 135-тысячный коллектив КамАЗа насчитывал 96 тысяч человек, из которых нужно было сократить 18 тысяч. Сокращение проводилось методом «естественного оттока», то есть сокращались штатные единицы уволившихся. Только таким образом за 2 первых месяца года удалось «сократиться» на 3758 человек, в том числе за счет досрочного выхода на пенсию.
КамАЗ имел огромную задолженность по выдаче заработной платы за II полугодие 1995 года.
Мерой стабилизации экономики КамАЗа стала отсрочка погашения задолженности автогиганта по кредитам 1994-95 годов, полученных на восстановление завода двигателей, и получение кредитной ссуды, погашение которой должно было начаться с 1998 года.
13 августа 1996 года на заседании Совета директоров АО «КАМАЗ» Н. И. Бех был избран председателем Совета директоров акционерного общества.
В августе новый исполнительный директор КамАЗа И. М. Костин огласил экономическую программу завода на 1996 год. Ставка делалась на экспорт, который должен был обеспечить получение наличных средств. Второй поток поступлений должны были обеспечить дилеры, в качестве которых выступят бывшие автоцентры КамАЗа, созданный при Набережночелнинском автоцентре «Торговый дом КамАЗ» и дочерние предприятия, включая 000 «ЗМА».
За II и III квартал 1996 г. экономическое положение КамАЗа не улучшилось, и все же объявление его банкротом, прозвучавшее с экрана по 1 каналу Общественного российского телевидения, прозвучало, как гром среди ясного неба. Это объявление было сделано на основании заключения «Временной чрезвычайной комиссии по делам несостоятельности и банкротства» при правительстве Российской Федерации.
Чтобы исключить применение к КамАЗу таких экстраординарных мер, потребовалось вмешательство Президента Татарстана М. Шаймиева и выплата 50 млрд. рублей налога в бюджет Российской Федерации, который за КамАЗ внесла республика. Теперь КамАЗ должен был 50 млрд. рублей в бюджет Татарстана.
20 декабря у генеральной дирекции КамАЗа был выстроен пикет, инициированный профактивом автомобильного, литейного,
|
||
101
|
||
прессово-рамного, кузнечного и автомеханического заводов. Требования пикетчиков, которые изложил председатель профкома КамАЗа Гумер Хасанзянович Нуретдинов: погашение задолженности по зарплате, привлечение к ответственности руководителей, ответственных за ее невыплату, разработка программы стабилизации КамАЗа и решение ряда социальных проблем. Эта акция не могла, конечно, ничего изменить и была направлена только на то, чтобы снять напряженность, нараставшую в трудовых коллективах заводов и в городе, снять тревогу за будущее.
Выбор КамАЗа. Он тоже был сделан в 1996 году и, безусловно, определяет его сегодняшнее состояние.
Хорошим или плохим был этот год для завода микролитражных автомобилей? Нельзя сказать однозначно. Завод работал в тех же условиях, что и весь КамАЗ. Невыплаты зарплаты, конечно, были не такими огромными, но они были. Часть зарплаты получали чеками, которые отоваривали в заводском магазине и в магазинах «Аргамак-КамАЗа».
Перед ЗМА стояли те же цели, что и перед материнской компанией: достижение порога безубыточности и финансовая стабилизация. С июня 1996 г. выполнение заказа ЗМА должно было обеспечиваться с включением его в финансовый план АО «КАМАЗ» отдельной строкой. Кстати, ежемесячное плановое поступление от ЗМА - 5 млрд. рублей - было равно ежемесячной сумме выплат КамАЗа в городской бюджет, установленной после истории о банкротстве...
Перед 000 «Завод микролитражных автомобилей» в 1996-ом тоже стояла проблема выбора. Решения о преобразовании ЗМА в акционерное общество, принятые на годовом собрании учредителей 10 апреля 1995 года и предусматривавшие долевое участие в Уставном капитале АО «КАМАЗ», АО «АвтоВАЗ» и ПК «АвтоВАЗбанк», не были реализованы и к 1996 году. Не были, несмотря на то, что необходимые изменения и дополнения к уставу 000 «ЗМА» были зарегистрированы мэрией г. Набережные Челны еще в декабре 1994 года. Год начался с неопределенности по выпуску «Оки» вообще: в январе взаимоотношения с АвтоВАЗом не были определены,так как не был заключен договор на поставку силовых агрегатов и комплектующих для микролитражки. ЗМА подобрал остатки и встал. Январский план был выполнен только на 12%, с конвейера сошло всего 116 автомобилей. Директор прессово-рамного завода В. Паслов сетовал в интервью «Вестям КамАЗа» (№ 18 от 17.02.96): «Мы, действительно, увеличили объем этой
продукции (кузовов) в 3,5 раза, не затратив ни копейки на подготовку производства.
|
|||
102
|
|||
Но из-за того, что завод микролитражных автомобилей перестал работать, были вынуждены остановить свой цех на три месяца».
В январе, чтобы как-то продержаться на плаву и получить «живые деньги», ЗМА объявил о снижении цен на «Оку» от 20 млн. до 15099 тыс. рублей.
В феврале договор на поставки силовых агрегатов с АвтоВАЗа был заключен, но надежды на предполагавшийся альянс и создание акционерного общества с долевым участием двух автогигантов и АвтоВАЗбанка окончательно рухнули. ПК «АвтоВАЗбанк» также подтвердил свое намерение выйти из состава учредителей АО «ЗМА» и забрать сумму, перечисленную на баланс ЗМА. Возможно, что это решение было принято и в связи с уходом с должности директора ПК «Ав-тоградбанк» Петра Михайловича Нахмановича, проявлявшего интерес к совместному проекту. В феврале замерли работы на линии сварки кузовов, хотя они были уже закончены на пяти участках из шести, и оборудование, изготовленное на станкостроительном заводе специально для микролитражки, планировалось запустить в апреле.
В связи с отсутствием финансирования в 1996 году было приостановлено строительство при-строя цеха окраски.
О причинах отказа в осуществлении этих инициатив документы молчат. Отказ от них тем более странен, что, по мнению Л. Н. Комма, занимавшего тогда пост генерального управляющего объединением «КамАЗинвест» - первого заместителя генерального директора АО «КамАЗ», «производство микролитражек «Ока» является самым приоритетным проектом Волжско-Камской финансово-промышленной группы» («Вести КамАЗа» № 27 от 12 марта 1996 года).
Нужно отметить, что участие Волжско-Камской финансово-промышленной группы в судьбе ЗМА с 1996 года становится все более активным. Наладить взаимоотношения с АвтоВАЗом и добиться снижения стоимости комплектующих изделий от других предприятий-смежников в начале 1996 года удалось при прямом участии Виктора Николаевича Полякова - исполнительного директора ВК ФПГ. За-водчане поблагодарили его в заметке «А Полякову - отдельное спасибо», опубликованной на страницах «Вестей КамАЗа» 11 апреля 1996 года.
Благодаря помощи и поддержке ВК ФПГ в марте на ЗМА был начат серийный выпуск автомобилей ВАЗ-11113 «Ока» с увеличенной мощностью двигателя до 33 лошадиных сил, предназначенный для эксплуатации по шоссейным и грунтовым дорогам. Новая «Ока» отличалась более высокими динамическими и скоростными качествами, легкостью управления, безопасностью маневра. Значительно улучшал видовые качества автомобиля новый проект салона, уже опробованный на выставочных образцах.
|
||
103
|
||
В начале 1996 года заводом был освоен выпуск «Оки» модификации «ВАЗ-1111-01», предназначенной для водителей, у которых здоровы обе руки, «ВАЗ-1111-02» - для водителей, у которых здоровы обе руки и одна нога. Один из этих автомобилей был впервые продемонстрирован на выставке «Автотехника», проводившейся в Перми в марте 1996 года. Результатом выставки стало первое в этом году соглашение, заключенное заводом микролитражных автомобилей с органами министерства социальной защиты населения, на поставку девяти автомобилей «Ока» в инвалидном варианте для социальной защиты г. Пермь.
Вообще, этот год был «урожайным» на выставки, в которых участвовали автомобили «Ока», изготовленные на заводе, принадлежащем КамАЗу и позиционировавшимся на фоне камских большегрузов.
В начале марта два автомобиля «Ока» были включены в экспозицию КамАЗа на открытии выставочного павильона торгово-коммер-ческого центра АО «КАМАЗ» в г. Казани. На открытии присутствовали члены Президиума Министерства Республики Татарстан во главе с премьер-министром РТ Ф. Мухаметшиным. Выставка была призвана закрепить сотрудничество КамАЗа и промышленных предприятий республики, взявших на себя изготовление комплектующих, ранее размещенных в Белоруссии, Прибалтике, других регионах, ставших ближним зарубежьем. Участвуя в этой выставке, ЗМА получал возможность привлечь промышленные предприятия республики к освоению комплектующих изделий, которые были в дефиците или имели слишком высокую цену. С того времени и до сего дня казанские «Точмаш» и «Электроприбор», «Кварт», «Искож», Зеленодольский завод им. Серго и др. остаются нашими верными партнерами.
Готовили эту выставку Представительство КамАЗа в Казани и фирма «КамАЗагросервис», в которой 000 «ЗМА» принадлежало 25% долей уставного капитала.
|
||
104
|
||
В мае в рамках работы выс- тавочного павильона был проведен «День завода микролитражных автомобилей». Экспозиция этой выставки включала в себя не только готовые автомобили, но и всю гамму продукции, выпускаемой заводом, включая изделия из пластмассы, пользовавшиеся у посетителей особым вниманием.
В мае же автомобили «Ока» приняли участие в выставке «Автотехсервис» в Нижнем Новгороде совместно с фирмой «Веха+», не только продававшей автомашины, но и осуществлявшей их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Участие в этой выставке позволило заявить об «Оке» в регионе, являющемся традиционным рынком сбыта автомобилей «Волга».
Еще один автомобиль «Ока», тюнинговый, подготовленный к выставке НПО «Гранат», был выставлен в мае на выставке «Трантех» в Санкт-Петербурге, а к 24 мая плавно перекочевал на выставку перспективной техники КамАЗа в Москве, приуроченную к годовому собранию акционеров автогиганта. Маленькая «Ока» произвела большое впечатление на посетителей своей «похожестью» на иномарку.
Нельзя не сказать еще об одной казанской выставке «Автомобиль в сердце России», приуроченной к столетию российского автомобиля. Здесь была проведена презентация целой гаммы автомобилей «Ока» модификации «ВАЗ-11113». Специализированные: «Учебная», «Милиция», «Связь», «Служба быта», «Медпомощь на дому» -эти маленькие симпатичные автомобили принесли заводу первый диплом «За самый популярный отечественный автомобиль».
В августе был уже ставший традиционным Московский автосалон «МИМС-96», в сентябре - Международный Автосалон «Интеравто-96» в Санкт-Петербурге. В целом за год автомобили «Ока» приняли участие в десятке выставок и автосалонов, настойчиво привлекая внимание покупателей, дилеров, поставщиков.
Но об одной из рекламных акций, которая не была инициирована заводом, а получилась необыкновенно яркой и замечательной, нужно рассказать особо. Это ралли-марафон «Большой Приз Сибири - 96», проходивший по маршруту от Парижа до Красноярска общей протяженностью 16 тысяч километров. Организаторами гонок стали Сибирская инвалидная автомобильная федерация «Синаф» и мэрия столицы Франции. Проходило ралли со 2 по 23 июня и было приурочено к предвыборной компании Б. Н. Ельцина. Не будь этого повода, вряд ли организаторам марафона, президенту «Синаф» Георгию Лопатину и вице-президенту Евгению Игнатьеву удалось преодолеть марафон чиновничьих кабинетов, несмотря на всю их мобильность и настойчивость.
Сибиряки вышли на наш завод сами, в поисках спонсоров. Александр Васильевич Лалетин вспоминал о первой встрече с Георгием Лопатиным: «Когда говорят об инвалидах, невольно проникаешься
|
||
105
|
||
|
жалостью. Охватывает чувство вины за беду, в которой ты не виноват. С этим чувством я пошел навстречу Георгию, который, как мне сказали, передвигается на инвалидной коляске. Как-никак кабинет директора на третьем этаже... И был ошеломлен, увидев, как быстро Георгий преодолел лестницу и оказался у меня в кабинете. Таким «инвалидам» может позавидовать иной здоровый человек. Этим ребятам не хотелось отказывать».
2 июля ралли-марафон стартовал в Париже. Его основную колонну составляли 20 автомобилей различных моделей: «Москвичи», «Жигули», «Рено» и два автомобиля «Ока», оснащенные новыми вазовскими двигателями мощностью 33 лошадиных силы. Одной из микролитражек управлял российско-французкий экипаж в составе вице-президента «Синаф» Евгения Игнатьева и штурмана - Мориса Понтье. Вторую «Оку» представлял чисто женский экипаж - мать и дочь Ка-гановские, выполнявшие, кроме того, задачу медицинского сопровождения колонны.
К сожалению, маршрут ралли не предусматривал проезда через Набережные Челны. Изменить его уже было невозможно. Однако команды экипажей, управлявшие микролитражками вели технические бортовые журналы автопробега, фиксировали события и поломки, если они случались в ходе движения автомобилей.
Мы не задумываемся над будущим, часто невнимательны к настоящему и быстро забываем о том, что становится прошлым. Может быть, поэтому мы не умеем быть счастливыми?
Конечно, бортовой журнал ралли-марафона «Париж-Красноярск» не сохранился. Теперь уже только по памяти, да по ставшим желтыми и хрупкими номерам газет «Вести КамАЗа», можно восстановить, что российско-французкий экипаж на автомобиле «Ока» занял второе место в общем зачете автомобилей, а вторая «Ока» показала себя с лучшей стороны. Во время оказания медицинской помощи в условиях дорожной пробки, юркая «малышка» сумела быстро пробраться к месту аварии, благодаря своей маневренности и небольшим, прямо скажем, размерам.
Мы потеряли связь с «Синаф», и новое ралли, о котором мечталось и которое должно было пройти через Набережные Челны, так и не состоялось. И все же пробег «Париж-Красноярск» стал хорошей рекламой для «Оки», а результатом марафона было предложение о поставке в Красноярский край 800 автомобилей «Ока» в инвалидном варианте.
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
106
|
|||
Настойчивая, агрессивная реклама давала результат: по оценкам агенства «Mery Link», о котором уже упоминалось вначале, потребительский рынок России мог поглотить до 24 тысяч микролитражек в год, а ЗМА в 1995 году выпустил около 8,5 тысяч автомобилей.
Ситуация в первом полугодии текущего года оставалась сложной: завод не мог преодолеть состояния хронического невыполнения ежемесячных плановых заданий. Этот показатель за полугодие поднялся выше 50% от плана только один раз - в феврале.
Тем не менее «Ока» могла давать прибыль при условии, что ее выпуск будет не менее 40 тысяч автомобилей в год. «В конце концов после всех разговоров о «народном автомобиле» и провала этой затеи в России наша микролитражка осталась, пожалуй, самой дешевой и, заметьте, весьма неплохой машиной подобного класса во всем мире», - говорил Л. Н. Комм в одном из интервью «Вестям КамАЗа», призывая обратиться к реализации этого проекта.
Солидарно с ним хочу отметить: не только неплохой, но и по-прежнему привлекающей заинтересованные взгляды инвесторов.
Для привлечения реальных средств на модернизацию производства, продолжения строительства пристроя под окрасочное оборудование фирмы «Durr» необходимо было уйти от зыбкого состояния 000 к более прогрессивной юридической форме акционерного общества с четкой структурой акционерного капитала.
|
Специализированный автомобиль
«Ока», демонстрировавшийся на
автосалонах в 1996 году
|
||
|
|||
|
|||
107
|
|||
После отказа от участия в АО вазовцев у заводчан не осталось выбора: нужно было акционироваться самим, становясь 100% «дочкой» КамАЗа. Подготовка к преобразованию 000 «ЗМА» в акционерное общество велась под руководством Л. Н. Комма с марта по июль 1996 года. Она включала в себя переоценку основных средств, подготовку передаточного баланса и актов передачи в уставный капитал незавершенного строительства, станков, оборудования, зданий и сооружений. Одной из составляющих уставного капитала АО «ЗМА» должен был стать и вклад АО «КамАЗ» в виде окрасочного оборудования, поставляемого германской фирмой «Durr». Именно «Durr», давно полученный и смонтированный на Серпуховском автозаводе благодаря протекции АвтоВАЗа и лично Виктора Николаевича Полякова, станет для ЗМА головной болью и светлой надеждой на ближайшие 7 лет.
Общее годовое собрание участников 000 «ЗМА», принявшее решение о преобразовании Общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество, состоялось 11 июня 1996 года и стало третьим с момента возникновения рождением завода микролитражных автомобилей, так как давало ему реальную юридическую самостоятельность, тогда еще до конца не осознаваемую.
15 июля 1996 года новое акционерное общество было зарегистрировано Министерством финансов Республики Татарстан под номером 1888.
Во втором полугодии план требовал уже не только КамАЗ, все настойчивее выпуск микролитражных автомобилей контролировала Волжско-Камская финансово-промышленная группа, лично Виктор Николаевич Поляков. В Совет директоров АО «ЗМА» по его предложению был избран, наряду с представителями КамАЗа и ЗМА, директор департамента ВК ФПГ по производству микролитражных автомобилей Евгений Станиславович Банецкий.
В июле производство сработало, собрав 1008 автомобилей (91% месячного плана), а в августе и в сентябре опять засбоило, дав 58 и 63% от планового задания. Подготовительные работы по переводу механосборочного производства в основой корпус тоже шли недостаточно быстро. Надвигалась зима, а станочный парк ЗМА, на котором изготавливались амортизаторы, рулевое управление, шаровая опора, продолжал оставаться на старых площадях, на территории сдаточного корпуса автосборочного завода, который подлежал консервации.
На КамАЗе вызревало решение о смене руководства на ЗМА. Реализацию решения подтолкнула структурная перестройка на КамАЗе: в ходе общих изменений было проведено объединение ремонтно-инструментального и станкостроительного заводов, на базе которых было создано АО «КамАЗинструментспецмаш», и бывший директор станкостроительного завода Юрий Петрович Поздняков был назначен на должность генерального директора завода микролитражных автомобилей.
|
||
108
|
||
Решение было неожиданным для многих, хотя оно было принято руководством КамАЗа с соблюдением всех юридических требований. Александр Васильевич написал заявление об уходе по собственному желанию перед отъездом на учебу в Москву.
Представлял нового генерального директора Н. И. Бех. От завода выступил Рустем Мидхатович Садыртдинов - начальник строящегося цеха сварки кузовов. Он знал Юрия Петровича по работе на станкостроительном заводе.
После вступления в должность нового генерального директора показатели выполнения плана по сборке автомобилей неуклонно поползли вверх: октябрь - собран 1001 автомобиль (72,3% плана), ноябрь - 1200 (100%), декабрь - 1368 (плановые показатели отсутствуют).
С ноября 1996 года со свойственной ему настойчивостью и обязательностью начал проводить совещания на ЗМА Виктор Николаевич Поляков. Один раз в две недели исполнительный директор ВК ФПГ приезжал в Набережные Челны на два дня, чтобы провести совещания на заводах КамАЗа, поставляющих комплектующие для микролитражки на ЗМА и СеАЗ, встретиться с генеральным директором КамАЗа Н. И. Бехом (а позже - И. М. Костиным), заслушать отчеты руководителей ЗМА по выполнению плановых показателей и текущему планированию. После этих совещаний Виктор Николаевич выезжал в Тольятти на АвтоВАЗ и проводил совещание по микролитражному автомобилю там.
Сила воли и ясность мысли этого человека - восхищают! Несмотря на возраст (а ему в 96-ом было уже 82 года), Виктор Николаевич сумел объединить усилия различных людей, различных заводов в условиях разваливающейся советской экономики, конвульсивно перерождающейся в новую экономику новой России с неясными даже для просвещенных умов чертами новой формации.
В сентябре начался перемонтаж оборудования механосборочного производства, перевозка станков из сдаточного корпуса в основной корпус ЗМА. Условия к выполнению поставленной задачи были созданы за предыдущие полгода подготовительных работ, когда и строители и ремонтные службы, осознавая неизбежность переезда, готовились к нему, но снова и снова - с месяца на месяц -откладывали начало. Первый станок - это был станок по изготовлению ступицы, был перевезен в новый корпус в середине сентября, еще при А. В. Лалетине. Строго говоря, станок не был жестко задействован в производстве и после перевозки еще несколько месяцев стоял без дела.
С приходом Ю. П. Позднякова перевод механосборочного производства пошел форсированными темпами. Новый генеральный требовал четкого исполнения своих приказов и сам был настроен на то, чтобы выполнить задачи, поставленные перед заводом руководством КамАЗа. Поговаривали, что руководитель, не выполнивший приказ Позднякова, мог на следующий день не выходить на работу, так как его ждало увольнение. Оправдательные причины не принимались. Завод как-то подобрался, замер. Люди понимали, что выполнение поставленных задач необходимо, постановка их правильна -
|
||
109
|
||
нужно идти на предельном темпе, чтобы добиться безубыточности, чтобы обеспечить средства на приостановленное строительство, определяющее будущее завода.
Задачу усложняло то, что форсированный перевод оборудования начался в условиях наращивания выпуска автомобилей (если в июне выпустили 480 автомобилей, то в ноябре - 1200) и в период осенне-зимних холодов.
Основная тяжесть организационных работ легла на плечи Вячеслава Николаевича Шульпина, Виталия Ивановича Рубашенко, Вячеслава Ивановича Зубова, Евгения Николаевича Советкина, Владимира Серафимовича Нелюбина, Александра Викторовича Сорокина и др.
Сначала пытались создавать заделы, потом просто махнули на это рукой, потому что заделы мгновенно поглощались и собственным производством, и поставками по кооперации на СеАЗ. Ставку решили делать на скорость перевозки и перемонтажа: большинство станков перевозили, устанавливали и подключали в течение одних суток. Переезжая утром, станок к вечеру уже был готов выпускать детали в новом корпусе.
Проект, который выполнила фирма «КамАЗпроект», перекраивали на ходу. Определяли место для очередного станка, заливали фундамент и через несколько дней монтировали на него новый станок.
«Может быть и хорошо, что перемонтаж проводили зимой», - говорит заместитель главного инженера по ремонту оборудования Вячеслав Иванович Зубов. - «К этому времени дороги подмерзли. Мы загружали оборудование на грузовой погрузчик, довозили до нового корпуса, потом переставляли его на металлический лист, который скользил на замерзшему грунту, и трактором затаскивали в корпус. Дальше было уже проще: внутри корпуса станок транспортировался другим погрузчиком, устанавливался на место, подключался к электроснабжению специалистами, начиналась его наладка».
«Работали тогда все, как один. Дружно, слаженно», - продолжает Владимир Серафимович Нелюбин, работавший тогда заместитель начальника отдела главного механика. - «Евгений Николаевич Со-веткин - начальник цеха ремонта и обслуживания оборудования, задачей которого была работа по наладке оборудования, кроме всего прочего, сам мастерски управлял грузовым погрузчиком. Были такие моменты, когда водитель погрузчика, направленный к нам на работу фирмой «КамАЗмонтаж», терялся от кажущейся нерешаемости проблемы. Евгений Николаевич подходил к нему и говорил: «Посиди в стороне, сынок. Рано тебе еще... Дай-ка - я». Садился за руль погрузчика и управлялся сам».
«Никогда не забуду 31 декабря 1996 года», - продолжает Владимир Серафимович. - «Перевозили «Виджел» - станок для изготовления суппорта. Огромный, высокоточный, требующий самого осторожного подхода. Загрузили его на трейлер, привезли к въездным воротам нового корпуса. Смотрим, а строители к Новому году тоже постарались: сделали обвязку въездных ворот. «Виджел» не проходит.
Что делать? Первая смена уже ушла, вторая - ради праздника - распущена, не работает. Нашли дежурного электрика, это был Марченко. «Нам инструмент нужен. Не оставлять же «Виджел» на улице!»
|
||
110
|
||
|
Инструмент нашелся. Мы сняли станок с трейлера, переставили на лист металла, поснимали кое-какие детали сверху, чтобы уменьшить высоту станка, и Евгений Николаевич тихонько потащил махину погрузчиком внутрь корпуса. Проходит! Не только по ширине, но и по высоте - проходит! Дальше, когда он прошел обвязку ворот, было уже проще. Ставить на фундамент и перемонтировать оборудование мы уже научились.
Пожали друг другу руки и пошли встречать Новый год».
Так заканчивался 1996 год. Завод микролитражных автомобилей сделал свой выбор, став акционерным обществом.
В ноябре 1996 года объединение определило свою позицию по отношению к производству микролитражных автомобилей на КамАЗе: на заседании Совета директоров АО «КАМАЗ» 5 ноября 1996 года был рассмотрен вопрос: «Об участии ОАО «КАМАЗ» в открытом акционерном обществе «Завод микролитражных автомобилей» и принято решение: «Учитывая стратегическую значимость для ОАО «КАМАЗ» проекта создания и освоения мощностей по выпуску легковых автомобилей «Ока»... считать необходимым сохранение за ОАО «КАМАЗ» контрольного пакета акций ОАО «ЗМА», а также сохранения размера имущественного вклада ОАО «КАМАЗ», внесенного ранее в уставный капитал 000 «ЗМА».
К концу ноября Советом директоров ОАО «ЗМА» было принято решение: «Определить в качестве регистратора акций Центральный Московский депозитарий». Реестр акционеров завода был направлен в Москву для соответствующего оформления. Это тоже был выбор, обеспечивающий дополнительную защиту юридической самостоятельности общества.
В 1996 году мы собрали 8824 автомобиля «Ока» и начали движение по трудному пути наращивания объемов производства.
|
||
111
|
|||
1996 год был единственным, в котором не проводился традиционный декабрьский праздник «День завода», хотя душа его жила и даже пела! - в зале заседаний, на третьем этаже административно-бытового корпуса, как раз напротив кабинета генерального директора.
Я не могу не рассказать об этом небольшом, талантливом ансамбле, который родился, блеснул, как падающая звезда, и растворился в нашем коллективе. Это была вокально-джазовая группа «Провинция-блюз», возглавил которую методист по культуре «ЗМА» Рустам Низамиев. Он играл на гитаре, бас-гитару представлял Марат Фах-рутдинов, работавший в группе охраны, а солистка - Лиза Гурьянова пока не была работницей ЗМА, была только частой, очень частой гостьей. Ее голос звучал в заводском зале почти каждый день. Летом. По вечерам. После пяти. Можно было просто войти в зал, посидеть и послушать. Потом к ним присоединился Рафаэль Абдурашитов. Ребята исполняли только исключительно свои песни. Стихи и музыку, тонко обработанную и изящную, придумывали сами.
В середине лета один из их синглов предложила записать радиостанция «Европа-Плюс». Разовый спонсор обеспечивал качественную запись и оговаривал эксклюзивное право ее использования для трансляции. Это был шанс заявить о себе в музыкальном мире, и группа его использовала.
Планы у ансамбля были большие. Не было денег и стартовой поддержки со стороны завода, который они готовы были представлять. Переживающему смену руководства, занятому производством и акционированием, заводу не хватало времени думать о культуре. А жаль.
Сегодня Рустам Низамиев работает на заводе. Он уходил, пробовал заняться бизнесом, пробовал зарабатывать на перегоне автомобилей. Вернулся. Осел в механосборочном производстве. Я иногда вижу его и мысленно возвращаюсь к тому времени, когда на заводе жила и пела «Провинция-блюз».
А может быть, можно вернуть ее песни, Рустам? Еще раз попытаться начать все сначала. Это ведь тоже выбор.
|
||
112
|
На следующую страницу На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу