1993 г. До и после пожара
Для всех камазовцев и жителей города 1993 год разделен незри­мой чертой на две неравные половины: до и после 14 апреля, до и после пожара на заводе двигателей КамАЗа.
В политическом и экономическом отношении этот год и без того был наиболее сложным из всех перестроечных лет. Декларируемые правительством России намерения кардинально расходились с ре­шениями по их реализации. Официально 1993 год был объявлен Го­дом пожилых людей - в реалиях инфляция отбросила их далеко за черту бедности уже в начале года, так как минимальная заработная плата, утвержденная в стране 01.04.93 г. в размере 2250 рублей, со­ставляла только 27% от стоимости минимального набора продуктов потребительской корзины.
Кризис экономики реализовался осенью в кризисе власти, штур­ме Белого дома, «незаконном военном посягательстве на законную власть», как писали тогда газеты.
Выборы в Совет Федерации и Госдуму России состоялись 12 де­кабря, после октябрьских событий в Москве, как и голосование по проекту новой конституции Российской Федерации.
Более спокойное отношение к российским политическим процес­сам обеспечивала взвешенная позиция руководства Республики Та­тарстан и настойчивые инициативы по сдерживанию экономичес­кой и политической нестабильности. Подписанный в январе меж­правительственной делегацией «Договор о взаимном делегирова­нии полномочий и предметов ведения по политическим и экономи­ческим вопросам» между Российской Федерацией и Республикой Та­тарстан послужил основой для сохранения относительной стабиль­ности, а выдача именных приватизационных чеков Татарстана, на­ряду с российскими ваучерами, позволила поддержать население экономически.
70
Набережные Челны встречали Новый 1993 год с надеждами на улучшение. 15 января состоялся визит Президента Республики Та­тарстан М. Шаймиева в город, в ходе которого рассматривались и перспективы развития КамАЗа. Если в 1992 году было собрано 88943 КамАЗа, то в 1993 году планировалось увеличить их количество до 100 тысяч, а летом выпустить полуторамиллионный автомобиль. Про­должались поставки грузовиков на экспорт в Китай, Чили, ЮАР, Бот­свану, страны Восточной Европы и Совета Экономической взаимо­помощи. В начале года КамАЗ был частично освобожден от налогов на сверхплановую прибыль, и эти средства направлялись полнос­тью на нужды города, планировалось строительство 260 тыс. кв. м жилья. В результате акционирования КамАЗа 25% государственных акций должны были быть переданы коллективу завода безвозмезд­но и 5% - администрации по номинальной стоимости.
В ходе перемен и при наличии финансирования город приобретал свое национальное лицо: 1993-й год - это год, когда проспект 50-летия СССР стал называться проспектом Хасана Туфана, Ленинский - стал про­спектом Сююмбике, появились проспекты Чулман и Яшьлек. В городе их и сегодня называют двумя именами: старыми и новыми. Ленинград­ский и Комсомольский проспекты также узнаваемы, как их нацио­нальные тезки, особенно коренными камазовцами. Тогда же была нача­та разработка герба города; на майдане, фасаде ДК «Энергетик», на других зданиях появилась национальная символика Татарстана.
Нельзя сказать, что ситуация на КамАЗе была безоблачной: инф­ляция била по людям, и установленный в республике минимум зара­ботной платы в 4500 рублей в месяц хотя и был выше Российского (2250 руб.), не обеспечивал прожиточного минимума. Поэтому лиде­ры профсоюзов требовали у администрации увеличения минималь­ной заработной платы до 8 тысяч, настаивали на введении дотаций на питание и проезд в транспорте, других мерах социальной защиты.
На ЗМА начало 1993 года также неоднозначно: с января по фев­раль на заводе проведены 3 индексации заработной платы, а после апреля индексация будет проводиться ежемесячно и все же не пре­высит уровня инфляции по стране. Совершенствуется структура уп­равления заводом, в ее составе впервые выделены в самостоятель­ные подразделения служба заместителя ди­ректора по экономике и финансам, служба за­местителя директора по персоналу.
В1993 году работа с основным ресурсом -кадрами - на ЗМА становится определяющей. Впервые на базе отдыха «Лазурная» органи­зовывается открытие зимнего сезона. Надо сказать, что это было первое настоящее шоу; праздник, ныне организуемый каждый год, и не только зимой. В тот, первый раз, в гости к заводчанам были приглашены сторонники и пропагандисты здорового образа жизни, уче­ники и последователи метода Порфирия Ива­нова. Сначала приезжающих на отдых завод-чан встречали «братья-разбойники», которые
71
предлагали начать «поиски клада» на лыжне и в спортивных сорев­нованиях. Для ребятни тоже нашлись подходящие веселые конкур­сы и множество сладких призов. А потом наступило самое интерес­ное: возле специально вырубленной во льду проруби «ивановцы» демонстрировали купание в ледяной воде. Прорубь за ночь подмер­зла, и директор базы (Ю. П. Коваленко) несколько раз подрубал ле­док, чтобы воду снова не затянуло коркой. А тут - купаются «ива­новцы» и над заводчанами подсмеиваются: «Ну, кто сможет вместе с нами искупаться?» Народ поеживался и не шел, хотя и палатка возле проруби была, чтобы можно было раздеться не на глазах у публики. «Так кто?» «Я!» - и неожиданно для всех в палатку по­шел... директор завода. Вышел раздетый, окунулся в прорубь, будто делал это каждый день. Только потом, спустя годы, мы узнали от жены Олега Дмитриевича, что это было его первое в жизни купание в про­руби. «Ну, просто нельзя было, чтобы никто не доказал этим «ива-новцам», что мы тоже можем...» - сказал он ей. Следом за директо­ром в прорубь окунулся А. В. Лалетин, который системно занимался моржеванием, потом - еще кто-то. Праздник удался!
В начале февраля в городе состоялись ставшие уже традицион­ными гонки «Интердиректор-93». К тому времени эти соревнования на КамАЗе воспринимались далеко неоднозначно: многие видели в них ненужную трату денег. Поэтому организаторы мероприятия вы­нуждены были наряду с обычной программой объявить и коммер­ческие соревнования, за участие в которых желающий должен был заплатить полмиллиона рублей. Призами в коммерческих соревно­ваниях были объявлены: «ВАЗ-21О8» - за I место; за второе - авто­мобиль «Ока» и третье - видеодвойка.
Возле зрительских «трибун» на гонках «Интердиректор-93» была выставлена «Ока» с 42-сильным двигателем «Субару», впервые выс­тупившая в показательном заезде соревнований в прошедшем 1992 году. На этот раз на ее боковых дверях был написан призыв: «Ищу спонсора». ЗМА искал спонсора для реализации своих планов и, в то же время, выступал одним из спонсоров этих зимних ипподромных гонок на легковых автомобилях.
В 1993 году многое на ЗМА было впервые, особенно в отношении работы с персоналом. Впервые мы отправляли посылки для ребят, которые ушли служить в армию из цехов и отделов завода. Впервые проводился конкурс профмастерства, широко освещавшийся на пресс-центре завода, расположенном сразу после «вертушки» про­ходной. Впервые на заводе начала работу комната эмоциональной разгрузки, помещение для которой было выделено, несмотря на де­фицит площадей. Здесь в обеденный перерыв можно было восста­новить равновесие, послушав шум дождя, дыхание волн, спокойную классическую музыку.
Дальше - черта. Обрыв. Перед глазами до сих пор корпус завода двигателей и бегущая по нему цепочка пламени. Наступающая. Жад­ная. Теснящая игрушечные фигурки людей с брандспойтами, струя­ми воды поливающими кровлю. Кровля оседала под ногами, плави­лась, и люди отступали.
72
Окна моей квартиры - все! - выходили на завод двигателей, и зрелище пожара до сих пор стоит перед глазами, как сцены немого кино. Завод горел. Вечер вливался в комнату густой синевой, посте­пенно смазывая картину пожара, красноту пожарных машин, поли­вающих корпус вдоль всего периметра, и зловещих красных огней, мигающих над дорогой, ведущей к заводу двигателей, светофоров.
До и после пожара...
Причины пожара на заводе двигателей - это тема отдельного се­рьезного исследования и самостоятельных публикаций. Время для них, по-видимому, еще не наступило. Но для нас это был факт, изме­нивший течение жизни, судьбу КамАЗа, жителей всего города, вы­нужденных мобилизовать силы на восстановление производства си­ловых агрегатов.
В 22.00 14 апреля 1993 года все руководители ЗМА, от директора до начальников отделов, были на заводе, собрались в кабинете Бело-ненко. Существовала опасность, что огонь распространится на сда­точный корпус, и принимались меры по предотвращению пожара, обес­печивалась готовность к эвакуации документов, людей, имущества.
Из воспоминаний Бориса Александровича Левина - главного энер­гетика завода в 1993 году:
«Мы с Вячеславом Ивановичем не успели уйти. И все при нас проис­ходило. Подъехали люди, готовность вплоть до того, чтобы все эвакуи­ровать. Потом решили, что ничего этого делать не надо, приготовили пожарные краны, начали обливать корпус, чтобы пламя не передалось туда. Потом видим, пожар все больше и больше. Олег Дмитриевич тогда у себя оставался. Столб пламени выше нашей башни-«тюбетейки» был.

Сначала мы забегали в корпус, а потом уже нельзя было. Пожарные все оцепили. Но тоже ничего сделать не могли. Где-то через час Олег Дмитриевич всех собрал (Зубова, Сорокина, Конышева, Хлустикова, Грибова, Николаева, Шульпина, Тронину)».
Вспоминая о первых днях после этой трагедии, наш генеральный подрядчик, директор УС «Автозаводстрой» Александр Сергеевич Ев­докимов говорил: «Тогда, при первой встрече после пожара, Олег Дмитриевич сказал: «Ну, все! Теперь ты будешь работать на другую задачу. На новый корпус ЗМА вряд ли хватит сил и времени». Это было сказано без обиды, просто как горькая констатация факта». И особенно ценно, что «Автозаводстрой», буквально на следующий день после ликвидации пожара задействованный на демонтаже сго­ревшего и строительстве нового корпуса завода двигателей, смог до­строить и новый корпус завода микролитражных автомобилей. Сра­ботала и крепкая личная дружба Белоненко и Евдокимова, прошли проверку на прочность деловые отношения строителей и заводчан: новый корпус продолжал строиться и одновременно становился ба­зой для восстановления производства силовых агрегатов.
Прежде всего без раздумий и проволочек ЗМА предоставил пред­назначенные под цех окраски площади для размещения конвейера по сборке силовых агрегатов КамАЗа. Здесь в срочном порядке на­чали укладку технологических полов, которые и до сегодняшнего дня являются собственностью КамАЗа, не переданной на баланс ЗМА с тех самых послепожарных времен.
Уже в мае-июне на эти площади было завезено 85% оборудования конвейера «движков». Вдоль двухсотметровой стены были выстрое­ны обгоревшие станки и агрегаты, подлежащие восстановлению. Обо­рудование очищалось от гари, гудрона, укомплектовывалось за­пасными частями и запускалось в работу специалистами с завода дви­гателей, ЗРД, агрегатного завода. В декабре 1993 года сборочный кон­вейер по изготовлению двигателей малых серий на территории ЗМА начал поставку своей продукции на сборочный конвейер КамАЗа.
Пожар ударил не только по экономике. Прежде всего он ударил по людям: более 15 тысяч человек остались временно без работы, значит - их семьи остались без средств к существованию. Это страшно и сегодня, но в 1993 году, когда инфляция съедала те не­большие деньги, гарантированные постоянным заработком, это было катастрофой.
В конце апреля работники ЗМА перечислили заработок одного дня в созданный на КамАЗе фонд помощи заводу двигателей. А в июне на ЗМА начался прием на работу работников завода двигате­лей, временно оставшихся не у дел. В общей сложности нами было принято 64 человека. Многие из них и сегодня работают на ЗМА, со­ставив особый пласт коллектива - работников, принятых в самый тяжелый для КамАЗа год. Это Сауися Габбасовна Ширьязданова -оператор ОВК, Николай Васильевич Титов - наладчик МСП, Лидия Александровна Темникова - по-прежнему работающая на главном сборочном конвейере, Александра Николаевна Файзутдинова, вме­сте с которой в автосборочном производстве сейчас работают и ее сыновья Эдик и Сергей.
74
Еще одной действенной формой помощи КамАЗу в этот тяжелый период стало освоение производства деталей завода двигателей. 15 июля приказом по ЗМА была создана группа с непосредственным подчинением директору завода. Руководителем группы был назна­чен начальник механосборочного производства Вячеслав Николае­вич Шульпин. В ее состав входили А. М. Зиятдинов, Е. Н. Советкин, В. В. Мякинин, В. М. Воропаев, А. Н. Николаев, М. 3. Кашипова, А. А. Цыпленков, В. С. Нелюбин.
Из воспоминаний Минзели Замилевны Кашиповой - инженера-технолога ОАЭСП, а ныне начальника ПКТО:
«Прорабатывалось порядка 10 наименований деталей. Уже к се­редине августа на них были разработаны технологические процес­сы, подобраны режущий и вспомогательный инструмент, средства измерений. Чертежи на приспособления были выданы оперативно нашими конструкторами (Кутеповым, Фархуллиным, Чинкиным)».
Одна небольшая деталь: конструкторы выполняли чертежи уже в АБК нового корпуса ЗМА. С одной стороны - чтобы быть ближе к участку, на котором размещались дизелисты, с другой - чтобы по­немногу начать обживать такой долгожданный свой «заводской дом». «Часть деталей изготавливалась небольшими партиями в наших вспомогательных производствах - инструментальном отделе, цехе по ремонту оборудования для обеспечения сборки силовых агрега­тов, до освоения деталей в подразделениях КамАЗа. А вот 5 деталей обрабатывались на нашем заводе вплоть до конца года. Это два вида патрубков выпускных коллекторов, корпусные детали из алюминия. Их изготовление было освоено на 2-м участке МСЦ в бригаде Трифо­нова Сергея Михайловича. С ним же вместе мы комплектовали уни­версально сборочные приспособления на КИСМе.
Обработка штока для коробки передач велась «кооперативно» -часть операций выполнялась в МСЦ, часть в ЦРиОО, да и технологи­ческая подготовка велась двумя технологами. Спецоперации вел Н. А. Фархутдинов - тогда ведущий инженер ОАЭСП, а сейчас замес­титель главного инженера ЗМА по развитию.
Вначале напряжение было огромное, а потом все вошло в русло, как будто мы эти детали делали всегда».
«Напряжение было огромное», но, видимо,такустроены наши люди, что любая беда заставляет их сплотиться, забыть о междоусобицах и в едином порыве возродить из пепла то, что было уничтожено.
В декабре 1993 года на заводе двигателей уже можно было уви­деть первые выпускаемые здесь детали, ощутить ход восстановле­ния второй очереди сборки силового агрегата. Восстановительные работы продолжались.
Ситуация на КамАЗе подстегнула развитие инициатив по «Оке». Завод, производящий реально востребованную продукцию, помога­ющий в расчетах за комплектующие и запчасти к восстанавливае­мому оборудованию, имел право на жизнь.
Сразу после пожара в качестве конкретной помощи АвтоВАЗ, организовав у себя двухсменную работу, увеличил производство двигателей для «Оки» на 1 тысячу штук, чтобы за счет сверхплано­вого выпуска автомобилей КамАЗ смог компенсировать недостаток
75
денежных средств, необходимых для закупки материалов, кабеля, для расчетов с поставщиками.
В октябре КамАЗ дал добро на создание акционерного общества по выпуску микролитражных автомобилей «Ока» в союзе с Авто­ВАЗом. Деловой интерес к развитию ЗМА проявило и руководство Республики Татарстан, которое выделило средства на закупку окра­сочного оборудования немецкой фирмы «Durr». Предоставленная правительством Татарстана квота на реализацию нефти должна была составить по расчетам не менее 20% Уставного капитала АО. Еще од­ним его участником готов был выступить «АвтоВАЗбанк», предложив­ший кредиты на закупку оборудования для завода.
Особую привлекательность для инвесторов имело то, что завод готов был переехать в новый самостоятельный корпус, площадь ко­торого составляла более 48 тыс. кв. м. Здесь уже с 1 декабря плани­ровалось запустить конвейер в режиме пусконаладки, разворачива­лось кузовное производство, устанавливались обкаточные стенды и другое оборудование.
Модель «Оки», добротно сконструированная АвтоВАЗом в 80-ые годы, имела реальную перспективу и обширный рынок сбыта, а рабо­та заводчан по повышению показателей надежности, создание на ЗМА собственной конструкторско-технологической службы давали реаль­ные шансы улучшить ее показатели на дальнейшую перспективу. Од­ной из многообещающих идей, осуществляемых ЗМА на базе своего дочернего предприятия «Спецкама», было освоение «Оки» в качестве передвижной эколаборатории. В сентябре 1993 года один из таких автомобилей был представлен комитету по экологии и природополь­зованию Верховного Совета РФ и демонстрировался на международ­ной выставке «Экология-93». За опытный образец тогда предложили 7 млн. рублей. Оборудована была «Ока» приборами, которые в счи­танные секунды могли выдать на компьютер показатели по 9 задан­ным факторам. Только под опытно-конструкторские работы Министер­ство экологии выделило 2 млн. рублей; планировался выпуск 30 ав­томобилей по заказу санитарных служб Республики Татарстан.
Кроме того, с деловой инициативой по совместной сборке автомо­билей «Ока» обратились к КамАЗу венгерские партнеры. Они предла­гали организовать поставку кузовов с КамАЗа и готовы были взять на себя закупку японских двигателей. Правительство Венгрии обещало освободить новое производство от налогов на 10 лет, а прибыль от деятельности этого совместного предприятия делить пополам.
И все-таки главным ресурсом, на который рассчитывало ру­ководство ЗМА, оставались люди. На столе у директора завода лежала солидная папка с надписью: «Человек прежде всего». То, что завод являлся самостоятельным юридическим лицом, да­вало ему серьезное преимущество по сравнению с другими за­водами КамАЗа: позволяло обеспечивать заводчан регулярной заработной платой, решать проблему обеспечения жильем, до­биваться разрешения от правительства Республики Татарстан отвода 25 гектаров земли, на которой планировалось начать строительство 120-140 коттеджей, расчет за которые произво­дился бы в рассрочку в течение 10 лет.
76
На ЗМА была впервые (опять впервые!) разработана программа «Персонал», утвержденная приказом по заводу в конце 1993 года. Ее реализация предусматривала прием, адаптацию, обучение кад­ров, развитие самых различных форм работы с людьми: формиро­вание и поддержку династий, обучение и последующий прием на завод детей работников ЗМА, такие формы работы, как конкурсы «Мама, папа, я - спортивная семья», конкурсы творчества, огород­ный конкурс «Урожай года», концерты заводских артистов, музыкан­тов, выставки художников.
В 1993 году на ЗМА было введено звание «Человек недели». Ито­ги этого конкурса подводились еженедельно возле пресс-центра за­вода и пользовались большой популярностью. Кандидатов на кон­курс выдвигали цеха, службы, отделы, а победитель определялся об­щим голосованием прямо здесь же, у пресс-центра. Каждый присут­ствовавший на представлении соискателей конкурса, выслушав ар­гументы руководителей, представляющих своих кандидатов, опус­кал красную фишку, являющуюся знаком голосования, за того, кого он считал достойным этого звания. Например, в декабре звания «Че­ловек недели» были удостоены Зануфа Крючкова - слесарь меха­носборочных работ цеха сборки и доводки автомобилей; Валентина Карабаева - оператор механосборочного цеха; Валентина Николь-кина - контролер входного контроля; Александр Татаренко - налад­чик механо-сборочного цеха.
Основными критериями для определения «самых-самых» были профессионализм, активность в общественной жизни, спортивность, музыкальность, просто известность и популярность личности в кол­лективе. Например, Валя Николькина получила это звание за то, что отлично сдала экзамен на повышение квалификации и все экзаме­ны в Камском автомеханическом техникуме. В неделю, когда ее кан­дидатура была выдвинута на обсуждение, она - самая молодая из кандидатов на звание - готовилась выйти замуж.
Помнят на заводе и совсем особенные случаи присвоения зва­ния «Человек недели». Даже сейчас, по прошествии 9 лет, многие вспоминают Ирину Ивановну Котову - экономиста финотдела, кото­рую назвали «Человеком недели» единогласно. Она запомнилась тем, что забрала к себе домой бездомного 5-летнего ребенка, брошенно­го родителями и катавшегося в городе на автобусах, чтобы как-то согреться. Случай этот поразил всех, и в коллективе оценили ее за доброту и сопереживание.
Кто-то из этих людей уже не работает на заводе, кто-то продолжа­ет трудиться. Валя Николькина сегодня носит фамилию Козицина, на­ходится в декретном отпуске, Валентина Карабаева стала коммерсан­том. По-разному складываются судьбы. Но уверена, каждый из этих людей сохранил теплые воспоминания о коллективе завода, о труд­ном 1993-ем, будто незримой чертой разделенном на две неравные части - до и после пожара.
В течение этого года на ЗМА было собрано 5739 автомобилей (или 125% от выпуска 1992 года). 17 декабря 1993 года на заводе вышел приказ «О начале организации сборки автомобилей «ВАЗ-1111» в пусконаладоч-ном режиме». Все дальше, в прошлое, уходили от нас отсветы беды...
77

На следующую страницу                                     На страницу ЗМА 15 ЛЕТ                                  На главную страницу

Hosted by uCoz