1988 г. Раскручивая маховик производства
|
||
1987 год закончился победой производства легковых автомобилей: сборкой и выпуском первого микролитражного автомобиля «Ока» 26 декабря, в канун новогодних праздников.
Год 1988 начался борьбой за постановку автомобилей «Ока» на поток, борьбой за выпуск первой сотни автомобилей, завершение подготовки производства на заводах КамАЗа и заводах-смежниках, осваивавших поставку комплектующих, формирование технологических цепочек на своих производственных площадях.
В первые месяцы этого года механосборочный цех завода осваивал производство рулевого механизма, заднего рычага. На прес-сово-рамном заводе шло освоение штамповой оснастки для изготовления подрамников, сварки и окраски кузова. Со скрипом раскручивался механизм взаимодействия между станко-инструмен-тальным заводом - ПРЗ - управлением смежных производств, на котором в это время микролитражкой занимался маленький отдел составом в 16 человек.
Мощной поддержкой в движении служило Постановление Совета Министров СССР «О развитии производства товаров народного потребления». Задачи, поставленные партией и правительством, в то время игнорировать было опасно. Можно было сослаться на объективные трудности, но «беспокойный завод» не оставлял такой возможности, громко заявляя о себе всеми возможными способами.
18 февраля в газете «Вести КамАЗа» было опубликовано «Обращение коллектива производства легковых автомобилей к рабочим, служащим инженерно-техническим работникам КамАЗа», принятое на собраниях трудовых коллективов производства легковых автомобилей. «Доверие оправдаем», - говорилось в нем первой строкой и дальше ставились задачи подразделениям КамАЗа, задействованным в цепочке подготовки производства по всем направлениям.
От этого обращения трудно было отмахнуться: в стране шла перестройка. Инициативы трудовых коллективов обречены были на то, чтобы быть услышанными в период, когда партия делала последнюю попытку удержаться у власти на инициативе масс, энтузиазме трудящихся. Это было время Горбачева, период построения «развитого социализма с человеческим лицом».
Возможно, опытный производственник, стоящий во главе такого предприятия, каким было в то время ПЛА, мог опустить руки от безысходности, но во главе завода стоял не производственный, а политический лидер, хорошо владевший ситуацией.
Открытое письмо всколыхнуло не только руководителей, но рядовых тружеников, исполнителей на каждом рабочем месте. К реализации задачи подключилась пресса.
|
||
38
|
В «Рабочем КамАЗа» появляется серия статей («Вместо ускорения - задержка» - 24 марта 1988г., «Нужны конкретные действия» - 29 марта, «Запутались» - 7 июня), фотографии первых автомобилей (12 мая) и уже существующего сборочного конвейера (23 апреля). В программном материале дирекции КамАЗа «Об итогах и задачах» появился п. 6 «Генеральным директорам объединений, директорам предприятий совместно с профсоюзными комитетами: освоить производство микролитражных автомобилей «Ока» и комплектующих изделий к ним, новых моделей велосипедов, мотоциклов и других товаров».
В плане на 1988 год был утвержден выпуск 1000 автомобилей «Ока», несмотря на то, что «до 15 марта, - по словам заместителя главного инженера ПЛА В. Карпова, - в сбыт из-за некомплектности не ушло ни единой микролитражки из той сотни, что должна быть сдана еще в прошлом году».
Отношение к 0. Д. Белоненко как директору ПЛА было в тот период достаточно сложным. Производственники поглядывали на него свысока, помня недавнее прошлое «горлопана-главаря», профессионала идеологического фронта. То же ощущение не могло не сказываться и в коллективе, который он теперь возглавлял. Наиболее честные говорили об этом открыто, на собрании Совета трудового коллектива завода, где проходили выборы директора производства легковых автомобилей: «Считаю Вас недостаточно компетентным...»
31 марта 1988 года в официальном отделе газеты «Рабочий КамАЗа» было опубликовано положение «0 выборах руководителей, мастеров и бригадиров», разработанное на основе Закона СССР «0 трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями» и утвержденное Советом Трудового коллектива КамАЗа. После этой публикации на заводах, в руководстве Генеральной дирекции КамАЗа стали настойчиво говорить о том, что директора заводов должны
|
||
40
|
подтверждать свои полномочия в ходе отчетов о своей работе и альтернативных выборов.
Первые выборы директора проходили на литейном заводе 21 апреля, накануне первомайских праздников. Им стал А. И. Якобсон.
Третьим избранным директором был А. А. Масленников, возглавивший коллектив агрегатного завода с июня 1988 года. До конца года прошли выборы директоров на прессово-рамном (Г. Г. За-малтдинов), станкостроительном (Ю. П. Поздняков), заводе по ремонту двигателей (И. М. Костин), автомеханическом (Д. К. Мартиди).
И только о директоре, избранном в ходе этой кампании вторым в «Рабочем КамАЗа» не появилось ни строчки. Им был Олег Дмитриевич Бело-ненко - директор производства легковых автомобилей.
Память сохранила солнечность того дня и волнение, которым был наполнен зал АБК сдаточного корпуса автосборочного завода. Здесь в тот день собрался, наверное, весь коллектив производства, чтобы голосовать за своего директора.
Главным оппонентом выступал Анатолий Михайлович Бажанов, работавший наладчиком на 3-ем участке механосборочного цеха. Он считал, что Белоненко не способен решить поставленных задач. Вел собрание Сергей Николаевич Чураков - председатель профкома ПЛА. Слово было предоставлено всем желающим. А потом выступал Олег Дмитриевич. Просто, как всегда, говорил о том, что сделано, что еще нужно сделать. Альтернативы у него не было, и избран он был простым большинством голосов.
Казалось бы, все просто. Только с этого года стала прибавляться седина у него на висках и пошаливать сердце...
В июне на сбыте ПЛА накопилось около 30 микролитражных автомобилей, собранных несмотря на то, что львиную долю комплектующих (почти все заявленные еще на 1987 год 100 комплектов)
|
||
41
|
пришлось отдать на АвтоВАЗ. Люди не могли поверить в реальность выполнения поставленной задачи. «Рабочий КамАЗа» вначале начал критиковать нас, потом замолчал о проблемах микролитражки...
И тогда был сделан еще один почти отчаянный шаг: организован автопробег автомобилей «Ока» из Набережных Челнов в Тольятти на XV Грушинский фестиваль бардовской песни. По нынешним временам этот автопробег назвали бы грандиозной рекламной акцией, в 1988-ом это был поступок на грани авантюризма.
В дорогу вышли 7 автомобилей «Ока» с технологическими номерами, еще незарегистрированными в ГАИ. В каждой автомашине ехало по 4 человека с багажом и припасами на дорогу.
Все организационные проблемы, включая урегулирование взаимоотношений с ГАИ, решал Олег Дмитриевич. Участниками пробега были Юра Рыбаков, Тамара Кузина, Сергей Замащиков, Тамара Егорова, Раис Мавзютов, Галина Плюшкина и другие. Заводилы и в работе и в отдыхе, они стали агитаторами-пропагандистами нового автомобиля на фестивале и в пути.
Работа продолжалась, маховик раскручивался. И тем не менее, в октябре 1988 года на Х-й партийной конференции КамАЗа Белоненко вынужден был заявить: «1000 автомобилей, предусмотренных планом этого года, мы не соберем». Слишком грандиозной оказалась поставленная задача, слишком неповоротливым хозяйственный механизм объединения, слабыми существующие экономические рычаги. Кроме того, в республике было принято решение о строительстве Елабужского завода легковых автомобилей. Снова начались разговоры о ненужности производства легковых автомобилей на КамАЗе. ■
Кстати, было на Х-й партийной конференции выступление еще одного делегата, который говорил, что «воп- росы воспитания трудовой дисциплины, текучести кад- ров нельзя решить, не решив вопросов экономических». Это говорил помощник начальника управления запасных частей В. К. Каюмов, судьба которого сегодня так же неразрывно связана с судьбой микролитражки.
Итогом 1988 года стала сборка 129 микролитражных автомобилей «Ока» и необходимость доказательства нашей необходимости. |
43
|
На следующую страницу На страницу ЗМА 15 ЛЕТ На главную страницу