1999 г. «Команда молодости нашей...»
Правд много, истина - одна. Год 1999-й завершал цифровой ряд целого тысячелетия и, вначале ученые, затем - газеты и телевиде­ние, заговорили о нем как о последнем годе тысячелетия. А оказа­лось, что он предпоследний. Отмеченный высокой энергетикой трех выстроившихся в ряд девяток, обозначивший поворот к позитиву в рамках государства, общества, личности.
Мы были не первыми, кто ошибался в определении конца века. В России до нас такую же ошибку допустил Петр I, объявивший встре­чу нового столетия и праздничные фейерверки в ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 г. На новом витке спирали, закрученной куда как бо­лее туго, мы гадали о том же в 1999 году, преодолевая каждый по-своему пери­од «смутного времени» в России. С 1 января в России было прекращено хождение старых денег, хотя, памятуя об ошибках «павловской реформы», возможность обмена старых купюр в сбербанках страны сохранили до 1 января 2002 года.
В феврале 1999-го года Президентом России Б. Н. Ельциным было объявлено об отставке генерального прокурора России Б. Скуратова. Государственная дума отставку генпрокурора не приняла, выдвинув встречное требование - отстранение от должности Президента России - импичмент, который мог стартовать 13 мая.
Против процедуры импичмента выступили тогда лидеры 17 рес­публик и регионов России, в числе которых был и Президент Рес­публики Татарстан М. Ш. Шаймиев, занимавший в этом вопросе са­мую активную позицию. «Сегодня как никогда важно сохранить ус­тановившийся конституционный баланс сил в общей системе разде­ления властей», - говорилось в заявлении.
Импичмент в мае не состоялся. Правительство Евгения Примако­ва ушло в отставку, на смену ему пришло правительство Сергея Сте­пашина до этого бывшего руководителем одной из силовых струк­тур - МВД России.
В этих условиях естественной и закономерной становилась политика дальнейшего развития самостоятельности регионов. Для Республики Татарстан в этот период «Декларация о Сувере­нитете» и «Договор о разграничении Полномочий» становились документами, позволявшими определять развитие и выживание республики. «Мы стали взрослыми. Но при этом должны стать
   

                                                                                  136

мудрыми», - говорил Президент РТ в своем интервью газете «Труд» 27.04.1999 г., - «Я не согласен с тем, что наши беды от того, что регионы становятся сильнее, а Центр слабее. И регионы еще сла­бы. Если бы они были сильными, то и Россия была бы сильной».
В начале сентября ушло в отставку правительство С. Степашина. Новым Председателем правительства Российской Федерации был назначен В. В. Путин - лицо новое и неизвестное тогда большинству россиян.
16 сентября в Москве состоялась официальная встреча М. Шай­миева и В. Путина, на которой определялись позиции сотрудниче­ства, политика взаимодействия Центра и регионов не только в отно­шении Республики Татарстан. В преддверии выборов, которые раз­вернутся в конце 1999 года на уровне городских советов, а в гряду­щем, двухтысячном, на уровне страны, эта встреча была значимой уже потому, что Президент Татарстана был одним из ведущих лиде­ров политического круга России.
«Трудно попасть в точку. Но если думать о главном..., - говорил Минтимер Шарипович в том же интервью газете «Труд», отвечая на вопрос о национальной идее в России, - независимо от националь­ности у россиян есть, если хотите, свое «я». Если это «я» заговорит в каждом человеке, оно может стать такой национальной идеей. Мы слышим вечные рассуждения: выделить России деньги или прислать гуманитарную помощь - словно речь идет о слаборазвитой стране. Мы не хуже их! Около этого чувства - протеста, горечи и гордости -и лежит сегодня национальная идея. Да-да, гордости. Это гордость высокообразованных людей: ученых, политиков и простых граждан».
Правд много, истина - одна. Когда через мелкие уколы самолю­бия, зависти, соблазны богатства и власти мы пробьемся к своему «я», может быть, тогда мы будем счастливы общим счастьем?
Январь в Набережных Челнах начался с необыкновенных моро­зов, которые однако не сделали менее посещаемой новогоднюю елку у мэрии города, и лазерное шоу на главной городской площади про­должало оставаться предметом гордости горожан.
КамАЗ в декабре 1998-го уже собрал на главном конвейере око­ло тысячи автомобилей, и производство его в 1999 продолжало дей­ствовать, набирая темп. Поэтому горожане встречали Новый             1999-ый с надеждами на лучшее. В 1999 году Республика Татарстан уделяет КамАЗу и городу большое внимание. В мае с рабочим визитом в Набережные Челны и на КамАЗ приезжает премьер-министр  РТ Рустам Минниханов. В июне, на общем годовом собрании акционеров присутствует Президент Республики. За внешней стороной этих визи­тов скрывается серьезный, кро­потливый труд, направленный на
137
решение экономических проблем КамАЗа. КамАЗ «уходил под республи­ку» и, наконец, приводил в порядок своим дела. Начинал работать.
О пользе такого «ухода» 0. Д. Белоненко говорил в своей книге «КамАЗ: кризис управления» еще в 1998 году: «Я настаивал на том, что нужно уходить «под республику». Что было в качестве основных аргументов? Для российского правительства в текущей обстановке положение «на КамАЗе» непринципиально. Мы не «нефть» и не «газ». Там государственные интересы очевидны. Мы не шахтеры и не атом­ная станция, где взрывоопасно в прямом и переносном смысле. А с грузовым транспортом пока можно подождать».
Олег Дмитриевич в это время уже работал заместителем дирек­тора холдинга «Уралмашзаводы», но по-прежнему не терял связи с городом, где продолжала жить его семья, часто приезжал в Челны, заезжал на ЗМА.
17 декабря 1999 года в ДК КамАЗа прошел торжественный вечер, посвященный 30-летию КамАЗа. По итогам 1999 года на главном кон­вейере автомобильного завода КамАЗа было собрано 14438 грузо­вых автомобилей - в 4,5 раза больше чем, в предыдущем! КамАЗ мед­ленно и настойчиво выходил из кризиса.
Перемены на КамАЗе, напряженный ритм его работы и требова­тельность в исполнении обязательств, предъявляемая собственни­ком, не могли не сказываться на заводе микролитражных автомоби­лей. Поставленные Советом директоров ОАО «ЗМА» задачи по пере­ходу на денежные расчеты, уходу от бартера должны были быть ре­ализованы в течение 1999 года. Кроме того, производственный план выпуска автомобилей на 1999 год был увеличен почти на 10 тысяч автомобилей. Это требовало увеличения темпов в полтора раз по сравнению с прошлогодним.
И все же Новый 1999-й на ЗМА встречали весело, с выдумкой. Накануне новогодних праздников прошел конкурс на лучшую стен­газету. Наступал год Кролика по японскому гороскопу и с газет, вывешенных в холле административного корпуса, смотрели кроли­ки, зайцы и зайчата. Была еще одна особенность: в рисунках и в поздравлениях говорилось не только о празднике, но - обязатель­но! - и об «Оке». Из всех представленных газет лучшей оказалась
138
газета ремонтников. Приз за идею и ее осуществление получила Сирень Якупова (ЦРиОО), второе и третье место поделили Наталья Кректун (цех сборки автомобилей) и Валентина Тишина (служба контроля качества).
Скажете, мелочь! Но с таких мелочей начинается объединение коллектива. Начало года. Концерт заводской самодеятельности, ко­торый уже трудно себе представить без Анатолия Остапенко с его неподражаемой артистичностью и умением войти в образ персона­жа, взятого обязательно из нашей с вами жизни. Наташа Чернова, поющая, кажется, не голосом - не только голосом, но самой своею душой, полной нежности и чувственности. Так формируется душа завода, словно ласточкино гнездо, лепится по глиняному зернышку, принесенному неутомимой птицей-судьбой. Формируется заводская команда.
1999 год был характерен тем, что на заводе делалась ставка на коллективную работу и творчество. Команда молодых единомыш­ленников сформировалась в руководстве, дополняя друг друга, объе­диняясь под руководством генерального директора, не боявшегося отдавать право решения своим заместителям, требовавшего только одного - работы на результат.
«Это сплоченная команда грамотных специалистов», - писала в 1999 году газета «Вести КамАЗа» о руководстве ОАО «Завод микро­литражных автомобилей». - «Они напряженно трудятся, забывая о выходных, и уходят с работы, сожалея, что в сутках только 24 часа... Впрочем, зная 11-летнюю историю предприятия, можно было пред­положить: Васил Кадымович, наверняка скажет, что новая команда не совершила ничего сверхестественного. В основе всего лежит про­должение традиций» (ВК № 3 от 23.01.1999).
Решение одной из важнейших задач, поставленных Советом ди­ректоров ОАО «ЗМА», было поручено Рашиту Хазинуровичу Калимул-лину, который заступил на должность заместителя генерального ди­ректора ОАО «ЗМА» по маркетингу и продажам в январе 1999 года. Если в 1998 году реализацию автомобилей за денежные средства уда­лось довести до 28%, то в 1999-ом величина денежной составляющей в объеме продаж была доведена до 57% - в апреле, до 80% - в июле,
139
а к ноябрю - до 90% реализуемых автомобилей продавалось за «жи­вые деньги». В службе маркетинга и продаж сформировался деятель­ный профессиональный коллектив единомышленников: Р. Г. Нурут-динов, М. И. Селеменев, М. Г. Сафин, Р. Ф. Фаизов - каждый из них вел свое направление и формировал под собой коллективы специалис­тов, работающих на результат.
В течение 1998-99 годов заводом практически была восстанов­лена дилерская сеть, формирование которой начиналось еще в 1994-1995 году и из-за ухода в бартер была частично утеряна. В 1995 году у завода было около 60 дилеров, к июню 1998-го их оставалось все­го четыре. А в течение 1999-го года завод заключил дилерские со­глашения и провел сертификацию более 40 дилерских точек, ко­торые обеспечивали реализацию более 2,5 тысячи автомобилей в месяц, то есть весь объем производимой продукции. В 1999 году во­зобновилось проведение дилерских конференций, на которых тя­желее всего было присутствовать производственникам. Самый стро­гий спрос за качество автомобилей бывал именно на этих конфе­ренциях, ведь дилеры не понаслышке знали дефекты и недостатки «Оки». Еще лучше знали их представители станций техобслужива­ния, с которыми так же были заключены договоры.
Заместителем генерального директора по производству в марте 1999 был назначен Александр Алексеевич Чернов. Человек органи­зованный и целеустремленный, имеющий за плечами большой опыт производственной деятельности камазовской школы, Александр Алексеевич умел тонко чувствовать ритм производства и своевре­менно организовать работу всех его звеньев. Это ему приходилось выслушивать все претензии по качеству и в условиях наращивания производства принимать меры к устранению недостатков. Это было возможно, пока касалось сборочных дефектов, но, когда дефекты касались силовых агрегатов или других комплектующих, качества ку­зова или материалов, приходилось использовать другие рычаги.
В 1999 году у ЗМА отношения с ВК ФПГ, возглавляемой по-прежне­му Виктором Николаевичем Поляковым, были не просто хорошие: они перешли в разряд рабочих. Доклад Виктору Николаевичу произво­дился ежедневно, в 8 часов утра заместителем по производству или генеральным директором завода. Вопросы, сдерживающие производ­ство, немедленно ставились им на контроль и там, где не срабатывали усилия завода, срабатывали авторитет и воля В. Н. Полякова.
Качество было одним из вопросов, подвергавшихся постоянному контролю. «Скромная «Ока» заслуживает такого же отношения, что и красавица «десятка», - эта фраза прозвучала 21 июля на совеща­нии по качеству силовых агрегатов, проводившемся на АвтоВАЗе, со­званном по инициативе и при участии ВК ФПГ. Причиной совещания послужил срыв поставок приводов и силовых агрегатов с АвтоВАЗа. В июле с конвейера СеАЗа сошло 450, а с конвейера ЗМА - около тысячи некомплектных автомобилей. Это требовало срочных согла­сованных мер по устранению причин некомплектности от всех заво­дов, но прежде всего от АвтоВАЗа. Такие меры были приняты, по­ставки возобновились, на ЗМА и СеАЗе в результате совещания было решено создать участки по ремонту силовых агрегатов, имеющих
140
незначительные дефекты, скомплектовать обменный фонд силовых агрегатов. АвтоВАЗ при формировании бюджета на 2000 год плани­ровал предусмотреть капитальные вложения, требующиеся на улуч­шение качества двигателей для «Оки» по замечаниям, которые пред­ставляет ЗМА и СеАЗ.
Что заставляло огромный АвтоВАЗ поворачиваться к проблемам маленького автомобиля «Ока»? Одной из причин стало то, что фи­нансовый кризис 1998 года вернул «Оке» потребителя и вновь сде­лал ее действительно народным автомобилем. По данным московс­кой ГИБДД, за 8 месяцев 1999 года количество автомобилей «Ока» в Москве выросло на 60%, тогда как самая ходовая модель АвтоВАЗ «шестерка» увеличила свое присутствие в столице только на 40%. Рост цен на «Оку» был небольшим: если в 1998 она стоила 36 тыс. рублей, то в 1999 - 40 тыс. рублей. «Ока» продолжала оста­ваться самым недорогим и доступным автомобилем в стране.
Кроме того, «Ока» продолжала совершенствоваться. Инженерную службу завода возглавлял в 1999-ом Константин Викторович Лап­тев. Его неуемная энергия и постоянная готовность воспринимать новые идеи, идти вперед приносили большую пользу заводу. Он был одним из моторчиков, помогавших генеральному директору органи­зовать работу команды. Начал он нестандартно: дело в том, что с 1995 года ЗМА упорно, но безуспешно строил здание КПП-317. Зда­ние планировалось трехэтажным и должно было разместить штаты «КамАЗ-Режим-Охраны», проходную, службы маркетинга и кадров. Но денег постоянно не хватало. Строительство то возобновлялось, то приостанавливалось, а работники завода продолжали ходить на завод через временную проходную, расположенную в вагончике, пра­вее строящегося здания.
Новый главный инженер сказал себе: «Нет. Дальше так продол­жаться не может». И начал борьбу за завершение стройки. Как все,
141
zma_1999-1.jpg
Зимой в теплом салоне «Оки» особенно уютно...
за что брался, он делал это с азартом, напористо. Умел убедить оп­понента так, что на него просто нельзя было обижаться. И строи­тельство двинулось, пошло. КПП было сдано в 1999 году, но кажется теперь, что со дня основания завода мы ходили именно через эту проходную.
Конечно, проходная - не главное. Главное - это новые разработ­ки, которые велись в инженерных службах. Поиск вариантов аль­тернативного силового агрегата был инициативным и настойчивым. В этот период велись переговоры с фирмой Orbital (Австралия), ко­торая предлагала для адаптации к «Оке» двухцилиндровый мотоциклетный двигатель. Разрабатывались перспективы сотрудничества с американской фирмой «Venture». Совместно с Департаментом развития КамАЗа активизировались работы по «Оке» с правым рулем, а рулевое колесо в 1999 году было изготовлено уже в Казани. Тогда же был изготовлен опытный образец под условным названием «Винни». В нем была изменена система отопления и вентиляции салона, форма капота, бамперов, фар, установлена новая панель приборов и облицовка радиатора.
На выставках и автосалонах 1999 года были представлены тю-нинговые модели «Динара-2»,     «Винни»(подробнее здесь)  ,  автомобиль «Ока» с дизельным двигателем (подробнее см. здесь), «Окафургон».
В мае 1999 года на заводе началась серьезная проработка перс­пективы создания совместного предприятия по производству «Оки» в Пакистане. Этому способствовали соглашения между правитель­ствами Пакистана и Республики Татарстан о развитии сотрудниче­ства. Делегация, возглавляемая полномочным послом Исламской Рес­публики Пакистан в Российской Федерации Мансуром Аланом, побывала на ЗМА в мае 1999 года. Пакистанцев всерьез заинтересовала
Иногда для привлекательности автомобиля решающим является тюнинг. Тюнинг «Оки» 1999 года
zma_1999-2.jpg
zma_1999-3.jpg
142
 

«Ока» - маленькая, юркая, экономичная. Имеющаяся в стране воз­можность установки на нашу микролитражку двигателя с рабочим объемом 750 куб. см позволяла в течение пяти месяцев поставить производство на поток. Кроме того, пакистанская сторона заверила, что инвестиции в этом случае будут обеспечены за счет собствен­ных источников.

В июне два автомобиля «Ока» были отправлены в Пакистан для опытной эксплуатации. В течение июня и июля там проводилась под­готовительная работа и маркетинговые исследования потребности в микролитражных автомобилях, которая была определена в объеме 15 тысяч штук в год. 18 сентября в составе камазовской делегации для заключения соглашений в Пакистан вылетел генеральный директор ЗМА В. К. Каюмов. К сожалению, этому проекту не сужде­но было состояться. Прошедшая в сентябре смена правительства в Пакистане перечеркнула достигнутые договоренности.
А вот инициативы по поставкам «Оки» в Сирию реализовались ус­пешно. В мае 1999 года завод начал отгрузку на экспорт первой партии автомобилей. Кстати, у Сирии мы учились красивой, оригинальной, действенной рекламе своих автомобилей. Прежде, чем начать их реа­лизацию, представители фирмы «SakkaL and sans» провели реклам­ную кампанию в средствах массовой информации, с помощью поли­графических изданий: рекламных плакатов, буклетов, календарей. Наши маркетологи Марсель Сафин, Андрей Крашенинников быстро
zma_1999-4.jpg
«Ока-Фургон» привлекательна для
предпринимателей, умеющих
считать деньги
Еще одна версия тюнинга, преобразившая внешний вид автомобиля. «Ока-тюнинг». 1999
zma_1999-5.jpg
143
взяли их опыт на вооружение. В 1999 году обсуждение рекламной продукции ЗМА занимало много времени на вечерних совещаниях у генерального директора, а квартальные календари ЗМА стали пользо­ваться особой популярностью у генералитета КамАЗа, потому что вос­принимались как самый желанный сувенир.
Если до 1999 года мы активно осваивали рекламу продукта на выставках, в выставочных павильонах, то теперь «Ока» все больше выходила на страницы печати, на рекламные буклеты, на показатель­ные выступления. В конце августа десять спортивных автомобилей «Ока» приняли участие в гонках на автодроме «Высокая Гора», под Казанью. Эти соревнования на приз_Президента Республики Татар­стан были посвящены девятой годовщине принятия «Декларации о суверенитете РТ» и проводились в четвертый раз, но автомобили «Ока» участвовали в такой гонке впервые. За рулем каждого авто­мобиля были известные гонщики: Салават Фатхутдинов, Ильхат Рах-матуллин, Николай Жаворонков, Сергей Первухин, Алексей Куликов.
Маленькие автомобили, промчавшиеся пять первых в своей жиз­ни кругов спортивной трассы, заставили поволноваться трибуны не меньше, чем предыдущие заезды. Лидером в этой гонке сразу стал Салават Фатхутдинов, с первого круга не уступивший никому своего первенства. Он и стал призером заезда, получив свою призовую «Оку», которую решил подарить челнинскому Дому ребенка.
Команда. Обо всех не расскажешь в коротком очерке, всех не на­зовешь. А хотелось бы. Уже потому что на каждом направлении дея­тельности были позитивные перемены, движение вперед. В эконо­мике была задействована вексельная программа расчетов, начал работу финкомитет завода, коллегиально определявший расходо­вание средств, задолженность по зарплате удалось сократить до 2,5 месяцев. В обеспечении была отработана схема поставок на прессово-рамный завод металла на основе давальческого сырья. В дого­ворном отделе отрабатывались схемы заключения договоров на основе тендера. В службе персонала и социального развития продол­жалась кропотливая работа по реализации программы «Персонал», выполнению условий коллективного договора, поиску взаимодей­ствия с профсоюзом.
144

Двигатель фирмы Орбитал (двухтактный !), предназначенный для установки на автомобиль

В сентябре 1999 года на ЗМА состоялась пятая от­четно-выборная конференция профкома. В трудные перестроечные годы было как-то не до отчетов и выбо­ров, и эта конференция была первой за прошедшие 5 лет. Наверное, поэтому Ирек Нургаязович Хайруллин волновался больше обычного. Он работал на ЗМА с 1987 года. Начинал оператором в механосборочном цехе, а в 1990 был избран председателем профкома ЗМА, да так и остался до сих пор. Людей в цехах и отделах знает не только по именам, но по характерам, по судьбам. Завод для него - место работы, часть личной судьбы, смысл жизни. При всем том он не любит выставлять себя напоказ, кричать и выступать с трибуны. Свое мнение может ска­зать в любой аудитории, невзирая на погоны. Спокойно и рассудитель­но. Наверное, этому его научило общение с людьми, каждый из которых несет к нему свою боль и радость с надеждой на поддержку.

На отчетную конференцию приехал тогда Гумер Хасанзянович Нурутдинов, председатель профкома КамАЗа. Он готов был оказать поддержку коллеге с ЗМА, но вряд ли предполагал, что собрание пройдет так ровно, по-доброму, по-деловому.
Профкому было о чем говорить: на заводе сохранились те формы социальной поддержки, которые на КамАЗе были прекращены. Про­изводились безналичные перечисления за детские сады и школь­ные обеды, за обеды в заводской столовой, покупку продуктов и то­варов в заводском магазине, в магазинах «Ак барс» и «Океан», со­хранялась безналичная оплата за коммунальные услуги. По карточ­кам «Золотая корона» можно было приобретать медикаменты, ле­чить зубы.
Профсоюзный комитет на заводе был и остается частью коллек­тива. Его председатель - членом заводской команды. Выборы Ире-ка Нургаязовича на новый срок только подтвердили доверие лю­дей. В состав профкома в ходе конференции были избраны Т. И. Ширяева, Р. М. Хамитов, В. В. Саботарь, 0. А. Енькова, А. Е. Брик, Н. Г. Попова, А. М. Остапенко, Т. В. Белоуслова.
Незаметно проходил год. Отшумел День машиностроителя. На этот раз заводчан поздравил с праздником камерный оркестр под управ­лением Игоря Лермана, а именинников сентября поздравили здесь же в зале, вручив им на сцене именинные торты со свечами. Прошел традиционный День бригадира на базе отдыха «Лазурная». Менялся состав руководства ЗМА: перешел на работу в «Сибирский алюминий» Константин Лап­тев, последовавший за своим наставником, руко­водителем высшего менеджмента КамАЗа В. Н. Бе­ляевым. На должность главного инженера был назначен Рашит Калимуллин. Незаметно подкралась осень и юбилей первого директора завода, который продолжал оставаться членом нашей команды. Олегу Дмитриевичу испол­нялось 50 лет. Мы ждали его к себе, в Набережные
145
Челны, но, созвонившись, узнали, что он приехать не сможет: на Урал-маше ему готовят юбилей, не отпускают ни праздничные хлопоты, ни работа.
В октябре 1999 0. Д. Белоненко уже был назначен на должность исполняющего обязанности генерального директора «Уралмаша» и, по своему характеру, ставя перед собой максимально трудные зада­чи, он с головой ушел в изучение «блюмингов и слябингов», техно­логии металлопрокатного производства, о которой будет нам увле­ченно рассказывать, показывая завод и производство.
Да, мы все-таки поздравили его с юбилеем. Сегодня с трудом верится, что это могло состояться, потому что решение пришло бук­вально в течение нескольких минут после разговора с Екатерин­бургом. Состав группы определился сразу. Это были те, кто рабо­тал с Олегом Дмитриевичем с начала истории микролитражки: Ири­на Михайловна Самсонова, Юрий Петрович Коваленко, Рустем Шагитович Сабиров, Владимир Иванович Петров, Рашит Хазинурович Калимуллин и я.
День был слякотный, асфальт мокрый от дождя, когда мы выез­жали. О подарке долго не думали, он возник будто сам собой: это были картина с пейзажем Челнов и большая необыкновенная иг­рушка. В магазине «Ак Барс», на площадке посреди торгового зала, сидел великолепный плюшевый бычок, символ года Быка, к которо­му относился по гороскопу Олег Дмитриевич. Величиной эта игруш­ка была в половину человеческого роста и, когда мы водрузили ее на заднее сиденье автомобиля, она заняла место одного пассажира.
Ехали двумя «десятками». Выезжали в ночь, чтобы успеть к утру в субботу, а в воскресенье вернуться. В понедельник всем нужно быть на работе. От дороги осталось впечатление сказочное. Из челнинской осени мы неожиданно попали в белое ночное безмолвие зимы, в ельники, осыпанные снегом на перевалах уральских гор, а в Екате­ринбурге - снова осень, только сухая, светлая, золотая и холодная.
О встрече с Олегом Дмитриевичем до сих пор живет память. И уверенность: так было нужно. Мы поздравили его с юбилеем не от себя, от завода, который он создал. От всех тех 25 лет, которые отдал КамАЗу и городу Набережные Челны. Жаль, что
146
не подарили ему автомобиль. Но ведь рядовой автомобиль ему не подаришь, а стотысячная «Ока» припоздала. Она вышла не­много позже - 3 ноября 1999 года.
Выход стотысячной «Оки» был отмечен митингом на главном кон­вейере завода. Он проходил менее, чем через год после выпуска 75-тысячного автомобиля. Алые ленты на груди передовиков, взволно­ванное лицо Виктора Логачева - водителя цеха комплектации и сда­чи автомобилей, которому посчастливилось первому сесть за руль юби­лейного автомобиля и, может быть, впервые за все годы, ощущение уверенности в том, что это не последний митинг. Будут еще впереди и двухсоттысячный и миллионный. Так запомнился этот митинг, став­ший первым этапом в предвыборном марафоне, в который мы вступи­ли командой. Снова - командой, только теперь уже всего завода.
Дело в том, что 19 декабря 1999 года должны были состояться выборы депутатов городского совета. Кандидатом в депутаты по 28 избирательному округу был выдвинут генеральный директор ОАО «ЗМА» В. К. Каюмов. Решение это пришло к нему непросто. Должность генерального директора, которую Васил Кадымович занимал уже более года, требовала не только знаний, но и выхо­да на городские структуры, на республику в поиске путей реше­ния, стоящих перед заводом. Звание депутата, доверие избирате­лей давали моральное право говорить не только от имени завод-чан, но и от имени всех жителей города. Для того, чтобы получить новые знания, было принято решение Совета директоров ОАО «ЗМА» направить В. К. Каюмова на обучение в Академию Народ­ного Хозяйства, на отделение «Финансовый менеджмент». Для того, чтобы стать депутатом, нужно было пройти предвыборный марафон, а это было невозможно без поддержки команды.
100-тысячный автомобиль «Ока» -
новый рубеж в движении вперед
3 ноября 1999 г.
zma_1999-6.jpg
 

Окончательно к решению выдвинуть свою кандидатуру в депутаты горсовета Васила Ка-дымовича подтолкнул разговор на вечернем итоговом совеща­нии: «Это ведь не Вам нужно, а заводу», - с бесхитростной пря­мотой сказал кто-то из замести­телей. Подразумевалось, под­держим. И генеральный дирек­тор подал заявление на регист­рацию.

Выдвижение состоялось, но в 28 избирательном округе, охваты­вавшем 42-43-й комплексы Но­вого города выдвинулись еще четыре кандидата: студентка Эльмира Валинурова, директор фирмы «Элиф» Олег Гайсин, комиссар благо­творительного фонда «Эгида» - Григорий Ежков, Галия Кашапова. На заводе начал работу штаб по выборам. В него вошли заместите­ли генерального директора Р. Нурутдинов, А. Чернов, А. Левашов, гл. инженер - Р. Калимуллин, предсе­датель профкома И. Хайруллин. Доверенными лицами были ге­неральный директор ПРЗ Д. Каримуллин, начальник отдела по работе с персоналом 3. Миргалимов, помощник генерального директора 0. Тронина. В результате голосования в первом туре выборов из пяти кандида­тов осталось два: В. Каюмов и Г. Ежков, и именно в это время пришло сообщение о том, что завод микро­литражных автомобилей стал побе­дителем в общероссийском конкурсе «Лучшее российское предприятие» в номинации «За наиболее динамичное развитие». Помогла ли судьба? Нет. Снова сработала команда: этот кубок был результатом труда коллектива целого завода. 29 декабря во втором туре голо­сования наш генеральный директор был избран депутатом городского совета, а завод завершил год выпустив и реализовав 28002 автомобилей - рекордное количество за все прошедшие годы.
148

На следующую страницу - 2000 год                              На страницу  ЗМА 15 ЛЕТ                       На главную страницу

Hosted by uCoz