1990 г.    Движение вперед
 
Строительство нового корпуса завода микролитражных автомобилей. Февраль 1990 года
Бывают годы, которые запоминаются одним, но ярким событием: огромной радостью, непоправимым горем. Бывают - ровные, когда события, словно неспешно катящая свои воды река, проходят одно за другим, без потрясений и без зримых побед. Просто хорошие, спо­койные в своем течении, годы.
Таким, пожалуй, для производства легковых автомобилей был год 1990.
16 марта 1990 года на заводском конвейере был собран тысяч­ный автомобиль.
План выпуска автомобилей «Ока» в 1990 был 3000 штук. С января кузова для «Оки» стали поступать с прессово-рамного завода, что поначалу резко снизило их качество. У водителей-испытателей ПЛА В. А. Амосова, Р. А. Замалдинова, Т. В. Кузиной появились претен­зии к сварщикам ПРЗ после того, как на трековых испытаниях из-за плохого качества сварки кронштейна заднего рычага чуть не про­изошла авария. Для водителя дело закончилось легким испугом, для руководителей и рабочих ПРЗ - серьезной работой по повышению качества сварки, контролю поступающего металлопроката, форми­рованием подготовки производства штамповой оснастки, позволя­ющему уйти от работы по обходным вариантам. Набирал обороты и
zma_1990-1.jpg
52
цех мягкой обивки автомобильного завода, изготовлявший сиденья для «Оки». Свою часть комплектующих ос­ваивали кузнечный и агрегатный за­воды КамАЗа.
В то же время заводчане мечтали о дальнейшем развитии. В феврале на ПЛА было принято решение об изго­товлении 5 автомобилей «Джип-1104». Группа по разработке проекта объединила усилия нескольких под­разделений КамАЗа: ПРЗ (Шмелев), кузнечный завод (Семендий), литей­ный (Вотинов) и ПЛА (Лубков, Кузне­цов, А. Мотков). В июне на ПЛА сфор­мировалась еще одна творческая группа (Р. Абашев, Б. Корунов, А. Злыгостев, Г. Трифонов), начавшая работу по изготовлению опытных об­разцов фургонов на базе «Оки». Не­востребованность этих идей сказыва­ется на нас и сегодня. И не всегда их нереализованность объясняется толь­ко отсутствием денежных средств.
Например, на строительство ново­го корпуса по производству микролит­ражных автомобилей в 1990 году было выделено 5 млн. рублей, а освоено чуть больше 3 млн.! Здесь пробуксов­ка шла на уровне ПромУКСа КамАЗа, который в первом полугодии выдал строителям проектно-сметной доку­ментации на 177 тыс. рублей вместо плановых 2,8 млн. В результате стро­ители освоили за полгода только 30% объемов строительных работ, авралы второго полугодия позволили освоить еще столько же, но корпус под тепло сдан не был, и его пуск откладывался еще на год. Сказывалось отношение к микролитражке, как к делу второстепенному, хотя она давала уже ощутимые результаты. По инициативе КамАЗа, поддер­жанной министром автомобильной промышленности Н. Пугиным, весь выпуск микролитражных автомобилей «Ока» за 1990 год реше­но было оставить республике и городу для обеспечения ветеранов войны и труда, для реализации смежникам. В 1990 году автомобили были реализованы работникам заводов, членам Совета трудового кол­лектива КамАЗа, строителям, ветеранам со значительной скидкой.
В политическом отношении 1990 год был годом XXVIII съезда КПСС, для Республики Татарстан - годом принятия суверенитета. Памятным событием для Набережных Челнов стал визит Б. Н. Ельцина в августе, уже после того, как он ушел со съезда «громко хлопнув дверью»,
53
а точнее, заявив, что он выходит из рядов КПСС и будет бороться за новую демократическую Россию.
Олега Дмитриевича, как руководителя и политика, не могли не волновать процессы, происходящие в стране, тем более, что в апре­ле девяностого он был выдвинут кандидатом в делегаты XXVIII съез­да КПСС. Его размышления о роли коммуниста, боль за происходя­щее остались на страницах газеты «Рабочий КамАЗа» от 29.04.90 г.: «Коммунист только тогда коммунист, когда овладевает знаниями, накоплен­ными человечеством. Положа руку на сердце, хочу сказать, что мы опустили планку проходного балла для членов КПСС значительно ниже нуле­вой отметки».
И все же, после горькой констатации бесси­лия партии, он делает вывод, который и сегодня звучит пророчеством: «Я уверен, человечество никогда не выбросит свои гениальные открытия. Придет время, и они будут востребованы». Бело­ненко не был избран делегатом съезда, и сегодня уже никто не мо­жет сказать - почему. Возможно, ему самому пришлось выбирать, какое направление важнее. Ведь, кроме производства легковых ав­томобилей, строительства нового корпуса завода, он в 1990 году был студентом Академии Народного хозяйства и осваивал нелег­кую науку менеджмента. В июне, в рамках обучения, Олег Дмитри­евич выезжал в Турин (Италия) на завод по производству автомо­билей «Фиат».
Учеба, командировка, предстоящее акционирование КамАЗа, ши­роко обсуждавшееся на страницах газет и среди жителей города, помогали ему менять психологию людей, формировать на ПЛА спло­ченный, дееспособный коллектив.
Конечно, говорить о преобразовании форм собственности на ПЛА было рано. Но в 1990 году был переведен на аренду цех транспорт-но-складских операций (ст. мастер А. 0. Иванов) и ЦЛИТ (началь­ник Николаев А. Н.), введен хозрасчет в ЦРиОО (начальник Ю. И. Конышев), изменена система оплаты труда в цехе сборки,
54
доводки и сдачи автомобилей (начальник В. П. Юрин). В каждом из этих подразделений ставка делалась на инициативу рабочих и дос­тижение результата меньшей численностью.
На производстве огромное внимание уделяется социальной сфе­ре: в начале года заселяется первый блок построенной хозспособом пятиэтажки, к декабрю - сдается второй. Счастливыми новоселами стали тогда В. Куфтерин, Р. Сабиров, В. Зубов, Л. Петровская, Л. Гор­чакова, Н. Ильин и многие другие.
В 1990 году начато проведение спортивно-массовых мероприя­тий на базе отдыха «Лазурная», которая сразу стала для заводчан любимым местом отдыха.
Из воспоминаний Юрия Леонидовича Иванова - первого главного инженера ПЛА:
«Кроме того, что работали, мы занимались спортом. Каждую суб­боту, воскресенье, в сдаточном корпусе приятное совмещали с по­лезным. Первая половина дней была посвящена производству, а вто­рая - спорту. Это был волейбол, футбол, соревнования по многобо­рью среди руководителей. Там были и призовые места, за которые боролись всерьез, чтобы подняться на пьедестал почета.
Я с 70-го года на КамАЗе, был начальником технологического отде­ла объединенного автосборочного и агрегатного заводов. Когда пер­вый автомобиль сходит с конвейера, словно заново рождаешься.
Второе мое рождение было в производстве легковых автомоби­лей. Снова почувствовал себя молодым. Играли в футбол только так, хотя уже под 50 лет было. Шульпин у нас самый главный был. Это стена была, ее трудно было обойти. Наверное, совмещение спорта с работой и энтузиазм не давали нам болеть - я не помню каких-то больничных листов».
Летом на базу отдыха проложили асфальтовую дорогу, начали задумываться над переоборудованием, но пока что на все не хвата­ло средств.
На производстве создается Общественный отдел кадров, помога­ющий разобраться в конфликтах между работниками и администра­цией. Чтобы узнать о нерешенных проблемах, формируется специ­альная психологическая служба «Ваше настроение».
55
Из воспоминаний Айрата Фаррахутдиновича Ягудина - ведуще­го инженера отдела по работе с персоналом:
«Кадрами Олег Дмитриевич занимался лично. Приглашал. Ставил задачи. Мы разрабатывали приказы-постановления, которыми оп­ределялась организация работы. В 1990 году мы подготовили при­каз о создании службы «Ваше настроение», которая была необходи­ма для стабилизации коллектива.
У нас в механосборочном цехе текучести практически не было. А на конвейере, на сборке автомобилей - большая. Мы должны были ее сократить до уровня 8,5-9% (а было 17-18%). Откуда брать кад­ры? Рихтовщиков, слесарей механосборочных работ, водителей-ис­пытателей - дефицитные профессии. Сначала пытались развешивать объявления на автобусных остановках, потому что в газетах публи­кации не распространены были, да и не принимали. По республике разъезжали, по городам, где есть трудовые ресурсы, у кого есть спе­циальность. Пришлось уговаривать рихтовщиков.
Занимались мы резервом, подбором, расстановкой кадров, обу­чением. Если же кто-то увольнялся, мы кого-то из резерва на это место «обкатывали». У нас в группе работала Плюшкина Галина Ни­колаевна. Мы ее направляли - чтобы кадры комплектовать по своей специфике. Кроме того, у нас был объединенный отдел торговли и быта, Коваленко Олег Алексеевич был начальником отдела. Занима­лись подготовкой и направлением на сельхозработы в наши подшеф­ные колхозы. Нас приветствовали - дескать, ПЛА хорошо отработа­ли, благодарственные письма шли. А колхозы нам муку разрешали брать. Мы даже автобус заказывали для работников завода. По ито­гам работы посевных и уборочных в колхозах да­вали подарки».
Потом, в 1991 году, Олег Дмитриевич на отлично защитил диплом по теме: «Проектирование и фор­мирование коллектива в новых условиях хозяйство­вания», а пока он занимался этим на практике.
Даже преамбулам приказов, выпускаемых на производстве, уделялось неформальное внимание: они несли в себе эмоциональный заряд, направ­ленный на то, чтобы коллектив чувствовал себя единой семьей, в которой каждый человек оцени­вается как личность.
Хочу привести только первые строки архивного экземпляра приказа, вышедшего в 1990 году к Меж­дународного женскому дню 8 Марта: «Международ­ный женский день отмечается в нашей стране, как один из самых светлых праздников.
Созидательница по сути своей, женщина самоот­верженно борется со всем, что несет беды и горе людям. Дающая жизнь, она чувствует огромную от­ветственность за ее сохранение, за будущее Земли». После таких строк хотелось жить и работать, и работа становилась песней. Люди раскрывались неожиданно самыми неординарными талантами.
56
Так было с Надеждой Гелетюк, мастером центральной лаборато­рии измерительной техники, которая в сложнейшем соревновании на камазовском конкурсе «Деловая женщина» заняла третье место. Надежда в том время училась в институте, являлась одним из иници­аторов создания в Набережных Челнах Центра семейного туризма, и свою программу на сцене ДК КамАЗа с помощью друзей превратила в целый туристический праздник. И хотя она уступила безусловному лидеру - Рамзие Варзаносовой, праздничное шоу надолго осталось в памяти зрителей.
Странные повороты совершает порою судьба. Надежда Гелетюк сейчас не работает на ЗМА, она уехала на родину, к маме. Но призер конкурса «Деловая женщина» - это один из членов нашего коллекти­ва. Первая леди конкурса, Рамзия Саматовна Варзаносова, возглавля­ет сейчас отдел социального развития завода. А сколько их еще, не­повторимых и очаровательных... Нужно только присмотреться!
В 1990 году мы собрали I960 автомобилей и стали по-настояще­му цельным, способным слаженно работать коллективом.
Жизнь продолжалась. Трудная, прекрасная, удивительная.
57

На следующую страницу                  На страницу ЗМА 15 ЛЕТ                   На главную страницу

Hosted by uCoz