************* СТРАНИЦА  В  ПРОЦЕССЕ  ИЗГОТОВЛЕНИЯ  ****************************

  *************  ПОКА  ИНФОРМАЦИЯ ТОЛЬКО ПОД  "НИВУ" ВАЗ-21213 *****************

                                     А. Долганов. Регулятор угла опережения зажигания на PIC16F84.

В целесообразности применения электронных регуляторов угла опережения зажигания (ОЗ) на автомобиле сейчас уже почти никто не сомневается. Они позволяют существенно повысить эксплуатационную надежность системы зажигания. Анализ известных решений регулятора показывает, что они нередко довольно громоздки по схеме и не всегда устойчивы в работе. В статье описано еще одно устройство, требующее минимума деталей и имеющее приемлемую точность отсчета угла ОЗ.

Кроме указанного в заголовке микроконтроллера, в регуляторе применены два транзистора КТ503А и стабилизатор напряжения 78L05. Даны чертеж печатной платы, фотография одного из вариантов регулятора, установленного на крышке блока зажигания, и HEX-файл программы микроконтроллера. Файл с текстом программы размещен на  FTP-сервере по адресу <ftp://ftp.radio.ru/pub/2006/03/ruoz.zip>.

      Описываемый ниже регулятор разработан применительно к автомобилю "Нива" ВАЗ-21213 , оборудованному БСЗ с датчиком Холла.

  Принципиальная электросхема :

 

  Резистор R1 - нагрузка датчика Холла.  Цепь R3C2 служит для предустановки контроллера при включении питания и для задержки начала его работы на некоторое время до окончания переходных процессов в регуляторе.  Конденсаторы С4 , С5  и кварцевый резонатор ZQ1 - элементы тактового генератора контроллера.  Вывод микросхемы контроллера RB0 запрограммирован  как вход , а вывод RB1 - как выход.

 На транзисторах VT1 и VT2 собраны инверторы сигнала.  Диоды VD2 , VD3 включены по схеме элемента "ИЛИ".  Диоды VD1 ,VD4 повышают четкость работы инверторов.  Конденсаторы С1 , С7  предназначены для защиты от помех в цепях сигнала.  Дроссель L1 с конденсаторами С3, С6 , С8, С9 защищают устройство от помех со стороны бортовой сети автомобиля.

 

 Чертеж платы( все детали припаяны непосредственно, без отверстий) :

Регулятор угла ОЗ включают в разрыв провода , идущего от выхода датчика Холла к блоку зажигания. Проводники питания датчика Холла надо оставить без изменений.

 После установки регулятора на автомобиль надо заблокировать кулачки центробежного регулятора опережения зажигания . Прерыватель-распределитель устанавливают в соответствии с инструкцией.

Выполнение одной команды микроконтроллером PIC16F84А происходит за 1 мкс , за исключением команд перехода , которые в случае , если условие верно , выполняются за 2 мкс.

 При включении зажигания на выходе датчика Холла может быть как высокий так и низкий уровень. По логике работы программы микроконтроллер в это время , а также при работе двигателя на холостых оборотах формирует на выходе RB1 сигнал низкого уровня. Этот сигнал никак не воздействует на состояние второго инвертора , так как диод  VD2 закрыт.  Поэтому сигнал с датчика Холла , пройдя два инвертора , попадает на блок зажигания в первоначальной фазе.  В соответствии с программой на выходе RB1 сохраняется сигнал низкого уровня до того момента , когда коленчатый вал двигателя достигнет частоты вращения 1200 об/мин.

 При дальнейшем увеличении числа оборотов микроконтроллер начнет формировать импульсы высокого уровня , опережающие по фазе входные , поэтому искрообразование будет происходить раньше. Опережение будет тем больше , чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя. Задача программы микроконтроллера - измерить время , в течение которого напряжение с датчика Холла соответствует низкому уровню. Это время - параметр , прямо указывающий на частоту вращения коленчатого вала в момент измерения , а значит , дающий возможность рассчитать угол опережения зажигания в соответствии с вышеприведенной характеристикой.

В основе рассчета лежит известная формула  F = N/30 , где F - частота искрообразования , Гц ;  N - частота вращения коленчатого вала , об/мин.  Если N = 1300 об/мин , то F = 1300/30 = 43,33 Гц.  Период искрообразования  Т = 1000000/43,33 = 23077 мкс.  Далее определяют время , в течение которого сигнал от датчика Холла находится в состоянии низкого уровня ( скважность определена конструктивно и равна приблизительно трем ) ;   tn = T/3 = 23077/3 = 7692 мкс.

 В программе организован счетчик с периодом повторения отсчетов 6 мкс.  Счетчик начинает счет времени в момент перепада уровня на выходе датчика Холла от высокого уровня к низкому , а при обратном перепаде останавливается , досчитав до числа 7692/6 = 1282.  Теперь нужно определить , на какой угол повернется коленчатый вал двигателя за 6 мкс при 1300 об/мин.  Зная , что одно искрообразование происходит при повороте коленчатого вала на 180°  , время , за которое этот поворот происходит , равно 23077 мкс при этой частоте.  Поэтому искомый угол поворота равен 6*180/23077 = 0,0468°.  В соответствии с заводской характеристикой центробежного регулятора угол ОЗ при 1300 об/мин должен быть равен 0,875°.

 Для расчета угла в программе организован второй счетчик , работающий на вычитание , а период отсчетов увеличен до 13 мкс путем добавления в цикл счета команд NOP.  Зная число импульсов , отсчитанным первым счетчиком , равное 1282 для 1300 об/мин , программа вычитает из этого числа 106 и запускает второй счетчик на вычитание.  Число 106 задает смещение по оси Х всей линии диаграммы в пределах от 1200  до  2800  об/мин.

 Соотношение периода повторения отсчетов первого счетчика к периоду повторения отсчетов второго счетчика определяет наклон характеристики.  В пределах от 1200 об/мин  до  2800 об/мин  эти значения равны соответственно 6 и 13 мкс.  При частоте вращения от 2800 до 6000 об/мин  для уменьшения угла наклона характеристики те же значения равны соответственно 6 и 12 мкс , а число , вычитаемое из результата счета первого счетчика , равно 65.  При увеличении частоты вращения сверх 6000 об/мин угол опережения зажигания устанавливается равным нулю , предотвращая дальнейшее неконтролируемое увеличение числа оборотов.  Диаграмма , зависимость угла ОЗ от оборотов для а/м Нива ВАЗ-21213:

В устройстве использованы резисторы С2-23 , кондеры - импортные.  Транзисторы КТ503А можно заменить на любые из серий КТ503 , КТ315.  Диоды подойдут любые из серий КД521 , КД522 , КД509 , КД510. Кварц в металл. корпусе - импортный.  Микроконтроллер - PIC16F84A-04/P.  Стабилизатор 78L05 или любой другой пятивольтовый.

 Расчетная характеристика представлена в файле 16F84.xls.  При достижении частоты вращения коленчатого вала 1200 об/мин микроконтроллер начинает формировать на выходе  RB1  импульсы высокого уровня определенной длительности.  При увеличении оборотов двигателя длительность импульсов на выводе  RB1  увеличивается в соответствии с заданной характеристикой.  Более подробно ознакомиться с работой программы можно , посмотрев файл 1684_dolganov.asm.  HEX-файл программы представлен здесь

Расчетные характеристики представлены в файле 16F84.xls .  Где этот файл взять - х.з. :~}

Программа контроллера написана и отлажена с помощью пакета программ  MPLAB 5.11.00.                                     

  По материалам журнала "Радио" , №3 за 2006 г., статья "Регулятор угла ОЗ на PIC16F84"                    

        Назад на страницу "РАЗНЫЕ МЕТОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ"                                                    

Главная страница          Страница  МОЁ АВТО          Раздел  ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ     Раздел ДВИГАТЕЛЬ                                        

 

Hosted by uCoz