Страница ГАЗОБАЛЛОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ LPG
Начиная с 2016г. стал довольно много ездить на авто - около 25 тыс. км. в год. Поэтому решил поставить газобаллонное оборудование. Поставил при пробеге чуть более 50 т. км. Выбор пал на maxi2 - как оптимальное , как мне тогда представлялось, по соотношению цена/качество. Приобрел минимальный комплект оборудования, докупил баллон, мультиклапан, прочую мелочевку, поставил самостоятельно. Проблем при установке никаких особых нет, времени на установку ушло 2 дня по 7...8 часов. По стоимости вышло около 20500 руб. Сразу надо сказать, что выпускные клапана проседали еще при работе только на бензине, при работе на газе проседание клапанов только усилилось. Выпускные клапана продолжали проседать, по этой причине приобрел и поставил вариатор опережения зажигания 60-2.(https://60-2.ru) Вариатор обошелся в 3500 руб с доставкой. На скорость проседания клапанов это практически никак не повлияло.
Подробнее тут: Установка вариатора 60-2
При пробеге 100 т.км. просели выпускные клапана практически до минимума - пришлось снимать и ремонтировать ГБЦ. К пробегу 100 т. км. выпускной клапан 3-го цилиндра просел на 1,5 мм, выпускной 4-го цилиндра просел на 1 мм, выпускные 1-го и 2-го цилиндров просели примерно на 0,5 мм. Так что прикупив новые седла и инструмент, решил более не тянуть и заменить седла клапанов. Седла (металлокерамические) покупал в интернет-магазине http://sv-parts.ru/Отдал образец седла на анализ в ООО Ресурс, результаты:
Mo 1,5; Cu 0,83; Ni 0,55; Fe 94,6; Mn 0,78; Cr 1,21; V 0,08; Ti 0,08
Легирующих добавок конечно мало, но, похоже, все-таки металлокерамика... Померил твердость седел портативным твердомером ТКМ-459 - 32...45 HRC Для сравнения померил твердость болта группы прочности 10.9 - 20...35 HRC, напильник 50...63 HRC Снял головку - седла с одной фаской, седла все в пятнах, мелких раковинах. Решил заменить только седла выпускных клапанов 3-го и 4-го цилиндров - дальнейшая эксплуатация объективно покажет разницу между заводскими и вновь установленными металлокерамическими седлами... Удаление старых седел - сначала попытался вырезать седло бор-фрезой вручную, но вскоре отказался от этого метода - из-за опасений зацепить и запороть тело головки - после запрессовки седел на заводе внутренние каналы были расточены начисто, и граница между телом седла и телом самой головки очень плохо видна... В итоге одно седло выбивал, приварив с нему старый клапан с обточенной по размеру седла тарелкой, второе седло выбивал, нарезав метчиком резьбу М30 и ввернув соответствующий короткий болт. Перед этим равномерно прогрев ГБЦ. При ремонте ГБЦ использовал тепловую пушку для нагрева головки - грел до 160...180 градусов, контролируя контактным термометром - больше не стал из-за опасений коробления ГБЦ. Седло с приваренным клапаном вышло относительно легко - за пару несильных ударов молотком, седло с нарезанной резьбой вышло заметно туже. Но, в общем, тоже нормально - посадочные места не повреждены, без задиров. Кстати, уже после нашел в инете вот такое изобретение для извлечения седел клапанов - мне кажется стоящее приспособление - http://www.findpatent.ru/patent/171/1712122.html
Запрессовывал седла, охладив их в жидком азоте (имеется на работе), и , соответственно, нагрев ГБЦ. На 2 седла ушло буквально полстакана жидкого азота. Далее, еще при подготовке к ремонту подумывал прикупить и направляющие клапанов, на тот случай если придется менять... Но в ближайших магазинах номинальных втулок не оказалось, а имеющиеся ремонтные надо обрабатывать, насколько мне известно, и снаружи и изнутри.. Но... Уже сняв и разобрав ГБЦ, обнаружил повреждение направляющей втулки как раз выпускного клапана 3-го цилиндра. Из-за этого ли данный выпускной клапан сильно проседал, или совпадение? Х.з.! У выпускного клапана 4-го цилиндра направляющая втулка целая, а проседал этот клапан не сильно меньше... Все остальные направляющие втулки тоже целые...
фото направляющей втулки : http://www.lkforum.ru/blog.php?u=42163
Каков износ направляющих втулок? Сложно сказать, измерительный инструмент не использовал, по моим ощущениям, износ средний, только в направляющей 3-го цилиндра выпускной клапан сильно болтается... Так как авто нужно было относительно срочно, с заменой направляющих втулок решил не заморачиваться и оставвить все как есть. Но, забегаю вперед, - через 2...з дня после окончания ремонта авто при запуке начало дымить - слетел м/с колпачек с этой поврежденной втулки. Пришлось купить м/с колпачки Masterspor, которые прижимаются нижними шайбами пружин, и поставить их. Далее. Еще одно упущение допустил - при подготовке к ремонту не нашел поблизости притирочную пасту и решил обойтись имеющейся пастой ГОИ. Оказалось , зря. Раковинки, пусть даже и очень мелкие , выводить одной только пастой ГОИ тяжело. И специального удобно приспособления для притирки клапанов не было - пришлось делать самодельное из куска резинового шланга... Ну, в конце концов все сделал - вставил, прирезал седла и притер все клапаны. Слегка вручную мелкой наждачкой шлифанул ГБЦ и плоскость блока цилиндров и поставил металлическую прокладку ГБЦ от Гранты. Зазоры клапанов пока для начала сделал слегка увеличенные 0,2...0,3 впускные, 0,5...0,6 выпускные. Тысяч через 5...10 пробега проверю/отрегулирую. Проехал после ремонта первые 5 тыс. км. - все было нормально, замечаний нет. Денежные затраты на ремонт ГБЦ:
седла с доставкой 800 руб
опрака для запрессовки седел 450 руб
н-р фрез (шарошек) 1600 руб
рассухариватель клапанов 250 руб
съёмник м/с колпачков 300 руб
м/с колпачки 200 + 300 500 руб
сальник распредвала 150 руб
прокладка ГБЦ 600 руб
прокладка ресивера 500
прокладка резонатора 50
кольца форсунок и рампы 50
рег шайбы 2х75 = 150
ИТОГО 5400 руб;
Трудозатраты: пять вечеров после работы.
Потом , после 5 тыс. км. пробега заметил, что начались пропуски воспламенения иногда (только на холостом ходу). Причем именно в 3 и 4 цилиндрах, где менял седла выпускных клапанов. Но. Но вот проседание клапанов выпускных продолжается - правда в 3 и 4 немного - за 10000 км на 0,1мм, а в 1-м на 0,2мм и во 2-м цилиндре на 0,4мм. Тогда же, при пробеге 110 тыс.км, начались частые пропуски воспламенения - поэтому вариатор опережения зажигания снял - без вариатора все нормально, никаких пропусков воспламенения.. На динамику разгона и экономичность это тоже практически никак не повлияло.
10 august 2018 Потом прикупил еще заготовку для седла клапана - металлокерамика, фирмы Kolbenschmidt, каталожный номер 50 004 948 , размеры 34х27х10. Проверил твердость тем же твердомером - твердость 48...52 HRC.
Потом еще прикупил металлокерамическую заготовку от компании Мотор-инструмент, фактические размеры 32,8х27,5х11мм:
По заявлениям производителя:
Хим. состав, %: C=0,5…0,8; Cu=8…13; Co=4,5…7,5; Ni=1,0…2,5; Mo=1,0…2,0; S<0,5;
Fe — остальное
Твердость, HB: 280…380
Фактически по результатам спектрального анализа:
Cu 20,54%; Co 6,31%; Mo 1,10%; Pb 0,17%; Fe
71,33% ( содержание углерода определить не смогли).
Твердость, измеренная портативным твердомером ТКМ-459 - 39...54 HRC ( на готовом свежевыточенном седле).
Тут для объективности надо отметить, что этот портативный твердомер дает большую погрешность, особенно на маленьких деталях.
03 сентября 2018
К сожалению, проверить седла от Колбеншмидт и Мото-инструмент не удалось, т.к. седла в процессе изготовления я "запорол".
Дело в том, что многие производители пишут (SV-parts.ru в частности), что наружный диаметр седел 32,4...32,5мм. Фактически же оказалось, что диаметр расточки под седло выпускного клапана ВАЗ составляет 32,5мм ( температура ГБЦ была около 50 градусов).
А фактический диаметр седел выпускных клапанов от SV-parts.ru составляет 32,6...32,63мм.
Ну, т.к. у меня оставались в запасе еще 2 седла, которые я покупал в свое время в интернет-магазине SV-parts.ru , то их-то я и поставил:
2 таких же ранее установленных седла при пробеге 100 тыс. км. показали себя, в общем , хорошо - первые несколько тыс. км. попритерлись, и последние 10 тыс. км. нисколько не проседали. Также заодно заменил все направляющие втулки клапанов.
Денежные затраты на ремонт ГБЦ:
Седла (kolbenschmidt + мотор-инструмент) 600 руб
Прокладка ГБЦ 600 руб
Направляющие втулки 400руб
маслосъёмные колпачки 200руб
Притирочная паста 200 руб
Приспособление для притирки 200 руб
ИТОГО ...........................................................2200руб
Трудозатраты - четыре вечера после работы.
22 сентября 2018
25 октября 2019г. Выкладываю статистику по клапанным зазорам за последнее время:
------------------------------------------------------------------------------------------
при пробеге 100000 км - ремонт ГБЦ..................
замена седел выпускных клапанов 3-го и 4-го цилиндров,
------------------------------------------------------------------------------------------
пробег......вып.......вп.........вп.........вып........вып.......вп........вп.........вып
шайба.......1-й цилиндр...........2-й цилиндр..........3-й цилиндр...........4-й цилиндр
------------------------------------------------------------------------------------------
100000......0,5.......0,25.......0,25.......0,5........0,7.......0,3.......0,25.......0,55
...............350.......352........350........365........510.......335.......345........470
------------------------------------------------------------------------------------------
105000......0,55.......-...........-...........0,6..........0,7.........-...........-...........0,6
................340.......352........350........350........510.......335.......345........460
------------------------------------------------------------------------------------------
110000......0,5.......0,25.......0,3........0,5........0,55......0,3.......0,3........0,55
.............330.......352........350........320........500.......335.......345........460
------------------------------------------------------------------------------------------
снял вариатор
------------------------------------------------------------------------------------------
113300......0,5........-..........-..........0,4.........0,55........-..........-..........0,55
............330.......325........350........310........500.......335.......345........460
------------------------------------------------------------------------------------------
ремонт ГБЦ - замена седел выпускных клапанов 1-го и 2-го цилиндров;.....................
замена направляющих втулок
------------------------------------------------------------------------------------------
113300......0,5........-..........-..........0,5.........0,55........-...........-.........0,55
............490.......325........350........480........500.......335........345.......460
------------------------------------------------------------------------------------------
116485......0,65......0,35.......0,35.......0,65.......0,65......0,35.......0,35......0,65
.................440.......345........360........435........450.......340........345.......425
------------------------------------------------------------------------------------------
122380......0,65......0,3........0,35.......0,65.......0,7.......0,35.......0,35......0,6
.................415.......345........360........405........450.......340........345.......425
------------------------------------------------------------------------------------------
128790......0,6.......0,25.......0,25.......0,5........0,6.......0,25.......0,25......0,45
................405.......350........370........400........450.......350........357.......420
------------------------------------------------------------------------------------------
132050......0,55.......-..........-.........0,55.......0,55.......-..........-........0,5
.................400........-..........-.........390........450........-..........-........405
------------------------------------------------------------------------------------------
Сдвинул задающий шкив ДПКВ на 5 градусов по ходу вращения
------------------------------------------------------------------------------------------
134200......0,5.......0,30.......0,25.......0,5........0,45......0,3........0,3.......0,5
.................400.........-...........-..........390.........450.........-...........-........405
------------------------------------------------------------------------------------------
139000......0,7.......0,30.......0,25.......0,65.......0,7.......0,3........0,30......0,65
.................385........-............-..........370.........420.........-...........-.........380
------------------------------------------------------------------------------------------
Сдвинул задающий шкив ДПКВ на 9 градусов по ходу вращения
------------------------------------------------------------------------------------------
142800......0,65......0,25.......0,25.......0,7........0,7.......0,3........0,25......0,65
.................370..........-...........-..........360.........420.........-...........-.........380
------------------------------------------------------------------------------------------
Нда , не очень радостная статистика - выпускные клапана продолжают проседать, может только не так сильно, как раньше. Ну, уж что есть.
пробег......вып.......вп.........вп.........вып........вып.......вп........вп.........вып
шайба.......1-й цилиндр...........2-й цилиндр..........3-й цилиндр...........4-й цилиндр
------------------------------------------------------------------------------------------
151300......0,7.......0,25.......0,25.......0,7... .....0,7.......0,3........0,25......0,7
.................350.........-............-...........340.........-..........-............-.........-
------------------------------------------------------------------------------------------
Задающий шкив ДПКВ сдвинут на 6 градусов по ходу вращения
------------------------------------------------------------------------------------------
155200......0,65......0,25.......0,25.......0,65........0,7.......0,3........0,25......0,7
.................350.........-............-............340........-..........-............-.........-
---------------------------------------------------------------------------------------------
160400......0,7.......0,25.......0,25.......0,7.........0,75......0,3........0,25......0,75
.................330.........-...........-..........320..........420.........-...........-.........360
---------------------------------------------------------------------------------------------
164500......0.6.......0.25.......0.25.......0.6.........0.75......0.3........0.25......0.85
.................330.........-...........-..........320..........420.........-...........-.........360
---------------------------------------------------------------------------------------------
168500......0.55........-.........-.........0.55.........0.7........-..........-........0.7
.................330........-...........-........300..........420.......-...........-.........360
---------------------------------------------------------------------------------------------
пилил распредвал
---------------------------------------------------------------------------------------------
169300......0,55........-.........-.........0,55.........0,50.......-..........-........0,5
.................405........-...........-........390..........435.......-...........-.........380
---------------------------------------------------------------------------------------------
170500......0.50......0,25.......0,25.......0.50.........0.50.....0,25.......0,25.......0.55
.................405......350........372........390..........435......355........355..........370
---------------------------------------------------------------------------------------------
176000......0,35......0,25.......0,25.......0,35.........0,35.....0,25.......0,25.......0,38
.................405......-...........-.........-.............-........-..........-...........370
-------------------------------------------------------------------------------------------------
180000......0.55.......-...........-........0.5..........0.5........-............-......0.55
.................370..........................360.........420.................................350
.................................................................................................
-------------------------------------------------------------------------------------------------
184700......0,60......0,25.......0,25.......0,55.........0,55......0,25......0,25.......0,55
................360............................335...........400..............................320
-------------------------------------------------------------------------------------------------
190000......0,5........-..........-..........0,5.........0,45.......-.........-.........0,45
................-............................ 320.............-...............................310
-------------------------------------------------------------------------------------------------
16 апреля 2022, пробег 195000 км.Выпускные клапана продолжали проседать, и к пробегу 195000 км просели до минимума (3мм в 4-м цилиндре)
25 апреля 2022г. менял седла выпускных клапанов
Приобрел еще металлокерамические заготовки от компании Мотор-технология, сделал три выпускных седла, и одну заготову от компании Колбеншмидт ( 500 049045, серия HT, размеры 33х26х10), изготовил одно седло. Поставил все эти седла взамен изношенных на выпуск. 3 цилиндра - седла от компании Мотор-технология; 1 цилиндр - седло Kolbenschmidt 50004945.
пробег......вып.......вп.........вп.........вып........вып.......вп........вп.........вып
шайба.......1-й цилиндр...........2-й цилиндр..........3-й цилиндр...........4-й цилиндр
-------------------------------------------------------------------------------------------------
195100......0,60......0,25.......0,25........0,70........0,85......0,25......0,25.......0,90
.................405......350.........372..........435.........412........380.......355.......390
----------------------------------------------------------------------------------------------
195800.....0.6........0.25......0.25.........0.65.......0.6........0.25......0.25.......0.6
.................405..........-..........-............435.........440.........370..........-...........415
----------------------------------------------------------------------------------------------
Перебрал газовый редуктор с использованием ремкомплектов для редуктора и для э/м клапана. Последнее время авто переходило на газ только после полного прогрева - оказывается это заедал газовый электромагнитный клапан:
Cлучайно купил дешевый ремкомплектов для редуктора - там только голая резиновая газовая мембрана. Вот такой:
Пришлось помучаться, переставляя клапан. Настоятельно рекомендую всем покупать наиболее полный ремкомплект.
Металлокерамические седла от компании Мотор-технология за полгода показали себя весьма хорошо - проседание выпускных клапанов минимальное. Седло от компании Kolbenschmidt показало себя хуже.
Осенью 2022г. пробеге около 210т.км. после очередной регулировке клапанных зазоров выпускного клапана 4-го цилиндра поставил регулировочную шайбу, которая оказалась "сырой" и износилась примерно за месяц. Шайба вылетела, повредило толкатель, распредвал и вырвало одну шпильку крепления крышки распредвала. Заменил толкатель, распредвал, отверстие под шпильку в ГБЦ просверлил глубже, дорезал резьбу и подобрал удлинненную шпильку. Распредвал + толкатель обошлись примерно в 4000 руб.
замена седел выпускных клапанов
пробег......вып.......вп.........вп.........вып........вып.......вп........вп.........вып
шайба.......1-й цилиндр...........2-й цилиндр..........3-й цилиндр...........4-й цилиндр
-------------------------------------------------------------------------------------------------
195100......0,60......0,25.......0,25........0,70........0,85......0,25......0,25.......0,90
.................405......350.........372..........435.........412........380.......355.......390
----------------------------------------------------------------------------------------------
195800.....0.6........0.25......0.25.........0.65.......0.6........0.25......0.25.......0.6
.................405..........-..........-............435.........440.........370..........-............415
----------------------------------------------------------------------------------------------
197500.....0,6........0,25......0,25.........0,65.......0,55.......0.27......0,25.......0.55
..................-............-...........-..............-............-............-............-.............415
----------------------------------------------------------------------------------------------
202200.....0,5........0,25......0,25.........0,6........0,5........0,3.......0,25.......0,45
..................-............-...........-..............-............-............-............-.............415
----------------------------------------------------------------------------------------------
204000.....0,5........0,25......0,25.........0,6........0,55.......0,3.......0,25.......0,6
.............405...........-...........-.............435..........440...........-...........-...........400
----------------------------------------------------------------------------------------------
209000 Замена распредвала
----------------------------------------------------------------------------------------------
211500.....0.5........0.25.......0.25........0.45........0.5.......0.25.......0.2.......0.5
............440.........380.........405..........510.........490.......412........390.......480
----------------------------------------------------------------------------------------------
220200.....0.5........0.2........0.2.........0.5.........0.5........0.2.......0.2.......0.5
.............400........385........410.........500.........490........415.......390.......480
----------------------------------------------------------------------------------------------
225700.....0.45.......0.25.......0.25........0.45........0.45........0.2......0.22......0.45
.............385.........-..........-...........-...........-.........415........-.........-..
----------------------------------------------------------------------------------------------
При пробеге 225700 залил новую прошивку в блок управления и настроил ГБО так, чтобы на всех режимах был принудительный довпрыск бензина 5%, а на больших оборотах и болшьших нагрузках довпрыск бензина чтоб был 50%. Поезжу, посмотрим, что это даст.
Самостоятельное изготовление адаптеров для подключения к ЭБУ ГБО Мифы насчет ГБО Принципиальная схема датчика давления газа PS-02plus (оригинальный датчик) Принципиальная электрическая схема датчика давления газа PS-02plus (оригинальный датчик) Принципиальная схема датчика давления газа PS-02plus (дешевый китайский аналог) Принципиальная электрическая схема датчика давления газа PS-02plus (дешевый китайский аналог) Приблуда для постоянного мониторинга давления газа через смартфон