1992
Работа - на «пять»!
 
1992 год стоит в череде лет, характеризующихся общей эконо­мической нестабильностью и децентрализацией власти в некогда мощном и процветающем государстве.
Центробежные тенденции, рост национального самосознания, часто перехлестывавший через край и переходящий из националь­ного в националистическое, были в тот период и в Татарстане, но правительству республики и народам, ее населяющим, удалось прой­ти эти трудные времена, сохранив единство жизненных интересов. Проведенный 21 марта референдум о государственном статусе Рес­публики Татарстан обеспечил поддержку предложений правитель­ства республики на уровне Российской Федерации, сгладил остроту политических проблем. А вот в отношении экономики - решения по выживанию приходилось искать самостоятельно: на уровне респуб­лики, на уровне города, на уровне КамАЗа...
В Набережных Челнах, как и во всей стране, в 1992 году ощущал­ся значительный дефицит денежных средств. По итогам социально-экономического развития города, в 1992 году был отмечен спад про­изводства, снижение уровня капитального строительства, увеличе­ние безработицы.
В марте по городу прокатилась забастовка учителей школ, требо­вавших выплату заработной платы.
В июне решением мэрии города были введены продовольствен­ные чеки, регламентировавшие количество приобретения продуктов
Строительство нового корпуса завода микролитражных автомоби­лей продолжается. Май 1992 года
zma_1992-1.jpg
63
на одного жителя: 2,5 кг сахара, 1,5 кг мяса, полкилограмма сливочно­го масла и 1 бутылку водки в месяц.
Город отчаянно боролся за выживание. Боролся за выживание и КамАЗ.
Общее падение производства, сокращение выпуска модификации «КамАЗ-4310», снижение сбыта отозвались забастовками на литей­ном и автомобильном заводах,требованиями выдачи заработной пла­ты и внимания к социальной защите камазовцев.
Чтобы как-то поправить положение, на КамАЗе был издан приказ о ежемесячной реализации 250 грузовых автомобилей по бартеру для закупки продуктов и товаров, реализуемых через управление рабочего снабжения КамАЗа (магазины УРСа), и для выплаты зарп­латы работающим.
В рамках акционерного общества было принято решение о про­даже акций КамАЗа на 300 млн. рублей и льготных акций для его работников. АО «КАМАЗ» предпринимает так же ряд инициатив по развитию: прорабатывается возможность выпуска малогабаритных тракторов «К-20», газодизельных грузовиков, работающих на сжа­том природном газе.
В июне проводится совместное заседание профкома и админис­трации КамАЗа, целью которого стали выработка путей решения со­хранения кадров, рассмотрение возможностей оплаты труда. Зада­ча, стоящая перед КамАЗом: сплотиться еще более, выжить, подвер­гая как можно меньшему ущербу производство в нашей развалива­ющейся стране. «Будет жить КамАЗ - выживем и мы» - говорилось в резолюции этой встречи.
Завод микролитражных автомобилей в 1992 году первый год ра­ботал в качества самостоятельного юридического лица - общества с ограниченной ответственностью. 15 мая собрание акционеров АО «КАМАЗ», которое проводилось в Москве, утвердило решение о со­здании дочерних предприятий КамАЗа, в том числе и 000 «ЗМА».
К этому времени продукция завода прочно вошла в производ­ственные показатели КамАЗа как товар народного потребления, а
в 1992 году «Ока» была вклю­чена в план стратегического развития КамАЗа до 2000 года. Это объяснялось тем, что на АвтоВАЗе было принято реше­ние о прекращении сборки ав­томобиля «ВАЗ-1111» на площа­дях в Тольятти. ВАЗ оставлял за собой только сборку силовых агрегатов, планируя переда-: часть программы для освоения ее на СеАЗ. Туда были переааныд позднее (в 1994) линия сборки автомобиля и окрасочное оборудование фирмы «Durr -почти такое же, как монтирeмое сегодня на нашем завела
64
Кооперация сборки на ЗМА и СеАЗе снижала расходы на перевоз­ки, оптимизировала затраты. Окончательно вопрос о перераспре­делении количества выпускаемых автомобилей на заводах ВАЗа и КамАЗа должен был решиться на встрече руководителей заводов, но она по ряду причин откладывалась
Всех причин, препятствовавших встрече, называть нет необходи­мости. Но об одной из них хотелось бы сказать отдельно. Эта причи­на, по которой не мог быть на встрече руководителей Олег Дмитрие­вич Белоненко. В 1992 году снова, и очень серьезно, дали знать о себе сбои сердечной деятельности.
О том, что сердце у директора пошаливает вначале знали только близкие, да секретари приемной (Лариса Николаевна Соловьева, Людмила Ивановна Горчакова), но в один из весенних дней эта но­вость пронеслась по эстакаде второго этажа, где размещался каби­нет Олега Дмитриевича, потом по конвейеру, и эхом по цехам и отде­лам: «Директору плохо. Сердце».
Тогда им было принято решение: ехать на операцию в Германию, в Мюнхен. Тем более, что друзья помогли договориться с кардиоло­гической клиникой, известной своим высоким профессионализмом. У семьи Белоненко сохранились его записи, сделанные в течение недели (с 21 по 26 июня 1992 г.) во время пребывания Олега Дмит­риевича в клинике. Эти записи родные предоставили нам.
Все в них нацелено на будущее: впечатление об укладе жизни в Германии, выводы, оценки. Все - размышление «о них» и «о нас» - с целью применить у себя. Даже зарисовки велосипедной и автомо­бильной стоянок снабжены комментариями, как расположить их на заводе. Размышления говорят о постоянном, напряженном поиске улучшения ситуации у себя: в России, в Челнах.
«Мы просто не знаем, каким трудом даются блага. Считаем, скажи «рынок» - дело сделано. Очень жесткая штука - рынок. В сущности за ту работу, которую делают, получают скромно. И мы получаем много за ту работу, что делаем».
И тут же описание жесткого режима работы клиники: «Медсест­ры работают с 6.15 до 19.00. Работы много. Все быстро». Штрихи к описанию города, уклада жизни.
Даже там, перед операцией стеноза сердечных сосудов, которая еще должна была состояться, он не мог не думать о заводе.
И завод оправдывал ожидания своего директора, даже во время его отсутствия.
Работа в условиях «Общества с ограниченной ответственнос­тью» изменила отношение людей к производству: они почувство­вали себя хозяевами, поняли, что деньги можно и нужно зараба­тывать самим. ЗМА подписал в 1992 году (как и в предыдущих) тарифное соглашение с КамАЗом и руководствовался им в основ­ных направлениях, однако новая форма хозяйствования позво­ляла усовершенствовать систему оплаты труда, применить новые формы материального стимулирования. Средняя заработная пла­та по ЗМА в 1992 году составляла более 1800 рублей, премия до­стигала к концу года 170%. Кроме того, каждый работник, не имев­ший нарушений трудовой дисциплины, получал персональную
65
До завершения строительства нового корпуса завода микролитраж­ных автонобилей еще далеко...
zma_1992-2.jpg
денежную надбавку к отпуску, а к дню выпуска 10-тысячного ав­томобиля - дополнительное денежное вознаграждение.
В 1992 году на конвейере ЗМА было собрано 5 тысяч автомобилей, то есть столько же, сколько было выпущено за предыдущие 4 года.
Учитывая, что 000 «ЗМА» выполняет задание по производству то­варов народного потребления и ее развитие приносит прибыль, «Ока» была включена в план стратегического развития КамАЗа отдельной строкой.
Нельзя не сказать и о том, что вместе с ростом производства «Оки» появились и жадные руки, стремившиеся урвать, что плохо лежит. Это заставило руководство завода ввести договоры о материальной ответственности за сохранность собственности. Теперь из заработ­ка бригады высчитывались не только потери за допущенный брак, но и стоимость недостач по результатам инвентаризации.
Эти меры были оправданы,укрепляли в людях чувство ответствен­ности за общий результат.
К сожалению, стоимость микролитражки в 1992 году росла очень быстро. Если в августе 1991 года она стоила 3500 рублей, а к декаб­рю стала стоить 8400 рублей, то в апреле 1992 года стоимость «Оки» составляла 80000 рублей, а к концу 1992 года отпускная цена авто­мобиля для работников КамАЗа поднялась до 215 тысяч рублей, для коммерческих продаж - до 350 тыс. рублей.
Инфляция съедала сбережения населения, но приведение цен в соответствие с затратами, как ни парадоксально, позволяло разви­ваться 000 «ЗМА» и продолжать строительство нового корпуса.
К декабрю строительство его в основном было завершено; сюда подали тепло и начали монтаж технологического оборудования. Пе­реезд цеха сборки автомобилей планировалось осуществить в 1993 году. Активно велись переговоры по закупке линии окраски, заклю­чению договора со станкостроительным заводом на изготовление линии сварки кузовов.
Проектная мощность нового корпуса - 75 тысяч кузовов, наличие полного цикла сборочного завода (сварка-окраска-сборка), ини­циативы АвтоВАЗа по передаче производства «Оки» на ЗМА и СеАЗ позволяли задуматься о том, чтобы сделать автомобиль еще более привлекательным: найти варианты установки более мощ­ного и экономичного силового агрегата.

В 1992 году конструкторы КамАЗа и технологи ЗМА вышли на японскую фирму «Субару» с предложением о сотрудниче­стве. На ЗМА были получены 5 четырехцилиндровых силовых агрегатов для установки на «Оку» и опытной эксплуатации. Одновременно велись переговоры с

бб
«Фиатом», проработка компоновки этого агрегата в моторном отсе­ке, рассматривался вариант сотрудничества с Югославией.
Так же как работа по выбору окрасочной линии, как работа по альтернативному силовому агрегату, как инициативы по взаимодействию с ВАЗом, все стратегические вопросы обсуждались на совещаниях у 0. Д. Белоненко, во второй половине года вернувшегося на завод после лечения и отдыха.
Благодаря его настойчивости и инициативе дело двигалось, за­вод заявлял о себе как о самостоятельной хозяйственной единице.
Вспоминая эти годы, Н. И. Бех говорил в своем интервью «Белоненко был в хорошем смысле «кулак» - ему же все надо было свое и у себя. Поэтому в дела завода мы не вмешивались. Давали ему воз­можность хозяйствовать. Он выбирал партнеров, оборудование, мы
67
принимали принципиальные решения, касавшиеся финансирования, путей развития».
Такое взаимодействие давало хорошие результаты. Укрепился за­вод, укреплялась его социальная сфера. Продолжалось строитель­ство жилья, началась работа по оформлению права получения зе­мельных участков для строительства коттеджей для работников за­вода, было создано садово-огородное общество «Гладиолус», завод стал владельцем пасеки - мед реализовывался работникам завода через заводской магазин по льготным ценам. Очень активно, с ини­циативой и выдумкой стало работать бюро культурно-массовой ра­боты, созданное в составе отдела по работе с персоналом. Душой этого коллектива стала маленькая хрупкая женщина, умеющая при­нимать людскую боль как свою, создавать и дарить радость тем, кто работал с ней рядом.
Из воспоминаний Галины Александровны Макаровой - начальни­ка бюро культуры отдела по работе с персоналом в 1992 году:
«Мы были одной семьей, весь завод. Знали друг друга в лицо, знали, кто какими интересами живет. И главное, не было среди нас равнодушных друг к другу. Любой проблеме мог помочь любой, на­чиная с генерального директора. Из старого состава, если взять лю­дей, каждый скажет, что Белоненко ему чем-то да помог. И эта ат­мосфера шла по всем цепочкам управления, через заместителей ди­ректора, начальников отделов и так далее. Доходила до рядовых ра­ботников.
Когда окунулась в работу, поняла, что построить ее самой со сво­ими ребятами (было два инженера по культурно-массовой работе) невозможно, слишком большой пласт. Надо было устанавливать кон­такты. И видимо, какой-то магнитик включился: к нам пошли наши работники. Может, это произошло потому, что мы предлагали дела, которые были всем интересны. Ольга Андреевна была начальником отдела по работе с персоналом, я у нее спрашивала: «Как вы видите нашу работу?» Она сказала: «Неформально» и предложила устро­ить конкурс на лучшую ягоду. На свой страх и риск мы объявили этот конкурс - самое первое наше мероприятие. Приз был мешок сахара. Меня это шокировало. Я привыкла к тому, что призами были резинки, ручки и прочая мелочь. Сама Ольга Андреевна принесла землянику. Кто-то еще принес горстку ягод. В Красном уголке, где и мебели почти не было, мы убрались, красиво все поставили, выреза­ли салфетки из бумаги. На всех трех экспонатах мы сделали этикет­ки. Все по уму - комиссию составили, жюри. Пригласили заводчан посмотреть на конкурсную экспозицию. А когда появилось объявле­ние, что приз - мешок сахара, дело пошло! Потом нам люди повери­ли, что что-то происходит на заводе интересное.
Второе, крупное мероприятие - конкурс художественной само­деятельности. Швыдченко Анатолий Иванович - начальник отдела, читал стихи. Олег Дмитриевич тоже стихи читал. В жюри был кто-то из заместителей генерального директора. От нас замы генеральных по производству, как от мух отмахивались - не мешайте работать. А люди все равно тянулись к нам. Концерт удался на славу. И пошла серия. Причем, часто заводчане сами приходили, идею подавали.
68
Какой-то азарт спортивный открылся. Люди стали сами появляться. Один, оказывается, заядлый рыболов, другой - хороший фотограф, третий - цветы любит выращивать. Хотелось эти таланты проявить. Поэтому и появлялись различные конкурсы, выставки. Конкурс вы­печки - и весь завод, которому положено пахнуть маслом машин­ным и гарью, пахнет пирогами и вареньем. Как-то тыкву огромную приволокли на выставку, на тележке - через пустырь от города -еле через проходную пронесли. А она ни по одной номинации не проходила, но все-таки рассмотрело ее жюри, как продукт садовод­ства. Больше всего повезло жюри, потому что была дегустация. На этот период закрывался Красный уголок и все экспонаты пробова­лись на вкус.
В этом году на заводе были созданы клубы по интересам «Садо­вод», «Хозяюшка», положено начало проведению мероприятий, ори­ентированных на детей: «Папа, мама, я - спортивная семья», кон­курсы детского рисунка и многое другое».
В 1992 году стало активно развиваться сервисное обслуживание «Оки» - у 000 «ЗМА» появилось два дочерних предприятия: «Рем-кам», специализировавшийся на гарантийном ремонте, и «Спецкам», занимавшийся техобслуживанием и ремонтом микролитражек. Се­годня, через 10 лет, фирма «Ремкам» носит другое название и зани­мает трехэтажное здание с прилегающими к нему мастерскими, мой­кой, боксами по ремонту автомобилей. Это «Автоцентр-Ока», вырос­ший и повзрослевший, но по-прежнему возглавляемый бессменным директором В. И. Петровым.
Многое из существующего сегодня закладывалось в те трудные перестроечные годы...
Год 1992. Счастливые лица на черно-белой фотографии. Не из­менить. Не забыть. Все состоялось, как мечталось вначале. Как со­ставляющая успеха - пятый год работы завода принес 5 тысяч авто­мобилей - объем производства, равный предыдущим четырем го­дам напряженного труда. Мы сработали «на пять»! И в прямом и в переносном смысле.
На пороге новых испытаний...
69

На следующую страницу                           На страницу ЗМА 15 ЛЕТ                               На главную страницу

Hosted by uCoz