ЧУДА ОПЯТЬ НЕ СЛУЧИЛОСЬ
Несмотря на "большую разъяснительную работу", в том числе и нашего журнала, продолжают ходить истории, как кто-то где-то поставил под капот что-то ну очень электронное - и автомобиль стал просто неузнаваем: разгоняется быстрее, возросла максимальная скорость, уменьшился расход топлива и тому подобное. "Зарулевцы" не склонны верить таким рассказам, но почему бы не проверить лишний раз? И когда нам предложили поставить на редакционный автомобиль безынерционную электронную систему зажигания БЗМ-1 - не раздумывая, согласились.

Новая система зажигания представляет собой электронный блок, размером с обычный телефонный аппарат, который монтируется непосредственно в моторном отсеке. Кроме того, взамен штатного датчика момента искрообразования устанавливается датчик углового положения распредвала и исключается из работы коммутатор. Стоимость БЗМ-1 - 1 млн. 400 тыс. рублей плюс 100 тыс. за установку, которая занимает пару часов. Сопроводительные бумаги сулят улучшение разгонных характеристик на 20%, топливной экономичности на 12 - 15%, а еще - гарантированный пуск при низких температурах, высокую стабильность работы двигателя и, опять-таки, гарантированное снижение вредных выбросов до нормируемых (?) величин. Эти преимущества обеспечивает умная электроника, которая оптимизирует момент зажигания не только по скорости вращения, но и по угловому ускорению, и даже по изменению этого ускорения! Все обещания подкреплены актами испытаний в Центральном НИИ топливной аппаратуры и на Заволжском моторном заводе. Новую систему смонтировали на "Оку" ВАЗ- 1111 - заслуженный "штык" редакционного автопарка. Вот что рассказал ее "хозяин".

 Электронный блок и датчик углового положения распредвала.

Первую пробную поездку я совершил с представителем фирмы, устанавливавшей систему. Пытливо глядя в глаза, он все спрашивал, чувствую ли, насколько резвее стала машина. Порадовать его я ничем не мог, хоть ты тресни. А он принялся рассказывать, как некий гонщик на спортивной "восьмерке" - только благодаря новой системе зажигания! - выиграл две (!) секунды в разгоне до сотни. Слушаю и расстраиваюсь: какой же из меня испытатель, если не могу заметить двадцатипроцентного прироста мощности? Невразумительно промычал в ответ: "Ну, конечно... Эффект, вроде, есть. В общем, поездим - увидим", - и отбыл восвояси.

2

Проездив неделю с новой системой и стараясь оценить разгонные характеристики, временами ловил себя на мысли: да, вроде бы еду шустрее. А может, нет... Но вот уменьшения аппетита "Оки" я точно не почувствовал: как заправлял по двадцать литров каждые 310-330 км, так и сейчас заправляю. Хотя цифры эти не строгие: и режимы бывают разные, и недоливы случаются, и спидометр подвирает. Один раз ради эксперимента заправился "76-м". Двигатель вполне прогнозируемо задетонировал. Перевел специальный трехпозиционный переключатель в нужное положение - детонация уменьшилась, хотя не исчезла. Во всяком случае, до следующей АЗС доехать можно без опасений.

Кроме того, проявился интересный эффект: когда едешь на "ровном газу", с постоянной скоростью, машина едва заметно подергивается. Чтобы расставить все точки над "i", в один из дней я провел объективные замеры. В этом мне помогали расходомер с ценой деления 0,5 см3, секундомер и штатный спидометр. В оправдание последнего скажу, что он хоть и неточен, зато более-менее постоянен в своих преувеличениях, независимо от системы зажигания. Замеры проводились на ровном пятикилометровом участке шоссе при многократных заездах в разные стороны. Сначала была обкатана безынерционная система зажигания, потом, после получасового перекура и "рокировки" систем - штатная.

В каждом случае максимальная скорость замерялась дважды, а время разгона с места до 100 км/ч - четырежды. Разгоны от 60 до 90 км/ч не так напрягали скудные лошадиные силы "Оки" - их сделал по полтора десятка. Расход же бензина замерял и вовсе раз по двадцать на каждом режиме. Что же получил в итоге? По динамическим характеристикам явно выраженных изменений нет: то чуть лучше, то чуть хуже. Причем о двадцати процентах и речи нет - максимум три, да и те в "минусе". Строго говоря, разница в результатах - в пределах погрешности измерений и говорит только о том, что секундомером и спидометром она точно "не ловится". А вот расходомер показал картину достаточно ясную - ухудшение топливной экономичности на 12% и 7,5% на скоростях 60 км/ч и 90 км/ч соответственно.

Для проверки "гарантированного снижения токсичности до нормируемых величин" карбюратор сознательно разрегулировали. Газоанализатор показал 3,0% СО со штатной системой зажигания. Переход на безынерционную систему позволил снизить эту величину до 2,8%, так что, в принципе, эффект есть, хотя до нормируемых полутора процентов еще далеко. Да и какой электронике под силу исправлять огрехи в регулировке карбюратора. Что осталось "за кадром" - уверенный зимний пуск? Это похоже на правду, но точно ответить можно будет только зимой. А как вам такой, не мной придуманный пассаж: "надежность системы обратно пропорциональна ее сложности"? А ведь новые электронные "мозги" отнюдь не проще старых.

Что же касается субъективных ощущений, мне вспоминается рассказ одного моего приятеля. Еще лет двадцать назад он "покупал" своих знакомых - давая им прокатиться на своей, совершенно стандартной "шестерке", говорил, будто на ней сверхмощное электронное зажигание. И друзья, цокая языками, совершенно искренне отмечали "улучшение" динамических показателей. Велико же было их удивление, когда, открыв капот, они обнаруживали самый обычный трамблер...

Юрий НЕЧЕТОВ
Фото Сергея Иванова


Источник - "За рулем"
Материалы журнала "За рулем"
All rights reserved

 

Hosted by uCoz

На главную страницу                   На страницу  МОЁ АВТО                   Раздел ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ  .