2000 г. Нулевой отсчет

 

Судьбой ли, богом, физическими законами Вселенной, кем-то всевластным так мудро определено: человеку не дано знать своего будущего. Так же как не дано никому определить будущего стран, государств и народов. Есть только уверенность или надежда, что история идет по восходящей спирали: от простого - к сложному, от примитивного - к совершенному, а движение всегда ведет к по­беде жизни, созидания. Только это понимание, эта убежденность дает силы жить.
Год закончился для всех россиян в ночь с 31 декабря 1999-го на 1 января 2000-го обращением Б. Н. Ельцина и его заявлением об уходе с поста Президента Российской Федерации. До выборов но­вого Президента России оставалось чуть меньше трех месяцев, и в этот период исполнять обязанности Главы государства было поруче­но премьер-министру России В. В. Путину.
Так начался нулевой отсчет нулевого года, незримой чертой от­делившего прошедшее столетие от наступившего, ушедшее тысяче­летие - от грядущего. Нулевой год. Нулевой отсчет.
Для России самым памятным событием для каждого из нас ос­танутся выборы Президента Российской Федерации, проходившие 26 марта 2000 года, в которых уверенно лидировал и победил В. В. Путин. Инаугурация Президента, прошедшая б мая 2000 года, была первой для России XX века. Последовавшее за ней «Обращение Пре­зидента к россиянам» говорило о предстоящем укреплении власт­ной вертикали необходимой, чтобы максимально сконцентрировать
149
силы для выхода из кризиса и не допустить дальнейшего обнища­ния народа, ухудшения положения социально незащищенных сло­ев населения.
Еще не скоро станут заметными результаты движения к лучшему. Не один день и год нужен для того, чтобы оценить, насколько жела­емое соответствует достигнутому, но первые шаги уже есть, и они сделаны тоже в двухтысячном: с 1 июля минимальный размер опла­ты труда в Российской Федерации вырос с 83 рублей 49 копеек до 132 рублей. В 2000 году практически ушли в прошлое забастовки с требованиями выплаты зарплаты: сокращение ее задолженности и выплата работникам бюджетной сферы были взяты под контроль Пре­зидента.
Реформы, предложенные В. Путиным, создали необходимые усло­вия для развития демократического федерализма и были восприняты в Татарстане с пониманием. В одном из своих интервью Президент Рес­публики М. Ш. Шаймиев говорил: «В Татарстане всегда была сильная власть. Жить в условиях безвластия невозможно», а в отношении ре­форм: «Я, например, считаю, что политические реформы должны опережать экономические» (из интервью М. Шаймиева на канале РТР 14.06.2000 г.). Для Татарстана это утверждение было проверено практикой: в 2000 году «Декларации о суверенитете Республики Татарстан» и «Договору о разграничении полномочий» исполнялось 10 лет.
К сожалению, в 2000 году этот праздник был омрачен трагедией на атомной подводной лодке «Курск», произошедшей 21 августа. В числе военнослужащих, вышедших в море в этот день были и ребята из Татарстана...
Нулевой год, нулевой отсчет. Все в нем перемешано: и радость, и горе. Так же как и в стране, в республике, в нашем городе были и праздники, и будни; и радости и неприятности.
9 Мая город отметил торжественным парадом у Вечного огня 55-летие Победы в Великой Отечественной войне. А в августе и октябре из города уезжали отряды добровольцев из числа работников милиции в столицу Осетии обеспечивать правопорядок и безопасность Владикавказа.
Открывались новые магазины и заправки. Проводился традици­онный Праздник цветов на бульваре Энтузиастов, пела Алсу на го-родском майдане - любимица Татарстана, проводил концерт Александр  Колигер - виртуоз саксофона и гордость города. Это светлая сторона. А на темной, из газеты в газету переходящая тревожная тема - о росте наркомании в городе. В 2000 году в городе проходила акция «Молодежь против наркотиков».     И все же, по большому счету, благополучие города зависело от КамАЗа. Положение на автогиганте определяло судьбу и благополучие каждого из горожан.
150
На рубеже годов КамАЗ отметил свое 30-летие. То есть праздно­вание юбилея было в конце декабря 1999 года, а юбилейные репор­тажи и сообщения о наградах и поздравлениях прокатились по стра­ницам периодической печати в начале нового двухтысячного года.
Для КамАЗа 2000 год был переломным, направленным на подъем. Производство сохраняло и наращивало темп, искало возможности выпуска новых модификаций, востребованных рынком. Но основ­ные позитивные изменения: в экономике КамАЗа, в реструктуриза­ции его задолженности как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Татарстана. КамАЗ очистился от долгов, окончательно оп­ределилась структура уставного капитала, сформировалась сеть про­даж, позволившая заводу занять 48% рынка грузовых автомобилей своего класса в России.
Годовое собрание акционеров, традиционно проведенное в Чел­нах в конце июня, констатировало: «КАМАЗ выжил. Теперь - разви­тие и рост». Председателем Совета директоров в августе 2000 был избран вице-премьер России Илья Клебанов. Это подтверждало зна­чимость КамАЗа для российской экономики.
Для нашего завода год тоже начинался с праздников и побед. На торжественном собрании, посвященном 30-летию КамАЗа, самой пер­вой из рук Президента Татарстана М. Ш. Шаймиева получила почет­ную грамоту Республики Татарстан инженер-технолог ОАО «ЗМА» Фания Нагимовна Ахтямова, а одним из завершающих этот почет­ный ряд был тоже работник нашего завода Виктор Федорович Черепашков. Так что список камазовских лидеров начинали и завершали наши заводчане. Кроме того, почетными грамотами главы админис­трации города были награждены Юрий Александрович Востриков -наладчик механосборочного производства, Айслу Харисовна Князева - слесарь механосборочных работ главного конвейера.
Выпуск автомобилей в январе был стабильным, и в течение года мы сумели поднять его с 2,5 тысяч до 3 тысяч автомобилей в месяц, не испытывая особенных трудностей со сбытом своей продукции.
151
Дилерская сеть завода насчитывала теперь 33 предприятия и 45 станций техобслуживания, охватывающих Урал, Центральный, Север­ный, Юго-Западный и Восточный регионы России. В 2000 году 70% произведенных автомобилей реализовывалось через дилерскую сеть. Пока что реализация шла традиционными методами: «прода­вец- покупатель», но ЗМА уже пробовал применение различных схем, например, реализация автомобилей в кредит. Эта акция была опро­бована в начале года, когда КамАЗом был выпущен приказ, разре­шавший работникам акционерного общества приобретение автомо­билей «Ока» в кредит в счет долгов по зарплате. В ноябре-декабре 2000 года, в начале сезонного спада сбыта автомобилей, условия рассрочки по выплатам были еще более смягчены. Объявление о сезонном снижении        процентной ставки было опубликовано в «Вестях КамАЗа», и автомобили брали охотно: только в ноябре их было реа­лизовано в кредит более 40 штук.
Служба маркетинга продолжала совершенствоваться, расти про­фессионально. В начале года, закончив обучение по Президентской программе, выехал на стажировку в Голландию один из наших моло­дых маркетологов Марсель Сафин. Отбор кандидатов на эту поездку был очень строгий: после собеседования из сорока претендентов осталось 24. Стажировка включала в себя трехнедельное теорети­ческое обучение и выполнение практической работы - разработки программы маркетинга для конкретной фирмы. «Казалось бы, ни­чего нового. Они просто ставят интересы клиента на первое место в своей работе», - вспоминал Марсель Галимович после поездки. -«Их предприятия преследуют лишь одну конкретную цель: получе­ние наибольшей прибыли и укрепление своих позиций на рынке. А этого можно достигнуть, лишь хорошо изучив потребности кли­ентов». «Изучать потребности клиентов» маркетологам ЗМА в 2000 году приходилось не только в Рос­сии. Завод сделал серьезную став­ку на экспорт своих автомобилей. В августе партия микролитражек была отправлена в Иорданию, в сентябре были начаты отгрузки автомобилей в Египет и Сирию: в ноябре в ходе общих с КамАЗом переговоров на выставку автомо­билей в Стамбул (Турция) выехал начальник отдела продаж ЗМА Ильяс Назипович Гусманов. Были проведены переговоры с фирмой «Нета» о поставках автомобилей в 2000-2001 годах. 23 июня 2000 года прошло Об­щее годовое собрание акционе­ров ОАО «ЗМА».
152
Совет директоров акционерного общества не мог не отметить положительных тен­денций работы завода: рост про­изводства в 1,5 раза, увеличение денежных продаж до 70%, почти полную ликвидацию задолжен­ности по зарплате, увеличение объема выручки в 2,4 раза. Но заключение ревизионной комис­сии отмечало так же рост деби­торской задолженности и долгов по налогам. Председателем но­вого состава Совета директоров был избран генеральный дирек­тор КамАЗа И. М. Костин.
Казалось бы, все хорошо. Но с нарастающим ощущением беды вспоминается сегодня июль двухтысячного. Всякая беда, как болезнь, приходит с ощущения легкого недомогания и уходит после кризиса тяжело и долго, продолжаясь мелкими неприятностями. Так и здесь. Кажется беда начиналась еще раньше, не в июле, давала о себе знать. Просто мы не придали этому значения.
Для всех заводчан 2000 год отмечен черным. Как черной чертой перечеркнут печальной траурной лентой. 10 июля в Екатеринбурге при выходе из заводского общежития, в котором он жил и в котором встречал нас в свой юбилей, был убит первый директор завода мик­ролитражных автомобилей Олег Дмитриевич Белоненко.
Для каждого из нас это было потрясением. Последним из за­водчан видел Олега Дмитриевича В. Н. Горохов - заместитель главного энергетика завода. Он ездил в Екатеринбург по вопро­су согласования приобретения котельной. Позвонил на «Урал-маш». Соединили сразу. Виктору Николаевичу было неловко, что отрывает время у генерального директора завода, но Белонен­ко и слушать не стал - прислал машину, пригласил к себе в ка­бинет. «Часа полтора проговорили, - вспоминал В. Н. Горохов, -Олег Дмитриевич, как всегда, расспрашивал обо всем, много рас­сказывал о том, как думал организовать работу на «Уралмаше». Он был уже увлечен новым делом, новыми горизонтами», - говорил Виктор Николаевич. - «В ближайшее время в Екатеринбург должен был приехать В. В. Путин, и Олег Дмитриевич планировал изложить Президенту свои соображения по крупному заказу на прокат, который предполагалось заключить с западными партнерами. На этот счет у него были свои соображения: «Делать самим, с Запада брать только технологии, остальное -сможем сами».
Дочь Олега Дмитриевича, Вика, тоже подтвердила: «Да, папа тог­да готовился к встрече. Даже к нам не приехал, хотя мы звали и ждали на день рождения».
Не сбылось. Завод осиротел в этот день. Мы еще не верили, не хо­тели верить в случившееся. Первое сообщение по телевидению еще оставляло слабую надежду: несмотря на то, что пуля попала в голову,
153
Олег Дмитриевич был жив, боролся со смертью. Потом, когда все кон­чилось, делегация заводчан выехала в Екатеринбург и Москву.
Похороны были в Москве, на Троекуровском кладбище. Тягостное ощущение осталось от высокого здания, в котором проходило прощание. Множество печальных лиц, друзей, камазовцев. Наша маленькая группа: Васил Кадымович Каюмов, Виктор Черепашков, Зуфар Миргалимов, Ирек Хайруллин сбилась в тесную стайку, позволявшую удержаться от внешних проявлений душевной боли. Кто-то подходил, говорил что-то ненужное, а там, в глубине зала, лежал не он. Не Белоненко. Его уже не было.
Потом уже, после возвращения на завод, где в этот день тоже прощались с первым директором, где была объявлена минута молчания: дань памяти, совпадавшая по времени с прощанием в Москве, мы пытались для себя объяснить - что изменилось?
И понимали: теперь мы одни. До смерти Олега Дмитриевича, несмотря на то, что он был далеко, на «Уралмаше», каждый из нас, начинавших этот завод вместе с ним, знал: в самую трудную ми­нуту, когда нужна помощь, мы могли бы обратиться к нему. Те­перь - не к кому. Теперь можно рассчитывать только на себя. В этот год мы осиротели. В этот год - «стали взрослыми». Нулевой год. Незримая черта. Нулевой отсчет.
Было много тревог и трагедий и в личных судьбах у каждого из нас. У кого-то уходили в небытие родные, у кого-то не складывалась учеба, работа. Но только уход Олега Дмитриевича был для нас одной общей болью.
Вторая половина года принесла свои перемены, события. Мно­гие из них были из разряда долгожданных. Летом 2000-го на ЗМА продолжилось строительство окрасочного корпуса. Поскольку кре­дитов и инвестиций на окраску завод не получил, строительство во­зобновляли за счет собственных средств. Генподрядчиком, как и при строительстве основного корпуса, оставался «Автозаводстрой». Кроме того, 1380 железобетонных плит сняли с «замороженного» кор­пуса «Татэлектромаш». Право на выполнение работ по демонтажу тоже разыграли в тендере. Работа двинулась. Появилась надежда к концу года закрыть корпус, подать в него тепло и начать работы по монтажу линии «Durr».
В 2000 году «Ока», как всегда, активно участвует в выставках. На Казанском автосалоне, проходившем с 14 по 17 июня, затем на выставке «Автосервис-2000», проводившейся в Набережных

155

Челнах 20 июля и, наконец, в августе на Московском автосалоне «МИМС-2000» внимание посетителей привлекали две новые моде­ли автомобиля «Ока». Это - «Ока-Алсу» с удлиненным комфорта­бельным салоном, которая была оснащена новым четырехцилинд-ровым двигателем Мелитопольского моторного завода, мощностью 49 лошадиных сил, и «Ока-Гном», представляющая собой грузовой автомобиль-фургон, оснащенный дизельным двигателем , мощнос­тью 25 лошадиных сил (подробнее см. здесь), который был создан в Калуге (??? а не во Владимире, Ольга Андреевна??? )  на основе конверсионного, использовавшегося раньше в боевой технике.
Появление этих моделей во многом было обусловлено дефици­том силовых агрегатов, серьезно сдерживающим увеличение про­изводства микролитражных автомобилей, востребованных на потре­бительском рынке как самых недорогих и экономичных автомоби­лей. На поиск решения по оснащению «Оки» был направлен готовящийся в Татарстане в 2000 году конкурс на проектирование и создание силового агрегата для микролитражки.
Одна беда - все предлагаемые силовые агрегаты существовали только в опытных образцах, поставка их на массовое производство требовала значительных инвестиций. А их пока не было.
Остроту проблемы силового агрегата понимали и на АвтоВазе и в Москве, в Вожско-Камской финансово-промышленной группе.
Именно поэтому в середине ноября по решению правительства Московской области, озабоченного положением дел на СеАЗе, было созвано совещание, рассмотревшее перспективы развития произ­водства микролитражных автомобилей «Ока». Инициативу поддер­жал президент АвтоВАЗа А. Николаев. При содействии ВК ФПГ, по-прежнему возглавляемой В. Н. Поляковым, было принято решение о постепенном увеличении производства легковых агрегатов в Толь­ятти до 90 тысяч штук в год. (60 тысяч - на ЗМА и 30 тысяч - на СеАЗе). Это потребует дополнительных закупок обо­рудования для модернизации производства силовых агрегатов. Как вариант решения вопроса предлагалось закупить необходимое оборудование для механообработки и испытаний на средства ЗМА и СеАЗа с последующий передачей его в аренду АвтоВАЗу. Не­решенным оставался только один вопрос: где взять денег?
Шла обидная пробуксовка. Нулевой год. Нулевой отсчет... Кроме ставшего уже обычным участия наших автомобилей в выставках и автосалонах, в 2000 году были опробованы новые формы прогрессивной рекламы: участие в громких спортивных событиях, привлекавших интерес общественности. В первом случае это - спонсорство ЗМА в организации Международных соревнований по художественной гимнастике «Гран-При. Москва-2000», проходившем 22-23 июля; во втором - участие заводской команды в чемпионате России по шоссейно-кольцевым гонкам в классе «Ока-юниор» в июле-сентябре 2000 года.
155
К сожалению, Алина Кабаева, спонсором которой выступал за­вод, завоевала в соревнованиях только второе место. Яркой звез­дочкой мелькнула она в репортажах российских телепрограмм, сча­стливая владелица ярко-синей «Оки», представленной ОАО «ЗМА» в качестве приза.
А вот спортивные автомобили «Ока» вошли в круг интересов заводчан не на один год. Энтузиастом и первопроходцем спортив­ной эпопеи «Оки» в Набережных Челнах был Дмитрий Кривола-пов, который при содействии директора «Автоцентра-Ока» В. И. Петрова начал подготовку первого опытного образца спортивного микролитражного автомобиля. Еще в 1997 году этой «Окушке», созданной в буквальном смысле конструктором НТЦ КамАЗа Сергеем Сотниковым, приходилось на равных состязаться с автомобилями «ВАЗ-2108». Первых мест в этих гонках Дмитрий не занимал, но и последним не был.
В 1999-ом, после показательного заезда автомобилей «Ока» в гонках на приз Президента на «Высокой горе», идея получила раз­витие. Премьер-министр Республики Татарстан Рустам Миннеха-нов оказал поддержку в организации специального заезда гоноч­ных автомобилей «Ока», а Совет директоров ОАО «ЗМА» принял решение о создании заводской команды, для которой было ре­шено подготовить два спортивных автомобиля. Федерацией ав­томобильного спорта был утвержден календарь всероссийских со­ревнований на кубок «Ока». Соревнования планировалось про­водить в 3 этапа: в Тольятти и Нижнем Новгороде, причем участ­ники были разделены на 2 класса: для взрослых автогонщиков и молодых спортсменов.
156
Команда ЗМА, руководителем которой был Дмитрий Криволапое, включала в себя 15-летнего пилота-гонщика Диму Сотникова, отец которого был создателем первой спортивной «Оки», и механика Ильмира Шакирова.
Эти соревнования были для ребят по-настоящему первыми, принесшими мас­су удивительных впечатлений. Первый этап, проходивший 22 июля по трассе шоссейно-кольцевых гонок «Тольятти-ринг», был проложен по го­родским улицам. Несмотря на то, что на время проведения гонок улицы были закрыты для движения автотранспорта и пешеходов, здесь было почти невозможно обогнать соперников. Но все же в ходе гонок Дмитрий сумел переместиться на пятое место и получил спе­циальный приз как спортсмен, совершивший наибольшее количе­ство обгонов.
От этапа к этапу ребята присматривались и начинали понимать «правила игры» в этих необычных гонках. Оказалось, что все их со­перники - москвичи, которые участвуют в гонках не первый раз, пред­ставляя интересы Москвы и СеАЗа. Это только добавило желания победить. На втором этапе, проводившемся в Москве 2-3 сентября, наша команда заняла пятое место. А вот на третьем этапе, проводив­шемся в Нижнем Новгороде, нашего молодого пилота просто выби­ли с трассы.
Неудача? Поражение? Нет! Это была только проба сил. Начало. Нулевой отсчет. И как покажет время, наша команда, теперь уже имеющая опыт, сможет показать себя и победить в следующих со­ревнованиях. Она займет второе место в гонках «Ока-юниор» в 2002 году, доказав, что автоспорт, победы гоночных автомобилей любого класса являются мощным средством рекламы, создания положитель­ного имиджа камазовского качества. Автоспорт является жестким контролером технического потенциала автомобиля. Это уже подтвер­дил «КамАЗ», неоднократно победивший в гонках «Париж-Дакар». Это сумеет доказать и маленький, настойчивый микролитражный ав­томобиль. Его первое место - впереди!
Жизнь завода, день за днем, складывалась из кропотливого, по­вседневного труда. Может быть, поэтому в производственной жизни у заводчан не было проблем. Как-то спокойно и буднично в мае была опробована линия сварки кузовов, а в октябре - сварен свой, завод­ской, первый кузов для «Оки».
На производстве пластмассовых изделий было освоено про­изводство первых, своих полок багажника, изготовленных на термопластавтоматах, закупленных в ОАО «Москвич» в этом году. 7 октября начальник цеха пластмассовых изделий Владимир Александрович Бура был удостоен звания «Заслуженный кама-зовец». Он руководит коллективом ЦПИ все прошедшие годы, с момента основания и делает это умело и эффективно: порой по­зволяет себе громко сказать о плюсах и спокойно, без шума, разобраться в минусах.
157
Продукция ЦПИ: детали к «Оке» и КамАЗу,          полиэтиленовая пленка, санки-ледянки, пластмассовая    посуда всегда востребованы покупателем, а производство      отличается стабильностью коллектива и имеет хорошую рентабельность. Стабильность - первый признак благополучия. Она характеризуется даже тем, что первый помощник Владимира   Александровича  председатель            цехкома Антонина Семеновна Митрофанова - тоже работник со стажем. Ветеран КамАЗа, она работает на автогиганте с 1972 года, из них 12 лет на производстве пластмассовых изделий.
Есть события громкие, есть незаметные, но от этой своей неза­метности не потерявшие своей значимости. Таким событием в 2000 году стало открытие филиала библиотеки КамАЗа на нашем заводе. Работу филиала начала в сентябре 2000 г. Ирина Николаевна Голи­кова, человек ответственный и по-настоящему болеющий за свое дело. В библиотеке начали проводиться информационные дни, а ко Дню машиностроителя здесь открылась первая книжная выставка, посвященная истории города, КамАЗа и нашего завода.
Теперь трудно представить себе завод без библиотеки. В ней сме­нилась хозяйка. Заведует книжным царством Люция Нурутдиновна Быковченко, и у каждого заводчанина есть возможность взять кни­ги из более чем трехтысячного фонда или заказать их по абонементу в библиотеке КамАЗа.
Год медленно подходил к концу, завершая процессы, начатые по­рою год, несколько лет назад. 18 октября 2000 года по просьбе Ми­нистерства экономики и промышленности Республики Татарстан было проведено внеочередное собрание акционеров ОАО «ЗМА», закре­пившее право Республики Татарстан на участие в акционерном об­ществе. 27% Уставного капитала ОАО «ЗМА» принадлежит теперь республике, а ее представители С. П. Мухин и А. Н. Таркаев избраны в Совет директоров акционерного общества.
Кроме того, собрание акционеров приняло решение о проведении дополнительной эмиссии акций в размере 250 млн. рублей, что позво­ляло предпринять шаги к поиску инвестора. Это было тем, о чем мечтал и к чему стремился в свое время Олег Дмитриевич Белоненко.
Заводчане бережно хранили его память. В течение всего лета и осе­ни шла работа по созданию барельефа памяти первого директора за­вода. Разработку художественного образа вел член Союза художников Анатолий Иванович Дербилов. Он предложил несколько эскизов, каж­дый из которых был по своему хорош. Во время изготовления гипсовой модели барельефа в помещение его мастерской ездили Р. Ш. Сабиров, В. В. Саботарь, Р. X. Калимуллин, наконец поехал сам генеральный ди­ректор. Каждый считал необходимым взглянуть и сверить: насколько образ соответствует нашему восприятию, нашей памяти.
158
В начале декабря барельеф отлили в бронзе. Отливку сделала фирма «Магно­лия». Открытие наметили на 13 декабря. Журналистов не приглашали. Решили при­гласить всех камазовцев, которые работали с Олегом Дмитриевичем. Но приехали не только те, кто получил приглашения. На пло­щадке перед административным корпусом много собралось людей. Приехали и жур­налисты. Видимо, сработало то, что ново­стью люди делились друг с другом и ехали не по приглашению, а по зову сердца.
Светлый морозный день, взволнованные, сосредоточенные лица. Белая ткань, закры­вающая барельеф, медленно потекла вниз, обнажая постепенно - лоб, глаза, задумчи­вое, с полуулыбкой лицо, обращенное к во­ротам, в которые выезжали автовозы, загруженные нашими автомо­билями. Он смотрел им вслед, а может быть, смотрел в будущее, ко­торого мы еще не знаем...
Уходил в прошлое тринадцатый год со дня рождения завода мик­ролитражных автомобилей. В этом 2000 году мы собрали и реализо­вали 33603 автомобиля (при плане 32 тысячи), причем более 7 ты­сяч из них были переданы органам соцзащиты для обеспечения ве­теранов и инвалидов.
Выполнение годового плана заводчане отметили 15 декабря на традиционном Дне завода. Здесь в ДК КамАЗа проходил уже не один праздник, поэтому все чувствовали себя уютно. Да и праздник был построен тепло, по-семейному. После поздравлений генерального директора завода В. К. Каюмова, гостей праздника, победителям были вручены призы за конкурс профмастерства, за звание «Луч­ший наставник года», занесены новые имена в Книгу Почета завода: Черепашкова Виктора Федоровича, Севастьяновой Зои Владимиров­ны, Зубова Вячеславав Ивановича. А тринадцать свечей на именин­ном торте задули дети - ровесники завода.
Уходил в прошлое 2000 год, завершая счет целого тысячелетия.
159

На следующую страницу - 2001 год                     На страницу  ЗМА 15 ЛЕТ                   На главную страницу

Hosted by uCoz