1992
|
|||
|
|||
Работа - на «пять»!
|
|||
1992 год стоит в череде лет, характеризующихся общей экономической нестабильностью и децентрализацией власти в некогда мощном и процветающем государстве.
Центробежные тенденции, рост национального самосознания, часто перехлестывавший через край и переходящий из национального в националистическое, были в тот период и в Татарстане, но правительству республики и народам, ее населяющим, удалось пройти эти трудные времена, сохранив единство жизненных интересов. Проведенный 21 марта референдум о государственном статусе Республики Татарстан обеспечил поддержку предложений правительства республики на уровне Российской Федерации, сгладил остроту политических проблем. А вот в отношении экономики - решения по выживанию приходилось искать самостоятельно: на уровне республики, на уровне города, на уровне КамАЗа...
В Набережных Челнах, как и во всей стране, в 1992 году ощущался значительный дефицит денежных средств. По итогам социально-экономического развития города, в 1992 году был отмечен спад производства, снижение уровня капитального строительства, увеличение безработицы.
В марте по городу прокатилась забастовка учителей школ, требовавших выплату заработной платы.
В июне решением мэрии города были введены продовольственные чеки, регламентировавшие количество приобретения продуктов
|
Строительство нового корпуса завода микролитражных автомобилей продолжается. Май 1992 года
|
||
|
|||
|
|||
63
|
|||
на одного жителя: 2,5 кг сахара, 1,5 кг мяса, полкилограмма сливочного масла и 1 бутылку водки в месяц.
Город отчаянно боролся за выживание. Боролся за выживание и КамАЗ.
Общее падение производства, сокращение выпуска модификации «КамАЗ-4310», снижение сбыта отозвались забастовками на литейном и автомобильном заводах,требованиями выдачи заработной платы и внимания к социальной защите камазовцев.
Чтобы как-то поправить положение, на КамАЗе был издан приказ о ежемесячной реализации 250 грузовых автомобилей по бартеру для закупки продуктов и товаров, реализуемых через управление рабочего снабжения КамАЗа (магазины УРСа), и для выплаты зарплаты работающим.
В рамках акционерного общества было принято решение о продаже акций КамАЗа на 300 млн. рублей и льготных акций для его работников. АО «КАМАЗ» предпринимает так же ряд инициатив по развитию: прорабатывается возможность выпуска малогабаритных тракторов «К-20», газодизельных грузовиков, работающих на сжатом природном газе.
В июне проводится совместное заседание профкома и администрации КамАЗа, целью которого стали выработка путей решения сохранения кадров, рассмотрение возможностей оплаты труда. Задача, стоящая перед КамАЗом: сплотиться еще более, выжить, подвергая как можно меньшему ущербу производство в нашей разваливающейся стране. «Будет жить КамАЗ - выживем и мы» - говорилось в резолюции этой встречи.
Завод микролитражных автомобилей в 1992 году первый год работал в качества самостоятельного юридического лица - общества с ограниченной ответственностью. 15 мая собрание акционеров АО «КАМАЗ», которое проводилось в Москве, утвердило решение о создании дочерних предприятий КамАЗа, в том числе и 000 «ЗМА».
К этому времени продукция завода прочно вошла в производственные показатели КамАЗа как товар народного потребления, а
в 1992 году «Ока» была включена в план стратегического развития КамАЗа до 2000 года. Это объяснялось тем, что на АвтоВАЗе было принято решение о прекращении сборки автомобиля «ВАЗ-1111» на площадях в Тольятти. ВАЗ оставлял за собой только сборку силовых
агрегатов, планируя переда-: часть программы для освоения
ее на СеАЗ. Туда были переааныд позднее (в 1994) линия сборки автомобиля и окрасочное оборудование фирмы «Durr
-почти такое же, как монтирeмое сегодня на нашем завела
|
||
64
|
Кооперация сборки на ЗМА и СеАЗе снижала расходы на перевозки, оптимизировала затраты. Окончательно вопрос о перераспределении количества выпускаемых автомобилей на заводах ВАЗа и КамАЗа должен был решиться на встрече руководителей заводов, но она по ряду причин откладывалась
Всех причин, препятствовавших встрече, называть нет необходимости. Но об одной из них хотелось бы сказать отдельно. Эта причина, по которой не мог быть на встрече руководителей Олег Дмитриевич Белоненко. В 1992 году снова, и очень серьезно, дали знать о себе сбои сердечной деятельности.
О том, что сердце у директора пошаливает вначале знали только близкие, да секретари приемной (Лариса Николаевна Соловьева, Людмила Ивановна Горчакова), но в один из весенних дней эта новость пронеслась по эстакаде второго этажа, где размещался кабинет Олега Дмитриевича, потом по конвейеру, и эхом по цехам и отделам: «Директору плохо. Сердце».
Тогда им было принято решение: ехать на операцию в Германию, в Мюнхен. Тем более, что друзья помогли договориться с кардиологической клиникой, известной своим высоким профессионализмом. У семьи Белоненко сохранились его записи, сделанные в течение недели (с 21 по 26 июня 1992 г.) во время пребывания Олега Дмитриевича в клинике. Эти записи родные предоставили нам.
Все в них нацелено на будущее: впечатление об укладе жизни в Германии, выводы, оценки. Все - размышление «о них» и «о нас» - с целью применить у себя. Даже зарисовки велосипедной и автомобильной стоянок снабжены комментариями, как расположить их на заводе. Размышления говорят о постоянном, напряженном поиске улучшения ситуации у себя: в России, в Челнах.
«Мы просто не знаем, каким трудом даются блага. Считаем, скажи «рынок» - дело сделано. Очень жесткая штука - рынок. В сущности за ту работу, которую делают, получают скромно. И мы получаем много за ту работу, что делаем».
И тут же описание жесткого режима работы клиники: «Медсестры работают с 6.15 до 19.00. Работы много. Все быстро». Штрихи к описанию города, уклада жизни.
Даже там, перед операцией стеноза сердечных сосудов, которая еще должна была состояться, он не мог не думать о заводе.
И завод оправдывал ожидания своего директора, даже во время его отсутствия.
Работа в условиях «Общества с ограниченной ответственностью» изменила отношение людей к производству: они почувствовали себя хозяевами, поняли, что деньги можно и нужно зарабатывать самим. ЗМА подписал в 1992 году (как и в предыдущих) тарифное соглашение с КамАЗом и руководствовался им в основных направлениях, однако новая форма хозяйствования позволяла усовершенствовать систему оплаты труда, применить новые формы материального стимулирования. Средняя заработная плата по ЗМА в 1992 году составляла более 1800 рублей, премия достигала к концу года 170%. Кроме того, каждый работник, не имевший нарушений трудовой дисциплины, получал персональную
|
||
65
|
||
До завершения строительства нового корпуса завода микролитражных автонобилей еще далеко...
|
денежную надбавку к отпуску, а к дню выпуска 10-тысячного автомобиля - дополнительное денежное вознаграждение.
В 1992 году на конвейере ЗМА было собрано 5 тысяч автомобилей, то есть столько же, сколько было выпущено за предыдущие 4 года.
Учитывая, что 000 «ЗМА» выполняет задание по производству товаров народного потребления и ее развитие приносит прибыль, «Ока» была включена в план стратегического развития КамАЗа отдельной строкой.
Нельзя не сказать и о том, что вместе с ростом производства «Оки» появились и жадные руки, стремившиеся урвать, что плохо лежит. Это заставило руководство завода ввести договоры о материальной ответственности за сохранность собственности. Теперь из заработка бригады высчитывались не только потери за допущенный брак, но и стоимость недостач по результатам инвентаризации.
Эти меры были оправданы,укрепляли в людях чувство ответственности за общий результат.
К сожалению, стоимость микролитражки в 1992 году росла очень быстро. Если в августе 1991 года она стоила 3500 рублей, а к декабрю стала стоить 8400 рублей, то в апреле 1992 года стоимость «Оки» составляла 80000 рублей, а к концу 1992 года отпускная цена автомобиля для работников КамАЗа поднялась до 215 тысяч рублей, для коммерческих продаж - до 350 тыс. рублей.
Инфляция съедала сбережения населения, но приведение цен в соответствие с затратами, как ни парадоксально, позволяло развиваться 000 «ЗМА» и продолжать строительство нового корпуса.
К декабрю строительство его в основном было завершено; сюда подали тепло и начали монтаж технологического оборудования. Переезд цеха сборки автомобилей планировалось осуществить в 1993 году. Активно велись переговоры по закупке линии окраски, заключению договора со станкостроительным заводом на изготовление линии сварки кузовов.
Проектная мощность нового корпуса - 75 тысяч кузовов, наличие полного цикла сборочного завода (сварка-окраска-сборка), инициативы АвтоВАЗа по передаче производства «Оки» на ЗМА и СеАЗ позволяли задуматься о том, чтобы сделать автомобиль еще более привлекательным: найти варианты установки более мощного и экономичного силового агрегата.
В 1992 году конструкторы КамАЗа и технологи ЗМА вышли на японскую фирму «Субару» с предложением о сотрудничестве. На ЗМА были получены 5 четырехцилиндровых силовых агрегатов для установки на «Оку» и опытной эксплуатации. Одновременно велись переговоры с |
||
бб
|
|||
«Фиатом», проработка компоновки этого агрегата в моторном отсеке, рассматривался вариант сотрудничества с Югославией.
Так же как работа по выбору окрасочной линии, как работа по альтернативному силовому агрегату, как инициативы по взаимодействию с ВАЗом, все стратегические вопросы обсуждались на совещаниях у 0. Д. Белоненко, во второй половине года вернувшегося на завод после лечения и отдыха.
Благодаря его настойчивости и инициативе дело двигалось, завод заявлял о себе как о самостоятельной хозяйственной единице.
Вспоминая эти годы, Н. И. Бех говорил в своем интервью «Белоненко был в хорошем смысле «кулак» - ему же все надо было свое и у себя. Поэтому в дела завода мы не вмешивались. Давали ему возможность хозяйствовать. Он выбирал партнеров, оборудование, мы
|
||||
67
|
||||
принимали принципиальные решения, касавшиеся финансирования, путей развития».
Такое взаимодействие давало хорошие результаты. Укрепился завод, укреплялась его социальная сфера. Продолжалось строительство жилья, началась работа по оформлению права получения земельных участков для строительства коттеджей для работников завода, было создано садово-огородное общество «Гладиолус», завод стал владельцем пасеки - мед реализовывался работникам завода через заводской магазин по льготным ценам. Очень активно, с инициативой и выдумкой стало работать бюро культурно-массовой работы, созданное в составе отдела по работе с персоналом. Душой этого коллектива стала маленькая хрупкая женщина, умеющая принимать людскую боль как свою, создавать и дарить радость тем, кто работал с ней рядом.
Из воспоминаний Галины Александровны Макаровой - начальника бюро культуры отдела по работе с персоналом в 1992 году:
«Мы были одной семьей, весь завод. Знали друг друга в лицо, знали, кто какими интересами живет. И главное, не было среди нас равнодушных друг к другу. Любой проблеме мог помочь любой, начиная с генерального директора. Из старого состава, если взять людей, каждый скажет, что Белоненко ему чем-то да помог. И эта атмосфера шла по всем цепочкам управления, через заместителей директора, начальников отделов и так далее. Доходила до рядовых работников.
Когда окунулась в работу, поняла, что построить ее самой со своими ребятами (было два инженера по культурно-массовой работе) невозможно, слишком большой пласт. Надо было устанавливать контакты. И видимо, какой-то магнитик включился: к нам пошли наши работники. Может, это произошло потому, что мы предлагали дела, которые были всем интересны. Ольга Андреевна была начальником отдела по работе с персоналом, я у нее спрашивала: «Как вы видите нашу работу?» Она сказала: «Неформально» и предложила устроить конкурс на лучшую ягоду. На свой страх и риск мы объявили этот конкурс - самое первое наше мероприятие. Приз был мешок сахара. Меня это шокировало. Я привыкла к тому, что призами были резинки, ручки и прочая мелочь. Сама Ольга Андреевна принесла землянику. Кто-то еще принес горстку ягод. В Красном уголке, где и мебели почти не было, мы убрались, красиво все поставили, вырезали салфетки из бумаги. На всех трех экспонатах мы сделали этикетки. Все по уму - комиссию составили, жюри. Пригласили заводчан посмотреть на конкурсную экспозицию. А когда появилось объявление, что приз - мешок сахара, дело пошло! Потом нам люди поверили, что что-то происходит на заводе интересное.
Второе, крупное мероприятие - конкурс художественной самодеятельности. Швыдченко Анатолий Иванович - начальник отдела, читал стихи. Олег Дмитриевич тоже стихи читал. В жюри был кто-то из заместителей генерального директора. От нас замы генеральных по производству, как от мух отмахивались - не мешайте работать. А люди все равно тянулись к нам. Концерт удался на славу. И пошла серия. Причем, часто заводчане сами приходили, идею подавали.
|
||
68
|
Какой-то азарт спортивный открылся. Люди стали сами появляться. Один, оказывается, заядлый рыболов, другой - хороший фотограф, третий - цветы любит выращивать. Хотелось эти таланты проявить. Поэтому и появлялись различные конкурсы, выставки. Конкурс выпечки - и весь завод, которому положено пахнуть маслом машинным и гарью, пахнет пирогами и вареньем. Как-то тыкву огромную приволокли на выставку, на тележке - через пустырь от города -еле через проходную пронесли. А она ни по одной номинации не проходила, но все-таки рассмотрело ее жюри, как продукт садоводства. Больше всего повезло жюри, потому что была дегустация. На этот период закрывался Красный уголок и все экспонаты пробовались на вкус.
В этом году на заводе были созданы клубы по интересам «Садовод», «Хозяюшка», положено начало проведению мероприятий, ориентированных на детей: «Папа, мама, я - спортивная семья», конкурсы детского рисунка и многое другое».
В 1992 году стало активно развиваться сервисное обслуживание «Оки» - у 000 «ЗМА» появилось два дочерних предприятия: «Рем-кам», специализировавшийся на гарантийном ремонте, и «Спецкам», занимавшийся техобслуживанием и ремонтом микролитражек. Сегодня, через 10 лет, фирма «Ремкам» носит другое название и занимает трехэтажное здание с прилегающими к нему мастерскими, мойкой, боксами по ремонту автомобилей. Это «Автоцентр-Ока», выросший и повзрослевший, но по-прежнему возглавляемый бессменным директором В. И. Петровым.
Многое из существующего сегодня закладывалось в те трудные перестроечные годы...
Год 1992. Счастливые лица на черно-белой фотографии. Не изменить. Не забыть. Все состоялось, как мечталось вначале. Как составляющая успеха - пятый год работы завода принес 5 тысяч автомобилей - объем производства, равный предыдущим четырем годам напряженного труда. Мы сработали «на пять»! И в прямом и в переносном смысле.
На пороге новых испытаний...
|
||
69
|
На следующую страницу На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу