Игра в беспроигрышную батарею
 
Из 27 проверенных батарей по всем статьям провалилась только одна. Но стал ли от этого легче выбор? И что будет, когда на улице вновь сильно похолодает? Ампер-часы, кулоны и градусы сортируют Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.
 Семь десятилетий назад при раскопках близ Багдада археологи нашли небольшой керамический сосуд. Вместо старика Хоттабыча внутри обнаружили медную трубку и железный стержень! С тех пор ученые мужи спорят: возможно ли, что еще 20 веков назад древние парфяне пользовались электричеством – задолго до Гальвани и Вольта? А наши соотечественники тем временем ведут более приземленные дискуссии: какой аккумулятор купить?

Для участия в диспуте мы приобрели 27 батарей на 55 А.ч – все, чем были богаты в день закупки московские прилавки – и отвезли их на длительную экспертизу в лабораторию ФГУП 21 НИИИ МО РФ. Картина, как всегда, оказалась неожиданной...

ОПЯТЬ ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ

Пока закупали батареи, возник неожиданный спор. Оказалось, многие искренне полагают, будто установка на автомобиль аккумулятора большей емкости приведет к тому, что батарея… постоянно будет недозаряжаться! Мол, маленькую батарейку – вжиг-вжиг и зарядил, а большая пока раскочегарится... Какие уж там иракские раскопки – нам бы в своих реалиях разобраться!

Проблемы, действительно, могут возникнуть, но вовсе не по этой части. Естественно, если установить на «Жигули» огромный, эдак на 190 А.ч, аккумулятор, а затем разрядить чуть ли не в ноль, то и заряжать его придется довольно долго. Но при езде в штатном режиме генератор особой разницы не почувствует: если вы «скушали» при пуске мотора, скажем, 2 А.ч, то только их и придется вернуть. Аналогия проста: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или из огромной бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется налить из-под крана все тот же стакан – как в ведро, так и в бочку.

Неприятности могут ждать в совсем неожиданном месте. Некоторые автопроизводители запрещают устанавливать «долгоиграющие» батареи потому, что они способны загнать стартер в запредельный режим работы! Ведь сила тока в этом режиме фактически определяется суммой сопротивления обмоток и внутреннего сопротивления батареи. Последнее же у «большого» аккумулятора заметно меньше. В итоге перегретый стартер может и обидеться. А вслед за ним имеет право покапризничать инженер по гарантии…

Вряд ли стоит упоминать, что исправный автомобиль просто обязан нормально заводиться с первой непродолжительной попытки – если, конечно, владелец не экономил на масле и мало-мальски следил за состоянием своей машины. Что касается батарей повышенной емкости, то их применение в какой-то степени оправдано для тех, кто, скажем, любит подолгу слушать на стоянке мощную аудиосистему либо вынужден ездить в самых неблагоприятных условиях – часто на короткие расстояния, зимой, в темноте, в пробках – причем не успевая подзарядить аккумулятор. Но не стоит забывать, что даже мощная батарея будет при этом упорно терять заряд, просто медленнее стандартной.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Они появились, как только батареи попали в редакцию. Увы – знакомые по экспертизам прошлых лет неприятности сразу же дали себя знать: вновь не удалось идентифицировать производителя нескольких батарей. Причем не указаны не только какие-либо контактные данные, но и страна-изготовитель! Все вроде бы слышали, что завод Mutlu где-то в Турции, но как догадаться об этом, глядя на красивую красную батарею? А изделие «Хоппэнерджи» вообще отсылает своего покупателя к Союзу автомобильной промышленности, не имеющему никакого отношения к производству аккумуляторов.

Интересной оказалась и комплектация некоторых изделий. «Ханкук» вложил батарею в красивую картонную коробку, которую ну очень неудобно нести. «Доминатор» укомплектовал аккумулятор штампованным «золотым ключиком» 10 х 13. А «Мутлу» приложила скребок для стекол с гордой надписью «Батарея тысячелетия». Что ж, подарки – это всегда приятно!

Пять образцов не имеют доступа к заливным отверстиям. Напоминаем: такие батареи предпочтительны для тех, кто уверен в четкой работе зарядной системы своего авто. Наконец, 12 батарей изготовители оснастили глазком индикатора заряда – эта забавная игрушка показывает состояние лишь одной из банок. А вот фирма «Делфай» (единственная!) поскупилась на ручку для переноски. Хорошо, что в редакции есть лифт!

АЛГЕБРА БЕЗ ГАРМОНИИ

Протокол испытаний только на первый взгляд выглядит скучно – однако при ближайшем знакомстве цифры, без преувеличения, завораживают. Но сначала объясним, что мы измеряли.

Резервная емкость. Согласно ГОСТ 959-2002, она измеряется при температуре +27°С и характеризуется количеством минут при разряде током 25 А до напряжения 10,5 В. Напоминаем – этот параметр подсказывает, сколько протянет ваше авто при неисправном генераторе в неблагоприятных условиях: включены фары, дворники, обогреватели и т.п. Величина не нормирована, так что – все просто: чем больше, тем лучше! Сразу отметим: некоторые батареи показали не лучшие результаты оттого, что долго пролежали на складе, хотя и продаются под видом абсолютно новых. С этим мы сталкиваемся ежегодно! Кстати, дату изготовления удалось определить лишь у 13 образцов. Чтобы специально никого не «топить», мы провели пару зарядно-разрядных циклов и приводим результаты, полученные после этого – так честнее.

Ток холодной прокрутки. По правилам батарею охлаждают до минус 18°С и разряжают в два приема. Сначала – при заявленном токе в течение 10 с (напряжение не должно упасть ниже 7,5 В), потом – при токе на 40% меньшем (здесь нижняя граница – 6 В): при этом батарея должна продержаться не менее 90 с. Казалось бы, все ясно, но как понять, которая лучше – та, что показала 7,9 В при заявленных 510 А, или та, что выдала 8,2 В при заявленных 450 А? Чтобы привести все батареи к общему знаменателю, мы проводили испытания как заявленным током, так и единым в 420 А (когда-то именно такой ток был положен в основу ТУ на аккумуляторы 6СТ55). Всего вольты и секунды замеряли пять раз (!): дважды – при заявленном токе и минус 18°С, дважды – при едином токе 420 А и температурах минус 18 и минус 30°С (как-никак, в России живем!), а также один раз при заявленном токе и минус 30°С! Ясно, что показанные 8 В лучше, чем 7,5, а 180 с – лучше, чем 90. Скажем сразу: на таком лютом морозе с заявленным током справились лишь 9 батарей – за отведенное на испытания время напряжение на их клеммах так и не «просело» ниже роковых 6,0 В! Соответственно именно их стоит предпочесть жителям самых северных регионов, хотя ГОСТ почему-то не требует работоспособности при минус тридцати...

СТАЛО ЛИ ЖИТЬ ЛУЧШЕ?

Особых споров не вызвала только батарея «Дэу», которая по всем параметрам прочно заняла свое место, увы – последнее! А вот остальные…

Если все батареи отработали согласно стандарту – можно кричать «ура!». Но мы знаем: троечники в вузах тоже переходят с курса на курс – нам же хотелось определить именно лучших! Мы решили учесть при распределении мест абсолютно все – и результаты каждой попытки пуска, и поведение на морозе, и, конечно же, цену! Итоги – в нашей таблице, и они достаточно необычны! Как и в предыдущих экспертизах, батареи расположены от лучшей к худшей – тот же порядок выдержан при построении «фотогалереи».

Занявший в многоборье первое место «АкТех» – типично бюджетный вариант, способный лучше других оживить двигатель как при стандартной температуре, так и при тридцатиградусном морозе. А вот из именитых производителей в первую десятку у нас попала лишь «Варта» – при неплохих технических параметрах подвела цена. Неизменный победитель почти всех предыдущих экспертиз, «Медалист» пал жертвой собственной гордыни: зачем потребовалось увеличивать заявленный ток с привычных всем 430 А до громких 500? И цена, честно говоря, уже не радует былой демократичностью. Купи мы эту батарею пару лет назад – первое место вновь было бы за ней, а сегодня – лишь восьмое…

И вновь о свежести: надоело, но что делать. Повторяем еще раз: в магазинах нам порой по-прежнему подсовывают старье! С гарантией, с чеками, но – старье! Кто не согласен, пусть объяснит, почему, к примеру, свеженький «Фиамм» показал исходную резервную емкость лишь... 14 минут! Не блистали также «Ханкук» (34 мин), «Исток» (37 мин) и – в который раз! – «Бош Сильвер» (49 мин). Эти батареи пришли в себя только после пары циклов заряда-разряда. Отметим, однако, еще раз – все параметры, указанные в таблице и повлиявшие на итоговое место, снимались как раз после «сеанса оживления», а не до него! Иначе положение многих участников было бы куда хуже.

Что касается наших оценок, их – три. «Не соответствует ГОСТ» означает, что батарея не отвечает стандарту, а потому и говорить, собственно, не о чем. Оценка «соответствует ГОСТ» говорит о том, что батарея, в общем-то, нормальная, но звезд с неба не хватает. Ну а «Лидер теста» свидетельствует, что лучших результатов сегодня не показал никто.
Внешний вид изделий, таблица результатов и наши комментарии – перед вами. Легкого пуска!

ЧТО ЗА ТОК НА ЭТИКЕТКЕ?

Методика проверки тока в стартерном режиме не раз менялась за прошедшие годы, чего не скажешь о конструкции самой батареи. Когда-то действовал стандарт ГОСТ 959-91, совпадавший с немецким DIN 43539. Потом Европа объединилась и выработала стандарт EN 60095-1, по примеру которого мы ввели ГОСТ 959-2002. В США работают по нормам SAE J537, частично совпадающим с EN. Конечно, измерение – дело специалистов, но как покупателю разобраться, у какой батареи ток действительно больше? На этикетках мы обнаружили в основном ссылки на EN, но попадались и обозначения по DIN. Так вот, имейте в виду: европейские 420 А соответствуют лишь 255 немецким амперам, а 520 ампер сегодняшнего дня раньше выглядели бы как 310. Приводим для справки сравнительную табличку:
EN DIN SAE
420 А 255 А 450 А
480 А 280 А 500 А
520 А 310 А 550 А
540 А 335 А 600 А

Заявленный изготовитель – ООО «АкТех», Свирск, Россия
Заявленный ток – 425 А
Лучше всех справилась с самым сложным заданием при минус 30°С. При минус 18оС – также первое место. И хотя по резервной емкости батарея лишь на 20-м месте, цена 1290 руб. позволила в итоге обрести нашу «золотую медаль».
Оценка: лидер теста.

Заявленный изготовитель – ООО «Аккумуляторные технологии», Свирск, Россия
Заявленный ток – 467 А
Первые места по резервной емкости и при испытаниях единым током на морозе минус 30°С могли бы вывести «Зверя» в абсолютные лидеры, но «зверская» цена подвела. Что касается изготовителя, то, в отличие от № 1, он обозвал себя именно так.
Оценка: лидер теста.

Заявленный изготовитель – Пинск, Республика Беларусь
Заявленный ток – 440 А
Белорусская «зверюга» оказалась первой при проверке единым током и второй при двух испытаниях заявленным током. Не подкачала и при минус 30°С, выдав обещанные 440 А. На 3-ю позицию отодвинулась из-за относительно скромной резервной емкости.
Оценка: лидер теста.

Заявленный изготовитель – ОАО «Завод им. Дегтярева», Ковров, Россия
Заявленный ток – 450 А
Детище нашей «оборонки» выдало обещанные 450 А при стандартной температуре, а вот при минус 30°С – лишь стандартные 420 А, и те «на грани». Не будь первого места по цене, результат оказался бы несколько хуже.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – Varta, Германия
Заявленный ток – 420 А
Все честно: обещали скромные 420 А и сдержали слово. Первое место в одной из проверок током холодной прокрутки, четвертое – при минус 30°С. На этикетке указана применяемость даже для таких раритетов, как «Москвич-412»! Увы, цена тяжким грузом тащит назад.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – ЗАО «Аком», Жигулевск, Россия
Заявленный ток – 460 А
При минус 30°С заявленные 460 А батарея «держит» лишь 9 с, но со стандартными 420 А справляется играючи. Резервная емкость – на среднем уровне. Как и цена, да и все остальное. По части соблюдения стандартов никаких претензий нет.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – ООО «Источник тока Курский», Россия
Заявленный ток – 430 А
На сильном морозе объявленные 430 А выдает с трудом, на пределе, а вот 420 А – относительно легко: четвертое место в обеих попытках. В целом же – нормальные, но ничем не выдающиеся показатели. Зато стандарт удовлетворен.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – явным образом не указан, видимо, Корея
Заявленный ток – 500 А
Прекрасно показал себя на режиме прокрутки при токе 420 А, но изготовители зачем-то пообещали все 500! За маркетинговый просчет батарея расплатилась потерей многолетнего лидерства. Очень жаль. Батарея выдержала переход в более «тяжелую» категорию, но потеряла пьедестал.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – судя по названию – Mutlu, Турция
Заявленный ток – 480 А
При стандартных условиях «турок» отработал нормально, а русского мороза все же испугался: при минус 30°С заявленные 480 А он держит лишь 9 с. Резервная емкость – на 19-м месте. Стандарты соблюдены, но особого восторга нет.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – международная корпорация WESTA, на самом деле – Курск, Россия
Заявленный ток – 430 А
Заяви производители не 430 А, а 420, место было бы куда выше: при минус 30°С батарея потянула единый ток, но лишний десяток ампер заставил ее сдаться уже через 8 секунд. Но все согласно стандарту, резервная емкость выше средней.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», Россия
Заявленный ток – 440 А
Второе место по резервной емкости, но лишь 24-е при проверке единым током при минус 18°С. К удивлению, на морозе выдала заявленные 440 А с седьмым результатом. В целом все неплохо, хотя от «сибирячки» ждали более крутых морозных подвигов.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – «Подольские аккумуляторы», Россия
Заявленный ток – 450 А
Очень неплох как гарант несмолкающей музыки: по резервной емкости – на 5-м месте. По цене – второй. При минус 30°С и заявленных 450 А протянул 9 секунд: средний результат. С учетом стоимости – нормально.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – National accumulator corporation ISTA, Europe (а попросту – Украина)
Заявленный ток – 480 А
Заявленные 480 А выдает лишь при минус 18°С, а на 30 градусах «тухнет» через 7 с. Резервная емкость – на 21-м месте. Поэтому при наличии выбора останавливать внимание именно на этом изделии нелогично.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – ОАО «Электроисточник», Саратов, Россия
Заявленный ток – 460 А
Третье место – по резервной емкости, пятое-шестое – по цене! Все остальное – куда как скромнее: на морозе при проверке единым током – лишь 23-й результат! Да и при обычной температуре – только
18-й. В общем, не очень, хотя стандарт соблюден полностью.
Оценка: соответствует ГОСТ.

Заявленный изготовитель – Johnson Controls Batterien, Германия
Заявленный ток – 420 А
Странная батарея: 3-е место на морозе (!) сочетается с 16-м при обычной температуре и аж 23-м местом по резервной емкости. А цена – вообще несерьезная: за что? Только две батареи из купленных стоят еще дороже!
Оценка: соответствует ГОСТ.
 

                         Страница МОЕ  АВТО                          Главная страница

Hosted by uCoz