1996 г. Время выбора
Чтобы выбрать свой путь, доста­точно порой сделать только один шаг. Чтобы достичь цели, нужно оп­ределиться, куда идешь, кого возьмешь в попутчики. 1996 год запомнился как год вы­бора - и в прямом и в переносном смысле.
Для России - это год выборов Президента Российской Федера­ции.
В первом туре голосования, 16 июня, победить не удалось. Во вто­рой тур вышли Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов. Итоги голосования по вто­рому туру долго подсчитывались и, наконец, подтвердили победу Ель­цина. По итогам выборов Россия продолжала следовать тому пути, который она, волей судеб, выбрала.
В целом экономика 1996 года подтверждала вступление России в этап депрессивной стабилизации. Положительным было снижение ин­фляции, стабилизация потребительского спроса населения, приостанов­ка, во втором полугодии, снижения объемов производства. Это чувство­валось. А вот отрицательные факторы скажутся позже - через несколь­ко лет или через несколько десятилетий. Это сокращение инвестицион­ных вложений, эксплуатация промышленной базы без вложений в ре­монт и восстановления основных средств, и как следствие - ослабле­ние производственного потенциала страны. Мы не заботились о буду­щем, не вкладывали в него, и это обязательно отзовется.
После выборов трудно было не понять, насколько не одобряется обществом продолжение военных действий в Чечне. Митинги про­теста (в Челнах это неоднократные поездки лидеров ТОЦ в Казань, пикеты у мэрии) несли много негатива, но в отношении к войне были солидарны и русские, и татары и другие национальности: нет цели, способной оправдать смерть, которую несет любая война.
В сентябре-начале октября всегда осторожный и взвешенный в оценках Минтимер Шаймиев сделал ряд политических заявлений, которые, пожалуй, можно было расценить, как обвинения Центра в отношении чеченской войны.
Может быть, и эти заявления сыграли свою роль, может быть -оценка политиков в Кремле. Но в октябре 1996-го миротворческая миссия секретаря Совета безопасности России А. Лебедя закончи­лась подписанием мира в Чечне. Начался вывод войск из районов боевых действий.
100
 
1996 год для Татарстана тоже был годом выбора. Президентс­кие выборы Минтимера Шаймиева были подкреплены «Програм­мой экономического и социального развития республики до 2000 года», разработанной Р. Муратовым и предполагавшей 5-7% роста промышленного производства республики в год. На самом деле объем инвестиций в 1996 году сократился на 22,6%. Нужно было делать выбор: развитие «номенклатурного капитализма», основан­ного на получении прибыли за счет реализации сырья, или разви­тие промышленной базы, преодоление финансового кризиса в сфе­ре реальной экономики, снижение уровня безработицы, которая в 1996 году выросла на 11%, и обострила ситуацию всплеском заба­стовочного движения.
Та же ситуация была характерна как для Челнов в целом, так и для КамАЗа.
На 1 января 1996 года некогда 135-тысячный коллектив КамАЗа насчитывал 96 тысяч человек, из которых нужно было сократить 18 тысяч. Сокращение проводилось методом «естественного оттока», то есть сокращались штатные единицы уволившихся. Только таким образом за 2 первых месяца года удалось «сократиться» на 3758 че­ловек, в том числе за счет досрочного выхода на пенсию.
КамАЗ имел огромную задолженность по выдаче заработной платы за II полугодие 1995 года.
Мерой стабилизации экономики КамАЗа стала отсрочка погаше­ния задолженности автогиганта по кредитам 1994-95 годов, полу­ченных на восстановление завода двигателей, и получение кредит­ной ссуды, погашение которой должно было начаться с 1998 года.
13 августа 1996 года на заседании Совета директоров АО «КАМАЗ» Н. И. Бех был избран председателем Совета директоров акционер­ного общества.
В августе новый исполнительный директор КамАЗа И. М. Костин огласил экономическую программу завода на 1996 год. Ставка дела­лась на экспорт, который должен был обеспечить получение налич­ных средств. Второй поток поступлений должны были обеспечить дилеры, в качестве которых выступят бывшие автоцентры КамАЗа, созданный при Набережночелнинском автоцентре «Торговый дом КамАЗ» и дочерние предприятия, включая 000 «ЗМА».
За II и III квартал 1996 г. экономическое положение КамАЗа не улучшилось, и все же объявление его банкротом, прозвучавшее с эк­рана по 1 каналу Общественного российского телевидения, прозву­чало, как гром среди ясного неба. Это объявление было сделано на основании заключения «Временной чрезвычайной комиссии по де­лам несостоятельности и банкротства» при правительстве Российс­кой Федерации.
Чтобы исключить применение к КамАЗу таких экстраординарных мер, потребовалось вмешательство Президента Татарстана М. Шай­миева и выплата 50 млрд. рублей налога в бюджет Российской Фе­дерации, который за КамАЗ внесла республика. Теперь КамАЗ дол­жен был 50 млрд. рублей в бюджет Татарстана.
20 декабря у генеральной дирекции КамАЗа был выстроен пи­кет, инициированный профактивом автомобильного, литейного,
 
101
 
 
 
прессово-рамного, кузнечного и автомеханического заводов. Тре­бования пикетчиков, которые изложил председатель профкома КамАЗа Гумер Хасанзянович Нуретдинов: погашение задолженно­сти по зарплате, привлечение к ответственности руководителей, ответственных за ее невыплату, разработка программы стабилиза­ции КамАЗа и решение ряда социальных проблем. Эта акция не могла, конечно, ничего изменить и была направлена только на то, чтобы снять напряженность, нараставшую в трудовых коллективах заводов и в городе, снять тревогу за будущее.
Выбор КамАЗа. Он тоже был сделан в 1996 году и, безусловно, определяет его сегодняшнее состояние.
Хорошим или плохим был этот год для завода микролитражных автомобилей? Нельзя сказать однозначно. Завод работал в тех же условиях, что и весь КамАЗ. Невыплаты зарплаты, конечно, были не такими огромными, но они были. Часть зарплаты получали че­ками, которые отоваривали в заводском магазине и в магазинах «Аргамак-КамАЗа».
Перед ЗМА стояли те же цели, что и перед материнской компани­ей: достижение порога безубыточности и финансовая стабилизация. С июня 1996 г. выполнение заказа ЗМА должно было обеспечивать­ся с включением его в финансовый план АО «КАМАЗ» отдельной стро­кой. Кстати, ежемесячное плановое поступление от ЗМА - 5 млрд. рублей - было равно ежемесячной сумме выплат КамАЗа в городс­кой бюджет, установленной после истории о банкротстве...
Перед 000 «Завод микролитражных автомобилей» в 1996-ом тоже стояла проблема выбора. Решения о преобразовании ЗМА в акцио­нерное общество, принятые на годовом собрании учредителей 10 апреля 1995 года и предусматривавшие долевое участие в Уставном капитале АО «КАМАЗ», АО «АвтоВАЗ» и ПК «АвтоВАЗбанк», не были реализованы и к 1996 году. Не были, несмотря на то, что необходи­мые изменения и дополнения к уставу 000 «ЗМА» были зарегистри­рованы мэрией г. Набережные Челны еще в декабре 1994 года. Год начался с неопределенности по выпуску «Оки» вообще: в ян­варе взаимоотношения с Авто­ВАЗом не были определены,так как не был заключен договор на поставку силовых агрегатов и ком­плектующих для микролитражки. ЗМА подобрал остатки и встал. Январский план был выполнен только на 12%, с конвейера сошло всего 116 автомобилей. Директор прессово-рамного завода В. Паслов сетовал в интервью «Вестям КамАЗа» (№ 18 от 17.02.96): «Мы, действи­тельно, увеличили объем этой продукции (кузовов) в 3,5 раза, не затратив ни копейки на подготовку производства.
 
102
 
 
Но из-за того, что завод микролитражных автомобилей перестал работать, были вынуждены остановить свой цех на три месяца».
В январе, чтобы как-то продержаться на плаву и получить «жи­вые деньги», ЗМА объявил о снижении цен на «Оку» от 20 млн. до 15099 тыс. рублей.
В феврале договор на поставки силовых агрегатов с АвтоВАЗа был заключен, но надежды на предполагавшийся альянс и создание акционерного общества с долевым участием двух автогигантов и АвтоВАЗбанка окончательно рух­нули. ПК «АвтоВАЗбанк» также подтвердил свое намерение выйти из состава учредителей АО «ЗМА» и забрать сумму, перечисленную на баланс ЗМА. Возможно, что это решение было принято и в связи с уходом с должности директора ПК «Ав-тоградбанк» Петра Михайловича Нахмановича, проявлявшего интерес к совместному проекту. В феврале замерли работы на линии сварки кузо­вов, хотя они были уже закончены на пяти участ­ках из шести, и оборудование, изготовленное на станкостроительном заводе специально для мик­ролитражки, планировалось запустить в апреле.
В связи с отсутствием финансирования в 1996 году было приостановлено строительство при-строя цеха окраски.
О причинах отказа в осуществлении этих ини­циатив документы молчат. Отказ от них тем бо­лее странен, что, по мнению Л. Н. Комма, зани­мавшего тогда пост генерального управляющего объединением «КамАЗинвест» - первого замес­тителя генерального директора АО «КамАЗ», «производство микролитражек «Ока» является самым приоритетным проектом Волжско-Камской финансово-про­мышленной группы» («Вести КамАЗа» № 27 от 12 марта 1996 года).
Нужно отметить, что участие Волжско-Камской финансово-про­мышленной группы в судьбе ЗМА с 1996 года становится все более активным. Наладить взаимоотношения с АвтоВАЗом и добиться сни­жения стоимости комплектующих изделий от других предприятий-смежников в начале 1996 года удалось при прямом участии Виктора Николаевича Полякова - исполнительного директора ВК ФПГ. За-водчане поблагодарили его в заметке «А Полякову - отдельное спа­сибо», опубликованной на страницах «Вестей КамАЗа» 11 апреля 1996 года.
Благодаря помощи и поддержке ВК ФПГ в марте на ЗМА был начат серийный выпуск автомобилей ВАЗ-11113 «Ока» с увеличенной мощ­ностью двигателя до 33 лошадиных сил, предназначенный для эксп­луатации по шоссейным и грунтовым дорогам. Новая «Ока» отлича­лась более высокими динамическими и скоростными качествами, легкостью управления, безопасностью маневра. Значительно улуч­шал видовые качества автомобиля новый проект салона, уже опро­бованный на выставочных образцах.
 
103
 
В начале 1996 года заводом был освоен выпуск «Оки» модификации «ВАЗ-1111-01», предназначенной для водителей, у которых здоровы обе руки, «ВАЗ-1111-02» - для води­телей, у которых здоровы обе руки и одна нога. Один из этих автомобилей был впервые продемонстрирован на выставке «Автотехни­ка», проводившейся в Перми в марте 1996 года. Результатом выставки стало первое в этом году соглашение, заключенное заводом микролитражных автомобилей с органами министерства социальной защиты населения, на поставку девяти автомобилей «Ока» в инвалидном варианте для социальной защиты г. Пермь.
Вообще, этот год был «урожайным» на выставки, в которых участво­вали автомобили «Ока», изготовленные на заводе, принадлежащем КамАЗу и позиционировавшимся на фоне камских большегрузов.
В начале марта два автомобиля «Ока» были включены в экспози­цию КамАЗа на открытии выставочного павильона торгово-коммер-ческого центра АО «КАМАЗ» в г. Казани. На открытии присутствова­ли члены Президиума Министерства Республики Татарстан во главе с премьер-министром РТ Ф. Мухаметшиным. Выставка была призва­на закрепить сотрудничество КамАЗа и промышленных предприя­тий республики, взявших на себя изготовление комплектующих, ра­нее размещенных в Белоруссии, Прибалтике, других регионах, став­ших ближним зарубежьем. Участвуя в этой выставке, ЗМА получал возможность привлечь промышленные предприятия республики к освоению комплектующих изделий, которые были в дефиците или имели слишком высокую цену. С того времени и до сего дня казанс­кие «Точмаш» и «Электроприбор», «Кварт», «Искож», Зеленодольс­кий завод им. Серго и др. остаются нашими верными партнерами.
Готовили эту выставку Представительство КамАЗа в Казани и фир­ма «КамАЗагросервис», в которой 000 «ЗМА» принадлежало 25% до­лей уставного капитала.
 
104
 
 
В мае в рамках работы выс- тавочного павильона был про­веден «День завода микролит­ражных автомобилей». Экспо­зиция этой выставки включала в себя не только готовые авто­мобили, но и всю гамму про­дукции, выпускаемой заводом, включая изделия из пластмас­сы, пользовавшиеся у посети­телей особым вниманием.
В мае же автомобили «Ока» приняли участие в выставке «Авто­техсервис» в Нижнем Новгороде совместно с фирмой «Веха+», не только продававшей автомашины, но и осуществлявшей их гаран­тийное и послегарантийное обслуживание. Участие в этой выставке позволило заявить об «Оке» в регионе, являющемся традиционным рынком сбыта автомобилей «Волга».
Еще один автомобиль «Ока», тюнинговый, подготовленный к выс­тавке НПО «Гранат», был выставлен в мае на выставке «Трантех» в Санкт-Петербурге, а к 24 мая плавно перекочевал на выставку перс­пективной техники КамАЗа в Москве, приуроченную к годовому со­бранию акционеров автогиганта. Маленькая «Ока» произвела боль­шое впечатление на посетителей своей «похожестью» на иномарку.
Нельзя не сказать еще об одной казанской выставке «Автомо­биль в сердце России», приуроченной к столетию российского авто­мобиля. Здесь была проведена презентация целой гаммы автомоби­лей «Ока» модификации «ВАЗ-11113». Специализированные: «Учеб­ная», «Милиция», «Связь», «Служба быта», «Медпомощь на дому» -эти маленькие симпатичные автомобили принесли заводу первый диплом «За самый популярный отечественный автомобиль».
В августе был уже ставший традиционным Московский автосалон «МИМС-96», в сентябре - Международный Автосалон «Интеравто-96» в Санкт-Петербурге. В целом за год автомобили «Ока» приняли уча­стие в десятке выставок и автосалонов, настойчиво привлекая вни­мание покупателей, дилеров, поставщиков.
Но об одной из рекламных акций, которая не была инициирована заводом, а получилась необыкновенно яркой и замечательной, нуж­но рассказать особо. Это ралли-марафон «Большой Приз Сиби­ри - 96», проходивший по маршруту от Парижа до Красноярска об­щей протяженностью 16 тысяч километров. Организаторами гонок стали Сибирская инвалидная автомобильная федерация «Синаф» и мэрия столицы Франции. Проходило ралли со 2 по 23 июня и было приурочено к предвыборной компании Б. Н. Ельцина. Не будь этого повода, вряд ли организаторам марафона, президенту «Синаф» Ге­оргию Лопатину и вице-президенту Евгению Игнатьеву удалось пре­одолеть марафон чиновничьих кабинетов, несмотря на всю их мо­бильность и настойчивость.
Сибиряки вышли на наш завод сами, в поисках спонсоров. Алек­сандр Васильевич Лалетин вспоминал о первой встрече с Георгием Лопатиным: «Когда говорят об инвалидах, невольно проникаешься
 
105
 
 
zma_1996-1.jpg
жалостью. Охватывает чувство вины за беду, в кото­рой ты не виноват. С этим чувством я пошел навстре­чу Георгию, который, как мне сказали, передвигается на инвалидной коляске. Как-никак кабинет директо­ра на третьем этаже... И был ошеломлен, увидев, как быстро Георгий преодолел лестницу и оказался у меня в кабинете. Таким «инвалидам» может позавидовать иной здоровый человек. Этим ребятам не хотелось от­казывать».
2 июля ралли-марафон стартовал в Париже. Его основную колонну составляли 20 автомобилей раз­личных моделей: «Москвичи», «Жигули», «Рено» и два автомобиля «Ока», оснащенные новыми вазовскими двигателями мощностью 33 лошадиных силы. Одной из микролитражек управлял российско-французкий экипаж в составе вице-президента «Синаф» Евгения Игнатьева и штурмана - Мориса Понтье. Вторую «Оку» представлял чисто женский экипаж - мать и дочь Ка-гановские, выполнявшие, кроме того, задачу медицин­ского сопровождения колонны.
К сожалению, маршрут ралли не предусматривал проезда через Набережные Челны. Изменить его уже было невозможно. Однако команды экипажей, уп­равлявшие микролитражками вели технические бор­товые журналы автопробега, фиксировали события и поломки, если они случались в ходе движения ав­томобилей.
Мы не задумываемся над будущим, часто невни­мательны к настоящему и быстро забываем о том, что становится прошлым. Может быть, поэтому мы не уме­ем быть счастливыми?
Конечно, бортовой журнал ралли-марафона «Па­риж-Красноярск» не сохранился. Теперь уже толь­ко по памяти, да по ставшим желтыми и хрупкими номерам газет «Вести КамАЗа», можно восстано­вить, что российско-французкий экипаж на авто­мобиле «Ока» занял второе место в общем зачете автомобилей, а вторая «Ока» показала себя с луч­шей стороны. Во время оказания медицинской по­мощи в условиях дорожной пробки, юркая «малыш­ка» сумела быстро пробраться к месту аварии, бла­годаря своей маневренности и небольшим, прямо скажем, размерам.
Мы потеряли связь с «Синаф», и новое ралли, о ко­тором мечталось и которое должно было пройти че­рез Набережные Челны, так и не состоялось. И все же пробег «Париж-Красноярск» стал хорошей рекла­мой для «Оки», а результатом марафона было пред­ложение о поставке в Красноярский край 800 авто­мобилей «Ока» в инвалидном варианте.
zma_1996-2.jpg
zma_1996-3.jpg
zma_1996-4.jpg
 
106
 
 
Настойчивая, агрессивная реклама давала ре­зультат: по оценкам агенства «Mery Link», о кото­ром уже упоминалось вначале, потребительский рынок России мог поглотить до 24 тысяч микролит­ражек в год, а ЗМА в 1995 году выпустил около 8,5 тысяч автомобилей.
Ситуация в первом полугодии текущего года ос­тавалась сложной: завод не мог преодолеть состо­яния хронического невыполнения ежемесячных плановых заданий. Этот показатель за полугодие поднялся выше 50% от плана только один раз - в феврале.
Тем не менее «Ока» могла давать прибыль при условии, что ее выпуск будет не менее 40 тысяч ав­томобилей в год. «В конце концов после всех раз­говоров о «народном автомобиле» и провала этой затеи в России наша микролитражка осталась, пожалуй, самой дешевой и, заметьте, весьма неплохой машиной подобного класса во всем мире», - гово­рил Л. Н. Комм в одном из интервью «Вестям КамАЗа», призывая обратиться к реализации этого проекта.
Солидарно с ним хочу отметить: не только неплохой, но и по-пре­жнему привлекающей заинтересованные взгляды инвесторов.
Для привлечения реальных средств на модернизацию производ­ства, продолжения строительства пристроя под окрасочное обору­дование фирмы «Durr» необходимо было уйти от зыбкого состояния 000 к более прогрессивной юридической форме акционерного об­щества с четкой структурой акционерного капитала.
Специализированный автомобиль
«Ока», демонстрировавшийся на
автосалонах в 1996 году
zma_1996-5.jpg
 
107
 
 
После отказа от участия в АО вазовцев у заводчан не осталось выбора: нужно было акционироваться самим, становясь 100% «доч­кой» КамАЗа. Подготовка к преобразованию 000 «ЗМА» в акционер­ное общество велась под руководством Л. Н. Комма с марта по июль 1996 года. Она включала в себя переоценку основных средств, под­готовку передаточного баланса и актов передачи в уставный капи­тал незавершенного строительства, станков, оборудования, зданий и сооружений. Одной из составляющих уставного капитала АО «ЗМА» должен был стать и вклад АО «КамАЗ» в виде окрасочного оборудо­вания, поставляемого германской фирмой «Durr». Именно «Durr», давно полученный и смонтирован­ный на Серпуховском автозаводе благодаря про­текции АвтоВАЗа и лично Виктора Николаевича По­лякова, станет для ЗМА головной болью и светлой надеждой на ближайшие 7 лет.
Общее годовое собрание участников 000 «ЗМА», принявшее решение о преобразовании Общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество, состоялось 11 июня 1996 года и стало третьим с момента возникновения рождением за­вода микролитражных автомобилей, так как дава­ло ему реальную юридическую самостоятельность, тогда еще до кон­ца не осознаваемую.
15 июля 1996 года новое акционерное общество было зарегист­рировано Министерством финансов Республики Татарстан под но­мером 1888.
Во втором полугодии план требовал уже не только КамАЗ, все на­стойчивее выпуск микролитражных автомобилей контролировала Волжско-Камская финансово-промышленная группа, лично Виктор Николаевич Поляков. В Совет директоров АО «ЗМА» по его предло­жению был избран, наряду с представителями КамАЗа и ЗМА, дирек­тор департамента ВК ФПГ по производству микролитражных авто­мобилей Евгений Станиславович Банецкий.
В июле производство сработало, собрав 1008 автомобилей (91% месячного плана), а в августе и в сентябре опять засбоило, дав 58 и 63% от планового задания. Подготовительные работы по переводу механосборочного производства в основой корпус тоже шли недо­статочно быстро. Надвигалась зима, а станочный парк ЗМА, на кото­ром изготавливались амортизаторы, рулевое управление, шаровая опора, продолжал оставаться на старых площадях, на территории сдаточного корпуса автосборочного завода, который подлежал кон­сервации.
На КамАЗе вызревало решение о смене руководства на ЗМА. Реа­лизацию решения подтолкнула структурная перестройка на КамАЗе: в ходе общих изменений было проведено объединение ремонтно-инструментального и станкостроительного заводов, на базе которых было создано АО «КамАЗинструментспецмаш», и бывший директор станкостроительного завода Юрий Петрович Поздняков был назна­чен на должность генерального директора завода микролитражных автомобилей.
 
108
 
 
Решение было неожиданным для многих, хотя оно было принято руководством КамАЗа с соблюдением всех юридических требова­ний. Александр Васильевич написал заявление об уходе по собствен­ному желанию перед отъездом на учебу в Москву.
Представлял нового генерального директора Н. И. Бех. От завода выступил Рустем Мидхатович Садыртдинов - начальник строящего­ся цеха сварки кузовов. Он знал Юрия Петровича по работе на стан­костроительном заводе.
После вступления в должность нового генерального директора показатели выполнения плана по сборке автомобилей неуклонно поползли вверх: октябрь - собран 1001 автомобиль (72,3% плана), ноябрь - 1200 (100%), декабрь - 1368 (плановые показатели отсут­ствуют).
С ноября 1996 года со свойственной ему настойчивостью и обя­зательностью начал проводить совещания на ЗМА Виктор Николае­вич Поляков. Один раз в две недели исполнительный директор ВК ФПГ приезжал в Набережные Челны на два дня, чтобы провести со­вещания на заводах КамАЗа, поставляющих комплектующие для мик­ролитражки на ЗМА и СеАЗ, встретиться с генеральным директором КамАЗа Н. И. Бехом (а позже - И. М. Костиным), заслушать отчеты руководителей ЗМА по выполнению плановых показателей и теку­щему планированию. После этих совещаний Виктор Николаевич вы­езжал в Тольятти на АвтоВАЗ и проводил совещание по микролит­ражному автомобилю там.
Сила воли и ясность мысли этого человека - восхищают! Несмот­ря на возраст (а ему в 96-ом было уже 82 года), Виктор Николаевич сумел объединить усилия различных людей, различных заводов в условиях разваливающейся советской экономики, конвульсивно пе­рерождающейся в новую экономику новой России с неясными даже для просвещенных умов чертами новой формации.
В сентябре начался перемонтаж оборудования механосбороч­ного производства, перевозка станков из сдаточного корпуса в ос­новной корпус ЗМА. Условия к выполнению поставленной задачи были созданы за предыдущие полгода подготовительных работ, ког­да и строители и ремонтные службы, осознавая неизбежность пе­реезда, готовились к нему, но снова и снова - с месяца на месяц -откладывали начало. Первый станок - это был станок по изготов­лению ступицы, был перевезен в новый корпус в середине сентяб­ря, еще при А. В. Лалетине. Строго говоря, станок не был жестко задействован в производстве и после перевозки еще несколько месяцев стоял без дела.
С приходом Ю. П. Позднякова перевод механосборочного произ­водства пошел форсированными темпами. Новый генеральный тре­бовал четкого исполнения своих приказов и сам был настроен на то, чтобы выполнить задачи, поставленные перед заводом руководством КамАЗа. Поговаривали, что руководитель, не выполнивший приказ Позднякова, мог на следующий день не выходить на работу, так как его ждало увольнение. Оправдательные причины не принимались. Завод как-то подобрался, замер. Люди понимали, что выполне­ние поставленных задач необходимо, постановка их правильна -
 
109
 
 
нужно идти на предельном темпе, чтобы добиться безубыточности, чтобы обеспечить средства на приостановленное строительство, оп­ределяющее будущее завода.
Задачу усложняло то, что форсированный перевод оборудования начался в условиях наращивания выпуска автомобилей (если в июне выпустили 480 автомобилей, то в ноябре - 1200) и в период осенне-зимних холодов.
Основная тяжесть организационных работ легла на плечи Вячес­лава Николаевича Шульпина, Виталия Ивановича Рубашенко, Вячес­лава Ивановича Зубова, Евгения Николаевича Советкина, Владимира Серафимовича Нелюбина, Александра Викторовича Сорокина и др.
Сначала пытались создавать заделы, потом просто махнули на это рукой, потому что заделы мгновенно поглощались и собственным производством, и поставками по кооперации на СеАЗ. Ставку реши­ли делать на скорость перевозки и перемонтажа: большинство стан­ков перевозили, устанавливали и подключали в течение одних су­ток. Переезжая утром, станок к вечеру уже был готов выпускать де­тали в новом корпусе.
Проект, который выполнила фирма «КамАЗпроект», перекраива­ли на ходу. Определяли место для очередного станка, заливали фун­дамент и через несколько дней монтировали на него новый станок.
«Может быть и хорошо, что перемонтаж проводили зимой», - го­ворит заместитель главного инженера по ремонту оборудования Вя­чеслав Иванович Зубов. - «К этому времени дороги подмерзли. Мы загружали оборудование на грузовой погрузчик, довозили до ново­го корпуса, потом переставляли его на металлический лист, который скользил на замерзшему грунту, и трактором затаскивали в корпус. Дальше было уже проще: внутри корпуса станок транспортировался другим погрузчиком, устанавливался на место, подключался к элек­троснабжению специалистами, начиналась его наладка».
«Работали тогда все, как один. Дружно, слаженно», - продолжа­ет Владимир Серафимович Нелюбин, работавший тогда заместитель начальника отдела главного механика. - «Евгений Николаевич Со-веткин - начальник цеха ремонта и обслуживания оборудования, задачей которого была работа по наладке оборудования, кроме все­го прочего, сам мастерски управлял грузовым погрузчиком. Были такие моменты, когда водитель погрузчика, направленный к нам на работу фирмой «КамАЗмонтаж», терялся от кажущейся нерешаемо­сти проблемы. Евгений Николаевич подходил к нему и говорил: «По­сиди в стороне, сынок. Рано тебе еще... Дай-ка - я». Садился за руль погрузчика и управлялся сам».
«Никогда не забуду 31 декабря 1996 года», - продолжает Влади­мир Серафимович. - «Перевозили «Виджел» - станок для изготовле­ния суппорта. Огромный, высокоточный, требующий самого осторож­ного подхода. Загрузили его на трейлер, привезли к въездным воро­там нового корпуса. Смотрим, а строители к Новому году тоже поста­рались: сделали обвязку въездных ворот. «Виджел» не проходит.
Что делать? Первая смена уже ушла, вторая - ради праздника - рас­пущена, не работает. Нашли дежурного электрика, это был Марченко. «Нам инструмент нужен. Не оставлять же «Виджел» на улице!»
 
110
 
 
Инструмент нашелся. Мы сняли станок с трейлера, переставили на лист металла, поснимали кое-какие детали сверху, чтобы умень­шить высоту станка, и Евгений Николаевич тихонько потащил махи­ну погрузчиком внутрь корпуса. Проходит! Не только по ширине, но и по высоте - проходит! Дальше, когда он прошел обвязку ворот, было уже проще. Ставить на фундамент и перемонтировать обору­дование мы уже научились.
Пожали друг другу руки и пошли встречать Новый год».
Так заканчивался 1996 год. Завод микролитражных автомобилей сделал свой выбор, став акционерным обществом.
В ноябре 1996 года объединение определило свою позицию по отношению к производству микролитражных автомобилей на КамАЗе: на заседании Совета директоров АО «КАМАЗ» 5 ноября 1996 года был рассмотрен вопрос: «Об участии ОАО «КАМАЗ» в открытом акционерном обществе «Завод микролитражных автомобилей» и принято решение: «Учитывая стратегическую значимость для ОАО «КАМАЗ» проекта создания и освоения мощностей по выпуску лег­ковых автомобилей «Ока»... считать необходимым сохранение за ОАО «КАМАЗ» контрольного пакета акций ОАО «ЗМА», а также сохране­ния размера имущественного вклада ОАО «КАМАЗ», внесенного ра­нее в уставный капитал 000 «ЗМА».
К концу ноября Советом директоров ОАО «ЗМА» было принято решение: «Определить в качестве регистратора акций Центральный Московский депозитарий». Реестр акционеров завода был направ­лен в Москву для соответствующего оформления. Это тоже был вы­бор, обеспечивающий дополнительную защиту юридической само­стоятельности общества.
В 1996 году мы собрали 8824 автомобиля «Ока» и начали движе­ние по трудному пути наращивания объемов производства.
 
111
 
 
1996 год был единственным, в котором не проводился тради­ционный декабрьский праздник «День завода», хотя душа его жила и даже пела! - в зале заседаний, на третьем этаже админи­стративно-бытового корпуса, как раз напротив кабинета генераль­ного директора.
Я не могу не рассказать об этом небольшом, талантливом ансам­бле, который родился, блеснул, как падающая звезда, и растворился в нашем коллективе. Это была вокально-джазовая группа «Провин­ция-блюз», возглавил которую методист по культуре «ЗМА» Рустам Низамиев. Он играл на гитаре, бас-гитару представлял Марат Фах-рутдинов, работавший в группе охраны, а солистка - Лиза Гурьянова пока не была работницей ЗМА, была только частой, очень частой го­стьей. Ее голос звучал в заводском зале почти каждый день. Летом. По вечерам. После пяти. Можно было просто войти в зал, посидеть и послушать. Потом к ним присоединился Рафаэль Абдурашитов. Ре­бята исполняли только исключительно свои песни. Стихи и музыку, тонко обработанную и изящную, придумывали сами.
В середине лета один из их синглов предложила записать радио­станция «Европа-Плюс». Разовый спонсор обеспечивал качествен­ную запись и оговаривал эксклюзивное право ее использования для трансляции. Это был шанс заявить о себе в музыкальном мире, и груп­па его использовала.
Планы у ансамбля были большие. Не было денег и стартовой под­держки со стороны завода, который они готовы были представлять. Переживающему смену руководства, занятому производством и ак­ционированием, заводу не хватало времени думать о культуре. А жаль.
Сегодня Рустам Низамиев работает на заводе. Он уходил, пробо­вал заняться бизнесом, пробовал зарабатывать на перегоне автомо­билей. Вернулся. Осел в механосборочном производстве. Я иногда вижу его и мысленно возвращаюсь к тому времени, когда на заводе жила и пела «Провинция-блюз».
А может быть, можно вернуть ее песни, Рустам? Еще раз попы­таться начать все сначала. Это ведь тоже выбор.
 
112

На следующую страницу                                      На страницу ЗМА 15 ЛЕТ                              На главную страницу

Hosted by uCoz