1993 г. До и после пожара
|
||
Для всех камазовцев и жителей города 1993 год разделен незримой чертой на две неравные половины: до и после 14 апреля, до и после пожара на заводе двигателей КамАЗа.
В политическом и экономическом отношении этот год и без того был наиболее сложным из всех перестроечных лет. Декларируемые правительством России намерения кардинально расходились с решениями по их реализации. Официально 1993 год был объявлен Годом пожилых людей - в реалиях инфляция отбросила их далеко за черту бедности уже в начале года, так как минимальная заработная плата, утвержденная в стране 01.04.93 г. в размере 2250 рублей, составляла только 27% от стоимости минимального набора продуктов потребительской корзины.
Кризис экономики реализовался осенью в кризисе власти, штурме Белого дома, «незаконном военном посягательстве на законную власть», как писали тогда газеты.
Выборы в Совет Федерации и Госдуму России состоялись 12 декабря, после октябрьских событий в Москве, как и голосование по проекту новой конституции Российской Федерации.
Более спокойное отношение к российским политическим процессам обеспечивала взвешенная позиция руководства Республики Татарстан и настойчивые инициативы по сдерживанию экономической и политической нестабильности. Подписанный в январе межправительственной делегацией «Договор о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения по политическим и экономическим вопросам» между Российской Федерацией и Республикой Татарстан послужил основой для сохранения относительной стабильности, а выдача именных приватизационных чеков Татарстана, наряду с российскими ваучерами, позволила поддержать население экономически.
|
||
70
|
Набережные Челны встречали Новый 1993 год с надеждами на улучшение. 15 января состоялся визит Президента Республики Татарстан М. Шаймиева в город, в ходе которого рассматривались и перспективы развития КамАЗа. Если в 1992 году было собрано 88943 КамАЗа, то в 1993 году планировалось увеличить их количество до 100 тысяч, а летом выпустить полуторамиллионный автомобиль. Продолжались поставки грузовиков на экспорт в Китай, Чили, ЮАР, Ботсвану, страны Восточной Европы и Совета Экономической взаимопомощи. В начале года КамАЗ был частично освобожден от налогов на сверхплановую прибыль, и эти средства направлялись полностью на нужды города, планировалось строительство 260 тыс. кв. м жилья. В результате акционирования КамАЗа 25% государственных акций должны были быть переданы коллективу завода безвозмездно и 5% - администрации по номинальной стоимости.
В ходе перемен и при наличии финансирования город приобретал свое национальное лицо: 1993-й год - это год, когда проспект 50-летия СССР стал называться проспектом Хасана Туфана, Ленинский - стал проспектом Сююмбике, появились проспекты Чулман и Яшьлек. В городе их и сегодня называют двумя именами: старыми и новыми. Ленинградский и Комсомольский проспекты также узнаваемы, как их национальные тезки, особенно коренными камазовцами. Тогда же была начата разработка герба города; на майдане, фасаде ДК «Энергетик», на других зданиях появилась национальная символика Татарстана.
Нельзя сказать, что ситуация на КамАЗе была безоблачной: инфляция била по людям, и установленный в республике минимум заработной платы в 4500 рублей в месяц хотя и был выше Российского (2250 руб.), не обеспечивал прожиточного минимума. Поэтому лидеры профсоюзов требовали у администрации увеличения минимальной заработной платы до 8 тысяч, настаивали на введении дотаций на питание и проезд в транспорте, других мерах социальной защиты.
На ЗМА начало 1993 года также неоднозначно: с января по февраль на заводе проведены 3 индексации заработной платы, а после апреля индексация будет проводиться ежемесячно и все же не превысит уровня инфляции по стране. Совершенствуется структура управления заводом, в ее составе впервые выделены в самостоятельные подразделения служба заместителя директора по экономике и финансам, служба заместителя директора по персоналу.
В1993 году работа с основным ресурсом -кадрами - на ЗМА становится определяющей. Впервые на базе отдыха «Лазурная» организовывается открытие зимнего сезона. Надо сказать, что это было первое настоящее шоу; праздник, ныне организуемый каждый год, и не только зимой. В тот, первый раз, в гости к заводчанам были приглашены сторонники и пропагандисты здорового образа жизни, ученики и последователи метода Порфирия Иванова. Сначала приезжающих на отдых завод-чан встречали «братья-разбойники», которые
|
||
71
|
предлагали начать «поиски клада» на лыжне и в спортивных соревнованиях. Для ребятни тоже нашлись подходящие веселые конкурсы и множество сладких призов. А потом наступило самое интересное: возле специально вырубленной во льду проруби «ивановцы» демонстрировали купание в ледяной воде. Прорубь за ночь подмерзла, и директор базы (Ю. П. Коваленко) несколько раз подрубал ледок, чтобы воду снова не затянуло коркой. А тут - купаются «ивановцы» и над заводчанами подсмеиваются: «Ну, кто сможет вместе с нами искупаться?» Народ поеживался и не шел, хотя и палатка возле проруби была, чтобы можно было раздеться не на глазах у публики. «Так кто?» «Я!» - и неожиданно для всех в палатку пошел... директор завода. Вышел раздетый, окунулся в прорубь, будто делал это каждый день. Только потом, спустя годы, мы узнали от жены Олега Дмитриевича, что это было его первое в жизни купание в проруби. «Ну, просто нельзя было, чтобы никто не доказал этим «ива-новцам», что мы тоже можем...» - сказал он ей. Следом за директором в прорубь окунулся А. В. Лалетин, который системно занимался моржеванием, потом - еще кто-то. Праздник удался!
В начале февраля в городе состоялись ставшие уже традиционными гонки «Интердиректор-93». К тому времени эти соревнования на КамАЗе воспринимались далеко неоднозначно: многие видели в них ненужную трату денег. Поэтому организаторы мероприятия вынуждены были наряду с обычной программой объявить и коммерческие соревнования, за участие в которых желающий должен был заплатить полмиллиона рублей. Призами в коммерческих соревнованиях были объявлены: «ВАЗ-21О8» - за I место; за второе - автомобиль «Ока» и третье - видеодвойка.
Возле зрительских «трибун» на гонках «Интердиректор-93» была выставлена «Ока» с 42-сильным двигателем «Субару», впервые выступившая в показательном заезде соревнований в прошедшем 1992 году. На этот раз на ее боковых дверях был написан призыв: «Ищу спонсора». ЗМА искал спонсора для реализации своих планов и, в то же время, выступал одним из спонсоров этих зимних ипподромных гонок на легковых автомобилях.
В 1993 году многое на ЗМА было впервые, особенно в отношении работы с персоналом. Впервые мы отправляли посылки для ребят, которые ушли служить в армию из цехов и отделов завода. Впервые проводился конкурс профмастерства, широко освещавшийся на пресс-центре завода, расположенном сразу после «вертушки» проходной. Впервые на заводе начала работу комната эмоциональной разгрузки, помещение для которой было выделено, несмотря на дефицит площадей. Здесь в обеденный перерыв можно было восстановить равновесие, послушав шум дождя, дыхание волн, спокойную классическую музыку.
Дальше - черта. Обрыв. Перед глазами до сих пор корпус завода двигателей и бегущая по нему цепочка пламени. Наступающая. Жадная. Теснящая игрушечные фигурки людей с брандспойтами, струями воды поливающими кровлю. Кровля оседала под ногами, плавилась, и люди отступали.
|
||
72
|
Окна моей квартиры - все! - выходили на завод двигателей, и зрелище пожара до сих пор стоит перед глазами, как сцены немого кино. Завод горел. Вечер вливался в комнату густой синевой, постепенно смазывая картину пожара, красноту пожарных машин, поливающих корпус вдоль всего периметра, и зловещих красных огней, мигающих над дорогой, ведущей к заводу двигателей, светофоров.
До и после пожара...
Причины пожара на заводе двигателей - это тема отдельного серьезного исследования и самостоятельных публикаций. Время для них, по-видимому, еще не наступило. Но для нас это был факт, изменивший течение жизни, судьбу КамАЗа, жителей всего города, вынужденных мобилизовать силы на восстановление производства силовых агрегатов.
В 22.00 14 апреля 1993 года все руководители ЗМА, от директора до начальников отделов, были на заводе, собрались в кабинете Бело-ненко. Существовала опасность, что огонь распространится на сдаточный корпус, и принимались меры по предотвращению пожара, обеспечивалась готовность к эвакуации документов, людей, имущества.
Из воспоминаний Бориса Александровича Левина - главного энергетика завода в 1993 году:
«Мы с Вячеславом Ивановичем не успели уйти. И все при нас происходило. Подъехали люди, готовность вплоть до того, чтобы все эвакуировать. Потом решили, что ничего этого делать не надо, приготовили пожарные краны, начали обливать корпус, чтобы пламя не передалось туда. Потом видим, пожар все больше и больше. Олег Дмитриевич тогда у себя оставался. Столб пламени выше нашей башни-«тюбетейки» был.
|
|
||
Сначала мы забегали в корпус, а потом уже нельзя было. Пожарные все оцепили. Но тоже ничего сделать не могли. Где-то через час Олег Дмитриевич всех собрал (Зубова, Сорокина, Конышева, Хлустикова, Грибова, Николаева, Шульпина, Тронину)».
Вспоминая о первых днях после этой трагедии, наш генеральный подрядчик, директор УС «Автозаводстрой» Александр Сергеевич Евдокимов говорил: «Тогда, при первой встрече после пожара, Олег Дмитриевич сказал: «Ну, все! Теперь ты будешь работать на другую задачу. На новый корпус ЗМА вряд ли хватит сил и времени». Это было сказано без обиды, просто как горькая констатация факта». И особенно ценно, что «Автозаводстрой», буквально на следующий день после ликвидации пожара задействованный на демонтаже сгоревшего и строительстве нового корпуса завода двигателей, смог достроить и новый корпус завода микролитражных автомобилей. Сработала и крепкая личная дружба Белоненко и Евдокимова, прошли проверку на прочность деловые отношения строителей и заводчан: новый корпус продолжал строиться и одновременно становился базой для восстановления производства силовых агрегатов.
Прежде всего без раздумий и проволочек ЗМА предоставил предназначенные под цех окраски площади для размещения конвейера по сборке силовых агрегатов КамАЗа. Здесь в срочном порядке начали укладку технологических полов, которые и до сегодняшнего дня являются собственностью КамАЗа, не переданной на баланс ЗМА с тех самых послепожарных времен.
Уже в мае-июне на эти площади было завезено 85% оборудования конвейера «движков». Вдоль двухсотметровой стены были выстроены обгоревшие станки и агрегаты, подлежащие восстановлению. Оборудование очищалось от гари, гудрона, укомплектовывалось запасными частями и запускалось в работу специалистами с завода двигателей, ЗРД, агрегатного завода. В декабре 1993 года сборочный конвейер по изготовлению двигателей малых серий на территории ЗМА начал поставку своей продукции на сборочный конвейер КамАЗа.
Пожар ударил не только по экономике. Прежде всего он ударил по людям: более 15 тысяч человек остались временно без работы, значит - их семьи остались без средств к существованию. Это страшно и сегодня, но в 1993 году, когда инфляция съедала те небольшие деньги, гарантированные постоянным заработком, это было катастрофой.
В конце апреля работники ЗМА перечислили заработок одного дня в созданный на КамАЗе фонд помощи заводу двигателей. А в июне на ЗМА начался прием на работу работников завода двигателей, временно оставшихся не у дел. В общей сложности нами было принято 64 человека. Многие из них и сегодня работают на ЗМА, составив особый пласт коллектива - работников, принятых в самый тяжелый для КамАЗа год. Это Сауися Габбасовна Ширьязданова -оператор ОВК, Николай Васильевич Титов - наладчик МСП, Лидия Александровна Темникова - по-прежнему работающая на главном сборочном конвейере, Александра Николаевна Файзутдинова, вместе с которой в автосборочном производстве сейчас работают и ее сыновья Эдик и Сергей.
|
||
74
|
Еще одной действенной формой помощи КамАЗу в этот тяжелый период стало освоение производства деталей завода двигателей. 15 июля приказом по ЗМА была создана группа с непосредственным подчинением директору завода. Руководителем группы был назначен начальник механосборочного производства Вячеслав Николаевич Шульпин. В ее состав входили А. М. Зиятдинов, Е. Н. Советкин, В. В. Мякинин, В. М. Воропаев, А. Н. Николаев, М. 3. Кашипова, А. А. Цыпленков, В. С. Нелюбин.
Из воспоминаний Минзели Замилевны Кашиповой - инженера-технолога ОАЭСП, а ныне начальника ПКТО:
«Прорабатывалось порядка 10 наименований деталей. Уже к середине августа на них были разработаны технологические процессы, подобраны режущий и вспомогательный инструмент, средства измерений. Чертежи на приспособления были выданы оперативно нашими конструкторами (Кутеповым, Фархуллиным, Чинкиным)».
Одна небольшая деталь: конструкторы выполняли чертежи уже в АБК нового корпуса ЗМА. С одной стороны - чтобы быть ближе к участку, на котором размещались дизелисты, с другой - чтобы понемногу начать обживать такой долгожданный свой «заводской дом». «Часть деталей изготавливалась небольшими партиями в наших вспомогательных производствах - инструментальном отделе, цехе по ремонту оборудования для обеспечения сборки силовых агрегатов, до освоения деталей в подразделениях КамАЗа. А вот 5 деталей обрабатывались на нашем заводе вплоть до конца года. Это два вида патрубков выпускных коллекторов, корпусные детали из алюминия. Их изготовление было освоено на 2-м участке МСЦ в бригаде Трифонова Сергея Михайловича. С ним же вместе мы комплектовали универсально сборочные приспособления на КИСМе.
Обработка штока для коробки передач велась «кооперативно» -часть операций выполнялась в МСЦ, часть в ЦРиОО, да и технологическая подготовка велась двумя технологами. Спецоперации вел Н. А. Фархутдинов - тогда ведущий инженер ОАЭСП, а сейчас заместитель главного инженера ЗМА по развитию.
Вначале напряжение было огромное, а потом все вошло в русло, как будто мы эти детали делали всегда».
«Напряжение было огромное», но, видимо,такустроены наши люди, что любая беда заставляет их сплотиться, забыть о междоусобицах и в едином порыве возродить из пепла то, что было уничтожено.
В декабре 1993 года на заводе двигателей уже можно было увидеть первые выпускаемые здесь детали, ощутить ход восстановления второй очереди сборки силового агрегата. Восстановительные работы продолжались.
Ситуация на КамАЗе подстегнула развитие инициатив по «Оке». Завод, производящий реально востребованную продукцию, помогающий в расчетах за комплектующие и запчасти к восстанавливаемому оборудованию, имел право на жизнь.
Сразу после пожара в качестве конкретной помощи АвтоВАЗ, организовав у себя двухсменную работу, увеличил производство двигателей для «Оки» на 1 тысячу штук, чтобы за счет сверхпланового выпуска автомобилей КамАЗ смог компенсировать недостаток
|
||
75
|
денежных средств, необходимых для закупки материалов, кабеля, для расчетов с поставщиками.
В октябре КамАЗ дал добро на создание акционерного общества по выпуску микролитражных автомобилей «Ока» в союзе с АвтоВАЗом. Деловой интерес к развитию ЗМА проявило и руководство Республики Татарстан, которое выделило средства на закупку окрасочного оборудования немецкой фирмы «Durr». Предоставленная правительством Татарстана квота на реализацию нефти должна была составить по расчетам не менее 20% Уставного капитала АО. Еще одним его участником готов был выступить «АвтоВАЗбанк», предложивший кредиты на закупку оборудования для завода.
Особую привлекательность для инвесторов имело то, что завод готов был переехать в новый самостоятельный корпус, площадь которого составляла более 48 тыс. кв. м. Здесь уже с 1 декабря планировалось запустить конвейер в режиме пусконаладки, разворачивалось кузовное производство, устанавливались обкаточные стенды и другое оборудование.
Модель «Оки», добротно сконструированная АвтоВАЗом в 80-ые годы, имела реальную перспективу и обширный рынок сбыта, а работа заводчан по повышению показателей надежности, создание на ЗМА собственной конструкторско-технологической службы давали реальные шансы улучшить ее показатели на дальнейшую перспективу. Одной из многообещающих идей, осуществляемых ЗМА на базе своего дочернего предприятия «Спецкама», было освоение «Оки» в качестве передвижной эколаборатории. В сентябре 1993 года один из таких автомобилей был представлен комитету по экологии и природопользованию Верховного Совета РФ и демонстрировался на международной выставке «Экология-93». За опытный образец тогда предложили 7 млн. рублей. Оборудована была «Ока» приборами, которые в считанные секунды могли выдать на компьютер показатели по 9 заданным факторам. Только под опытно-конструкторские работы Министерство экологии выделило 2 млн. рублей; планировался выпуск 30 автомобилей по заказу санитарных служб Республики Татарстан.
Кроме того, с деловой инициативой по совместной сборке автомобилей «Ока» обратились к КамАЗу венгерские партнеры. Они предлагали организовать поставку кузовов с КамАЗа и готовы были взять на себя закупку японских двигателей. Правительство Венгрии обещало освободить новое производство от налогов на 10 лет, а прибыль от деятельности этого совместного предприятия делить пополам.
И все-таки главным ресурсом, на который рассчитывало руководство ЗМА, оставались люди. На столе у директора завода лежала солидная папка с надписью: «Человек прежде всего». То, что завод являлся самостоятельным юридическим лицом, давало ему серьезное преимущество по сравнению с другими заводами КамАЗа: позволяло обеспечивать заводчан регулярной заработной платой, решать проблему обеспечения жильем, добиваться разрешения от правительства Республики Татарстан отвода 25 гектаров земли, на которой планировалось начать строительство 120-140 коттеджей, расчет за которые производился бы в рассрочку в течение 10 лет.
|
||
76
|
На ЗМА была впервые (опять впервые!) разработана программа «Персонал», утвержденная приказом по заводу в конце 1993 года. Ее реализация предусматривала прием, адаптацию, обучение кадров, развитие самых различных форм работы с людьми: формирование и поддержку династий, обучение и последующий прием на завод детей работников ЗМА, такие формы работы, как конкурсы «Мама, папа, я - спортивная семья», конкурсы творчества, огородный конкурс «Урожай года», концерты заводских артистов, музыкантов, выставки художников.
В 1993 году на ЗМА было введено звание «Человек недели». Итоги этого конкурса подводились еженедельно возле пресс-центра завода и пользовались большой популярностью. Кандидатов на конкурс выдвигали цеха, службы, отделы, а победитель определялся общим голосованием прямо здесь же, у пресс-центра. Каждый присутствовавший на представлении соискателей конкурса, выслушав аргументы руководителей, представляющих своих кандидатов, опускал красную фишку, являющуюся знаком голосования, за того, кого он считал достойным этого звания. Например, в декабре звания «Человек недели» были удостоены Зануфа Крючкова - слесарь механосборочных работ цеха сборки и доводки автомобилей; Валентина Карабаева - оператор механосборочного цеха; Валентина Николь-кина - контролер входного контроля; Александр Татаренко - наладчик механо-сборочного цеха.
Основными критериями для определения «самых-самых» были профессионализм, активность в общественной жизни, спортивность, музыкальность, просто известность и популярность личности в коллективе. Например, Валя Николькина получила это звание за то, что отлично сдала экзамен на повышение квалификации и все экзамены в Камском автомеханическом техникуме. В неделю, когда ее кандидатура была выдвинута на обсуждение, она - самая молодая из кандидатов на звание - готовилась выйти замуж.
Помнят на заводе и совсем особенные случаи присвоения звания «Человек недели». Даже сейчас, по прошествии 9 лет, многие вспоминают Ирину Ивановну Котову - экономиста финотдела, которую назвали «Человеком недели» единогласно. Она запомнилась тем, что забрала к себе домой бездомного 5-летнего ребенка, брошенного родителями и катавшегося в городе на автобусах, чтобы как-то согреться. Случай этот поразил всех, и в коллективе оценили ее за доброту и сопереживание.
Кто-то из этих людей уже не работает на заводе, кто-то продолжает трудиться. Валя Николькина сегодня носит фамилию Козицина, находится в декретном отпуске, Валентина Карабаева стала коммерсантом. По-разному складываются судьбы. Но уверена, каждый из этих людей сохранил теплые воспоминания о коллективе завода, о трудном 1993-ем, будто незримой чертой разделенном на две неравные части - до и после пожара.
В течение этого года на ЗМА было собрано 5739 автомобилей (или 125% от выпуска 1992 года). 17 декабря 1993 года на заводе вышел приказ «О начале организации сборки автомобилей «ВАЗ-1111» в пусконаладоч-ном режиме». Все дальше, в прошлое, уходили от нас отсветы беды...
|
||
77
|
На следующую страницу На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу