1991 г. Определение собственника
|
||
1991 год начался для россиян печально знаменитым Указом Премьера Павлова об изъятии купюр 50 и 100 рублевого достоинства в ограниченный по времени период(
три дня). Миллионы граждан толпились у окошек сберегательных касс, чтобы успеть обменять мгновенно устаревшие купюры на новые денежные знаки. Следом, уже в апреле, была проведена реформа цен, увеличены цены на ряд товаров. Ситуация в стране продолжала оставаться напряженной не только в экономическом, но и в политическом отношении.
Попыткой повернуть события вспять стал государственный переворот, совершенный сторонниками жесткого военного правления и организованный коммунистами во главе с Геннадием Янаевым. ГКЧП одним из основных требований ставило отставку президента СССР М. С. Горбачева. Путч закончился провалом, однако Горбачеву пришлось подать в отставку. 15 декабря - день ухода его с поста Президента СССР.
Таким образом, вопреки тому, что на референдуме 17 марта 1991 года большинство жителей страны высказались за сохранение Союза, в конце 1991 года СССР фактически прекратил свое существование.
Роль лидера в политической жизни России перешла к Борису Ельцину, который еще в июне был избран президентом РСФСР.
|
||
58
|
12 июня 1991 года президентом Татарской ССР был избран мудрый, уравновешенный центрист Минтимер Шаймиев.
Экономическая и политическая жизнь в Набережных Челнах была не менее бурной, чем во всей стране. Митинги представителей различных национальных и политических течений (Татарского общественного центра, его «левого крыла» - «Иттифак», сторонников Демократического движения России, представителей ЛДПР) в тот год нередко вспыхивали на площадях перед кинотеатром «Батыр», в парке «Гренада», возле здания горисполкома.
Последствиями путча ГКЧП в Челнах стал массовый выход коммунистов из партии, вывод партийных организаций с предприятий. В августе заявили о своем выходе из КПСС генеральный директор КамАЗа Н. Бех, секретарь парткома В. Вылегжанин.
В год своего 15-летия КамАЗ, градообразующее предприятие Челнов, характеризовался падением производства, сокращением численности работающих (в июле в городе были зарегистрированы первые кандидаты в безработные), повальным дефицитом и талонным обеспечением на продукты питания и повседневного спроса. Несмотря на то, что 15 февраля был утвержден Устав ОАО «КАМАЗ», а Н. И. Бех стал президентом Акционерного Общества, в декабре 1991 года началась массовая реализация акций КамАЗа его работникам, это не могло стабилизировать ситуацию в городе, остановить пикетирование дирекции автогиганта представителями ТОЦ, избавить людей от экономической нестабильности.
|
Панорама сборочного конвейера
автомобилей «Ока» в сдаточном
корпусе автомобильного завода
|
|||
|
||||
|
|
|||
59
|
В 1991 году производство легковых автомобилей, медленно, но неуклонно увеличивавшее выпуск микролитражек, выгодно отличалось от заводов КамАЗа своим состоянием и настроением коллектива. Деловой настрой в коллективе формировался благодаря позиции руководства, настроенного на то, чтобы сохранить рабочий ритм в коллективе.
Из воспоминаний Валентина Андреевича Карпова - заместителя главного инженера ПЛА:
«Олег Дмитриевич собирал людей и говорил: давайте так - политика вне завода. Никаких объединений, никаких собраний, прошу, чтобы на заводе не было. Ведем хозяйственно-экономическую деятельность. И это срабатывало. Люди настраивались на рабочий ритм»
Из воспоминаний Александра Викторовича Сорокина - начальника ОАЭСП:
«В 1991 году Олег Дмитриевич ввел первые тематические дирекции. Тогда у него в кабинете собиралось народу, что стул поставить негде. Все после выходили потные. Помню, как поставщики нас подвели своими маленькими объемами. Материала нет, комплектующих нет. Начали сами осваивать. Считали, что лучше - купить-продать или сделать самим. В то время выгоднее было сделать самим. С маленькими затратами на зарплату и стараясь не быть нахлебниками у КамАЗа в части поставки металла, материалов. На всем экономили. Время было напряженное. А когда объем производства начал увеличиваться, возникли проблемы - народ не привык так работать. Нужны были какие-то новые формы, новые подходы к людям, чтобы они почувствовали - завод этот не просто место работы, что это их второй дом».
Приехавший на несколько дней в Набережные Челны фотокорреспондент Шепард Шербелл изумленно констатировал после посещения ПЛА: «В Советском Союзе много говорят о планах, а этот случай доказывает, что делается и что-то конкретное. Вообще, производство легковых автомобилей - единственное подразделение КамАЗа, которое соответствует требованиям XXI века».
|
||
60
|
Оставим некоторую восторженность этой цитаты на совести корреспондента. И тем не менее производство легковых автомобилей, выпустившее в 1991 году 3176 автомобилей «Ока», было серьезным подспорьем в большом камазовском хозяйстве: договором между работниками и руководством акционерного общества «КамАЗ» предусматривалась реализация не менее 50% выпускаемых автомобилей «Ока» работникам акционерного общества. «Окушками» рассчитывались с поставщиками за металл, сырье и комплектующие, автомобили «Ока» передавались в расчет за выполнение строительных работ (в том числе за строительство нового корпуса ПЛА), «Ока» стала призом в проводившемся кинофестивале «Женский мир», премией для бригадиров кузнечного завода, отличившихся на уборке овощей в подшефных селах. За право на приобретение «Оки» по льготной цене боролись молодые люди в камазовском конкурсе «Лучший зять».
Как и все товары народного потребления, «Ока» дорожала: до конца года ее стоимость выросла с 2400 рублей до 6650 (но работникам КамАЗа ее реализовывали по 3500 руб.). Становилась дефицитом. За первое полугодие по колдоговору было распределено 350 автомашин, а реализовано только 130. Но не оценить ее значимость уже было невозможно.
К сожалению, увеличение выпуска микролитражек во многом определялось поставщиками. И хотя большая часть автомобилей уходила на расчеты с ними, поставки в плановых объемах не выполнялись. На укрепление связей с поставщиками уходило много сил и энергии. Использовались и производственные рычаги и личные контакты. Даже такие нетрадиционные методы, как гонки «Интердиректор», проходившие в Челнах в феврале 1991 года.
Одним из гостей и участником гонок был заместитель директора сборки кузовного производства АвтоВАЗа - тольяттинец Виталий Андреевич Вильчик. В гонке на заснеженной трассе участвовали 69 водителей - директоров в том числе Семен Якубов, Вячеслав Нилов, Олег Подуфалов, Павел Полторыхин, Фарит Батретдинов и, конечно, Олег Белоненко. Гонщики соревновались на «Жигулях» (восьмерках), были среди них и прославленные зарубежные гости из Англии, Финляндии, Венгрии, Франции, но первое место - послушная волевой руке хозяина, принесла гоночная машина, управляемая В. А. Вильчиком. Второе место - Семен Якубов, третье - Олег Белоненко.
Так, будто сама судьба привлекала к производству «Оки» соратников и друзей с Волжского автозавода.
Протоколы производственных и итоговых совещаний директора ПЛА в 1991 году отличаются лаконичностью и строгостью: исполнительская дисциплина была в то время одним из действенных рычагов, призванных обеспечить выполнение намеченного.
«Депремировать Абашева, Шафигуллина, Минуллина...», «Поставить на контроль...», «внести предложения на балансовую комиссию по невыполненным поручениям...» - эти решения не позволяли расслабиться, требовали действия, слаженности, объединенности.
Итак, необходимо было не только наращивать программу, но взять в свои руки инициативу по развитию производства. На совещаниях
|
||
61
|
по стратегическому развитию шел поиск путей по приобретению оборудования для цеха сварки и окраски, наладке линии по производству двигателя у себя в Челнах. Конечно, и директор и его команда (главный инженер И. Кропачев, заместитель по производству -
A. Лалетин, коммерческий директор - Э. Грасмик, заместитель по экономике и соц. вопросам Г. Лашманов и др.) понимали, что без помощи Республики Татарстан, а, может быть, и участия АвтоВАЗа, решить эти задачи невозможно. Команда усиленно искала пути развития производства. Именно тогда было принято решение по созданию на базе ПЛА общества с ограниченной ответственностью «Завод микролитражных автомобилей», так как это позволяло не только привлечь к себе всех заинтересованных лиц - и поставщиков, и смежников, но и в самые короткие сроки решить вопросы финансирования производства легковых автомобилей, вопросы, определяющие собственника всего того, что создано общими усилиями.
Разработка документов: Устава 000, учредительного договора, определение порядка участия работников производства и их доли в Уставном капитале Общества началась в августе 1991 года. Было принято решение, что участниками Общества станут работники производства, не имеющие нарушений трудовой дисциплины и проработавшие на ПЛА не менее года. Взносы физических лиц в уставный капитал формировались путем удержания из заработной платы.
Учредительное собрание участников создания Общества с ограниченной ответственностью «Завод микролитражных автомобилей» состоялось 19 ноября 1991 года. Согласно его решению 97% долей собственности принадлежало АО «КАМАЗ», а 3% - физическим лицам - работникам завода. В Правлении 000 «ЗМА» вошли Ю. М. Борисов - вице-президент, исполнительный директор АО «КАМАЗ»,
B. П. Абросимов - директор производственной фирмы «КамАЗавто-центр», от «ЗМА»: Белоненко 0. Д. - директор ЗМА и его заместители А. В. Лалетин, Г. А. Лашманов.
А 23 ноября на заводе был большой праздник: в ДК КамАЗа состоялся торжественный вечер, посвященный выпуску 5-тысячного автомобиля. Тогда никто не задумывался и не сопоставлял: то ли три буквы «0» прислонились к пятерке, то ли три нуля от цифры 5000 перекочевали в название Общества с ограниченной ответственностью - просто все радостно праздновали свою победу и, волнуясь, сопереживали тем шестнадцати передовикам, которые получили право участвовать в розыгрыше юбилейного автомобиля. Все получили заветные воздушные шары с ключами в каждом шарике. Но ключ к юбилейной «Оке» был только в одном из них. Счастливой владелицей автомобиля «Ока» стала тогда Нина Михайловна Миронова, инженер производственно-диспетчерского отдела.
В декабре 1991 года начался официальный перевод работников ПЛА в Общество с ограниченной ответственностью «Завод микролитражных автомобилей» - каждому вносилась соответствуют^-запись в трудовую книжку.
В свою очередь 000 «ЗМА» обрело своего хозяина в лице AI «КАМАЗ» и трудового коллектива собственников. Мы смотрели в будущее уверенные, что судьба завода - одна на всех - наша судьба.
|
||
62
|
На следующую страницу На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу