Что показала длительная контрольная заморозка автомобильных аккумуляторов, предназначенных для корейских, японских и китайских машин
По сравнению с предыдущим годом, нынешний комплексный тест стартерных автомобильных батарей (АКБ) оказался куда более жестким. Если в прошлогоднем тесте на морозостойкость диапазон температур варьировал от -18 С до -24 С, то сейчас порог температурных испытаний было решено понизить до -32 градусов по Цельсию. Такой ужесточение вполне объяснимо – во многих российских регионах 30-градусные морозы в зимний период давно стали нормой, поэтому не помешает знать, как поведут себя те или иные стартерные АКБ при существенном понижении температуры. Это тем более хотелось выяснить, поскольку у подавляющего большинства всех стартерных АКБ заявленное значение пускового тока проверяется только при -18 С. К слову, для холодного пуска двигателя, особенно в мороз, в первую очередь важен именно максимальный ток холодной прокрутки (ТХП). Чем он выше, тем увереннее и дольше стартер сможет проворачивать коленвал и, соответственно, легче будет заводиться мотор.
Чтобы определить «пусковые» возможности батарей в диапазоне температур до -32 С, эксперты портала «АвтоПарад» при технической поддержке сервис-центра столичной компании «Tany» организовали сравнительный тест автомобильных батарей, представленных рядом известных иностранных брендов. Напомним, что фирма «Tany» специализируется на автомобильных аксессуарах и автоэлектроники и имеет солидный опыт в разработке и производстве различных модификаций зарядных устройств, а также автономных пуско-зарядных устройств. Как и в прошлом году, для испытаний были закуплены две группы батарей (по 7 штук в каждой), условно обозначенные как европейская (то есть для машин европейских марок) и азиатская (для японских, корейских и китайских авто).
Участники теста «азиатских» батарей
В рамках этой статьи речь пойдет как раз о батареях азиатской группы, которая уже давно занимает значительную нишу нашего рынка. В нашем тесте эта группа представлена брендами Deka (США), Furukawa (Япония), Topla (Словения), Exide (Испания), а также Delkor, Hankook и Sebang (все три - Южная Корея). Для испытаний от каждого бренда отобрались модели с максимальными (для единого типоразмера 232х172х200 мм) номиналами емкости и пускового тока. В итоге удалось собрать семь образцов с номиналами емкости от 65 до 70 Ач и заявленными значениями ТХП от 580 до 660 А. Все изделия однотипны и имеют клеммы обратной полярности. В ходе теста оценивались сравнивались такие параметры АКБ, как вес, а также пусковые свойства при низких температурах.
Все аккумуляторы после покупки взвешивались.
Отчет о результатах тестирования начнем с весовых показателей, замеры которых проводились на специализированных электронных весах. Отметим, что проверка веса аккумуляторов проводилась с целью выявления возможных расхождений реальных показателей с теми, что были заявлены производителями АКБ. Впрочем, итог этого этапа испытаний оказался прогнозируемым: значимых расхождений с теми данными, что были заявлены на этикетках, в ходе измерений не выявлено.
Для заряда исследуемых батарей применялись однотипные зарядные устройства
После весовых замеров все образцы были поставлены на зарядку. Процесс заряда продолжался до тех пор, пока в каждом образце не был зафиксирован уровень, соответствующий 100% емкости АКБ. Кстати, чтобы все образцы находились в равных условиях, для восполнения их емкости применялись однотипные зарядные устройства серии Smart Power SP-8N. Отметим, что к помощи этих приборов нам в ходе теста пришлось прибегать не раз – после каждой серии «пусковых» испытаний все АКБ вновь приходилось по несколько часов кряду заряжать, что называется, до полного «насыщения».
Пусковой ток измерялся с помощью разрядного тестера
Теперь об основном этапе нашего теста, в ходе которого исследовался максимальный ток холодной прокрутки при низких температурах. В данном случае под максимальным ТХП считался ток, 10-секундный разряд которым не «опускал» напряжение на клеммах батареи ниже отметки 7,5 В. Очевидно, чем больше ток, тем выше эффективность аккумулятора. В ходе этого этапа эксперты выполнили три вида «морозильных» исследований: при -18 С, -24 С и -32 С.
Сопоставление результатов тестирования батарей при температурах от 18 до -32 градусов
Каждое тестирование делали после суточного о пребывания всех АКБ в морозильной камере при соответствующей температуре. Затем образцы по очереди доставали из камеры и подвергали 10-секундному разряду током в несколько сот Ампер. Его конкретное значение для каждого аккумулятора определялось специальным тестером, просчитывающим данный параметр на основе анализа внутреннего сопротивления, которое батарея приобрела при заморозке.
Лидер теста среди батарей «азиатской» группы – аккумулятор Topla Top JIS
Результаты этого этапа исследований мы обобщили в виде сравнительных графиков, которые представляем вниманию читателей. Если присмотреться, то можно сказать, что в целом они отражают общепринятый постулат - чем выше у аккумулятора заявленный ТХП (то есть ток при -18 С), тем более высоким (в сравнении с другими АКБ) будет максимальный пусковой ток и при понижении температуры.
На втором месте – стартерные батареи брендов Deka и Delkor
Правда, такая тенденция практически не коснулась японской батареи марки Furukawa. Во-первых, данный образец не смог подтвердить заявленное значение ТХП – при тестировании оно составило всего 620 Ампер, тогда как на этикетке заявлено 660 Ампер (причем при весьма солидной емкости в 68 Ач). А вот у остальных образцов данный показатель в норме.
Третье место заняли аккумуляторы брендов Hankook, Sebang и Exide
Во-вторых, при температурах ниже -24 С «японец» проигрывает всем остальным участникам теста, хотя, если следовать логике рассуждений, всё должно было быть с точностью «до наооборот».
Если ориентироваться на абсолютные значения показателей, приведенных на графиках, можно выделить тандем лидеров, выдавших наибольший пусковой ток (650 А) – это батареи брендов Deka и Topla, далее поочередно следуют образцы марки Delkor, Hankook, Sebang и Exide, а замыкает этот ряд АКБ от Furukawa. Впрочем, такой рейтинг проверенных нами батарей был бы незавершенным без учета их розничных цен. Они, как известно, играют не последнюю роль при покупке АКБ. Конечно, когда батарею для машины покупаешь на длительный срок, ценовые различия в 1-1,5 тысяч рублей не всегда и не для всех является определяющим фактором, но, тем не менее…
Аутсайдер теста – батарея от Furukawa Battery
Поэтому окончательное сопоставление результатов испытаний мы проводили с учетом стоимости батарей. Его итоги несколько меняют отмеченную выше расстановку участников теста. Расклад полчается следующим: в лидерах фиксируется один бренд - Topla, бренды Deka и Delkor смещаются на второе месте, третье занимают Hankook, Sebang и Exide, а место аутсайдера остается за брендом Furukawa.