1990 г. Движение вперед
|
|||
Строительство нового корпуса завода микролитражных автомобилей. Февраль 1990 года
|
Бывают годы, которые запоминаются одним, но ярким событием: огромной радостью, непоправимым горем. Бывают - ровные, когда события, словно неспешно катящая свои воды река, проходят одно за другим, без потрясений и без зримых побед. Просто хорошие, спокойные в своем течении, годы.
Таким, пожалуй, для производства легковых автомобилей был год 1990.
16 марта 1990 года на заводском конвейере был собран тысячный автомобиль.
План выпуска автомобилей «Ока» в 1990 был 3000 штук. С января кузова для «Оки» стали поступать с прессово-рамного завода, что поначалу резко снизило их качество. У водителей-испытателей ПЛА В. А. Амосова, Р. А. Замалдинова, Т. В. Кузиной появились претензии к сварщикам ПРЗ после того, как на трековых испытаниях из-за плохого качества сварки кронштейна заднего рычага чуть не произошла авария. Для водителя дело закончилось легким испугом, для руководителей и рабочих ПРЗ - серьезной работой по повышению качества сварки, контролю поступающего металлопроката, формированием подготовки производства штамповой оснастки, позволяющему уйти от работы по обходным вариантам. Набирал обороты и
|
||
|
|||
|
|||
52
|
|||
цех мягкой обивки автомобильного завода, изготовлявший сиденья для «Оки». Свою часть комплектующих осваивали кузнечный и агрегатный заводы КамАЗа.
В то же время заводчане мечтали о дальнейшем развитии. В феврале на ПЛА было принято решение об изготовлении 5 автомобилей «Джип-1104». Группа по разработке проекта объединила усилия нескольких подразделений КамАЗа: ПРЗ (Шмелев), кузнечный завод (Семендий), литейный (Вотинов) и ПЛА (Лубков, Кузнецов, А. Мотков). В июне на ПЛА сформировалась еще одна творческая группа (Р. Абашев, Б. Корунов, А. Злыгостев, Г. Трифонов), начавшая работу по изготовлению опытных образцов фургонов на базе «Оки». Невостребованность этих идей сказывается на нас и сегодня. И не всегда их нереализованность объясняется только отсутствием денежных средств.
Например, на строительство нового корпуса по производству микролитражных автомобилей в 1990 году было выделено 5 млн. рублей, а освоено чуть больше 3 млн.! Здесь пробуксовка шла на уровне ПромУКСа КамАЗа, который в первом полугодии выдал строителям проектно-сметной документации на 177 тыс. рублей вместо плановых 2,8 млн. В результате строители освоили за полгода только 30% объемов строительных работ, авралы второго полугодия позволили освоить еще столько же, но корпус под тепло сдан не был, и его пуск откладывался еще на год. Сказывалось отношение к микролитражке, как к делу второстепенному, хотя она давала уже ощутимые результаты. По инициативе КамАЗа, поддержанной министром автомобильной промышленности Н. Пугиным, весь выпуск микролитражных автомобилей «Ока» за 1990 год решено было оставить республике и городу для обеспечения ветеранов войны и труда, для реализации смежникам. В 1990 году автомобили были реализованы работникам заводов, членам Совета трудового коллектива КамАЗа, строителям, ветеранам со значительной скидкой.
В политическом отношении 1990 год был годом XXVIII съезда КПСС, для Республики Татарстан - годом принятия суверенитета. Памятным событием для Набережных Челнов стал визит Б. Н. Ельцина в августе, уже после того, как он ушел со съезда «громко хлопнув дверью»,
|
||
53
|
а точнее, заявив, что он выходит из рядов КПСС и будет бороться за новую демократическую Россию.
Олега Дмитриевича, как руководителя и политика, не могли не волновать процессы, происходящие в стране, тем более, что в апреле девяностого он был выдвинут кандидатом в делегаты XXVIII съезда КПСС. Его размышления о роли коммуниста, боль за происходящее остались на страницах газеты «Рабочий КамАЗа» от 29.04.90 г.: «Коммунист только тогда коммунист, когда овладевает знаниями, накопленными человечеством. Положа руку на сердце, хочу сказать, что мы опустили планку проходного балла для членов КПСС значительно ниже нулевой отметки».
И все же, после горькой констатации бессилия партии, он делает вывод, который и сегодня звучит пророчеством: «Я уверен, человечество никогда не выбросит свои гениальные открытия. Придет время, и они будут востребованы». Белоненко не был избран делегатом съезда, и сегодня уже никто не может сказать - почему. Возможно, ему самому пришлось выбирать, какое направление важнее. Ведь, кроме производства легковых автомобилей, строительства нового корпуса завода, он в 1990 году был студентом Академии Народного хозяйства и осваивал нелегкую науку менеджмента. В июне, в рамках обучения, Олег Дмитриевич выезжал в Турин (Италия) на завод по производству автомобилей «Фиат».
Учеба, командировка, предстоящее акционирование КамАЗа, широко обсуждавшееся на страницах газет и среди жителей города, помогали ему менять психологию людей, формировать на ПЛА сплоченный, дееспособный коллектив.
Конечно, говорить о преобразовании форм собственности на ПЛА было рано. Но в 1990 году был переведен на аренду цех транспорт-но-складских операций (ст. мастер А. 0. Иванов) и ЦЛИТ (начальник Николаев А. Н.), введен хозрасчет в ЦРиОО (начальник Ю. И. Конышев), изменена система оплаты труда в цехе сборки,
|
||
54
|
доводки и сдачи автомобилей (начальник В. П. Юрин). В каждом из этих подразделений ставка делалась на инициативу рабочих и достижение результата меньшей численностью.
На производстве огромное внимание уделяется социальной сфере: в начале года заселяется первый блок построенной хозспособом пятиэтажки, к декабрю - сдается второй. Счастливыми новоселами стали тогда В. Куфтерин, Р. Сабиров, В. Зубов, Л. Петровская, Л. Горчакова, Н. Ильин и многие другие.
В 1990 году начато проведение спортивно-массовых мероприятий на базе отдыха «Лазурная», которая сразу стала для заводчан любимым местом отдыха.
Из воспоминаний Юрия Леонидовича Иванова - первого главного инженера ПЛА:
«Кроме того, что работали, мы занимались спортом. Каждую субботу, воскресенье, в сдаточном корпусе приятное совмещали с полезным. Первая половина дней была посвящена производству, а вторая - спорту. Это был волейбол, футбол, соревнования по многоборью среди руководителей. Там были и призовые места, за которые боролись всерьез, чтобы подняться на пьедестал почета.
Я с 70-го года на КамАЗе, был начальником технологического отдела объединенного автосборочного и агрегатного заводов. Когда первый автомобиль сходит с конвейера, словно заново рождаешься.
Второе мое рождение было в производстве легковых автомобилей. Снова почувствовал себя молодым. Играли в футбол только так, хотя уже под 50 лет было. Шульпин у нас самый главный был. Это стена была, ее трудно было обойти. Наверное, совмещение спорта с работой и энтузиазм не давали нам болеть - я не помню каких-то больничных листов».
Летом на базу отдыха проложили асфальтовую дорогу, начали задумываться над переоборудованием, но пока что на все не хватало средств.
На производстве создается Общественный отдел кадров, помогающий разобраться в конфликтах между работниками и администрацией. Чтобы узнать о нерешенных проблемах, формируется специальная психологическая служба «Ваше настроение».
|
||
55
|
Из воспоминаний Айрата Фаррахутдиновича Ягудина - ведущего инженера отдела по работе с персоналом:
«Кадрами Олег Дмитриевич занимался лично. Приглашал. Ставил задачи. Мы разрабатывали приказы-постановления, которыми определялась организация работы. В 1990 году мы подготовили приказ о создании службы «Ваше настроение», которая была необходима для стабилизации коллектива.
У нас в механосборочном цехе текучести практически не было. А на конвейере, на сборке автомобилей - большая. Мы должны были ее сократить до уровня 8,5-9% (а было 17-18%). Откуда брать кадры? Рихтовщиков, слесарей механосборочных работ, водителей-испытателей - дефицитные профессии. Сначала пытались развешивать объявления на автобусных остановках, потому что в газетах публикации не распространены были, да и не принимали. По республике разъезжали, по городам, где есть трудовые ресурсы, у кого есть специальность. Пришлось уговаривать рихтовщиков.
Занимались мы резервом, подбором, расстановкой кадров, обучением. Если же кто-то увольнялся, мы кого-то из резерва на это место «обкатывали». У нас в группе работала Плюшкина Галина Николаевна. Мы ее направляли - чтобы кадры комплектовать по своей специфике. Кроме того, у нас был объединенный отдел торговли и быта, Коваленко Олег Алексеевич был начальником отдела. Занимались подготовкой и направлением на сельхозработы в наши подшефные колхозы. Нас приветствовали - дескать, ПЛА хорошо отработали, благодарственные письма шли. А колхозы нам муку разрешали брать. Мы даже автобус заказывали для работников завода. По итогам работы посевных и уборочных в колхозах давали подарки».
Потом, в 1991 году, Олег Дмитриевич на отлично защитил диплом по теме: «Проектирование и формирование коллектива в новых условиях хозяйствования», а пока он занимался этим на практике.
Даже преамбулам приказов, выпускаемых на производстве, уделялось неформальное внимание: они несли в себе эмоциональный заряд, направленный на то, чтобы коллектив чувствовал себя единой семьей, в которой каждый человек оценивается как личность.
Хочу привести только первые строки архивного экземпляра приказа, вышедшего в 1990 году к Международного женскому дню 8 Марта: «Международный женский день отмечается в нашей стране, как один из самых светлых праздников.
Созидательница по сути своей, женщина самоотверженно борется со всем, что несет беды и горе людям. Дающая жизнь, она чувствует огромную ответственность за ее сохранение, за будущее Земли». После таких строк хотелось жить и работать, и работа становилась песней. Люди раскрывались неожиданно самыми неординарными талантами.
|
||
56
|
||
Так было с Надеждой Гелетюк, мастером центральной лаборатории измерительной техники, которая в сложнейшем соревновании на камазовском конкурсе «Деловая женщина» заняла третье место. Надежда в том время училась в институте, являлась одним из инициаторов создания в Набережных Челнах Центра семейного туризма, и свою программу на сцене ДК КамАЗа с помощью друзей превратила в целый туристический праздник. И хотя она уступила безусловному лидеру - Рамзие Варзаносовой, праздничное шоу надолго осталось в памяти зрителей.
Странные повороты совершает порою судьба. Надежда Гелетюк сейчас не работает на ЗМА, она уехала на родину, к маме. Но призер конкурса «Деловая женщина» - это один из членов нашего коллектива. Первая леди конкурса, Рамзия Саматовна Варзаносова, возглавляет сейчас отдел социального развития завода. А сколько их еще, неповторимых и очаровательных... Нужно только присмотреться!
В 1990 году мы собрали I960 автомобилей и стали по-настоящему цельным, способным слаженно работать коллективом.
Жизнь продолжалась. Трудная, прекрасная, удивительная.
|
||
57
|
На следующую страницу На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу