Страница  ENGINE ДВИГАТЕЛЬ                          

                       

 

                                                  Клапан продувки адсорбера

                                                

 

 

 

Устранение ошибки 0441 ( неверный расход воздуха через клапан продувки адсорбера).

 

Весной 2021г., на 11-м году владения авто, загорелся чек - появилась ошибка 0441 ( "Система улавливания паров бензина,неверный расход воздуха через клапан продувки адсорбера" ). Попробовал заменить клапан продувки адсорбера - ничегог не изменилось. Попробовал заменить адсорбер - ничего не изменилось. Новый адсорбер, надо заметить, продувался ртом заметно легче старого, я уж подумал, что вот она причина, сейчас поменяю адсорбер и все будет нормально... Но увы, совершенно ничего не изменилось...

Трубки , идущие к адсорберу, нормально продувались, даже пробовал совсем отсоединить эти трубки от клапана продувки - все равно ничего не менялось. Пришлось заняться регулировкой клапана продувки адсорбера. Взял регулируемый источник питания и выяснил, что клапан нормально срабатывает при напряжении 9 вольт и выше. Расковырял пломбу и путем завинчивания регулировочного винта добился, чтобы клапан надежно срабатывал при напряжении 4 вольта. Установил данный клапан и проблема ушла. Старый клапан был производства Утес, новый по форме такой же, но логотипа никакого нет.

Летом 2023г., при пробег 225 тыс. км. снова загорелся чек - снова появилась ошибка 0441. Теперь заказал новый клапан специально производства Счетмаш.

Клапан пришел, сегодня померил параметры этого клапана. Клапан производства Счетмаш срабатывает при снижении напряжения вплоть до 3,5 вольта ( если не воздействует вакуум). Если пытаться создавать ртом разряжение, клапан надежно срабатывает при напряжении вплоть до 6 вольт. Клапан этот поставил на авто, на следующий день, как и должно, на третьем драйв-цикле, чек погас, все нормально. Но разобраться с клапаном до конца хотелось бы.

Вот что я подумал. Странно это. Почему не работает клапан, рассчитанный на напряжение 9 вольт? Нормальные ведь цифры... Кто-то может скажет - "подделка!" ( напомню, клапан , проработавший последние два года, был ноу нейм какой-то). Однако, шерстя интернет, у продавцов клапанов производства Утес нашел такие ТУ на клапан: напряжение срабатывания 9-12 вольт, частота 0-32 герца. Логично-логично, на Утесе регулируют клапана на минимальное напряжение срабатывания 9 вольт, проверяют, что клапан может работать с частотой повторения импульсов 32 герца, и , довольные, отправляют клапана в продажу. Ну или на АвтоВАЗ. И АвтоВАЗ эти клапана хавает. Сегодня пока нет возможности померять какое минимальное напряжение срабатывания у старого снятого клапана. Сегодня пока попытался померить какое падение напряжения по цепи "+" питания. На отсоединенном от КПА разъёме , при включенном зажигании, напряжение около 12,1 вольт. Подсоединяю старый КПА (его сопротивление 21 ом) между выводом разёма и "-" АКБ, меряю ток , получаю 0,53А. Таким образом, падение напряжения по цепи "+" питания будет 12,6...12,1 - 21*0,53 = 1...1,5 вольт. Вроде в пределах норм. Померить деградацию радиолементов в ЭБУ и падение напряжения по цепи "-" питания сложнее - это по-хорошему надо дождаться срабатывания кКПА и смотреть осциллографом. Пока нет возможности. Но вот какая мысль возникла. Если (неважно по каким причинам) на КПА подается недостаточное напряжение, может сделать банальный простейший транзисторный усилитель?

 

Усилитель для КПА
Суть - напряжение на КПА подается практически напрямую, минуя цепи, где может происходить падение напряжения ( из-за плохих контактов и прочего). И сделал по-быстренькому такой простой транзисторный усилитель из имющегося под рукой хлама (только на разъём для КПА разорился на 99 рублей):

 

Усилитель для КПА
И по-быстренькому установил на свое авто:

 

Усилитель для КПА
18 августа 2023г сняс осциллограмму при срабатывании КПА (непосредственно с контактов КПА):

 

Усилитель для КПА

 

Все работает в общем как и было задумано.

 

 

23 августа 2023г. Дошли руки, распилил неисправный КПА, который No name. В принципе, неисправность сразу снаружи было видно - болтается регулировочный винт, соответственно нестабильно работает клапан, подсос воздуха опять же.

 

Когда распилил, увидел, что конструкция внутри упрощенная - у КПА Утес со стороны регулировочного винта расположена пластина магнитопровода, где нарезана резьба и куда заворачивается регулировочный винт, у КПА NoName магнитопровод цилиндрической формы вокруг катушки только, а регулировочный винт ввернут прямо в пластмассу корпуса. В общем, не удивительно, что за два года работы из-за постоянных ударов сердечника резьба в пластмассовом корпусе была сорвана и т.о. КПА вышел из строя.

 

 

винт КПА

 

корпус КПА

 

Но, тут надо добаввить - я когда закончил регулировку, не зафиксировал никак регулировочный винт, думается это могло быть одной из причин того, что клапан так недолго отработал. Надо было бы его залить термоклеем к примеру - тут и фиксация, тут и герметизация.

 

30 августа 2023г. Поездил некоторое время, снял более точные осциллограммы с данным девайсом и без него. И увидал, что, увы, толку от этого устройства в данном его виде - никакого. Дело в том, что я взял первый попавшийся под руку более-менее подходящий транзистор (BDX34C) , а это транзистор составной (транзистор Дарлингтона), у него большое падение напряжения ( напряжение насыщения до 2,5 вольт). Надо подбирать более подходящий.

 

03 сентября 2023г. Решил переделать по такой схеме, рассчитывая , что падение напряжения на полевом N-канальном транзисторе будет минимальным:
Усилитель для КПА

 

Тут я ошибся, конечно, неправильно подключил КПА - N-канальный транзистор в таком включении сильно греется, но , главное что и так все работало без ошибок. Переделал как должно быть:

 

Усилитель для КПА

 

Потом решил, что можно еще упростить, тем более, что электромеханическое реле здесь самый ненадежный элемент:

 

Усилитель для КПА

 

Проверил на практике, все работает хорошо. Вот для сравнения две осциллограммы, снятые непосредственно с контактов КПА, без усилителя и с усилителем. Хорошо видно, что напряжение на КПА увеличилось с 13,6 до 14,4 вольта:
Усилитель для КПА
Усилитель для КПА

 

 

Ну а если подходящий мощный резистор изыскать, так и еще проще можно:

 

Усилитель для КПА

 

 

Потом до меня дошло, что резистор, имитирующий сопротивление обмотки КПА, можно ставить не обязательно 20 ом (это сопротивление обмотки ), а гораздо больше номиналом. Проверка проходит нормально, а мощность рассеивания резистора может быть меньше. При сопротивлении 1 килоом можно обойтись резистором мощностью 0,25 Вт.

 

Усилитель для КПА

 

Ну и резистор 470k между базой и эмиттером тоже лишний.

 

Усилитель для КПА

 

Ну а для того, чтобы окончательно решить вопрос с надежным срабатыванием клапана продувки , можно сделать вольтдобавку - в разрыв провода между питающим напряжением и КПА устанавливаем повышающий преобразователь.

 

Я приобрел , в частности, готовый модуль китайского преобразователя XL6009. Установил на свое авто, отрегулировал чтоб выходное напряжение было 16 вольт и проверил на практике - все работает как надо. КПА рассчитан на максимум 16 вольт, но я пробовал и 17 вольт устанавливать - все работает , ну , может КПА слегка греется.
Усилитель для КПА

 

 

 

 

         На главную страницу  Main page

Hosted by uCoz