Пробники для автомобиля
Взято из сборника "Сделай сам" , №4 за 1991г., с незначительными сокращениями и моими комментариями (выделено красным цветом)
При проверке электрических цепей автомобиля применяют разные электроизмерительные приборы . <...>
Однако использовать приборы не всегда имеется возможность. <...>
В большинстве случаев при диагностировании можно использовать обычную лампу . Работать с небольшой контрольной лампой значительно удобнее , чем с вышеупомянутыми приборами.
Как известно , контрольная лампа позволяет судить о том , есть ли в проверяемой точке напряжение ( например , относительно массы автомобиля ) или нет. Она покажет также и то , что в данной точке напряжение ниже напряжения аккумуляторной батареи ( или генератора , если двигатель работает и АКБ заряжается). Причем по яркости свечения контрольной лампы можно ориентировочно судить о величине этого напряжения. Сложнее , а подчас просто невозможно проверить с помощью контрольной лампы те цепи , в которых действуют импульсные сигналы. Дело в том , что лампы накаливания обладают значительной тепловой инерцией и плохо реагируют на на быстроизменяющиеся импульсные токи. Наконец при диагностировании большинства цепей электронных устройств и систем использование контрольной лампы становится уже просто недопустимым. С одной стороны , лампа может просто не реагировать на слабые сигналы , имеющиеся в автоэлектронике , а с другой - её подключение может вывести из строя соединенный с этой цепью полупроводниковый прибор ( диод , транзистор или микросхему).
Избежать этих неприятностей можно , если взамен контрольной лампы использовать пробник , выполненный на светоизлучающем диоде. Преимуществом этих электронных приборов является то , что при потреблении незначительной силы тока ( порядка 10 мА) они обеспечивают достаточную для целей индикации яркость свечения. Кроме того , светоизлучающие диоды имеют малые габариты и массу. Наконец , они обладают небольшой инерционностью , что позволяет регистрировать с их помощью быстропротекающие процессы. Эти положительные качества дают возможность использовать светоизлучающие диоды ( светодиоды ) для встроенной и внешней диагностики. Особенно хороши они для диагностирования цепей автоэлектроники.
РИС.1 РИС.2
Простейший автомобильный светодиодный пробник , схема которого изображена на рис.1 , можно использовать вместо контрольной лампы. Щупы Х1 и Х2 подключают к контрольным точкам электросхемы автомобиля. При этом светодиод быдет гореть только тогда , когда щуп Х1 подключен к плюсу , а щуп Х2 - к минусу нагрузки ( потребителя тока ) , входящего в состав электрооборудования электромобиля. Резистор R1 ( сопротивление не менее 1,5 кОм ) служит для ограничения силы тока , протекающего через светодиод. Кремниевый диод VD1 ( например , миниатюрный диод типа КД103А ) предназначен для защиты светодиода от случайной перемены полярности , а конденсатор С1 ( ёмкостью не менее 0,1 мкФ ) - от импульсных помех. Такой пробник можно включать параллельно любой нагрузке , имеющей чисто активное сопротивление (нагревательные элементы , лампы накаливания , свечи наккаливания). Его можно также подключать параллельно обмоткам электромагнитных клапанов и реле. Возникающие при отключении этих индуктивных нагрузок импульсные перенапряжения имеют противоположную (отрицательную) полярность , поэтому они будут "отфильтрованы" диодом VD1 .
Однако совершенно недопустимо подключать этот пробник параллельно контактам , коммутирующим нагрузку , имеющую индуктивный характер (электромагнитные приборы). Дело в том , что при размыкании контактов , коммутирующих такую нагрузку , на них возникают импульсы той же ( положительной ) полярности , которые могут привести к выходу светодиода из строя. Это же замечание распространяется на электромагнитные приборы , имеющие встроенные контактные группы. К их числу относятся звуковые сигналы , стартеры , стеклоочистители и пр. Кроме того , нельзя использовать этот простейший пробник для диагностирования приборов , содержащих колебательный контур ( катушка зажигания , контакты прерывателя распределителя). <...> От себя добавлю - диод КД103А рассчитан на обратное напряжение всего 50 вольт , поэтому лучше использовать диоды на обратное напряжение не менее 600 вольт , например КД226Г, КД226Д, КД210Г и пр., тогда таким пробником можно будет проверять и катушки зажигания и т.п. С той же целью можно использовать два светодиода , включенных встречно-параллельно ( рис.2).
РИС. 3
На рис.3 показана принципиальная схема прибора для "всеядного" диагностирования практически любой точки электросхемы автомобиля ( разумеется за исключением высоковольтных цепей системы зажигания ). Щуп Х1 пробника служит для подключения к диагностируемой точке электросхемы , щуп Х2 соединяется с массой автомобиля , а щуп Х3 должен быть связан с напряжением +12 вольт бортовой сети. Щупы Х2 и Х3 лучше всего выполнить в виде зажимов типа "крокодил". При подключении зажимов к электросхеме первым следует подсоединять щуп Х2 (масса ) , затем Х3 (плюс) , а последним - Х1 (зонд). Отключение производится в обратном порядке. <...>
Этот пробник не боится импульсных перенапряжений , в том числе двухполярных электрических колебаний , возникающих в первичной цепи катушки зажигания. В последнем случае щуп Х1 можно подключить непосредственно к контактам прерывателя-распределителя "классической" системы зажигания или же к выходу электронного коммутатора бесконтактной системы зажигания. И в том и в другом случае светодиод будет вспыхивать в момент искрообразования ( то есть при разрыве первичной цепи системы зажигания). С помощью этого пробника можно диагностировать такие "деликатные " точки системы зажигания ( где применение контрольной лампы совершенно недопустимо) как датчик Холла бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ-2108...99 , ВАЗ-1111 , ЗАЗ-1102. Заметим , что при проверке датчика Холла разъём датчика-распределителя должен быть подключен к электронному коммутатору ( типа 3620.3734 или аналогичному), либо необходимо использовать внешний нагрузочный резистор сопротивлением 2...5 кОм ( его мощность рассеяния не имеет значения). <...>
Подобные пробники можно использовать в качестве элементов встроенной диагностики. Например , для индикации работы электронного коммутатора бесконтактной системы зажигания. <...>
РИС. 5
А вот для индикации работы датчика Холла лучше воспользоваться прибором с более простой схемой (рис.5) , которая практически не нагружает датчик. Здесь светодиод будет загораться в момент искрообразования. Разумеется , отдельные вспышки будут видны лишь при прокручивании коленчатого вала стартером , при более высокой частоте вращения коленвала глаз не успевает реагировать на этот импульсный световой сигнал. <...> От себя добавляю - это , конечно , правда , что такой пробник практически не нагружает датчик Холла , однако микросхема датчика Холла (1116КП3) рассчитана на входной ток до 25 мА , и ток светодиода около 10 мА выдержит преспокойно. Поэтому пробник , предназначенный для проверки датчика Холла , можно сделать существенно проще . Вот схема пробника из книги "Автомобиль ЗАЗ-1102 Таврия" :
Я лично много лет для проверки датчика Холла пользуюсь пробником с еще более простой схемой:
<...> В заключение несколько слов о замене радиодеталей. Вместо светоизлучающих диодов АЛ307БМ подойдут практически любые светодиоды , излучающие видимый свет ( не подходят лишь светодиоды , работающие в инфракрасном диапазоне света). Вместо стабилитронов Д814А можно использовать Д808 , Д809 , Д814Б или любой стабилитрон из серии КС191. Транзистор КТ209Б можно заменить на КТ3661Г.
Амелин Алексей , 6 февраля 2006г
Главная страница Страница МОЁ АВТО Раздел ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Раздел ДВИГАТЕЛЬ