1995
|
|||
|
|||
Выстоять вместе
|
|||
|
Человек всегда живет надеждой на лучшее, а если случаются тяжелые времена и годы, старается реже возвращаться к ним в воспоминаниях, оберегая себя, стараясь не задевать ранку, которая затянулась тонкой корочкой прошедшего.
Может быть, поэтому так неохотно вспоминали заводчане 1995 год на очередном Круглом столе по истории завода. Но вспоминать надо. Хотя бы для того, чтобы лучше понять, насколько далеко сегодня мы ушли оттого трудного 1995 года.
На фоне непрекращающихся военных действий в Чечне, которые то затихая, то разгораясь, выплескивались такими акциями боевиков, как захват заложников в Буденновске, продолжалась децентрализация власти в Российской Федерации и укрепление ее в республиках.
В экономике, при сохранении общей картины стабилизации промышленности, ускорились ее «сползание», свертывание объемов производства, что было характерно и для КамАЗа, и для Татарстана в целом. Общее падение реальной заработной платы, составившее за год 24%, осложнилось резким сокращением ее выплат.
Год завершился выборами депутатов в Госдуму Российской Федерации. Слабеющая президентская власть (болезни Президента Б. Н. Ельцина в течение года уже нельзя было скрыть, и сообщения о них не раз появлялись в печати) надеялась получить более сговорчивую Думу. Но итоги выборов показали, что народ проголосовал за прошлое. В Думе абсолютное большинство получили коммунисты, она стала даже более «непокорной», чем была.
В марте 1995 года проходили выборы в городской совет Набережных Челнов, довыборы в Госсовет Республики Татарстан. В результате депутатом Госсовета Татарстана был избран мэр Набережных Челнов Р. 3. Алтынбаев.
КамАЗ 1995 года принадлежал к обширному слою «лежащих» предприятий, выпускающих продукцию, но находящихся при этом в критическом финансовом положении. Доля таких предприятий в российской промышленности в 1995 г. составляла 30-35%.
КамАЗ, преодолевший кризис, вызванный пожаром на заводе двигателей, столкнулся с новыми проблемами: потерей рынков сбыта, отсутствием необходимого объема денежных средств, ударившим не только по производству (расчеты за комплектующие), но и по людям. Задержки выплат заработной платы в среднем на 4-5 месяцев лихорадили его в течение всего года, прорываясь забастовками на литейном, кузнечном, автомобильном заводах.
Перестановки руководства, проведенные Н. И. Бехом в конце 1994 года, не могли дать быстрых результатов, хотя и касались ключевых вопросов. Формирование дилерской и дистрибьютерской сети, за которое с присущей ему энергией взялся новый вице-президент по маркетингу и продажам 0. Д. Белоненко,требовало времени. В 1995 году,
|
||
Юбилейная Ока - 20 апреля 1995 г.
|
|||
88
|
|||
благодаря новым подходам в маркетинге, производственный план КамАЗа формировался уже под реальный заказ.
Новым исполнительным директором КамАЗа К. Д. Мартиди было введено трехмесячное планирование. Увеличился в 3 раза выпуск запасных частей, в 2,5 раза - выпуск автомобилей под заказ. Это позволило стабилизировать продажи на уровне 1994 года и увеличить долю рынка КамАЗов на 50%. Все это - при работе по сокращенной рабочей неделе, позволяющей избежать массовых увольнений и обвального роста безработицы. С этой же целью КамАЗ пошел на то, чтобы создать в структуре так называемое «нулевое подразделение», в которое переводились люди, сохраняя за собой право получения минимальной зарплаты и переквалификации на другую специальность. Несмотря на эти меры, 1995 год запомнился самым большим сокращением кадров на КамАЗе.
И все же общая ситуация на КамАЗе к концу года была очень сложной. Выданный ЕБРР в ноябре кредит в 100 млн. долларов пошел, в основном, на погашение задолженности по зарплате. В канун Нового 1996 года КамАЗ получил отсрочку по погашению задолженности по бюджетным ссудам, использованным на ликвидацию последствий пожара на заводе двигателей, до 2000 г.
В то же время в декабре было решено направить работников в административные отпуска до конца года, а камазовское руководство обратилось с просьбой к работникам: получить только 300 тыс. рублей на руки, а остальные средства положить на депонент, с начислением процентов. Это позволяло КамАЗу использовать деньги в финансовых расчетах с поставщиками и партнерами.
В 1995 году исполнилось 80 лет Виктору Николаевичу Полякову - бывшему министру Автомобильной промышленности СССР, а в 1995 году исполнительному директору Волжско-Камской финансово-промышленной группы. ВК ФПГ была создана для того, чтобы объединить усилия двух автогигантов по формированию единой ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками, создать совместные структуры, позволяющие регулировать сбыт, противостоять инфляции. Однако очень скоро руководителям КамАЗа и ВАЗа стало ясно, что административные методы не срабатывают в механизме рынка. Поставщики металла, комплектующих не будут упускать свою выгоду, так же, впрочем, как и автозаводы, и банки, определившие свое место в меняющейся экономике.
Это были реалии нового времени и трагедии для тех, кто посвятил жизнь созданию советской экономики. Одним из них был Виктор Николаевич Поляков - сильный и волевой лидер, ставший теперь свидетелем краха социалистической системы. В день своего юбилея 3 марта 1995 |
||
89
|
года он попросил зал «выслушать всего две странички неинтересного текста», которые были и откровением, и итогом.
«Создание ВАЗа - это детище всей страны, всего народа... Но завод работает ненормально... Завод тяжело болен, не обновляет продукцию, проедает инвестиции в завышенную зарплату, не соответствующую производительности труда, материальных затрат... Многие руководители свыклись, смирились с ...перебоями в производстве, с бескультурьем, с паразитизмом отдельных структур... На современном этапе экономики участие некоторых из них в коммерческих структурах естественно и допустимо, но, конечно, только в тех случаях, когда это не смешивается с деятельностью основного завода, не мешает ей и не высасывает ее. Единые цели администрации и рабочего класса нельзя дать расшатать. Пока мы не восстановимся сами, нам не помогут и внешние инвесторы».
Сказано 8 лет назад и не о КамАЗе, а применимо на 100% и к нам сегодняшним, все еще блуждающим в поисках своего пути.
Сегодня уже ясно, что ВК ФПГ не стала консолидирующей составляющей для АвтоВАЗа и КамАЗа, но в судьбе микролитражного автомобиля она играла и играет важную роль. По предложению В. Н. Полякова было решено увеличить в 1995 году выпуск автомобилей «Ока» на КамАЗе почти в 3 раза по сравнению с предыдущим годом, что составило бы 18000 штук. АвтоВАЗ в течение этого года должен был провести демонтаж сборочных конвейеров и другого оборудования и передачу их в Серпухов, выпускавший ранее мотоколяски для инвалидов. Там же планировалось установить закупленное АвтоВАЗом в Германии окрасочное оборудование фирмы «Durr» (Западная Германия), аналогичное тому, которое закупалось КамАЗом для ЗМА. Монтаж оборудования на СеАЗе должен был завершиться к августу 1995 года и до конца года Серпухов планировал выпустить 2 тысячи автомобилей «Ока». Но кооперация ЗМА и СеАЗа с АвтоВАЗом сохранялась, так как унифицированные детали и главное, силовые агрегаты продолжал производить АвтоВАЗ.
Казалось бы, ЗМА получил великолепный шанс: мощности нового корпуса позволяют резко увеличить производство «Оки», если взять завод... отдельно от государства... Но процессы, существовавшие в России, были едиными, и на ЗМА
резко не хватало комплектующих изделий,
оборотных средств. Сбыт продукции, вследствие неразвитости дилерской
сети, был подвержен сезонным колебаниям
спроса. Особенно тяжело было зимой: очередь покупателей исчезла. «Ока» отдавалась с Канского склада в расчеты по бартеру. Некомплектность машины могла достигать 20-30 наименований деталей.
|
||
90
|
Из воспоминаний Станислава Александровича Шишмарова - технолога отдела анализа эффективности средств производства в 1995 году:
«Еще одна головная боль - некомплект автомобилей. Очень много времени уходило на то, чтобы найти выход. Вместо стекол ставили крагис - пытались ставить его с уплотнителями и просто с фиксирующими кронштейнами. Колеса были технологические. Искали варианты замены - чтобы машины уходили на продажу. Технологические сиденья - только водительское, остальных вообще нету, чтобы сделать обкатку и сдать автомобиль. Было так, что у водителя свое сиденье, и он переставлял его с машины на машину. Большая проблема была по болтам - то одного болта нет, то другого. Соответствующие документы приходилось оформлять, трудоемкость, то есть дополнительные затраты. Выдавался талон некомплектности к автомобилю. Потом водители приезжали и по этому талону доукомплектовывались. Это тянулось долго. Даже приказ был по отделам -сколько людей отправлять на доводку автомобилей».
Для комплектования и сдачи таких автомобилей в сбыт были созданы специальные бригады водителей-испытателей, откапывавшие «Окушки» из-под снега и занимавшиеся доукомплектованием их и доводкой. Завод наращивал мощности зимой, а продажи активизировались к весне, летом они достигали пиковых показателей и осенью сходили на минимум.
В таких условиях сложно было говорить о качестве, но тем не менее шаги и в этом направлении на заводе предпринимались: в январе приказом № 1 по заводу была создана постоянно действующая комиссия по качеству и Входной контроль комплектующих изделий. В феврале ЗМА впервые подводил итоги конкурса по качеству поставляемых изделий между заводами-поставщиками комплектующих для «Оки». Победители конкурса получали право приобретения автомобиля «Ока» с 50% скидкой, занявшие вторые места -со скидкой 20%. Среди заводов КамАЗа призерами стали завод двигателей, автомобильный, ПРЗ и фирма «КамАЗкомплектсбыт»; среди внешних поставщиков: Белебей, Тамбов, Ржев, Узловая, а во второй группе - Балаково.
Год начался для заводчан многообещающе, удачно. Несмотря на январские«каникулы» АвтоВАЗа, в январе было реализовано 650 автомобилей. Все, что было на складе. В феврале службой сбыта вновь был установлен рекорд: реализован 881 автомобиль. В апреле с конвейера завода сошла 25-тысячная «Ока». Почетную миссию схода этого автомобиля с конвейера выполнил один из лучших водителей-испытателей цеха сборки |
||
91
|
||
автомобилей - Ахат Зарипович Сруров. Кстати, дальнейшая судьба этого юбилейного автомобиля определялась специально утвержденным «Положением о праве приобретения 25-тысячного автомобиля «Ока». Положение определяло условия конкурса, в котором могли принять участие все заводчане, проработавшие на заводе не менее трех лет. Конкурс планировалось провести в 4 тура: вначале участники должны были доказать свои знания по истории завода, затем выдержать экзамен по правилам дорожного движения и устройству «ВАЗ-1111», и, наконец, выиграть конкурс на самую лучшую рекламу.
Удачность года подтверждалась и тем, что имена работников завода все чаще звучали в прессе и не просто «по случаю», а в связи со значимыми событиями. В начале года кандидатами в депутаты городского Совета
были выдвинуты Геннадий Александрович Лашманов - заместитель директора по персоналу, Рустем Мидхатович Садыртдинов - начальник цеха сварки, Ирек Нургаязович Хайруллин - председатель профкома завода. В январе звание
«Заслуженный камазовец»
было присвоено наладчику МСП - Николаю Ильичу Ильину, в апреле - Сергею Михайловичу
|
||
92
|
||
Трифонову - наладчицу МСП, звание «Заслуженный технолог РФ» - Фание Нагимовне Ахтямовой - технологу ОГТ. Это была оценка не только помощи в восстановлении завода двигателей, но и в создании завода микролитражных автомобилей «Ока». На КамАЗе в связи с этим в апреле 1995 года Олегу Дмитриевичу Бело-ненко был вручен Орден «Дружбы народов».
«Ока» продолжала развиваться. В январе вышел опытный образец автомобиля с улучшенным интерьером: в салоне «малышки» появились подголовники, новая панель приборов, прикуриватель. Инженерные службы завода задумались над экологией. Не потому что это модное слово появилось на страницах газет, а в связи с тем, что замыслы заводчан о поставках «Оки» на экспорт упирались в требования стандартов «Евро-1», «Евро-2», а электромобиль на базе автомобиля «Ока» уже появился на одном из автосалонов.
Инженерные службы и руководство завода продолжали настойчиво работать над вопросом передачи конструкторской документации от АвтоВАЗа на ЗМА. Прорабатывалась идея создания акционерного общества путем преобразования 000 «ЗМА» и участия во вновь созданном обществе АвтоВАЗа и АвтоВАЗбанка. Техническая документация на «Оку» должна была стать вкладом в уставный капитал со стороны АвтоВАЗа, а «АвтоВАЗбанк» должен был выделить кредиты на монтаж окрасочной линии «Durr».
В 1995 году на АвтоВАЗе осуществлялась подготовка производства на новый силовой агрегат для автомобилей «Ока»: двигатель для «Оки-11113» был мощнее (33 лошадиных силы, вместо 29), и это раскрывало большие перспективы для маленького автомобиля.
В этот важный период, когда вопросы совершенствования конструкции автомобиля «Ока» открывали перед ним экспортные возможности, в НТЦ КамАЗа распался отдел микролитражного автомобиля. Шли попытки возродить его, организовать работу на договорных началах, но они не поддерживались руководством НТЦ, у которого хватало забот с грузовиками. Чтобы как-то решить проблему и сохранить конструкторов, занимавшихся «Окой», ЗМА создал ,
у себя в начале июня конструкторское бюро по проектированию автомобиля «Ока» из семи человек. Возглавил бюро И. Л. Турашвили
Завод продолжал развитие. В мае начался монтаж транспортной системы линии сварки кузовов. За первое полугодие 1995 года производство легковых автомобилей на КамАЗе выросло на 83%, в то время как производство грузовиков снизилось на 3%.
И все же, если охарактеризовать 1995 год коротко, в двух словах, то весь он более всего был направлен на развитие маркетинга. В первой половине года поступило несколько предложений о поставке «Оки» на экспорт: |
||
93
|
Так рекламируют Оку в Египте.. |
||
500 автомобилей был готов закупить Египет, 25 - Уругвай, охотно брала микролитражки Польша, путь в которую лежал через прибалтийские республики.
В 1995 году отдел маркетинга претерпел еще одну реорганизацию: в нем появились, кроме юриста и договорной группы, бюро продвижения товара на рынок, работавшее по регионам и занимавшееся поиском дилеров; группа рекламы и информации; специалисты, работающие над прогнозом реализации на будущее и анализом прошедшего.
Говоря о маркетинге 1995-го, очень часто приходится повторять: первый, первое, первая...
- Маркетинг получил первые заявки из министерства социальной защиты населения. Автомобили для ветеранов впервые были отгружены в Краснодар, Санкт-Петербург, Самару, Петрозаводск, Барнаул.
- Первое участие камазовских автомобилей в выставках и автосалонах.
Самая первая выставка, на которую ездили наши ребята - выставка легковых автомобилей в Санкт-Петербурге. «Окушки» гордо стояли на подиуме рядом с «Мерседесом» и, говорят, неплохо смотрелись.
В июне автомобили «Ока» производства ЗМА участвовали в экспозиции на Красной Пресне, во время дней Республики Татарстан в Москве. Подготовил и выставил их дилер ЗМА - фирма «Экоросс-М», а представлял посетителям менеджер фирмы Андрей Маслов. Фирма организовала экспозицию так, что посетитель мог не только узнать о технических характеристиках «Оки», но при наличии водительского удостоверения сесть за руль и попробовать автомобиль в действии. Это было лучшей рекламой, позволяющей оценить достоинства маневренности и экономичности «Оки».
В августе два автомобиля - базовая модель и «Ока» с улучшенным интерьером - впервые отправились на Московский автосалон (МИМС), который проводился второй раз, а «Ока» участвовала первый и единственный раз - бесплатно: в 1995 году все затраты на организацию выставки взял на себя КамАЗ. «Больше такого не было, -вспоминает Равиль Гумерович Нурутдинов, - дальше мы платили заучастие в МИМСе всегда сами, а вот тогда было. Проскочили». В 1995 году были выполнены первые поставки на экспорт: первые 25 автомобилей были поставлены в Уругвай и все, как на подбор, всех оттенков белого цвета. Белые, белая ночь, светло-серая дымка, цвет слоновой кости. Представитель фирмы был слегка ошарашен, увидев всю партию: «Вах! Что я с ними
делать буду? Все белые!» «Но его
успокоили, что светлые тона в районе с повышенной солнечной
|
||
94
|
активностью самые ходовые», - рассказывал Марсель Сафин - начальник отдела маркетинговых исследований и экспорта. Конференция дилеров в 1995-ом тоже была впервые... Пытаюсь выяснить у Владимира Георгиевича Федорова, возглавлявшего тогда службу маркетинга, кому принадлежит идея конференции? «Да, никому! Не было плана и докладов. Просто появилась необходимость встретиться и обсудить вопросы работы с дилерами. Вопросы были у всех: по сбыту, по качеству, по техобслуживанию и гарантийному ремонту и у всех, в общем-то, одинаковые. Тем более, что в феврале приказом по ЗМА в «Руководство по эксплуатации автомобиля «ВАЗ-1111» было внесено дополнение, что обслуживание автомобиля по претензиям во время гарантии возлагается на дилеров. Вот и решили назначить совещание на 15 июня».
На Круглом столе по истории завода маркетологи (Рашит Хазинурович Калимуллин, Владимир Григорьевич Федоров, Михаил Иванович Селеменев, Ильяс Назипович Гусманов, Равиль Гумерович
Нурутдинов, Марсель Галимович Сафин, Альберт Ильисович Рамазанов, Виктор Николаевич Пак) вспоминают, как формировалась дилерская сеть завода.
«Зарплата маркетинга зависела от количества автомобилей, реализованных за «живые деньги», от того, сколько автомобилей продано за пределами республики, в том числе от количества партнеров, которых ты нашел. Мы тогда, да и сейчас, работали командой. -вспоминает Ильяс Назипович Гусманов, - В маркетинге, единственном из служб завода, существовала уже в 1995 году персональная надбавка, которая зависела от выполнения этих показателей. Поэтому поиск дилеров был очень важной задачей, к решению которой подходили серьезно.
Конечно, часть партнеров находила нас сама. Были такие, что приезжали с портфелем, полным денег, и рассчитывались за автомобили сразу, в кассе. Часть дилеров мы «вызванивали». Брали газету, «садились» на телефон и договаривались о встрече. А вот Сибирский регион и Зауралье брали штурмом: ехали в один из крупных городов, центров региона или области, останавливались в гостинице и начинали «анализ технической базы автосервиса». «Разные были случаи, - включается в разговор Равиль Гумерович Нурутдинов, - Мне запомнилась командировка в Кемерово. Денег ведь нам давали в обрез: с наличкой всегда было трудно, особенно в 1995-ом.
Приехал, фирму нашел, все обсудили, о поставках договорились.
Взял билет на самолет в Челны, дилеры проводили и уехали, а аэропорт объявляет нелетную погоду до утра. Денег нет! Кушать хочется. Подремал на скамейке. Утром опять задержка
|
||
95
|
рейса на неопределенное время. Просидел я в аэропорту около суток, так что уже буквально стал понимать фразу: «с утра маковой росинки во рту не было». Плюнул. Сдал билет на самолет и поехал на вокзал. Сначала билет на поезд купил, прикинул, чтобы деньги до Челнов на всякий случай были. Только после этого купил батон и пакет молока. Знаете, до сих пор вкус этого хлеба помню. Ничего вкуснее в жизни не ел!»
В 1995 году была организована первая вы ста в ка-продажа автомобилей «Ока» в Набережных Челнах. Она была приурочена к городскому Сабантую. На празднике автомобили «Ока» вручали в качестве призов батырам Сабантуя, а на площадке перед майданом можно было оформить покупку «Оки» с праздничной скидкой на полтора миллиона.
Многое еще было впервые в маркетинге 1995 года: первые отправки железнодорожными вагонами фирмы «Аппарель», ставшей сегодня надежным партнером завода в перевозках автомобилей; первая реклама, первая благотворительная акция: автомобиль «Ока» был передан в дар набережночелнинскому отделению Всетатарско-го благотворительного общества «Красный полумесяц». Общество занималось распределением пожертвований, осуществляемых организациями и частными лицами для поддержки остронуждающихся челнинцев. Хочется верить, что и наша «Ока» принесла помощь тем, кто в ней нуждался...
За множеством этих событий могло бы остаться незамеченным еще одно не менее важное: открытие нового Автоцентра-Ока - акционерного общества, являвшегося дочерним предприятием 000 «ЗМА» и образованным на базе 000 «Ремкам». Автоцентр-Ока, расположившийся в новом трехэтажном здании, распахнул свои двери в октябре 1995 года. Его директором был бессменный лидер, возглавляющий общество с момента основания, Владимир Иванович Петров. Единственное в городе предприятие, специализировавшееся на сервисе и гарантийном обслуживании автомобиля «Ока», способно было теперь обслужить до 25 тысяч микролитражек в год. Здесь же можно было приобрести качественные запасные части от заводов-поставщиков. В октябре 1995-го «Автоцентр-Ока» уже предлагал к реализации новые вазовские двигатели для «Оки», мощностью 33 лошадиные силы. Им была закуплена пробная партия из 4-х штук.
Развиваясь как самостоятеьное юридическое лицо, общество
с ограниченной ответственностью «Завод микролитражных автомобилей» рос не только за счет
дочерних предприятий, но и за
счет присоединения целого производства. Цех пластмассовых
изделий, входивший в состав
|
||
96
|
||
коммерческой фирмы «КамАЗкомплектснабсбыт» (или, по-старому, «Техснаб»), и ЗМА объединяло Постановление Совета Министров СССР «О развитии производства товаров народного потребления». Но еще более объединяла схожесть судеб: как и ЗМА, ЦП И был на КамАЗе на вторых ролях, невидный за проблемами большого грузовика.
Начавшись в 1988 году с 4х литьевых машин, в начале 1995 года цех пластмассовых изделий насчитывал 16 единиц технологического оборудования, на которых он выпускал простую, но такую необходимую в повседневности продукцию: санки-ледянки, тазы, вазочки, туристические наборы.
До пожара на заводе двигателей был разработан проект о создании на КамАЗе завода пластмассовых изделий, даже подготовлена площадка для его размещения, но произошедшие события не позволили реализовать этих планов.
В 1995 году ЦПИ производил пластмассовые детали для микролитражки, окупил себя, стал рентабельным, начал освоение установки по изготовлению полиэтиленовой пленки мощностью до 1000 тонн продукции в год. Сотрудничество цеха пластмассовых изделий и ЗМА было перспективным и логичным в освоении деталей для «Оки».
«Экономическая ситуация в «Техснабе» была сложной - вспоминает Марсель Рашидович Базардинов, занимавший в 95 году должность начальника производства пластмассовых изделий, - постоянное невыполнение плана, снижение объемов - в конце 1994 года пришлось сократить 65 человек. Видели бы вы, сколько было переживаний: увольняли опытных снабженцев, которые знали поставщиков не только в лицо - по голосу. Таких людей терять больно и сложно, и мы были намерены сохранить оставшийся коллектив - 635 человек».
Мерой сохранения коллектива стало объединение ЦПИ с заводом микролитражных автомобилей, речь о котором впервые зашла в мае с генеральным директором 000 «ЗМА» А. В. Лалетиным. «Со стороны ЗМА, после получения принципиального согласия руководства, участвовал Юрий Евгеньевич Сачков - продолжает Марсель Рашидович - мы вместе прошли все камазовские кабинеты и, наконец, в августе 1995-го был подписан приказ о переводе с 1 сентября цеха пластмассовых изделий в состав 000 «ЗМА». ЦПИ и сегодня держится на заводе «наособицу»: начальник цеха Владимир Александрович Бура, жесткий и опытный руководитель, настоящий хозяин -громыхая нарочито завышенным
голосом, не преминет подчеркнуть на совещаниях достижения производства и подбросить парочку каверзных вопросов...
За прошедшие восемь лет производство пластмасс прочно
|
||
97
|
вросло в структуру ЗМА, сумело подтвердить свою значимость и работоспособность. Наверное, потому что ЦПИ и ЗМА сразу друг другу понравились.
Именно так вспоминал о первом посещении ЗМА Валерий Евгеньевич Алексеев, работающий на ЦПИ и до сего дня электриком, бригадиром ремонтной службы. «Нам понравилось, когда первый раз пришли к вам, сюда в новый корпус. Сначала был страх. Кругом таблички на русском и английском языках - «Завод микролитражных автомобилей». На лестницах: «Курить запрещено». Чисто. Уютно. Мы в кучу сбились, но потом освоились быстро. Особенно, когда приняли участие в «Дне бригадира»: вместе со всеми бригадирами завода выезжали на базу отдыха «Лазурная». Я такого нигде не встречал: мероприятия, волейбол, шашлыки. У нас много общего. Того, что объединяет». Перечитываю. Как много хорошего, несмотря на трудности. Несмотря на то, что это был очень тяжелый год. Мы
выстояли тогда, потому что были вместе. По сравнению с КамАЗом нам было легче: можно было отдать под зарплату несколько автомобилей и получить
«живые» деньги. Отдел социального развития завода обеспечивал заводчан продуктами: завозили и крупу, и сахар, продавали кур, закупленных в обмен на автомобили, старались хоть как-то поддержать людей.
«В 1995 году были наработки по открытию пункта отпуска товаров, - вспоминает Ольга Васильевна Терещенкова, - начали с кур, которые отпускали на талоны. Талоны были свои, заводские, их называли тогда «мардашками», по фамилии главного бухгалтера Марселя Зуфаровича Марданшина»... Начальником у нас был уже Александр Вениаминович Черных». «Да, я был последним начальником отдела, которого принимал Олег Дмитриевич Белоненко, работая директором завода, - подтвердил А. В. Черных - «Когда я пришел устраиваться, было две вакансии: заместитель начальника сборочного конвейера по производству и начальник ОСР, но Олег Дмитриевич, с которым я был знаком, когда работал парторгом УЦРТС, при встрече сказал: «Я не буду спрашивать, хороший ли вы производственник, я знаю, что вы пойдете туда, где труднее». Понял. Значит придется идти начальником отдела социального развития.
На следующий день директор подписал приказ, и я пошел знакомиться с коллективом... А еще через день - сменил имидж. В УЦРТС начальник смены - это джинсы, свитер, а на ЗМА все два с лишним года в должности начальника ОСР - белая рубашка, галстук... В 1995 году - это еще и культура производства особенная. С этого года мы начали озеленение территории вокруг завода. Цветники, клумбы, газоны начали формировать с того времени. Тогда и прачечную купили, на приобретение которой я Александра Васильевича Лалети-на полгода уговаривал».
Много смешного и грустного вспоминается из того времени. Воттоль-ко один случай, рассказанный Зуфаром Васыховичем Миргалимовым:
|
||
98
|
||
«У нас тут собак очень много развелось. Службы отстрела тогда не было. Но мы договорились по своим каналам, приехали люди с ружьями и пистолетами, а собаки пропали. Ни одну не найдешь. Другой раз - то же самое. Как чувствуют. Решили тогда по-другому поступить. Отловили их с большим трудом сами. Погрузили в «Москвич-каблук», увезли далеко-далеко, за птицефабрику. А наутро приходим на работу... они все до единой здесь. Секрет, видимо, в том, что здесь на заводе их каждый подкармливал, кто чем мог. Поэтому, куда их не увези, они все равно вернутся».
Даже собаки возвращались на ЗМА, чтобы выжить, выстоять вместе. Что уже говорить о людях?
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, люди старались держаться, не сговариваясь отказались от громких праздников. Старались помогать по мере сил тем, кому еще труднее: к Международному дню защиты детей для сирот городской школы-интерната были собраны игрушки, одежда, теплые вещи.
Из воспоминаний Галины Александровны Макаровой - начальника бюро отдела по работе с персоналом в 1995 году:
«Мы проводили конкурс урожая. У нас был традиционный уже приз - мешок сахара. Потом его делили на пакеты. Самый большой приз заработала тогда Галина Геннадьевна Велик. Получив его, она объявила, что отдает приз дому-интернату для престарелых и инвалидов. И все участники конкурса, получившие призы, объявили потом об этом же. Мало того, все овощи и фрукты, которые были на этой выставке, решили отвезти в интернат. А потом все заводчане, которые были на закрытии выставки, решили привезти из своих садов-огородов лишние овощи. В итоге мы загрузили полный автобус, и завод тут же продуктов добавил».
На День машиностроителя организовали выставку цветов. Поздравили заводчан, пригласив на конвейер духовой оркестр под управлением Марченко.
И хотя к осени сборочный конвейер опять залихорадило от сбоев в поставках комплектующих, 27 ноября на конвейере ЗМА была собрана 30-тысячная «Ока». Восьмилетие завода праздновали скромно. В зале заседаний ЗМА был организован концерт силами заводской самодеятельности. Завод входил в зиму, замирая на время сезонного спада продаж, выстраивая нереализованные автомобили на
площадках сбыта, на Канском складе.
Главной задачей года оставалось - выстоять вместе.
Всего в течение 1995 года было выпущено 8477 автомобилей. Задача резкого увеличения выпуска «Оки» до 13730 автомобилей в год не была реализована и, тем не менее, рост производства микролитражных автомобилей по сравнению с 1994 годом составил 137%.________________________
|
На следующую страницу На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу