2002 г. Портрет на фоне «Оки»
2002 год еще не воспринимается как прошлое. Он воспринимает­ся как настоящее. Настоящее вытекает из прошлого и формирует будущее.
0 прошлом сказано много. 0 настоящем - здесь, в этой главе.
Какие мы сегодня и как сказать обо всех, не забыть никого?
«Мы - производственники, работающие на результат», - говорит заместитель генерального директора по производству А. А. Чернов.
На автосборочном производстве успешно внедрен поточный ме­тод, с конвейера завода сходит ежедневно более 170 автомобилей «Ока». 13 августа на заводе собран 200-тысячный автомобиль. Если на сборку первых 100 тысяч автомобилей «Ока» заводу понадоби­лось 12 лет, то следующие 100 тысяч - собраны за последние 3 года. Сегодня завод всерьез ставит перед собой задачу сборки и реализа­ции 100 тысяч автомобилей ежегодно. Наращивание производства будет идти постепенно. Первый рубеж: 40 тысяч автомобилей «Ока» -план производства 2002 года. Далее: 60 тысяч, 75 и, наконец, 100 тысяч автомобилей в год.
24 сентября в цехе сварки кузовов изготовлен 10-тысячный ку­зов собственного производства. Коллектив этого цеха - самый мо­лодой на заводе, и 2002 год - это период становления не только сварочного производства, но и формирования ядра коллектива. Про­изводству кузовов так же предстоит развиваться, так как мощности прессово-рамного завода недостаточны для того увеличения выпус­ка автомобилей «Ока», которое планируется заводом.
Отдельно нужно сказать о производстве пластмасс, которое в этом году проводит активную модернизацию оборудования.
«За 13 лет по нашей причине конвейер ни разу не стоял. Хотя мы работали на 3 конвейера - СеАЗ, КамАЗ и ЗМА. Бех в свое вре­мя подписывал приказ о создании нашего производства на 55 ты­сяч машинокомплектов. А мы уже делаем 60 тысяч», - говорит
zma_2002-1.jpg
Заводчане встречают 200-тысячную «Оку». 13.08.2002 г.
Юбилейный митинг. Победители
соревнования за право принять
участие в сборке
200-тысячной «Оки»
zma_2002-2.jpg
177
Гамир Ахметович Халимов - начальник технологического отдела пластмассовых изделий.
«Те мощности, которыми мы сейчас располагаем и тот план, в который нам утверждают - в не­которых вещах мы работаем даже выше плана, выше возмож­ностей», - продолжает Алек­сандр Николаевич Сайко - инже­нер цеха пластмассовых изделий. - «Оборудование уникальнейшее, разноплановое. Мы производим и полиэтиленовую пленку. Месяц назад получили из Германии два суперсовременных термопласто-вых автомата. Последнее слово техники. Об освоении новой номен­клатуры говорить не приходится, мы исчерпали свои возможности под автомобиль «Ока», а план каждый месяц повышается. И второе -мы задыхаемся от нехватки производственных площадей. Наша беда в том, что мы находимся на отшибе и являемся даже не цехом, а ма­леньким производством со своими службами. Мы сами производим отгрузку, сами получаем материалы. Вопрос развития для нас са­мый острый, наиважнейший вопрос!»
В каждом из этих высказываний неравнодушная боль за будущее своего производства, ставшего частью завода микролитражных ав­томобилей, живущего его судьбой.
Владимир Александрович Бура, возглавляющий этот цех с момента его основания, сумел в тяжелейшее время сохранить костяк коллек­тива специалистов и сегодня делает все для того, чтобы цех продол­жал развиваться.
Крепкий коллектив с технически грамотными рабочими кадрами сложился и в механосборочном производстве, в 2002 году выпуска­ющем деталей и узлов на сумму 26 млн. рублей в месяц. Здесь про­должают работать асы механообработки: В. Ф. Черепашков, Е. И. Дерябин, В. А. Сироткин, В. Н. Фетилин, Е. В. Гусаров, А. И. Мокеев и многие другие.
Увеличение темпов производства неразрывно связано с каче­ством производимой продукции. Казалось бы, сертификат соот­ветствия качества ИСО-9000, полученный в 2001 году, доказал, что завод способен производить качественную продукцию, и те­перь можно не беспокоиться о конкурентной способности «Оки». Но время ставит новые задачи, и прежде всего требования рын­ка, потребителя определяют дальнейшую работу по повышению качества автомобилей.
Увеличение производительности труда, повышение ритма произ­водства, вызванные внедрением поточного метода, потребовали раз­вития форм работы от службы качества - ее руководителя Фатыха Зиннатуловича Бадамшина, его ближайших помощников Л. С. Ники­форовой, А. С. Хоруша, М. Д. Гимадеева и многих других.
В этом году завод прошел инспекционный контроль по ИСО-9000, готовится к ресертификации на соответствие новой версии ИСО-9002. Но главное, что произошел перелом в сознании людей:
178
они прониклись большей ответственностью, пониманием соответ­ствия качества требованиям потребителя. Это позволит в ближай­шем будущем осуществить переход на самоконтроль.
Такое понимание не приходит само по себе. Это - результат обу­чения каждого: от первого руководителя до сборщика главного кон­вейера. Обучение вопросам повышения качества автомобилей про­водится в течение всего года. В первом квартале на заводе прово­дилось соревнование, в котором индивидуальные показатели каче­ства работы каждого оценивались в заводском соревновании. Пре­мия победителю была необычной: по итогам конкурса 14 работни­ков завода были премированы путевками на Черное море, в пансио­нат «Утес». Путевки эти были подарком одного из дилеров завода -генерального директора фирмы «Кнесид» Л. С. Катренко. Июньское море, песчаные пляжи, загорелые и отдохнувшие от городской суе­ты победители были лучшей рекламой за качество. А главный ре­зультат общего качественного труда - снижение уровня рекламаций на автомобили на 30% к уровню 2001 года.
«Если о нас не говорят, значит мы хорошо работаем», - сказал как-то после совещания Ришат Нафикович Кавиев, заместитель ге­нерального директора по обеспечению. Действительно, не шутя, он не любит, когда о них говорят. На совещаниях предельно кратки и он и его подчиненные (М. Р. Базардинов, назначенный начальником ОВК в этом году и П. М. Семкин - начальник ОМТО с 1996 года). «Воп­рос на контроле, работаем». Все они, так же как и служба ПДО, воз­главляемая Сергеем Евгеньевичем Вороновым, непосредственно от­вечают за то, чтобы не оборвалась производственная цепочка рабо­ты главного конвейера. Более 600 наименований комплектующих у них на постоянном контроле.
Четкое соответствие цен, сроков, поставок обеспечивает система заключения договоров с поставщиками, действующая на основе тен­дера. Приходится только удивляться, что договорные схемы не дают сбоев, хотя юридический договорной отдел не так уж велик. Более 30% входящей почты проходит через руки его руководителя - глав­ного юрисконсульта завода Татьяны Андреевны Пироговой и ее со­трудников А. Ф. Ягудина, Г. Г. Ахтямовой, Н. С. Сергеевой и др. Мы учимся работать «на рынок». Мы учимся уважать потребителя. И достаточно символично, что 2002 год начался с проведения розыгрыша лотерейных билетов среди владельцев автомобилей «Ока», оформивших покупку в кредит в четвертом квартале прошедшего года. Ни одного «несчастливого» билета в этой лотерее не было: утешительные призы достались каждому - автошампуни, «автокосметика», хорошее моторное масло... А главным
179
выигрышем, доставшимся наладчику ОАО «КамАЗ-Дизель» Алек­сею Кузовову, был цветной телевизор.
В службе маркетинга к 2002 году сложился молодой, энергичный коллектив со здоровыми амбициями и высоким стремлением к ос­воению новых форм работы. Проведение конференции дилеров в апреле 2002 года позволило сделать полный анализ плюсов и минусов системы продаж, опробовать новые финансовые схемы, закрепить достигнутое. На этот раз региональным партнерам завода было предложено опробовать факторинг (финансирование поставок ав­томобилей с отсрочкой платежа) и продажи автомобилей в локальный кредит.
Лучшие по результатам совместной работы были награждены дип­ломами и фирменными часами с силуэтом «Оки». Победителями в шести номинациях стали: за объемы продаж - МТД «Ока», г. Москва, С. Н. Харченко, за увеличение объема продаж - Западно-Сибирский альянс, г. Омск, Н. Кочеткова, за максимальный объем продажи зап­частей - «Ока-Интерсервис», г. Набережные Челны, В. Павлов, за наибольший объем продаж в СНГ - «Ишим-Лада», г. Петропавловск, Б. Стрижак и за лучшую рекламу - «Таттранском», г. Набережные Челны, И. Зиганшин.
«Хочу пожелать нашей службе научиться предвидеть ситуацию», - так завершил круглый стол по истории завода руководитель службы -заместитель генерального директора по марке­тингу и продажам Равиль Гумерович Нурутди-нов. Это было не просто «хочу», а глубоко скры­тая тревога, вызванная спадом реализации ав­томобилей в самый, казалось бы, разгар сезо­на. Конкуренция на рынке усилилась с появле­нием ижевского «Москвича» «с оцинковкой». Ситуация требовала действий.
Семинар-тренинг по стратегии маркетинга и продаж был предло­жен экономистами, «заказан» службой по персоналу и подхвачен маркетингом. К деловой игре, организованной профессиональными игротехниками Бориса Мамина (фирма «Мамин и К»), были привле­чены дилеры и специалисты разных служб. Теоретическая часть, де­ловая игра, заключительный семинар - все это позволило разрабо­тать программу, которая включает в себя стройную концепцию раз­вития производства, ориентированного на запросы потребителя. В чем-то она уже реализуется, в чем-то - задача будущего. Но уже се­годня можно сказать, что на ЗМА формируется свой фирменный стиль, своя концепция рекламы, свой коллектив профессионалов-марке­тологов среди которых: А. И. Рамазанов, М. Г. Сафин, И. Н. Гусманов, Л. Р. Каримов, Д. Р. Гареев, А. Н. Крашенинников, Н. Ш. Халимов, Е. А. Мятлева и многие другие.
Об экономических службах на заводе говорят редко. Часто гово­рят об отделе труда и зарплаты: каждый месяц, когда получают рас­четные листки. Но ООТиЗ или, по-новому, ОТОиОР в заводской струк­туре относится к службе персонала. А вот о бухгалтерии и финансовых
180
службах почти не говорят. Да и сами они, экономисты, немногослов­ны. Больше общаются с цифрами, чем с людьми. Точные расчеты, не­обходимая сосредоточенность, приучают к сдержанности.
«Да что говорить?» - вздыхает Марина Валентиновна Селезнева, заместитель главного бухгалтера. - «Мы за этими цифрами ничего не успеваем увидеть. Даже на концерт в наш зал не ходим: то ба­ланс, то отчет».
Сергей Анатольевич Григорьев - главный бухгалтер завода, на эту тираду только понимающе кивнул. У него со своим чисто женским коллективом полное взаимопонимание.
И как-то естественно и замечательно говорит об экономике и о себе Жамиль Гадилович Тагиров - заместитель генерального дирек­тора по экономике и финансам. Чувствуется, что «Ока» для него не просто место работы, а, может быть, судьба:
«Предпосылки, чтобы перейти на завод, у меня появились уже в 1995 году. Когда на КамАЗе разразился кризис, была создана группа анализа стратегических направлений, которая рассматривала раз­личные варианты развития КамАЗа. Мне попался автомобиль «Ока». Я выступал на уровне руководителей КамАЗа, впервые там увидел Олега Дмитриевича Белоненко. Помню, после выступления на меня с критикой «наехал» Борисов. Мол, что вы рассказываете про этот автомобиль, его брать никто не будет. Я думал, что Белоненко что-то возразит, но он ничего не сказал.
У меня был вариант, предлагающий рассматривать «Оку» как «Мой первый автомобиль». Это должно стать девизом, который зазвучит всюду. Потому что, если уже поездил на другой машине, на «Оку» пересаживаться тяжело. Не тот комфорт, не те размеры. Все пре­имущества машины теряются. «Ока» нужна как трамплин для авто­любителя.
После этого совещания нас оставили в постоянно действующей структуре при службе стратегического планирования для реализа­ции проекта реорганизации ОАО «КамАЗ».
В марте 2000 года меня пригласил на ЗМА Васил Кадымович, на­стойчиво рекомендовал принять это предложение И. Ш. Хали-ков - заместитель Генерального директора ОАО «КамАЗ» по эко­номике и финансам. Когда я при­шел на ЗМА, первым ощущением была неуютность, будто не в сво­ей тарелке оказался. Постепен­но я понял, что здесь не все так просто, как казалось. Ситуация тяжелая, предприятие убыточ­ное, долгов полно, денег практи­чески нет. Есть над чем работать. И заметил, что здесь люди рабо­тают не только за то, чтобы прий­ти и зарплату получить. Завод для многих был вторым домом.
                                                                                        181
Все эти годы в центре внимания у «Оки» было производство. По­этому бухгалтеров и экономистов заметно не было. Финансовые ре­зультаты были на втором месте. Если делали план производства, то все были молодцами. Это - основа механизма, но далеко не вся. И хорошо, что у руководителей завода в последние 2 года меняется подход к экономике. Люди работают уже не только на производ­ство, а на конечный результат - на экономические показатели. Те­перь и к экономистам отношение другое будет. Ведь переход от убы­точного предприятия к прибыльному - это успех не только произ­водственников, но и экономистов.
О людях. За два года не могу сказать, что хорошо всех знаю. Да и не хотел бы никого отдельно выделять, просто хочу отметить тех, кто давно работает на ЗМА, лет 10. Мы можем систему работы поменять, что-то еще. Но дух заводской передается от этих людей. И хорошо, что помимо своей профессиональной работы, они еще являются хра­нителями каких-то неформальных традиций.

Та школа советская, которая была создана, сломалась слишком резко. И плохо было, что она не послужила основой для дальнейшего совер­шенствования. Ушли все методики, все наработ­ки. У нас этот опыт сохранился благодаря тем специалистам, которые проработали на заводе 10-15 лет. Они есть везде: в бухгалтерии, в экономических службах, в АСУ. И в то же время завод «подпитывается» молодыми кадрами. И это, на мой взгляд, очень важно: там, где есть молодость, есть будущее.

Например, АСУ, в моем понимании, это моло­                                                                       дежь.       Внедрение новых информационных технологий, это всегда
противоречие, потому что несет в себе новое. У каждого свои взгля­ды. Нет традиций. Поэтому, наверное, если во главе других подраз­делений стоят опытные люди в возрасте, то, я думаю, правильно, что во главе АСУ стоит молодой руководитель. Там нужны новые инфор­мационные технологии, новое видение. Это наша перспектива, наше будущее. Конечно, опыт нужен и здесь. Но молодежи должно быть больше, чем где бы то ни было.
Моя мечта заключается в том, чтобы на столе у руководителя каж­дый день формировался баланс. Баланс - моментальная фотогра­фия предприятия. Я думаю, что мы к этому будем идти поступатель­но. Были калькуляторы - появились компьютеры. Были разрознен­ные программы, теперь их надо объединить в одну стройную систе­му, единую сеть. Пройдет еще несколько лет и всем нам трудно бу­дет представить, что может быть по-другому».
Это, действительно, так. Компьютеры прочно вошли в заводскую жизнь и стали непременным дополнением рабочего стола руководите­лей и специалистов. Самая консервативная служба делопроизводства и распорядительной документации предприятия - канцелярия - пере­живает настоящую научно-техническую революцию благодаря внедре­нию системы электронного документооборота. И неизвестно еще, кто быстрее осваивает новые информационные технологии: Наталья
182
Николаевна Чепигина^роработавшая на ЗМА 12 лет, или ее молодень­кие помощницы: Галина Думакова, Римма Скрябина, все секретари, ра­ботающие в приемных руководителей завода.
В 2002 году ОАО «ЗМА» заметно «помолодело». На сборочном кон­вейере, в производственных цехах удержаться достаточно сложно. Там текучесть кадров несколько выше, чем в целом по заводу. Но, отсеивая «слабаков», не выдерживающих темпа автосборочного про­изводства, напряженного ритма основных цехов, завод пополняется молодыми рабочими кадрами, включает их в свою большую семью. В автосборочном производстве это слесарь механосборочных работ Буганич Алексей, швея-мотористка Климова Мария, маляр участка доводки Нуруллин Юрий, в механо-сборочном операторы станков с ЧПУ: Максим Шестаков, Рыков Олег, Сабиров Раиль, Гимадиева Гуль-чачак, Борознов Дмитрий, Хайруллин Марат, Реут Алексей, слесарь механо-сборочных работ Мифтахов Ильмир, в цехе ремонта и об­служивания оборудования: слесари-ремонтники Биктимиров Рамиль и Головин Николай, всех, пожалуй, не перечислишь. Осилив первые трудности, ребята и девчата включаются в общий ритм, находят себя не только в работе, но и в совместных выездах, субботниках, сорев­нованиях, в художественной самодеятельности: к 15-летию завода службы по работе с персоналом реализуют целый комплекс меро­приятий - от конкурса художественной самодеятельности до всеоб­щей спартакиады, в которой может испытать себя каждый.
Рабочая специальность - ступенька, трамплин. Движение впе­ред - непременно, учеба. Самостоятельная или с помощью завода, каждый решает сам. Инженер по обучению отдела по работе с пер­соналом Андрей Ведерников, социолог Елена Гобузова помогут оп­ределиться в выборе пути, в реализации задуманного.
2001-2002 гг. - годы системного набора заводом микролит­ражных автомобилей молодых специалистов. В 2001-ом пришли первые девятнадцать человек и, казалось, растворились в общей массе завода, не вызвав больших перемен. В 2002 году набор про­должился: на производство, в цеха, в отделы, в инженерные служ­бы пришли еще более 30 молодых ребят и девушек, закончивших обучение в вузах.
Для всех них поступление на завод было еще одним экзаменом, который прошли далеко не все соискатели. Первое условие: хоро­шие и отличные оценки в дипломе, второй результат давало тести­рование; третий - собеседования, которые проводили отдел по ра­боте с персоналом, заместитель генерального директора по персо­налу В. В. Саботарь и генеральный директор завода.
В 2002 году количественные изменения в составе коллектива ЗМА начали давать качественный результат. В целом, около восьмисот человек, работающих на заводе, входят по своему возрасту в катего­рию «молодых».
Может быть поэтому, даже наверное поэтому, год начался для нас с новогодней поездки в Казань. 5 января экскурсионный авто­бус с работниками завода начал свой путь с обзорной экскурсии по памятным местам столицы Татарстана: казанский Кремль, строя­щаяся на его территории белокаменная мечеть «Кул-шариф»,
183
реставрируемый Благовещенс­кий собор, затем - посещение старейшей мечети города - Апа-наевской и Петропавловского собора, пешеходные прогулки по обновленной, преобразив­шейся за последние годы улице Баумана, вечерний концерт сим­фонической музыки в государ­ственном концертном зале им. Салиха Сайдашева, коллектив­ное фото - на память. Все это объединяет заводчан общими воспоминаниями, помогает со­единить разные личности, раз­ные интересы в единую заводскую команду.
В 2002 году на заводе формализовался Союз Молодежи. Инициа­тором выступила молодежь механосборочного производства, инже­нерных служб, отдел по работе с персоналом. Устав и Положение о работе Союза были первым шагом, сделанным в апреле. Председа­телем ребята избрали Александра Мейсара - наладчика станков с ЧПУ механосборочного производства.
Сегодня в активе у Союза Молодежи проведение субботников по благоустройству базы отдыха «Лазурная», на строительстве окрасоч­ного корпуса, проведение КВН на ЗМА и участие молодежной коман­ды в камазовском конкурсе команд КВН, посадка деревьев на тер­ритории завода.
Логическим продолжением молодежных инициатив стало созда­ние Союза молодых специалистов, в который вошли выпускники вузов. При поддержке администрации было разработало «Положение о Совете молодых специалистов». 14 июня оно было утверждено на орга­низационном собрании Совета, председателем которого избрали Андрея Беляева - инженера лаборатории промэлектроники.
Преодоление инерции, порою самая трудная победа, потому что эта победа прежде всего над самим собой. Каждый из нас отдает энергию работе. Молодежь помогает заводскому коллективу и са­мим себе реализоваться в чем-то совсем не обязательном, но - как потом понимаешь - просто необходимом.
184
Казалось, что фестиваль бардовской песни про­вести невозможно. Целый пласт работы, которую не брал на себя никто ни в городе, ни на КамАЗе, ни на заводе вот уже без малого 10 лет. «Просто удивитель­но, что она еще живет!» - думалось многим. Но объявленный на Дне завода в 2001 году кон­курс бардовской песни на ЗМА состоялся. На участие в нем подали заявки не только камазовцы, но и город­ские исполнители авторской песни: 22 июня во время конкурсного концерта мы познакомились с организа­торами клуба авторской песни имени Владимира Вы­соцкого - Р. Мамедовым, Н. Кореневой. Победителя­ми конкурса стали школьная учительница Ольга Куз-мичева, Андрей Лобанов - формовщик литейного за­вода, Евгений Прохоров - свободный художник и ис­полнитель собственных песен. Зал и жюри отдали предпочтение им, хотя самые щедрые аплодисменты дарили все же своим исполнителям: Игорю Сокольни­кову, Алексею Мулюкину, Ане Монаковой - маленько­му открытию конкурса. Дочь наладчика ЦЛПЭ В. А. Монакова, она была самой молодой участницей кон­курса и завоевала приз заводских симпатий.
Наградой победителям стала поездка в составе заводского автопробега автомобилей «Ока» на XXIX Грушинский фестиваль, проходивший с 5 по 8 июля на Мещеряковских озерах в Самарской области.
Так возродилась еще одна заводская традиция: участники автопробега, в котором участвовали 5 ав­томобилей «Ока», повторили путь, впервые пройден­ный «Окушками» с деревянными номерами в 1988 году. Путевой дневник автопробега, который вели все, содержит не только впечатления, но и советы тем, кто захочет пройти этот путь еще раз.
Заводские традиции - это символ стабильности завода. Одна из таких традиций - чистота. ОАО «Завод микролитражных авто­мобилей» традиционно, в течение нескольких лет, занимает пер­вое место среди заводов КамАЗа по культуре производства. Ны­нешний год - не исключение. Зеленые газоны и цветники при­вычно радуют глаз, когда подходишь к заводу, заводские дороги оберегают пешеходов, благодаря своевременно обновленной раз­метке, внутрицеховые проезды отличаются четкой расстановкой тары, оборудование и административный корпус - чистотой. Это привычно, этого не замечаешь, пока все в порядке. Но, кажется, любое другое состояние нашего завода изменило бы нас самих; сделало небрежнее, равнодушнее, необязательнее. Потому что культура производства - наша общая культура, создаваемая тру­дом работников отдела социального развития (ОСР), таких как Зоя Тагировна Тютюгина, Хуршида Юсуповна Камалова, Татьяна Вла­димировна Лаптева, Расима Магсумовна Кагарманова, Алевтина Емельяновна Немцева, Тамара Николаевна Думакова, Елизавета
185
Петровна Верещагина, Раиса Авхадеевна Хабибуллина, Лидия Ивановна Седова и многих других. Кстати, в те годы, когда прием на ЗМА был ограничен, ОСР служил первой ступенькой «вхожде­ния в завод». Молодые девчата и женщины «за 30» устраивались сюда для того, чтобы потом перейти в другие службы и продол­жить работу по специальности. Это было для них временной ра­ботой, а для завода - возможностью присмотреться к новым лю­дям, прежде чем будет предложено пополнить коллектив цеха или отдела. Предложение о переводе - было и есть лучшей оценкой соискателю.
А лучшая оценка заводу - формирование семейных династий. Только всерьез связав с заводом свою судьбу, люди приводят сюда своих детей. Только поверив в стабильность и перспективу, начита­ют считать предприятие своим домом.
Сейчас на ЗМА более 50 заводских династий. Девять из них основаны работниками, стаж которых на ЗМА превышает 10 лет: это династии Л. Н. Деминой, В. К. Ковалева, Л. И. Дитятьевой, В. С. Филатовой, X. Ю. Камаловой, И. М. Самсоновой, В. К. Жере-бова, 0. С. Езоповой, Ю. П. Коваленко, 3. В. Севастьяновой, Т. В. Головкиной, Т. И. Ширяевой, А. И. Дмитриенко, Г. Ф. Горбу­новой, Т. Л. Кирилловой.
Пусть будет так и впредь. Чтобы пополнялся коллектив молоды­ми, энергичными людьми, пришедшими продолжить дело, начатое родителями.
Дел еще много. Хватит на всех. Так же, как в детстве, хочется дой­ти до горизонта, так же и сегодня, уже взрослым, хочется потрогать рукой то, о чем мечталось. В отличие от воображаемой линии гори­зонта, наши мечты могут стать осязаемыми, реальными.
В 2002 году такой реальностью стала 200-тысячная «Ока», в де­кабре станет реальностью завершенный окрасочный корпус, крас-ко-приготовительное отделение (КПО), над строительством которых работают ОАО «КамГЭСавтозаводстрой» и 000 «Подряд». Уже сегод­ня трудно себе представить, что на месте КПО в январе 2002 года абсолютно ничего не было: лишь бетонная площадка, заводской за­бор и часть газона.
Основная задача инженерных служб - осуществление мечты це­лого десятилетия: завершение монтажа и запуск в действие в пуско-наладочном режиме окрасочного оборудования фирмы «Durr». С на­чала года придирчивые шеф-монтажни­ки из Германии Михаэль и Рейнхард Рад-дель, Иван Шимански контролировали процесс монтажа, определяли сроки вы­полнения работ, порой спорили и доби­вались приема у генерального директо­ра, чтобы помочь заводчанам реализо­вать задуманное в намеченный срок. К ним уже привыкли,хотя присутствие шеф-монтажников на ЗМА - явление для КамАЗа уникальное, так как после завер­шения строительства автогиганта в
186
70-е годы иностранные специалисты приехали на дочернее предприятие              КамАЗа, ЗМА, впервые после долгого перерыва. Общаться с ними легко уже потому, что они говорят не только на немецком, но и на английском, испанском, а теперь уже, проработав на заводе более полугода, почти все говорят по-русски. Кро метого, когда обращение друг к другу, сопровождается дружеским расположением и улыбкой, то по­нятными становятся фразы на любом языке.
Пуск линии «Durr», благодаря которой кузова для микролитраж­ных автомобилей можно будет окрашивать одновременно в шесть разных цветов, позволит уже в 2003 году добиться первоклассного качества покрытия. Это ближайшая перспектива. В проекте - строи­тельство крытой галереи для транспортировки на ЗМА кузовов, сва­ренных на прессово-рамном заводе. В перспективе - осуществле­ние совместного с ВК ФПГ проекта модернизации интерьера и эк­стерьера «Оки».
Мы мечтаем. Но мечта должна быть деятельной, и здесь за ин­женерными службами завода - главная инициатива. Первый шаг уже сделан: создана группа стратегического развития, которую воз­главил заместитель главного инженера Нафис Альфатович Фархут-динов. Группа немногочисленна, но молодые специалисты Сергей Сусанин, Сергей Сорвин полны уверенности, что у завода будет но­вая «Ока», которая покорит ежегодную автомо­бильную выставку «Международный Московский автосалон». В каком году - покажет время.   Невозможно рассказать обо всех. Невозможно рассказать обо всем. Для этого нужно просто каж­додневно находиться на заводе, окунаться в его проблемы, жить его радостями. Необходимо толь­ко отметить главное: мы стали узнаваемы в авто­мобильном мире и интересны в качестве развива­ющегося предприятия.    Совет директоров ОАО «ЗМА», неоднократно рассматривавший вопрос об эмиссии акций и нео­днократно откладывавший ее, в 2002 году всерьез заговорил о возможности инвестиций в производство микролитражных автомобилей. Выделение
187
республиканского кредита, позволяющего ввести в действие окра­сочное оборудование, привлекло к заводу пока еще не инвесто­ров, а солидных визитеров. В этом году на заводе побывали пред­ставители российских и республиканских банков, члены правитель­ства Республики Татарстан, делегации из стран ближнего зарубе­жья, из Германии. В ходе структурной перестройки в материнской компании новый статус получил генеральный директор завода. Решением генерального директора ОАО «КамАЗ» С. А. Когогина Васил Кадымович Каюмов назначен заместителем генерального ди­ректора ОАО «КамАЗ» по легковому автомобилю. Новая должность не только открывает новые возможности, она подтверждает, что камазовское руководство очень серьезно относится к развитию завода микролитражных автомобилей.
27 сентября перед административным корпусом завода появи­лась еще одна аллея: пятнадцать тоненьких березок бережными ру­ками были посажены в заранее подготовленный плодородный грунт. День был серый и пасмурный. Дождь сеялся сквозь мокрое сито осен­них туч, а золотистые, словно солнечные блики, листья берез трепе­тали от неуловимого дыхания ветра. 15 берез, как 15 лет. И у каждой службы завода - свое дерево.
Говорят, чтобы жизнь была прожита не зря, каждый человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Если правда это, то одно дело мы уже сделали, заложив юбилейную аллею. Осталось - достроить наш общий дом - наш завод, чтобы когда-нибудь вместе с нами, или вместо нас, в этих цехах и кор­пусах работали наши сыновья.
188

     Заключительная часть                                На страницу  ЗМА 15 ЛЕТ                                На главную страницу

Hosted by uCoz