Система зажигания для ОКИ , разработанная Мулындиным Александром
Комментарии автора :
Данную систему зажигания я разработал и сделал для своей ОКИ т.к. найденые мной схемы в разных источниках не удовлетворили меня по разным причинам . Хотя и моя схема не лишина недостатков но мне удалось решить некоторые проблемы : 1) Стандартная катушка зажигания была заменена двумя Б117а , соединёнными последовательно. 2) В своей схеме я применил мощный полевой транзистор STH12NA60FI вместо тиристора . Это дало возможность отдать в искру практически всю энергию конденсатора и возможность , хотя и не желательную , использовать электролитический полярный конденсатор при желании уменьшить габариты и маассу устройства. Это достигнуто тем что когда напряжение на конденсаторе C1 приближается к 9 вольтам транзистор Т4 открывается и перекидывая D триггер запирает тр. Т5 (РИС.1) . В этот момент вся энергия не перешедшая в искру находится уже в катушке зажигания и запирание Т5 освобождает эту энергию для искры предотвращая не нужный заряд конденсатора отрицательным напряжением ,который происходит во всех тиристорных системах зажигания. К тому же это дает возможность использования одновременно нескольких конденсаторов разной ёмкости и заряженных на различные напряжения. На схеме введён дополнительный конденсатор С7 с напряжением зарядки 150 Вольт. 3) Мной использован готовый импульсный трансформатор источника питания видеоплейера Samsunng VK-30R (на самом трансформаторе сверху написано А1206-0007V) вся доработка которого сводится к намотке на него ещё одного витка обмотки возбуждения подключённой по схеме к базе Т1 и диоду D1 . 4) В преобразователе напряжения установлен диод D1 , который повышает стабильность и экономичность преобразователя . Последнее достигается тем что ток транзистора Т2 , заряжая емкость С3 не может открыть транзистор Т1 во время обратного хода т. к. диод не даст этому напряжению превысить 0.7 вольта. Роль же конденсатора С3 на частоту преобразования значительно снижается и сводится уже скорее только для ускорения времени переключкния . К тому же есть возможность такого подбора ключевого транзистора и диода при котором получается токовое зеркало и при срыве генерации возможно ограничение максимального тока транзистора . Теперь о работе блока в целом . Роль преобразователя напряжения заряжать ёмкость С1 до 300 вольт а так же поддерживать напряжение на входе интегрального стабилизатора при снижении напряжения бортовой сети во время пуска двигателя, но лучше всё таки применить дополнительный импульсный источник т.к. совмещённая схема имеет существенный недостаток , если напряжение на входе интегрального стабилизатора хотябы кратковременно снизится ниже минимально необходимого для стабилизации 9 вольт то стабилизация 300 вольт нарушится (уменьшиться) и востановится толко при нормальном напряжении (12V) в бортовой сети. Описаный недостаток схемы я обнаружыл не сразу а после изготовления и питании от лабораторного источника и всяческих издевательств над устройством. В реальной работе устройства он у меня не проявлется . А устранить его можно введением дополнительной стабилизации на конденсаторе С4 вступающей в действие при снижении напряжения на С4 до 11 вольт. Улучшить положение может и просто увеличение ёмкости С4. Данный эффект может проявиться во время пуска двигателя когда напяжение бортовой сети существенно падает. Основная стабилизация производится по напряжению 300V транзистором Т3. Датчик холла подключается к разьёму ХS1 и запитывается от стабилизатора 9 вольт что повышает надёжность его работы . В момент включения напряжения питания ёмкость С1 разряжена по этому транзистор Т4 открывается и переводит D триггер в 1 . На инверсном выходе триггера получается 0 и через усилитель тока на транзисторах Т6 , Т7 он закрывает транзистор Т5 . Этим обеспечивается первоначальная установка триггера . Компаратор LM393 включён по схеме триггера шмитта . Датчик холла подключён к его инверсному входу. В момент выхода заслонки из зазора Д.Х. в последнем происходит логический переход от 1 к 0 , а на выходе компаратора от 0 к 1 . Выход компаратора подключён к С входу D триггера и переход с 0 к 1 на этом входе переводит триггер в состояние его D входа , в нашем случае нуля . В результате этого транзистор Т5 открывается и подключает заряженный конденсатор С1 к катушке зажигания. Происходит первая фаза искры . Вторая фаза происходит когда Т5 закрывается при снижении напряжения на С1 до 8,3 вольт. Как это происходит было описано выше в 2). П.С. В процессе дальнейших доработок был введен конденсатор С7 с напряжением заряда 150 вольт. При снижении напяжения на С1 до этого уровня открывается диод D8 и подключает конденсатор С7 к катушке зажигания . В результате получается емкость 12 микрофарад с напряжением 150 вольт . А это удлиняет продолжительность искры . Так же был введён транзистор Т8 . Его назначение такое же как и у транзистора Т4 , но Т8 срабатывает при напряжении около 50 вольт. Резистор R19 составлен из 10+10+15 килоом. Так как сопротивление двух обмоток катушек зажигания примерно 8 Ом , то получаем ток разрыва около 6 ампер. После этой доработки транзистор Т4 можно исключить хотя и в данном случае он повышает надёжность работы устройства . Данная схема предоставляет большие возможности для экспериментов по выбору значений ёмкостей и напряжений их зарядки , а также введения неограниченного количества конденсаторов с другими ёмкостями и напряжениями. При введении С7 конденсатор С1 выполняет уже скорее функции зажигающего искру и может быть уменьшен до 0.68 микрофарад. На возникшие вопросы постараюсь ответить. Так же заранее благодарен за предложения по улучшению устройства. С уважением Мулындин А.А. , SDD@yandex.ru
23 февраля 2007 г. Автор в процессе доводки зажигания несколько модернизировал схему:
На главную страницу На страницу МОЁ АВТО Раздел Электрооборудование Раздел Методы модернизации системы зажигания ОКИ