1991 г. Определение собственника
1991 год начался для россиян печально знаменитым Указом Премьера Павлова об изъятии купюр 50 и 100 рублевого дос­тоинства в ограниченный по времени период( три дня). Миллионы граждан толпились у окошек сберегательных касс, чтобы успеть обменять мгновенно устаревшие купюры на новые денежные знаки. Следом, уже в апреле, была проведена реформа цен, увеличены цены на ряд товаров. Ситуация в стране продолжала оставаться напряженной не только в экономическом, но и в политическом отношении.
Попыткой повернуть события вспять стал государственный переворот, совершенный сторонниками жесткого военного правления и организованный коммунистами во главе с Геннадием Янаевым. ГКЧП одним из основных требований ставило отставку президента СССР М. С. Горбачева. Путч закончился провалом, однако Горбачеву пришлось подать в отставку. 15 декабря - день ухода его с поста Прези­дента СССР.
Таким образом, вопреки тому, что на референдуме 17 марта 1991 года большинство жителей страны высказались за сохранение Со­юза, в конце 1991 года СССР фактически прекратил свое существо­вание.
Роль лидера в политической жизни России перешла к Борису Ельцину, который еще в июне был избран президентом РСФСР.
58
12 июня 1991 года президентом Татарской ССР был избран мудрый, уравновешенный центрист Минтимер Шаймиев.
Экономическая и политическая жизнь в Набережных Челнах была не менее бурной, чем во всей стране. Митинги представителей раз­личных национальных и политических течений (Татарского обще­ственного центра, его «левого крыла» - «Иттифак», сторонников Де­мократического движения России, представителей ЛДПР) в тот год нередко вспыхивали на площадях перед кинотеатром «Батыр», в пар­ке «Гренада», возле здания горисполкома.
Последствиями путча ГКЧП в Челнах стал массовый выход ком­мунистов из партии, вывод партийных организаций с предприятий. В августе заявили о своем выходе из КПСС генеральный директор КамАЗа Н. Бех, секретарь парткома В. Вылегжанин.
В год своего 15-летия КамАЗ, градообразующее предприятие Чел­нов, характеризовался падением производства, сокращением чис­ленности работающих (в июле в городе были зарегистрированы пер­вые кандидаты в безработные), повальным дефицитом и талонным обеспечением на продукты питания и повседневного спроса. Несмот­ря на то, что 15 февраля был утвержден Устав ОАО «КАМАЗ», а Н. И. Бех стал президентом Акционерного Общества, в декабре 1991 года началась массовая реализация акций КамАЗа его работникам, это не могло стабилизировать ситуацию в городе, остановить пике­тирование дирекции автогиганта представителями ТОЦ, избавить людей от экономической нестабильности.
Панорама сборочного конвейера
автомобилей «Ока» в сдаточном
корпусе автомобильного завода
zma_1991-1.jpg
59
В 1991 году производство легковых автомобилей, медленно, но неуклонно увеличивавшее выпуск мик­ролитражек, выгодно отличалось от заводов КамАЗа своим состоянием и настроением коллектива. Дело­вой настрой в коллективе формировался благодаря позиции руководства, настроенного на то, чтобы со­хранить рабочий ритм в коллективе.
Из воспоминаний Валентина Андреевича Карпо­ва - заместителя главного инженера ПЛА:
«Олег Дмитриевич собирал людей и говорил: да­вайте так - политика вне завода. Никаких объединений, никаких со­браний, прошу, чтобы на заводе не было. Ведем хозяйственно-эко­номическую деятельность. И это срабатывало. Люди настраивались на рабочий ритм»
Из воспоминаний Александра Викторовича Сорокина - началь­ника ОАЭСП:
«В 1991 году Олег Дмитриевич ввел первые тематические дирек­ции. Тогда у него в кабинете собиралось народу, что стул поставить негде. Все после выходили потные. Помню, как поставщики нас под­вели своими маленькими объемами. Материала нет, комплектующих нет. Начали сами осваивать. Считали, что лучше - купить-продать или сделать самим. В то время выгоднее было сделать самим. С ма­ленькими затратами на зарплату и стараясь не быть нахлебниками у КамАЗа в части поставки металла, материалов. На всем экономили. Время было напряженное. А когда объем производства начал уве­личиваться, возникли проблемы - народ не привык так работать. Нужны были какие-то новые формы, новые подходы к людям, чтобы они почувствовали - завод этот не просто место работы, что это их второй дом».
Приехавший на несколько дней в Набережные Челны фотокор­респондент Шепард Шербелл изумленно констатировал после посе­щения ПЛА: «В Советском Союзе много говорят о планах, а этот слу­чай доказывает, что делается и что-то конкретное. Вообще, произ­водство легковых автомобилей - единственное подразделение КамАЗа, которое соответствует требованиям XXI века».
60
Оставим некоторую восторженность этой цитаты на совести кор­респондента. И тем не менее производство легковых автомобилей, выпустившее в 1991 году 3176 автомобилей «Ока», было серьезным подспорьем в большом камазовском хозяйстве: договором между ра­ботниками и руководством акционерного общества «КамАЗ» предус­матривалась реализация не менее 50% выпускаемых автомобилей «Ока» работникам акционерного общества. «Окушками» рассчитыва­лись с поставщиками за металл, сырье и комплектующие, автомобили «Ока» передавались в расчет за выполнение строительных работ (в том числе за строительство нового корпуса ПЛА), «Ока» стала призом в проводившемся кинофестивале «Женский мир», премией для бри­гадиров кузнечного завода, отличившихся на уборке овощей в под­шефных селах. За право на приобретение «Оки» по льготной цене боролись молодые люди в камазовском конкурсе «Лучший зять».
Как и все товары народного потребления, «Ока» дорожала: до конца года ее стоимость выросла с 2400 рублей до 6650 (но работ­никам КамАЗа ее реализовывали по 3500 руб.). Становилась дефи­цитом. За первое полугодие по колдоговору было распределено 350 автомашин, а реализовано только 130. Но не оценить ее значимость уже было невозможно.
К сожалению, увеличение выпуска микролитражек во многом оп­ределялось поставщиками. И хотя большая часть автомобилей ухо­дила на расчеты с ними, поставки в плановых объемах не выполня­лись. На укрепление связей с поставщиками уходило много сил и энергии. Использовались и производственные рычаги и личные кон­такты. Даже такие нетрадиционные методы, как гонки «Интер­директор», проходившие в Челнах в феврале 1991 года.
Одним из гостей и участником гонок был заместитель директора сборки кузовного производства АвтоВАЗа - тольяттинец Виталий Андреевич Вильчик. В гонке на заснеженной трассе участвовали 69 водителей - директоров в том числе Семен Якубов, Вячеслав Нилов, Олег Подуфалов, Павел Полторыхин, Фарит Батретдинов и, конечно, Олег Белоненко. Гонщики соревновались на «Жигулях» (восьмер­ках), были среди них и прославленные зарубежные гости из Англии, Финляндии, Венгрии, Франции, но первое место - послушная воле­вой руке хозяина, принесла гоночная машина, управляемая В. А. Вильчиком. Второе место - Семен Якубов, третье - Олег Бело­ненко.
Так, будто сама судьба привлекала к производству «Оки» сорат­ников и друзей с Волжского автозавода.
Протоколы производственных и итоговых совещаний директора ПЛА в 1991 году отличаются лаконичностью и строгостью: исполни­тельская дисциплина была в то время одним из действенных рыча­гов, призванных обеспечить выполнение намеченного.
«Депремировать Абашева, Шафигуллина, Минуллина...», «Поста­вить на контроль...», «внести предложения на балансовую комиссию по невыполненным поручениям...» - эти решения не позволяли рас­слабиться, требовали действия, слаженности, объединенности.
Итак, необходимо было не только наращивать программу, но взять в свои руки инициативу по развитию производства. На совещаниях
61
по стратегическому развитию шел поиск путей по приобретению обо­рудования для цеха сварки и окраски, наладке линии по производ­ству двигателя у себя в Челнах. Конечно, и директор и его команда (главный инженер И. Кропачев, заместитель по производству -
A.  Лалетин, коммерческий директор - Э. Грасмик, заместитель по экономике и соц. вопросам Г. Лашманов и др.) понимали, что без помощи Республики Татарстан, а, может быть, и участия АвтоВАЗа, решить эти задачи невозможно. Команда усиленно искала пути раз­вития производства. Именно тогда было принято решение по созда­нию на базе ПЛА общества с ограниченной ответственностью «За­вод микролитражных автомобилей», так как это позволяло не толь­ко привлечь к себе всех заинтересованных лиц - и поставщиков, и смежников, но и в самые короткие сроки решить вопросы финанси­рования производства легковых автомобилей, вопросы, определя­ющие собственника всего того, что создано общими усилиями.
Разработка документов: Устава 000, учредительного договора, определение порядка участия работников производства и их доли в Уставном капитале Общества началась в августе 1991 года. Было при­нято решение, что участниками Общества станут работники произ­водства, не имеющие нарушений трудовой дисциплины и прорабо­тавшие на ПЛА не менее года. Взносы физических лиц в уставный капитал формировались путем удержания из заработной платы.
Учредительное собрание участников создания Общества с огра­ниченной ответственностью «Завод микролитражных автомобилей» состоялось 19 ноября 1991 года. Согласно его решению 97% долей собственности принадлежало АО «КАМАЗ», а 3% - физическим ли­цам - работникам завода. В Правлении 000 «ЗМА» вошли Ю. М. Борисов - вице-президент, исполнительный директор АО «КАМАЗ»,
B.  П. Абросимов - директор производственной фирмы «КамАЗавто-центр», от «ЗМА»: Белоненко 0. Д. - директор ЗМА и его заместители А. В. Лалетин, Г. А. Лашманов.
А 23 ноября на заводе был большой праздник: в ДК КамАЗа со­стоялся торжественный вечер, посвященный выпуску 5-тысячного автомобиля. Тогда никто не задумывался и не сопоставлял: то ли три буквы «0» прислонились к пятерке, то ли три нуля от цифры 5000 перекочевали в название Общества с ограниченной ответственнос­тью - просто все радостно праздновали свою победу и, волнуясь, сопереживали тем шестнадцати передовикам, которые получили пра­во участвовать в розыгрыше юбилейного автомобиля. Все получили заветные воздушные шары с ключами в каждом шарике. Но ключ к юбилейной «Оке» был только в одном из них. Счастливой владели­цей автомобиля «Ока» стала тогда Нина Михайловна Миронова, ин­женер производственно-диспетчерского отдела.
В декабре 1991 года начался официальный перевод работников ПЛА в Общество с ограниченной ответственностью «Завод микро­литражных автомобилей» - каждому вносилась соответствуют^-запись в трудовую книжку.
В свою очередь 000 «ЗМА» обрело своего хозяина в лице AI «КАМАЗ» и трудового коллектива собственников. Мы смотрели в бу­дущее уверенные, что судьба завода - одна на всех - наша судьба.
62

На следующую страницу                           На страницу ЗМА 15 ЛЕТ                             На главную страницу

Hosted by uCoz